Научная статья на тему 'Особенности механизма реализации кредитной политики в регионе (на примере Орловской губернии конца XIX - начала XX века'

Особенности механизма реализации кредитной политики в регионе (на примере Орловской губернии конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК / ПРОМЫШЛЕННАЯ ССУДА / УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЛКОГО КРЕДИТА / КАЗНА / РЕГИОН / ЗЕМСТВО / ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А.А.

В статье исследуется специфика формирования и основные направления реализации кредитной политики в Орловской губернии на рубеже XIX-XX вв. Характеризуется использование методов прямого и косвенного регулирования рынка ссудного капитала в рамках протекционистской политики государства. Государственный финансовый контроль рассматривается как важнейшее условие обеспечения эффективности кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма реализации кредитной политики в регионе (на примере Орловской губернии конца XIX - начала XX века»

Страницы истории

Удк 336.77

особенности механизма реализации кредитной политики в регионе (на примере орловской губернии конца xix — начала хх века)*

А. А. РОМАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин

Е-mail: anna-r@lenta. т Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел

В статье исследуется специфика формирования и основные направления реализации кредитной политики в Орловской губернии на рубеже XIX—XXвв. Характеризуется использование методов прямого и косвенного регулирования рынка ссудного капитала в рамках протекционистской политики государства. Государственный финансовый контроль рассматривается как важнейшее условие обеспечения эффективности кредитной политики.

Ключевые слова: кредитная политика, государственный банк, промышленная ссуда, учреждение мелкого кредита, казна, регион, земство, протекционизм.

Одной из важнейших задач экономической политики России в начале ХХ в. стало повышение эффективности созданной модели государственной поддержки отечественного производства. По словам С. Ю. Витте, к этому времени «... логически стройная система серьезного покровительства.» уже успела принести богатые плоды [1]. В этот

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете—учебно-научно-производственном комплексе, г Орел.

период продуманная кредитная политика являлась наиболее действенным инструментом российского протекционизма. Основными направлениями ее реализации стали:

— совершенствование законодательной базы регулирования кредитной системы страны;

— развитие государственного финансового контроля;

— непосредственное предоставление ссуд со стороны казны и Государственного банка.

В начале ХХ в. воздействие государства на развитие кредитной системы в России во многом определялось особой ролью Государственного банка:

— активы всех акционерных банков коммерческого кредита, обществ взаимного кредита и городских общественных банков по состоянию на 01.03.1913 составляли 6 562,4 млн руб.;

— активы всех контор и отделений Государственного банка — 1 577,5 млн руб.

Тогда же примерно пятая часть объемов всех учетно-ссудных операций в стране осуществлялась Государственным банком.

Устав Государственного банка 1894 г. существенно расширил его возможности воздействия на экономику. Новой операцией, разрешенной Госу-

дарственному банку, стало предоставление промышленных ссуд. Их выдача регулировались правилами, утвержденными министром финансов 17.08.1894 при введении устава в действие. В дальнейшем условия выдачи кредитов Государственным банком неоднократно уточнялись и корректировались.

Документ «Наказ для производства промышленных ссуд» устанавливал систему критериев отбора предприятий, признанных «заслуживающими поддержки». Для получения кредита в Государственном банке они должны были:

— обладать «благонадежным обеспечением» — залогом недвижимого имущества или поручительством;

— быть «уже в ходу» или «вновь устроенными», но достаточно оборудованными для эксплуатации.

Особое внимание Государственный банк уделял качественной стороне предприятия:

— приносит ли оно особую пользу какой-либо отрасли отечественной промышленности;

— выделяется ли по «своей технической постановке», а также в отношении качества изготавливаемого продукта.

Кроме того, учитывались:

— происхождение сырья, топлива;

— место сбыта продукции;

— данные об образовании административного и технического персонала;

— степень «значения предприятия вообще или для местного края».

Согласно уставу Государственного банка промышленные ссуды предоставлялись на пополнение оборотных средств сроком на один год с возможностью дальнейшего возобновления.

Кредитование было действенным инструментом структурной политики. Уровень процентной ставки зависел от того, какие приоритеты определялись Государственным банком. Например, государство, стимулируя развитие овцеводства и хмелеводства, установило в июле 1894 г. ставку по ссудам «под залог хмеля и шерсти в 4S %», тогда как большинство других отраслей могло рассчитывать на кредитование под 5—6 % годовых.

Отметим, что предоставление промышленных ссуд не должно было вызывать перегрева отдельных отраслей и углубления сложившихся диспропорций. В циркуляре Государственного банка от 18.08.1895 отмечались «...благоприятные условия для мукомольного производства и возможность кризиса в

данной отрасли промышленности в случае столь же усиленного возникновения мельничных предприятий, какое замечалось доселе» [8]. Поэтому кредитование мукомольного производства допускалось лишь в случае отпуска муки за границу или «.особенно хорошей технической постановки предприятия и действительной потребности в нем в данном районе».

Государственный банк выявлял группы предприятий, которые «.настолько поставлены благоприятно или получили столь широкое развитие», что исключают необходимость в их поддержке промышленными ссудами. Впоследствии таковыми были признаны:

— хлопчатобумажные и шелковые мануфактуры;

— свекло-сахарная промышленность;

— нефтяные промыслы;

— керосиновые заводы;

— аптеки;

— спичечное и бумажное производства.

Кроме того, Государственным банком учитывалась и доступность для предприятий иных (помимо подобных кредитов) источников финансирования. Считалось, что акционерные общества и товарищества на паях способны привлекать дополнительные ресурсы с помощью:

— роста акционерного капитала;

— увеличения числа паев;

— выпуска облигационных займов.

Поэтому предоставление им промышленных

ссуд было допустимо лишь в исключительных случаях.

В Орловской губернии, преимущественно аграрной, промышленные кредиты выдавались нечасто: на 01.01.1911 Орловским отделением Государственного банка таких ссуд было открыто на 11 тыс. руб., что составляло лишь 0,3 % от объема всех учетно-ссудных операций. Тогда же этот показатель в среднем по всем конторам и отделениям Государственного банка достигал 3,4 %.

Во многом это объяснялось тем, что далеко не все потенциальные заемщики в губернии могли удовлетворять предъявляемым требованиям. Показательна история фабрик Потомственного почетного гражданина г. Ельца Н. Черникина. В 1896 г. им были открыты ткацкое и ватное производство. Спустя четыре года он, затратив свыше 660 тыс. руб. на здание и оборудование, открыл прядильную фабрику, надеясь вырабатывать мешковое и брезентовое

полотно из местной пеньки и льна для обеспечения всего центрального мукомольного района.

Отметим, что первые партии продукции экспортировалась в Персию, где успешно конкурировали с английскими товарами. Расширяя производство, фабрикант рассчитывал на инвестора, первоначально вложившего 100 тыс. руб. и обещавшего внести еще 300 тыс. К сожалению, начало деятельности новой фабрики совпало с развитием торгово-промышленного кризиса, вызвавшего застой в мануфактурной торговле. К концу 1901 г. на складах фабрик скопилось непроданных товаров более чем на 200 тыс. руб. Компаньон Н. Черникина еще в конце 1900 г. отказался от своих планов, предложив внесенные деньги рассматривать в качестве займа на два года. Предприятия столкнулись с нехваткой наличных оборотных средств.

В марте 1902 г. совет Государственного банка рассмотрел и отклонил ходатайство о «... воспособ-лении фабричным предприятиям Н. И. Черникина в г. Ельце». Тщательно оценив уровень развития этой отрасли, а также эффективность работы потенциального заемщика, совет признал его нежизнеспособность и неконкурентоспособность по сравнению с подобными крупными предприятиями Московского фабричного района [5]. Оценка рисков потенциального кредитора оказалась верной: в начале апреля 1902 г. фабрики прекратили свою работу.

Тем не менее даже в военное время Государственный банк продолжал кредитовать современные предприятия. В ноябре 1914 г. инженер М. Хрущов— владелец машиностроительного завода получил в ссуду 50 000 руб. под 7 % годовых сроком на 9 мес. под залог мялок для обработки льна и пеньки, а также нефтяных двигателей-локомобилей собственного производства [2].

Нормативное регулирование со стороны Государственного банка было достаточно гибким за счет обратной связи со своими подразделениями, что позволяло своевременно реагировать на возникающие проблемы. Циркуляры и разъяснения по вопросам применения законодательства регулярно рассылались центральным управлением Государственного банка его конторам и отделениям.

Например, в ответ на информацию о том, что некоторые местные учреждения банка приступили к выдаче мелких ссуд крестьянам и городским ремесленникам в весьма широких размерах с недостаточным обеспечением интересов банка, а также без контроля за «правильным употреблением» ссуд,

конторам и отделениям был направлен циркуляр от 26.05.1895 за подписью управляющего Э. Плеске [8]. В документе, в частности, рассматривались типичные ошибки, допущенные работниками на местах, и их последствия (например возникновение слухов о даровой раздаче банком денег), а также признавалось, что «.для правильной постановки операции преподанные в Наказе о мелком кредите общие указания представляются недостаточными».

Местным учреждениям Государственного банка предписывалось приостановить выдачу кредитов, обеспеченных лишь круговой порукой товариществ и сельских обществ, вплоть до выхода новых, более подробных правил. Исключения допускались для промыслов, имеющих особое значение для данной местности, под ответственность управляющих отделениями.

Статьи 139—146 устава Государственного банка 1894 г., вводившие операции выдачи ссуд через посредников, способствовали решению одной из основных задач реформы этого учреждения — обеспечению доступности банковского кредита для мелких земледельцев, промышленников и торговцев. Создание агентств банка в наиболее значительных пунктах, содействие соединению таких заемщиков в товарищества должны были сгладить проблемы, связанные с оценкой кредитоспособности мелких производителей, наблюдением за «употреблением ссуд согласно назначению», сохранностью залогов и наложением взысканий.

В конечном счете содействие мелкому кредиту, ставшее по уставу 1894 г. одной из важнейших задач Государственного банка, выразилось в предоставлении займов ссудо-сберегательным и кредитным товариществам, образованным в соответствии с законом от 01.06.1895. В ст. 5 раздела «Г» — «Наказ для производства промышленных ссуд» прямо указывалось: «Учреждениям Банка. рекомендуется всемерно содействовать соединению мелких заемщиков в товарищества, ссуды коим могли бы быть выдаваемы за круговой порукою членов» [8].

Важнейшей вехой в организации народного кредита становится создание управления по делам мелкого кредита Государственного банка и утверждение Положения о мелком кредите в 1904 г.

Отметим, что Орловское отделение Государственного банка активно поддерживало учреждения мелкого кредита. Так, на 01.01.1911 в Орловской губернии доля таких ссуд составляла 13,9 % от валюты баланса отделения. В то же время в целом по

империи этот показатель едва достигал 1,6 %.

К 01.03.1913 все конторы и отделения Государственного банка страны в среднем 4,4 % всех активов направляли на мелкий кредит. В Орловской губернии эта доля увеличилась до 20,6 %. За данный период размер этой статьи учетно-ссудных операций Орловского отделения вырос в 2,5 раза, достигнув к 01.03.1913 2 073 тыс. руб.

К примеру, основной капитал Орловского кредитного товарищества, открывшего действия 30.04.1903, к началу 1905 г. состоял из ссуженных Государственным банком 2 000 руб. под 6 % годовых сроком на 5 лет.

Отметим, что ставка по ссуде была плавающей: в 1906 г. она возросла до 6,5 %. Помимо этого Орловское отделение открыло товариществу кредит в 8 000 руб., задолженность по которому на 01.01.1905 составляла 5 630 руб.

Таким образом, на начало 1905 г. свыше 83 % всех ресурсов Орловского кредитного товарищества были предоставлены Государственным банком. В июле 1909 г. лимит краткосрочного кредита товариществу был увеличен до 16 000 руб. с условием, чтобы из них 3 000 руб. служили запасным фондом на случай востребования вкладов.

Орловское кредитное товарищество (до сентября 1908 г. — Орловское кредитное товарищество ремесленников) осуществляло кредитование своих участников:

— по личному доверию;

— за поручительством;

— по залогу.

Осуществляло оно и посреднические операции.

Первоочередной задачей всякого учреждения мелкого кредита было снабжение хозяйств «важнейших групп производителей» оборотными средствами и необходимым инвентарем. К таким «производителям» относились:

— мелкие промышленники и земледельцы;

— мелкие посредники в торговле.

Поэтому займы Орловского кредитного товарищества предоставлялись на покупку материалов для ремесленных и кустарных промыслов:

— дерева;

— кожи;

— кирпича;

— каучука;

— муки;

— жемчуга;

— краски;

— сукна;

— железа.

Поддержка учреждений мелкого кредита осуществлялась не только со стороны Государственного банка, существенная помощь предоставлялась городами и земствами. Собственный основной капитал у Орловского кредитного товарищества появился только в 1908 г., когда Орловская городская управа передала ему принадлежавшие ликвидированной Орловской ремесленной управе процентные бумаги на сумму 3 075 руб., а также имущество, оцененное в 7 800 руб., в том числе — каменный дом с местом.

Союзы местного самоуправления кредитовали эти учреждения и через земские кассы. Так, по состоянию на 01.01.1913 на балансах 148 земских касс Российской империи числилось 749 ссуд в основной капитал учреждений мелкого кредита (в среднем по 1 453 руб. каждая). Кроме того, земские кассы предоставляли средства и на пополнение оборотных средств. На начало 1913 г. эта задолженность составляла 18 719,3 тыс. руб. (41,6 % всех активов земских касс России).

В Орловской губернии к 1913 г. были открыты две земские кассы: Брянская и Ливенская. Большую часть их активов разместили в ссудах на пополнение оборотных средств учреждений мелкого кредита. В Брянской земской кассе их доля составила 79,8 %, а в Ливенской — 83,1 %. Помимо этого по состоянию на 01.01.1913 10,9 % всех активов Ливенской земской кассы были направлены на формирование основного капитала учреждений мелкого кредита (7 ссуд — в среднем по 1 214 руб. каждая) [6].

Количество учреждений мелкого кредита в Орловской губернии увеличивались быстрыми темпами: если в 1907 г. насчитывалось лишь 32 такие организации, то к 01.01.1914 их число возросло до 240 (в 7,5 раза). Объем привлеченных ими вкладов за этот период вырос более чем в 50 раз: с 92 тыс. руб. до 4 655 тыс. Объем выданных ссуд увеличился в 37 раз — с 312 тыс. руб. до 11 656 тыс.

Следует отметить, что быстрое развитие кредитных товариществ в этот период наблюдалось как в городах, так и в деревнях. В сельской местности ссуды выдавались на следующие цели:

— на аренду земли;

— на покупку ее в собственность;

— на приобретение скота;

— на улучшение орудий производства;

— на уплату повинностей;

—на другие расходы, связанные с ведением хозяйства.

Для земств Орловской губернии особое значение имел вопрос снабжения населения улучшенным сельскохозяйственным инвентарем через кредитные товарищества. Благодаря договору с Губернским земством о комиссионной продаже оборудования через товарищества, заключенному в 1908 г., учреждения мелкого кредита смогли существенно расширить свои посреднические операции. В течение 1909 г. членам товариществ поставили товаров и инвентаря на 45 600 руб., что было в полтора раза больше, чем в предшествующие три года.

В дальнейшем кредитные товарищества совместно с земскими учреждениями обеспечивали поставки улучшенных земледельческих орудий:

— жаток;

— косилок;

— сеялок;

— культиваторов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— молотильных машин.

Вместе они устраивали склады сельскохозяйственного инвентаря.

Ссуды, предоставляемые кредитными товариществами, позволяли не только повысить эффективность сельского хозяйства, но служили и инструментом воздействия на рыночную конъюнктуру. В отчете губернатора о состоянии Орловской губернии за 1913 г. отмечается: «.практикуемая кредитными товариществами в последние годы полезная мера, направленная к удержанию крестьян от сбыта хлеба по низким ценам в осеннее время путем выдачи им ссуд под хлеб, благодаря чему крестьяне, пользующиеся содействием товариществ, имеют возможность выжидать подъема цен на хлеб и сбывать его с большей выгодой для себя» [4].

Одной из важнейших целей кредитной политики и Государственного банка, и земств в аграрной губернии являлась поддержка местного сельскохозяйственного производителя.

Реализация протекционистской политики государства могла осуществляться и за счет средств казны. Однако ее возможности выдавать новые кредиты ограничивались требованием соблюдения общего соответствия расходов и доходов, т. е. бюджетного равновесия, а сверхсметные кредиты допускались лишь в виде редких исключений.

Отметим, что ходатайство о ссуде из казны на возобновление работы уже упомянутых предприятий Н. Черникина в 1903 г. не было удовлетворено.

В ответе управляющего Министерством финансов признавалось «.совершенно невозможным относить на общие податные средства затраты на поддержание промышленных предприятий. Предприятия эти многочисленны, и, если бы Министерство финансов стало на путь поддержания их из указанных источников, то последствием сего явилось бы крайне нежелательное увеличение податного бремени населения» [5].

Кредиты, предоставляемые казной, направлялись на цели, стимулирующие развитие производительных сил народа и способствующие упрочению его благосостояния. Как правило, за счет этих долгосрочных заимствований финансировалось строительство объектов инфраструктуры. В частности, указом императора Николая II от 05.04.1913 городу Ливнам Орловской губернии выдавалось в ссуду из казны 30 000 руб. на сооружение водопровода под 5 % годовых сроком на 15 лет [3].

Долги перед казной были и у других городов губернии. Так, г. Орел в 1907 г. позаимствовал 210 000 руб. на постройку казарм сроком на 13 лет, а в 1910 г. — 13 750 руб. до 1920 г. на расширение городского водопровода [7].

Расчеты по кредитам из казны строго регламентировались государством: суммы, необходимые для производства ежегодных платежей, вносились в городские сметы в качестве обязательных расходов. Для использования займа открывался специальный счет. В случае возникновения просрочки начислялась пеня, а само использование полученных средств сопровождалось выполнением ряда обязательных условий.

Расходование средств займа допускалось только после утверждения технических проектов и смет. При осуществлении работ, заказе материалов и оборудования, машин и механизмов за счет заимствований предпочтение должно было отдаваться продукции отечественных заводов и предметам отечественного происхождения.

Изменение целевого назначения полученных ресурсов допускалось лишь с разрешения министра внутренних дел.

Таким образом, несмотря на то, что ссуды из казны не выдавались напрямую промышленным предприятиям, подобные кредиты формировали спрос на их продукцию, косвенно поддерживая российское производство.

Итак, кредитная политика государства на рубеже XIX—XX вв. была направлена на поддержание

устойчивого экономического роста. Ее приоритеты определялись необходимостью развития инфраструктуры и поддержки передовых отраслей, способных вывести отечественное производство на качественно новый уровень. Государство успешно сочетало прямые и косвенные методы регулирования.

При этом Государственный банк строго отслеживал эффективность использования предоставляемых ссуд, не допуская перегрева отдельных отраслей. Существенно упростив доступ к кредиту для мелких промышленников, земледельцев и торговцев, Государственный банк создавал условия для роста спроса на современные машины и оборудование. Кроме того, развивая народный кредит совместно с союзами местного самоуправления, он способствовал формированию зарождавшегося среднего класса.

Список литературы

1. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах. Предисловие Ю. Н. Калашного и В. М. Широнина. М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997.

2. Дело о выдаче ссуды владельцу Орловского машиностроительного завода инженеру Хрущову

М. М. под залог сельскохозяйственных машин и орудий. 09.11.1914. Оренл: ГАОО. Ф. 495.

3. Журнал заседания Орловского губернского Присутствия о разрешении займа на устройство водопровода в г. Ливны. Орел: ГАОО. Ф. 2.

4. Отчет губернатора о состоянии Орловской губернии за 1913 г. и материалы к нему. Орел: ГАОО. Ф. 580.

5. Переписка с Министерством финансов, Елецким полицмейстером о выдаче правительственной ссуды на восстановление торгово-промышленных предприятий в г. Ельце. 19.07.1903 — 23.05.1904. Орел: ГАОО. Ф. 580.

6. Сводные балансы акционерных банков коммерческого кредита, обществ взаимного кредита, городских общественных банков, земских касс России, состояния счетов контор и отделений Государственного и Русско-Азиатского банков за 1913 год. Орел: ГАОО. Ф. 495.

7. Сведения о городских доходах и расходах, произведенных в 1913 г., а также о капиталах, долгах и недоимках по городам на 01.01.1914 Орел: ГАОО. Ф. 2.

8. Циркуляры Госбанка и переписка с ним о выдаче промышленной ссуды севскому купцу, владельцу маслобойного завода Петрунькину П. Г. 1894. Орел: ГАОО. Ф. 495.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.