Научная статья на тему 'Особенности материального обеспечения военнослужащих национальных формирований в России в XVII начале XX в'

Особенности материального обеспечения военнослужащих национальных формирований в России в XVII начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ДОБРОВОЛЬЦЫ / MILITARY SERVICE / NATIONAL MINORITIES / NATIONAL PARTS / MATERIAL REWARD / COSSACK HOST / VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подпрятов Николай Вячеславович

Исследуются состояние денежного довольствия, предоставление льгот солдатам и офицерам регулярных и нерегулярных национальных формирований в различные исторические периоды, а также материальное обеспечение военнослужащих национальных и собственно русских частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research of State salaries, benefits for soldiers and officers of regular and irregular national groups in different historical periods as well as material welfare of members of national and Russian parts.

Текст научной работы на тему «Особенности материального обеспечения военнослужащих национальных формирований в России в XVII начале XX в»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 История Выпуск 3 (17)

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

УДК 94(470+571)“17/1917”+355.6

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РОССИИ В XVII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Н. В. Подпрятов

Исследуются состояние денежного довольствия, предоставление льгот солдатам и офицерам регулярных и нерегулярных национальных формирований в различные исторические периоды, а также материальное обеспечение военнослужащих национальных и собственно русских частей.

Ключевые слова: военная служба, национальные меньшинства, национальные части, материальное вознаграждение, казачье войско, добровольцы.

В силу того что Россия развивалась по догоняющей модели, при нападении более сильного противника она могла защитить себя только в том случае, если проводила мобилизацию всех сил и ресурсов. Одним из таких ресурсов являлись национальные меньшинства российского государства. Наиболее простым и понятным для представителей малых народов стимулом к службе в российской армии было материальное вознаграждение.

Московские, а впоследствии петербургские власти стремились использовать экономические методы воздействия для достижения своих политических целей. Так, в ноябре 1605 г. в Москву приехали черкесские мурзы Батай и Сунгалев поздравить Лжедмитрия и выразить желание и дальше служить московским царям. Страна была в крайне тяжелом положении, но и терять верных служилых людей на далеких окраинах было не по-государственному. Исходя из ситуации, царь распорядился отправить кабардинским, черкесским, кумыцким и другим кавказским князьям и мурзам шубы, сукно и шапки, а также ведро меда паточного, ведро меда цельного и ведро пива доброго1.

В 1696 г. во время азовских походов Петра I к калмыцким тайшам и улусным людям был послан стольник Кирилл Пущин для набора добровольцев. В качестве материального подкрепления агитации ему были выделены платья, соболя и сукно2. Вербовка оказалась успешной, и под Азов отправились 3 тысячи калмыков3. Обрадованный Петр приказал присланным калмыкам платить жалование по 8 рублей, их товарищам (помощникам) и всем остальным - по 6, кашеварам - по 4. Всадникам выделялось также по 3 кружки водки (вина), по кружке меду, по 2 кружки пива, их товарищам - по 2 кружки водки (вина), по кружке меду, по кружке пива, кашеварам - по 2 чарки вина и по кружке пива4. Кроме того, царь распорядился каждому явившемуся самостоятельно за свой счет выплатить по 5 рублей с полтиною дорожных, по 3 рубля за кафтан и по 2 рубля за шапку5. А из Москвы в Азов к боярину Алексею Шеину был отправлен подьячий Ф. Фомин с 1500 рублями для покупки скота для калмыков, служивших в его полку. Петр велел купить 500 волов и яловиц и 41 тысячу баранов6. Таким образом, вознаграждение калмыков за помощь при взятии Азова по российским меркам было очень значительным, а калмыцкого населения в целом - очень щедрым.

Для сравнения: при наборе собственно русского населения крестьяне и посадские люди получали по 3 рубля, а дворяне и бояре - до 12 рублей. А за службу дворянам и детям боярским платили 90 рублей в год [Чернов, 1954].

Петр откликнулся 16 марта 1707 г. и на предложение валашского полковника Туркулеша и Апостола-Кегича и назначил их комендантами будущих валашских частей (хоронгей), поручив набирать из добровольцев-валахов офицеров и солдат на российскую службу7. Туркулеш предлагал набрать 500 добровольцев и просил для этого выделить им на год 20550 талеров (так называли тогда серебряный рубль весом в 28 г), в том числе 8250 талеров для покупки коней. Царь в целом одобрил эту затею, но распорядился выделить 5340 талеров на все8.

После объявления Турцией войны России 9 (20) ноября 1710 г. Петр I направил грамоту юго-

© Н. В. Подпрятов, 2011

славским народам, призывая их встать на борьбу с «бусурманами». Сербы М. Милорадович и А. Попович получили полковничьи звания русской армии и жалованье в 500 золотых червонцев (золотой червонец выпускался с 1701 по 1716 гг. весом 3,47 г). А спафарий Валахии Ф. Кантакузин, перешедший на русскую службу, получил чин генерал-майора от кавалерии [Лещиловская, 2001, с. 50-53].

После неудачного Прутского похода национальные формирования были распущены, но в рядах русской армии остались три пятисотенных команды: венгерская, волошская и казачья. В 1715 г. Петр I издал указ об отводе земель в образованных в 1708 г. Киевской и Азовской губерниях для поселения молдавских, валашских и сербских офицеров и солдат и установил им годовое денежное и продовольственное содержание, аналогичное содержанию российских военнослужащих.

Петр I и князь Александр Бекович Черкасский 4 марта 1711 г. подписали грамоту к кавказским татарам и кабардинцам, в которой призывали их пойти на русскую военную службу и выступить против турецкого султана и крымского хана. За это Петр обещал освободить добровольцев и их семьи от всех налогов: «И ежели будете у нас в подданстве, то не токмо никаких податей требовать не буде...»9.

После нового обострения отношений с Турцией российский император укрепляет свои позиции в Северном Причерноморье. В 1723 г. Петр издает универсал с призывом к сербскому народу переселяться в Россию и вступать в создаваемые гусарские сербские полки на Украине. Универсал гарантировал военным переселенцам содержание и жалованье соответственно чину, который они имели на австрийской службе. А на содержание семей им было обещано выделить земли и угодья [Лещиловская, 2001, с. 55].

После присоединения Крыма к России по указу президента военной коллегии князя Г. Потемкина от 1 марта 1784 г. татарские мурзы получили новые назначения в русской армии. В Таврической области было сформировано пять национальных конных дивизионов. По штату в каждом дивизионе полагалось иметь командиром одного майора с содержанием в 300 рублей в год, двух ротмистров, двух поручиков с окладом в 150 рублей годовых, двух прапорщиков, десять наказных, которым платили по 40 рублей в год, и 195 рядовых кавалеристов с содержанием в 35 рублей. В частях, укомплектованных собственно русскими, в конце XIX в. рядовой получал 54 копейки раз в три месяца [Никольский, 2007, с. 36-39].

После возвращения из заграничного похода в начале XIX в. крымские конные полки были распущены до особого распоряжения. В 1817 г. последовал указ о полной ликвидации крымских полков. Раненные бойцы получили от казны пенсию в размере от 50 до 100 рублей в год, а особо отличившиеся - от 500 до 900 рублей [Муфтизаде, 1899, с. 7-13].

На особых условиях служило в России казачество. В мирное время казаки не получали денежного довольствия, а имели налоговые льготы, владели большими земельными наделами и т.п. По-другому обстояло дело с организацией службы национального казачества [Чернов, 1954, гл. 8].

В 1822 г. по особому положению формируется якутский городовой казачий полк, в который входило 7 офицеров и около 300 казаков, разбросанных по всему краю. Якутские казаки помогали милиции в конвоировании арестованных, в доставке корреспонденции на места, а также исполняли обязанности полицейских стражников10. Казаки были освобождены от воинской повинности, свою казачью службу несли в течение 25 лет, получая за это от казны 45 рублей в год, 1 пуд 30 фунтов муки и 10 фунтов крупы в месяц. Причем продовольственный паек якутские казаки мужского пола начинали получать сразу же после рождения: дети до 16 лет - половину нормы, а старше этого возраста - в полном объеме11. Им также полагалась земля в размере 15 десятин на душу населения12.

С вхождением башкирских земель в состав российского государства в середине XVI в. они были обязаны нести военную сторожевую службу на восточных границах государства. В 1793 г. башкирские депутаты А. Абызаев и А. Султанов обратились к императрице Екатерине II с просьбой всю систему несения военной службы, внутреннего устройства изменить по казачьему образцу с присвоением офицерских званий верхушке и с выплатой жалования в размере 300 рублей [Куль-шарипов, 1975, с. 146].

В Отечественную войну 1812 г. из башкир было сформировано 20 казачьих полков, распущенных после окончания заграничного похода. Но перевод башкирского народа в казачье сословие по проекту Оренбургского военного губернатора П. К. Эссена так и не состоялся из-за отсутствия в казне денег и возможности народного бунта, так как необходимо было вводить особый сбор на со-

Н. В. Подпрятов

держание данного войска [Рахимов, 2010].

Император Николай I утвердил 31 марта 1854 г. положение военного совета, по которому учреждались 12 сотенных управлений бурятских полков как местные органы власти в казачьих регионах. В каждом сотенном управлении имелось 4 штатных чиновничьих должности. При этом сотенный командир получал жалованье, равное жалованью командира сотни в полку регулярной армии. Расходы же на содержание бурятских полков и сотенных управлений осуществлялись за счет казны. Так, на содержание всех бурятских сотенных управлений направлялось 1732 рубля 80 копеек в год [О преобразовании., Б. г., с. 11, 12, 36].

Особое положение о приеме на службу в регулярные части кавказских народов на особых условиях было введено 2 апреля 1864 г. Последние могли поступать в войска как вольноопределяющиеся на общих основаниях на четыре года, но были обязаны проходить службу вне Кавказа. Затем они могли продлить контракт еще на четыре года. За свою службу солдаты получали 17 рублей в год, а унтер-офицеры - 30. Те, кто прослужил с отличием восемь лет, а также их жены и дети, не достигшие совершеннолетия, освобождались от всех податей и натуральных повинностей. Унтер-офицеры, прослужившие 12 лет, имели право сдать экзамен. Успешно сдавшие экзамен получали офицерские звания, а те, кто не мог его сдать, - офицерские звания по милиции. Офицер уже имел право на пенсию в 150 рублей в год, а прапорщик милиции - в 45 рублей13.

В 1892 г. формируется Туркменский конный дивизион для охраны внутреннего порядка в Закаспийской области. Кавалеристы получали 300 рублей в год и обязаны были иметь собственных хороших лошадей, исправное обмундирование, холодное оружие и седло с конским прибором. Боец, успешно прослуживший шесть месяцев, мог получить звание младшего урядника, а через год -старшего. Туркменские кавалеристы, прослужившие в дивизионе 10 лет и более, освобождались от податей и повинностей. При объявлении мобилизации всадникам выплачивалось денежное довольствие: рядовым - в размере 240 рублей в год, младшим урядникам - 360, старшим урядникам - 420, а вахмистрам - 480 [Свод., 1912, с. 12-15]. После шести лет службы в дивизионе всадникам могли присваивать звание прапорщика милиции. Туркменская часть несла службу на пограничных постах и на почте, из служащих в дивизионе формировались разные конвои и готовились разведчики в Персию и Афганистан. Из отслуживших в национальном формировании комплектовались низшие полицейские агенты, переводчики и т.д.

К службе в армии привлекали и представителей народов Кавказа. Так был сформирован Дагестанский конный полк. В полк принимали каждый год с октября по декабрь добровольцев, «охотников» в возрасте от 21 до 30 лет. Они принимали присягу, клянясь аллахом, и обязательство четырехлетней службы рядовыми. После двух первых лет службы бойцам выплачивалось ежегодное пособие в 25 рублей. Каждый боец мог служить до 46 лет. После четырех лет службы в полку урядники и вахмистры получали права, равные правам сверхсрочников казачьих войск. И только после 25 лет безупречной службы вахмистры Дагестанского полка при увольнении производились в прапорщики милиции, т.е. им присваивалось офицерское звание, но офицерской пенсии они не получали [Там же, с. 16-18].

В то же время в годы первой революции из неспокойных горских народов власть рекрутировала карателей и охранников помещичьих владений для внутренних областей России. Плата за такую службу была значительно выше: 450-600 рублей в год, казенные одежда, оружие и конь.

В годы Первой мировой войны военное министерство приступило к созданию добровольческих национальных формирований на Кавказе. С 1914 г. начинается создание так называемой Кавказской «туземной» конной дивизии («Дикая дивизия»)14. Поступающие на службу должны были иметь своего коня и оружие, на что выделялись деньги из казны. Жалованье бойцов было достаточно высоким - 20 рублей в месяц. За каждый Георгиевский крест полагалась надбавка в 3 рубля. Причем снаряжение, обмундирование и пособие в размере 500 рублей на каждого всадника взыскивались из налоговых платежей горского населения15.

Указом царя от 6 ноября 1916 г. началось формирование кадра запаса для туземной дивизии. Набирались в кадр нижние чины из охотников. Принятым на службу выдавалось 300 рублей на снаряжение и обмундирование. Кроме того, добровольцы получали увеличенный оклад. Высокий оклад был положен и мулле кадра - 600 рублей (больше него получали только командир кадра и его помощник. А, к примеру, командиру сотни платили только 360 рублей)16.

Таким образом, необходимость защиты государства, стремление привлечь все (или большин-

ство) народы на военную службу, учитывая национальные традиции и обычаи народов, обусловило широкое использование в сочетании мер моральной и материальной заинтересованности представителей национальных меньшинств.

Конечно же, материальная заинтересованность добровольцев была приоритетной. Более того, нередко представители национальных меньшинств получали за службу в армии более высокое жалование, чем представители титульной нации, особенно тогда, когда национальные формирования использовались в карательной функции.

Вместе с тем власть широко применяла и другие инструменты воздействия. Нельзя не видеть, что армия являлась своеобразным социальным лифтом, в том числе для национальных кадров. Для желавших служить представителей национальных меньшинств создавались особые условия, что способствовало их продвижению по служебной лестнице в армии и карьерному росту на гражданской службе.

Примечания

1 РГАДА. Ф. 115. Оп. 1605. Д. 1. Л. 14.

2 Там же. Ф. 119. Оп. 1696. Д. 2. Л. 4.

3 Там же. Д. 3. Л. 1.

4 Там же. Д. 3. Л. 3.

5 Там же. Д. 3. Л. 4, 9.

6 Там же. Оп. 1697. Д. 8. Л. 1, 5, 43.

7 Там же. Ф. 68. Оп. 1707. Д. 9. Л. 1.

8 Там же. Л. 5, 6, 8, 12.

9 Там же. Ф. 115. Оп. 1711. Д. 1. Л. 1.

10 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 498. Л. 10.

11 Там же. Л. 9, 10.

12 ГАРФ. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 45. Л. 5, 7, 12.

13 РГИА. Ф. 1246. Оп. 1880. Д. 11. Л. 1-4, 7, 9.

14 РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 333. Л. 156.

15 Там же. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 157. Л. 15, 42.

16 Там же. Л. 8; Ф. 1759. Оп. 4. Д. 788. Л. 80; Ф. 2003. Оп. 2. Д. 339. Л. 5, 6, 9, 10.

Библиографический список Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 45.

Кульшарипов М. М. Политика царизма по управлению Башкирией в последней четверти XVIII в. // Очерки истории дореволюционной России. Уфа, 1975. Вып. 3.

Лещиловская И. И. Петр I и Балканы // Вопр. истории. 2001. № 2.

Муфтизаде И. М. Очерк военной службы крымских татар. Симферополь, 1899.

Никольский Е. А. Записки о прошлом. Русский путь. М., 2007 [Электронный ресурс]. ЦЯЬ: www.rusempire.ru/forum/topic2425.html (дата обращения: 01.09.2011).

О преобразовании Забайкальского казачьего войска. СПб., Б.г.

Рахимов Р. Башкирские полки в 1812-1814 годах: некоторые вопросы истории // Ватандаш. 2010. № 12 [Электронный ресурс]. ШЬ: http://www.vatandash.ru/index.php?article=1997 (дата обращения: 01.09.2011).

Российский государственный архив древних актов. Ф. 68. Оп. 1707. Д. 9; Ф. 115. Оп. 1605. Д. 1;

Ф. 119. Оп. 1696. Д. 2, 3; Оп. 1697. Д. 8; Оп. 1711. Д. 1.

Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 157; Ф. 1759. Оп. 4. Д. 788; Ф. 2003. Оп. 2. Д. 333, 339.

Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 702. Оп. 1. Д. 498.

Российский государственный исторический архив. Ф. 1246. Оп. 1880. Д. 11.

Свод военных постановлений 1869 года. СПб., 1912.

Чернов А. В. Вооруженные силы русского государства в XV-XVII вв. М., 1954 [Электронный ресурс]. ШЬ: http://militera.lib.ru/research/chernov_av/06.html; http://militera.lib.ru/research/chernov_av/ 08.html (дата обращения: 01.09.2011).

Дата поступления рукописи в редакцию 14.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.