Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
780
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Архипова А.Д., Смашникова Т.Б.

В статье рассматриваются правовые основы организации местного управления и местного самоуправления в Республике Беларусь. Автор раскрывает основные понятия и систему органов местного управления. На основе проведенного исследования автором предлагаются способы повышение эффективности государственного управления республики Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Архипова А.Д., Смашникова Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.552

Архипова А.Д.

студент

Южно-Уральский государственный Университет (Научно исследовательский университет) (Россия, г.Челябинск)

Смашникова Т.Б.

Южно-Уральский государственный Университет (Научно исследовательский университет) (Россия, г.Челябинск)

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: в статье рассматриваются правовые основы организации местного управления и местного самоуправления в Республике Беларусь. Автор раскрывает основные понятия и систему органов местного управления. На основе проведенного исследования автором предлагаются способы повышение эффективности государственного управления республики Беларусь.

Ключевые слова: местное управление, местное самоуправление, административно-территориальные единицы.

Актуальность данной темы заключается в том, что при демократической системе власти необходимо развитие территориального общественного самоуправления близкого к населению для сохранения централизованного государства.

Согласно статье 2 Закона «О местном самоуправлении и управлении в Республике Беларусь» [2], местное управление - это форма организации местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из интересов государства и населения. В статье 120 Конституции Республики Беларусь закреплён государственный статус местного управления, осуществляемый через исполнительные комитеты и местные администрации районов. Положение статьи отражает влияние государства на свои территории через органы местного управления, которые исполняют решения вышестоящих органов в пределах своей компетенции.

В Законе «О местном самоуправлении и управлении в Республике Беларусь» [2], в статье 1 приведено определение местного самоуправления, как формы организации населения, проживающего на соответствующей территории для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения.

Система органов местного самоуправления включает местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления и другие органы, в том числе единоличные. Местное самоуправление осуществляется в пределах административно-территориальных единиц.

В структуре местного управления Беларуси, согласно ст. 117 Конституции Республики Беларусь входят[1]:

• местные Советы депутатов;

• исполнительные и распорядительные органы;

• органы территориального общественного самоуправления;

• собрания;

• другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

В Республике Беларусь местные Советы депутатов являются всего лишь каналом для доведения указаний высшего руководства, не имея при этом фактической самостоятельности.

В финансовой сфере одним из исключительных полномочий местных советов является введение местных налогов и сборов. Данное положение раскрывается в ст. 12 Налогового кодекса Республики Беларусь [3]. В разделе VI Налогового кодекса Беларуси прописан один местный налог - за владение собаками и два местных сбора - курортный сбор и сбор с заготовителей. Существенным фактором, снижающим эффективность деятельности местных Советов, является дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые на них возложены[5]. В Законе «О местном самоуправлении и управлении в Республике Беларусь» от 2010 г. нет норм, обеспечивающих формирование и наличие у местных Советов депутатов собственной материально-финансовой базы. Получается, что реально местные Советы отстранены от вопросов формирования и распоряжения финансами и материальными средствами.

В Конституции Республики Беларусь в статье 75 прописано, что граждане могут осуществлять правотворчество через органы территориального общественного самоуправления, путём проведения местного референдума. Но для того чтобы провести местный референдум необходимо собрать не менее 10% подписей от числа лиц, обладающих избирательным правом и проживающих на данной территории. А это довольно высокая планка. Также согласно главе II Конституции Республики Беларусь референдум может быть проведён только по вопросам «имеющим важное значение», а важность определяет Министерство юстиции Республики Беларусь и его структуры. То есть, граждане не могут провести референдум без разрешения властей, к тому же в статье 114 Избирательного кодекса Республики Беларусь [4] прописано, что референдум инициируемый гражданами проводится за счёт самих граждан. При таких сложных процедурах и финансовых затратах затруднительно инициировать

референдум, что не позволяет гражданам в полной мере выразить свою позицию по отдельным вопросам.

На местном уровне недостатком существующей системы является несогласованное изменение законодательства, наличие нормативно-правовых актов по вопросам, имеющим различную юридическую силы, содержащих правовые коллизии и пробелы. Для этого необходимо вывести систему финансирования местных органов власти из сферы действия, ежегодно принимаемых законов о республиканском бюджете, придав относительную финансовую независимость; законодательно закрепить расходные полномочия за каждым уровнем управления и максимально сократить функции совместного ведения органов местного управления и государства.

Для решения проблем, связанных с финансированием в Республике Беларусь, необходимо расширить финансовую автономию местных органов власти, закрепить за органами местного самоуправления на постоянной основе налоговые и неналоговые источники формирования местных бюджетов, а также создать благоприятные условия для их самостоятельного администрирования местными органами власти.

Процесс планирования местных бюджетов является составляющей единого бюджета государства, что делает местное управление зависимым от решений центральных органов управления. Исходя из того есть необходимость в изменении практики местного планирования и разработки бюджета, с определением первостепенной роли органам местного управления. В том числе обратить особое внимание на развитие взаимодействия населения и органов местного самоуправления, а также на взаимодействие их с государством.

Сокращение прямого вмешательства государства в развитие местных сообществ и предоставление органам местного управления большего количества возможностей для решения локальных проблем с учётом конкретных условий на каждой отдельной территории, приведёт к повышению уровня самостоятельности регионов, оперативному решению задач органами местного самоуправления

и развитию общественной инициативы. В этом случае государственная власть сконцентрируется на решении проблем регионального уровня, что будет способствовать повышению эффективности государственного управления в целом.

Список литературы:

1. Конституция Республики Беларусь от 1994 г. [Электронный ресурс], национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [официальный сайт], URL:http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/ normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения 14.09.2018 г.)

2. Закон республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ред. от 18.01.2018 ) [Электронный ресурс], национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [официальный сайт], URL: http://www.pravo.by /document/?guid=3871&p0=H11000108 (дата обращения 20.09.2018)

3. Налоговый Кодекс республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З (ред. от 04.01.2016), [Электронный ресурс], национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [официальный сайт], URL: http://www.nalog.gov.by/ru/tax-code/ (дата обращения 20.09.2018)

4. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 г. № 370-3 , [Электронный ресурс], национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [официальный сайт], URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/kodeksy-respubliki-belarus/ (дата обращения 21.09.2018)

5. Кивель В.Н. Сидорчук И.П. Местное самоуправление в Беларуси. // Минск: Тонпик, 2014 г. - 210-213 с.

6. Сапёлкин Е.П., Масловская Т.С. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. //Минск, 2016.- 148-150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.