Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ№7 ИМ. В.И. ЛЕНИНА'

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ№7 ИМ. В.И. ЛЕНИНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиапотребление / медиапредпочтения / школьники / учащиеся / сельская школа / media consumption / media preferences / schoolchildren / students / rural school

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сазонова К.Г.

Материал статьи основан на глубинных интервью с учащимися сельской школы, проведенных в рамках качественного исследования. В статье показаны особенности медиапотребления сельских школьников. Также, были выявлены медиапредпочтения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION OF RURAL SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF MBOU SCHOOL №7 NAMED AFTER. V.I. LENINA

The article is based on in-depth interviews with students from rural schools conducted as part of a qualitative study. The article shows the features of media consumption of rural students. Also, media preferences of students were identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ№7 ИМ. В.И. ЛЕНИНА»

УДК: 316.772

Сазонова К. Г. студент магистратуры Донской государственный технический университет

Россия, Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ№7 ИМ. В. И. ЛЕНИНА

Аннотация: Материал статьи основан на глубинных интервью с учащимися сельской школы, проведенных в рамках качественного исследования. В статье показаны особенности медиапотребления сельских школьников. Также, были выявлены медиапредпочтения учащихся.

Ключевые слова: медиапотребление, медиапредпочтения,школьники, учащиеся, сельская школа.

Sazonova K. G. graduate student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION OF RURAL SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF MBOU SCHOOL №7

NAMED AFTER. V. I. LENINA

Annotation: The article is based on in-depth interviews with students from rural schools conducted as part of a qualitative study. The article shows the features of media consumption of rural students. Also, media preferences of students were identified.

Key words: media consumption, media preferences, schoolchildren, students, rural school.

С целью выявления особенностей медиапотребления сельских школьников на примере МБОУ СОШ№7 им. В. И. Ленина был проведен ряд глубинных интервью с тридцатью учащимися 5-11-х классов.

Под "медиапотреблением" в нашей работе мы понимаем социально -коммуникационное явление, которое заключается в различных интеракциях индивидов и социальных групп с медиа в формах приобретения, использования, обмена, хранения медиапродукции [1].

Телевидение. В ходе интервью было выявлено, что 83% опрошенных школьников регулярно смотрят телевизор. Из них 60% смотрят новости, 56% - отдают предпочтение развлекательным программам, 56% -познавательным программам и 20% образовательным. Наибольшей

популярностью в образовательных целях пользуется канал "Кубань 24". На канале ранее был запущен проект "Телешкола Кубани", в рамках которого осуществляется дистанционное обучение для школьников, проводятся онлайн-уроки.

Среди опрошенных 60% осознанно регулярно смотрят новости, 23% смотрят изредка, обычно, когда телевизор смотрит кто -то из семьи, 17% совсем не смотрят новости. Из тех, кто смотрит новости: 24% полностью доверяют новостям, аргументируя это тем, что новости показывают по федеральным каналам, значит обмана быть не может. Следующие 60% школьников перепроверяют заинтересовавшие их новости в Интернете, так как не доверяют новостям, увиденным по телевизору. Не доверяют новостям и не перепроверяют их 16% опрошенных.

Интернет. Среди опрошенных 37% смотрят сериалы и фильмы в Интернете. Предпочтение сериалам учащиеся отдают, начиная с 7-ого класса, 5-6-е классы сериалы не отмечают как регулярно просматриваемые. Также, учащиеся используют Интернет в образовательных целях - 20%, для решения домашнего задания и поиска дополнительной информации по предметам, которые собираются сдавать на экзаменах. Многими учащимися был отмечен интернет-ресурс - УоиТиЬе, который регулярно смотрят 63% опрошенных. Среди них 79% предпочитают развлекательные каналы, 26% -познавательные каналы, 21% - образовательные каналы, 16% - спортивные каналы.

Результаты исследования, направленные на выявление предпочтений школьников к просмотру, показали, что телевидение пользуется популярностью у сельских школьников во всех классах. Смотря телевизор, школьники узнают для себя много нового, также, в образовательном плане.

Интернет-ресурсы используются в большей степени в развлекательных целях, за исключением УоиТиЬе, школьники находят на данном ресурсе не только массу развлекательных каналов, но и множество познавательных программ.

Как выяснилось, сельские учащиеся пренебрегают интернет-ресурсами, хотя в целях самообучения Интернет позволяет найти и изучить определенное количество информации. Учащиеся отмечали, что пользуются Интернетом при подготовке домашнего задания. Респондент №1: «В образовательных целях могу проверить домашнее задание в «ГДЗ» (готовые домашние задания), если по английскому задали прочитать текст, я могу сначала послушать его в Интернете, а потом читать сам». Также, учащиеся 9-11-х классов отмечают, что в Интернете находят ресурсы для подготовки к экзаменам. Так, например, респондент №14 говорит: «Сижу в пабликах «вконтакте» образовательных, особенно перед экзаменами». Респондент №15: «Пользуюсь сайтом «Решу ЕГЭ» и смотрю видеоуроки». Респондент №20: «Посещаю порталы образовательные, на группы разные

подписана, на днях подписалась на группу по русскому языку «Хочу, умею писать».

Печатная пресса. Всего 17% учащихся читают газеты, которые домой выписывают родители, в основном: «Аргументы и факты» и «Степная Новь». Сами учащиеся сельской школы печатную прессу не предпочитают. Они аргументируют это тем, что всю нужную информацию сейчас можно найти в Интернете.

Музыку, школьники, в большей мере, предпочитают слушать в социальной сети «Вконтакте» - 43%, слушают в Интернете и скачивают -40%, слушают радио - 17%. Были выделены такие радиостанции, как: «Муз-ТВ» и «Русское радио». Также, 3 респондента высказались о том, что раньше слушали радио, но сейчас уже перестали, они являются учащимися 5-6-х классов, что говорит о том, что с возрастом, когда у ребенка появляется возможность пользоваться гаджетами и самостоятельно находить музыку по вкусу, он сам может составить нужный ему плейлист. Кроме музыки, учащиеся сельской школы ничего не слушают. Информационная функция радио учащихся не интересует.

Проанализировав медиапредпочтения сельских школьников, можно заметить, что в сельской местности лидирующую позицию занимает телевидение, но всего на 3% больше, чем Интернет. Печатная пресса мало потребляется учащимися, если бы в семьях никто из родителей не выписывал газеты и журналы, дети совсем бы перестали потреблять данный контент. По радио сельские учащиеся слушают только музыку и выбирают соответствующие радиостанции, в информационных целях радио учащимися не используется.

Использованные источники: 1. Крайникова Т. С. Культура медиапотребления как понятия теории социальных коммуникаций / Т. С. Крайникова // Научно -практический журнал. - 2014. - №1 - С. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.