ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
А. М. ИЗЫЧЕВ
В статье проведен анализ терминологического аппарата теории инновационного развития. Выявлены формы постиндустриальной экономики и взаимосвязь между ними. Исследована структура и состав систем управления знаниями.
Ключевые слова: инновационная экономика, экономика знаний, интеллектуальный капитал, менеджмент знаний, система управления знаниями.
Инновационное развитие России в условиях перехода от директивной планово-административной системы к рыночным отношениям в конце XX в. предопределяет новый путь к трансформации сферы управления потоками знания. Актуализация достижения лидерства в инновационном развитии и формирование рынков знаний как условия повышения конкурентоспособности национальной экономики на всех ее уровнях является основой к переходу на новый этап постиндустриального развития. Макроэкономика знаний в контексте международной конкуренции должна развиваться в двух аспектах: взаимовлияние макроэкономического роста и роста объема знаний в экономике [1] и прикладном - управление знаниями на уровне предприятия [2].
Существуют различные точки зрения относительно определения текущего состояния и формы развития постиндустриальной экономики. Различные авторы выделяют: инновационную экономику (ИЭ), информационную экономику и непосредственно экономику знаний (ЭЗ). Ряд зарубежных исследователей (Ф. Фукуяма, Дж. Ней-сбит, Э. Тоффлер, Д. Белл) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно ИЭ обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая немыслимо без экономического развития. По мнению доктора экономических наук, профессора Э. А. Луто-хиной основой данного развития являются инновации [3].
Вместе с тем, существует мнение, что именно производство знаний и высоких технологий в первую очередь служит основным источником роста экономики в развитых странах (США, ЕС и Япония) [4]. По мнению доктора экономических наук, заместителя главного ученого секретаря
Президиума РАН В. В. Иванова [5] в настоящее время наиболее развитые страны начали переход к постиндустриальному обществу, основу которого составляет ЭЗ, а базовым институтом является национальная инновационная система. В среде отечественных исследователей и деятелей науки ведутся дискуссии о необходимости перехода РФ к новой форме организации экономики, а также относительно широкого спектра задач, стоящего перед правительством, по стимулированию данного процесса. Предпринимаются первые шаги по достижению поставленной цели - обозначена Инновационная стратегия России до 2020 г. [6]. В научных трудах российских и зарубежных специалистов раскрываются теоретические и практические результаты в области изучения рынков знаний, однако существующие представления, методологические подходы требуют пересмотра в рамках системной парадигмы применительно к условиям России, чем и объясняется актуальность темы исследования
Последние исследования в области перехода экономики на новую стадию развития указывают на выявление фундаментальной основы процесса инновационного развития - знаний, предопределяя тем самым ознаменование новой экономики - ЭЗ.
Целью статьи явяляется развитие теоретических аспектов стратегического управления хозяйствующими субъектами на основе формирования концептуальной модели воспроизводства элементов интеллектуального капитала (ИК) в системе управления знаниями (СУЗ).
Задачи работы, направленные на достижение цели:
- уточнить на основе систематизации накопленного научного опыта познания терминологический аппарат теории инновационного развития;
- раскрыть сущность понятия «система управления знаниями» как фактора эффективного построения модели воспроизводства ИК;
- обосновать структуру и состав системы управления знаниями.
Многоуровневый характер вопросов формирования концептуальной модели воспроизводства элементов ИК в системе управления знаниями обусловил необходимость использования современных научных подходов, имеющих различные концептуальные основы. В рамках системного и воспроизводственного подходов применены общенаучные методы познания, методы системного подхода к решению проблем, а также такие методы, как анализ, синтез, единство логического анализа и диалектического развития, исторический подход.
Рассмотрим все первичные аспекты макроэкономики знаний. По мнению С. С. Блинова [7], прорыв в области науки, включающий стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций в целом, предопределили переход от материально ориентированной экономики в состояние, когда знания, интеллектуальный капитал играют ключевую роль на всех уровнях экономики. Конечным результатом такого перехода, по мнению Т. А. Исмаилова и Г. С. Гамидова [8], должно стать создание новой формы организации экономики - ЭЗ.
Основной движущей силой перехода к ЭЗ, по мнению Г. Н. Константинова и С. Р. Филоновича, является нарастание кризиса, причины которого кроются в использовании понятий, концепций и моделей, разработанных еще в индустриальную эпоху, перестающих давать ожидаемые результаты в условиях функционирования «общества знания».
Наиболее цитируемыми являются труды академика В. Л. Макарова [9]. Он подчеркивает, что современное общество сейчас держится на 3 китах: экономика инноваций, экономика информации и экономика знаний. «Инновации - это то, что способно вызывать кризисы. Происходит это в том случае, если экономика развивается неверно, однобоко. Нынешний кризис о том свидетельствует. Экономика информации способствует кризису, и это не нуждается в доказательствах -подобное мы наблюдаем постоянно. И только экономика знаний - развивается постепенно, подчас даже занудно, но это не означает - не эффективно. Инвестиции в эту область в принципе не могут регенерировать кризисы» [10]. Поэтому изучение теоретических аспектов и особенностей построения и перехода к экономике знаний является необходимой задачей создания актуальных моделей систем управления знаниями.
Исследование проблемы определения условий формирования ЭЗ как фактора внешней среды, обеспечивающей стратегическую устойчивость хозяйствующим субъектам, позволила нам выделить два определения. Во-первых, инновационная экономика рассматривается как тип экономики, основанной на потоке инноваций, производстве и экспорте технологий и высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Прибыль создается преимущественно интеллектом новаторов и ученых в информационной сфере, а не за счет материального производства и концентрации финансов (капитала). Во-вторых, экономика знаний представляет собой высший этап развития инновационной экономики и является фундаментом общества знаний.
Анализируя зарубежный опыт в изучении постиндустриальной экономики, сформулируем понятие экономики знаний. Это тип экономики, основанный на генерации востребованных знаний, необходимых для воспроизводства потока инноваций и технологического совершенствования, производства и экспорта технологий и высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью. Именно знания, способные создать конкурентные преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом, являются основой и отправной точкой инновационной деятельности и существуют в информационной среде, принимая различные формы и систематизируя когнитивную деятельность человека.
Учитывая мнение Б. В. Корнейчука о стадиях развития информационной экономики [11], отразим связь между данными видами экономики на рисунке 1.
Инновационная экономика
Информационная Экономика
экономика знаний
—►
Рис. 1. Структура постиндустриальной экономики
Современный инновационный менеджмент в условиях становлении ЭЗ, где ключевую роль играет интеллект новаторов и ученых, должен ориентироваться на эффективное управление интеллектуальным капиталом (ИК) и способствовать его воспроизводству.
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике показали, что создание ЭЗ является стратегическим направлением развития России в пер-
вой половине XXI в. Вырисовывается картина острой необходимости целенаправленного развития инновационной деятельности в стране, что не представляется возможным без успешного управления знаниями.
По мнению многих исследователей, таких как Б. Б. Леонтьев, А. Л. Гапоненко, Г. Хамел, К. К. Прохалад, знания являются элементом структуры интеллектуального капитала и относятся к человеческому капиталу в виде авуаров. В этой связи вполне обоснованным можно считать исследование второго аспекта, прикладного, в изучении экономики знаний. Для начала уточним понятие управление знаниями. Теоретический фундамент проводимых исследований составили классические работы по проблемам развития концепции управления знаниями Э. Тоф-флера, Д. Белла, М. Маклюэна и Й. Масуды. Информационные основы управления знаниями представлены в трудах В. М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера, Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова. Выделяют три разных подхода к концепции «управления знаниями», получивших в дальнейшем соответствующие названия: европейский, американский и японский. К. Вииг ввел понятие управления знаниям - это систематическое формирование, обновление и применение знаний во всех сотрудниках с целью оптимизации эффективности деятельности организации [17].
Под управлением знаниями Б. Гейтс понимает управление информационными потоками; оно должно гарантировать, что нужные известия достигнут нужных людей в нужное время, чтобы эти люди могли своевременно предпринять необходимые действия.
Согласно ГОСТ Р 53894-2010 управление знаниями (менеджмент знаний) - это плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, сегодня можно дать следующее определение управление знаниями - это совокупность управленческих воздействий на способы, методы и формы организации социальных-экономических отношений в сфере производства, распространения и использования знаний, направленная на повышение эффективности этих процессов и осуществляемая в конкретных экономических системах.
Е. В. Луценко рассматривает знания не только как составную часть ИК, но и как объект для
построения СУЗ [12]. В основе каждого элемента структуры ИК лежит информационная составляющая, эффективность влияния которой на результативность бизнес-процессов хозяйствующего субъекта предопределяет итоговую стоимость ИК. Эта информационная составляющая и есть знания, которые требуют постоянной и непрерывной во времени актуализации в виде возобновления возложенных на них функций под действием сигналов внешнего воздействия. Таким образом, знания выступают в роли фактора, непосредственным образом влияющего на управление процессом возобновления интеллектуальных ресурсов предприятия, а интеллектуальный капитал в свою очередь представляет собой формализованные знания, выраженные в виде авуаров или активов.
В процессе функционирования СУЗ обеспечивает перевод нестабильного человеческого капитала в более устойчивые структурный и процессный капиталы посредством создания корпоративных баз знаний. В основе процесса управления знаниями лежит задача отчуждения знаний у экспертов и разделение этих знаний между всеми сотрудниками компании посредством различных информационных систем, которые могут быть представлены в виде автоматизированных систем поддержки принятия решений или систем дистанционного обучения. Е. А. Балашов выделил таких экспертов, как работников, генерирующих знания в больших объемах, что готовы усваивать их ученики, и поэтому готовых этими знаниями делиться. Автор предлагает объединять их в «команду» для построения и использования СУЗ (рис. 2) [13]:
^ Запрос ' Мффскт
__________________
Система 1 ' Решение і ^ -
* менеджмента
Данные знаний Инфор\зшвя
Подсказка
Рис. 2. Система управления знаниями
Система менеджмента знаний обладает в данном контексте возможностью снижения рисков и сопровождения принятия решения. Недос-
таток подхода заключен в отсутствии структуры взаимодействия субъект-объект. Схожие исследования представлены в работе А. Реус. Для организации деятельности и связывания знаний и людей должны применяться специальные формы коммуникации, трансляции и передачи опыта, основными субъектами которой на групповом микроуровне являются 4 категории людей: ответственный, знающий, стажер, организатор (рис. 3) [14]. Она же обеспечивает выращивание новых носителей опыта и знаний. Управление знаниями происходит в рамках корпоративного университета с использованием известных форм организации - сообщений, доклада, диалога, дискуссии, тренинга. Наиболее прогрессивным способом быстрого обмена может стать построение совместно с системой управления знаниями системы дистанционного обучения и обмена опытом.
Рис. 3. Субъекты управления знаниями
Этапы построения СУЗ описал в своей работе Ю. Покалюк [15]: выявление точек использования знаний, описание используемых ими знаний, определение источников знаний, выявление ключевых сотрудников, построение путей накопления и движения знаний в компании, внедрение. Данная методика позволяет создать широкий доступ персонала к корпоративным знаниям, которые уже используются в работе, однако не решает проблемы поиска нового знания. Необходимо добавить этап генерации - поиска или создания нового концептуального знания среди мотивируемых сотрудников, заключающий в себе процесс формализации требуемых результатов, постановки вопросов и открытый доступ к их решению с последующей пилотной апробацией.
Таким образом, можно обосновать состав СУЗ. Большинство трудов ученых и исследователей указывают на наличие таких фундаментальных элементов, как человек и группы людей, знания, конвертирующиеся в различные формы при прохождении этапов воспроизводственного цикла, и систему организации коммуникаций для обеспечения трансферта знаний.
На основе сделанных выводов и учитывая работы [16] построим матрицу инструментов управления генерацией знаний в СУЗ (рис. 4).
Организация
Группа
Индивид
Генерация Генерация Генерация Генерация
дружественного концептуального системного операционного
знания знания знания знания
Конференция, Межфункциональные Изменение конфигу- Общая интеллекту-
собрание группы. Профессиональные сообщества рации существующей информации альная модель. Ноу-хау
Совместное Тренинг. Проектная ко- Систематическое Формализация
выполнение работы манда обучение лучших практик
Наблюдение. Сторителлинг Написание отчетов Индивидуальный
Изучение. Подражание. опыт
Социализация
Экстернализация
Комбинация
Интернализация
Рис. 4. Матрица инструментов управления генерацией знания в СУЗ
Данная матрица учитывает воспроизводственный процесс знаний в рамках циклической спиралеобразной смены формы знаний через их генерацию на различных уровнях организации хозяйствующего субъекта. На первом этапе генерация дружественного знания происходит путем социализации, которая на уровне индивида выражена в наблюдении, изучении объектов, подражании, на уровне группы выражена в совместном выполнении работы и на уровне организации представлена в форме участия в конференциях и собраниях. Затем на следующих этапах происхо-
дит создание знания путем: экстернализации -коллективными размышлениями с целью выразить свое неформализованное знание и создать формализованное и концептуальное; комбинации -создания системного знания, структурированного за счет построения взаимосвязей между только что созданным знанием; интернационализации -создания операционного, неформализованного знания в форме общей интеллектуальной модели. Процесс управления заключается в выполнении базовых функций менеджмента относительно представленного инструментария процессов.
Выводы:
1. В процессе исследования раскрыта сущность экономики знаний как высшего этапа развития инновационной экономики.
2. Выявлена взаимосвязь между формами постиндустриальной экономики, позволяющая в дальнейшем определить стратегические приоритеты национального развития в рамках становления экономики знаний.
3. Проведенное исследование показало, что для повышения конкурентоспособности на микроэкономическом уровне необходимо формирование и внедрение системы управления знаниями. Данный шаг позволит достичь целей, поставленных в рамках стратегии инновационного развития России до 2020 г.
4. В ходе исследования существующих моделей управления знаниями проведена работа по систематизации инструментов управления генерацией знания в СУЗ на различных уровнях предприятия, представленная в виде сформированной матрицы.
Построение эффективной системы управления знаниями на основе анализа отечественного и зарубежного опыта создания моделей управления знаниями, используя выявленные процессуальные формы, позволит предприятию повысить свою конкурентоспособность в условиях постепенного перехода к высшему этапу постиндустриальной экономики - экономике, основанной на знаниях.
Литература
1. Макаров В. Л., Козырев А. Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М., 2003.
2. Нарумова О. Ф., Соловьева Г. М. Центры коммерциализации технологий в России и за рубежом. М., 2005.
3. Особенности инновационной экономики и проблемы ее формирования в Республике Беларусь // ИППОКРЕНА. 2010. № 2.
4. Экономика знаний // Экология и жизнь. 2003.
№ 1.
5. Иванов В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы // Инновационная Россия. СПб., 2011. Вып. 2 (148). С. 31.
6. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.economy.gov.ru
7. Интеллектуальный капитал: его идентификация и роль в экономике знаний // Корпоративные финансы. 2010. № 4.
8. Стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.
9. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. № 5.
10. Академик Валерий Макаров: экономика счастья есть. URL: http://www.ras.ru
11. Корнейчук Б. В. Информационная экономика: учеб. пособие. СПб., 2006.
12. Луценко Е. В., Коржаков В. Е., Ермоленко В. В. Интеллектуальные системы в контроллинге и менеджменте средних и малых фирм. Майкоп, 2011.
13. Менеджмент знаний: подходы к внедрению // Стандарты и качество. 2002. № 7.
14. Реус А., Зинченко А., Крайчинская С., Талян-ский Д. О методе управления знаниями в процессах интеграции машиностроительной корпорации. М., 2011.
15. Построение системы управления знаниями. URL: http://www.e-xecutive.ru
16. Nonaka Ikujiro, Takeuchi Hirotaka. The knowledge creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation. N. Y., 1995. P. 284.
17. Wiig K. M. Knowledge management: The central management focus for intelligent-acting organizations. Arlington, 1994.
* * *
FEATURES OF KNOWLEDGE
MANAGEMENT MECHANISM IN THE KNOWLEDGE BASED ECONOMY
A. M. Izychev
The article analyzes the terminology of the theory of innovation development. Forms of post-industrial economy and the relationship between them are identified. The structure and composition of knowledge management systems are investigated.
Key words: innovation economy, knowledge economy, intellectual capital, knowledge, knowledge management, knowledge management system.