УДК 338.487:659.1(470.620)
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОНАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
© 2007 г. О.В. Лабзина
Tourist-recreational sphere is one of the important object of market research as its given services has social direction and can define specialization of separate regions. In conformity with it on the Krasnodar territory it is possible to pick out five tourist-recreational zones such as: Pricherno-morskaya, Priazovskaya, Stepnaya, Prikubanskaya, Predgorno-gornaya. Market conditions of each zone development is defined by the development level of recreational activity and recreational resources using.
Современный маркетинг имеет социальную ориентацию и состоит в развитии предпринимательской деятельности, сориентированной на более полное удовлетворение запросов потребителей. Выполняя социальную функцию, связанную с максимальным обеспечением покупателей товарами и услугами, организация или фирма получает прибыль [1].
В туристско-рекреационной сфере под товаром и услугами понимается взаимосвязь обязательных видов деятельности (туристско-экскурсионное обслуживание, индустрия отдыха и гостеприимства, санаторно-курортный комплекс) с обеспечивающими функциями (транспортными, финансовыми, операторскими, анимационными, страховыми и проч.). Специфический характер маркетинга в туристско-рекреационном комплексе определяется отличительными характеристиками его продукта, а также особенностями потребителей и производителей товаров и услуг. Это обусловлено тем, что в указанном комплексе основу деятельности составляет наличие рекреационно-ресурсного потенциала, который может выражаться как в стоимостно-вещественной, так и ат-трактивно-познавательной форме. Другим важным элементом здесь выступает инфраструктур-но-обеспечивающая сфера, которая привязана к рекреационному комплексу. Оказание дополнительных услуг и приобретение сопутствующих товаров имеют второстепенное значение в маркетинговых исследованиях, хотя их практическую роль нельзя отрицать [2].
Туристско-рекреационные услуги отличаются своей повышенной мобильностью, социально-иновационной направленностью и имеют следующие отличительные характеристики [3]:
- невозможность складирования;
- отсутствие осязаемости;
- подверженность сезонным колебаниям;
- широкая субституция (взаимозаменяемость) и комплементарность (взаимодополняемость);
- несовпадение во времени факта продажи услуг и их потребления;
- глубокая взаимосвязь в деятельности фирм, реализующих слагаемые услуги;
- неотделимость услуги от источника ее формирования.
Кроме организационно-функциональных отличительных характеристик, туристско-рекреационная сфера наделена пространственными особенностями. Во-первых, она располагает широким диапазоном территориального использования разнообразных рекреационных ресурсов - от наиболее комфортных до экстремальных. Во-вторых, в нее можно вовлекать в разной степени практически любой локальный объект, так как запросы у различных категорий потребителей существенно отличаются. В-третьих, оказываемые услуги в этой сфере во многом определяются наряду с наличием рекреационных ресурсов, сложившимися историческими традициями и уровнем развития социальной сферы в том или ином регионе.
Для конкретного примера использования маркетинга в целях развития туристско-рекреационного комплекса одним из наиболее оптимальных вариантов является территория Краснодарского края. Она практически вся в разной мере может использоваться для туризма и отдыха. Несмотря на относительно небольшую площадь (76 тыс. км2), здесь имеются существенные различия по качественным условиям рекреационного ресурсообеспечения и организации индустрии туризма, отдыха и оздоровления.
Географическое положение этого региона отличается близостью двух теплых морей (Черного и Азовского) и северо-западных склонов Большого Кавказа. В северной части располагается
плодородная степная Азово-Кубанская равнина; в средней части края протекает р. Кубань с многочисленными левыми притоками [4].
Разнообразие природно-рекреационных возможностей туристско-рекреационного комплекса позволило дифференцировать территорию изучаемого субъекта на 5 рекреационных зон: Причерноморская, Приазовская, Степная, Прикубан-ская, Предгорно-горная.
Причерноморская зона по степени ресурсно-рекреационной обеспеченности и уровню развития туристско-рекреационной сферы занимает ведущее место в России. Здесь представлены климатические, орографические, фаунистические виды ресурсов, которые можно использовать в целях отдыха и туристско-экскурсионной деятельности, а также для лечения и оздоровления.
Среди рекреационных объектов здесь целесообразно отметить Сочинский эколого-рекреационный национальный парк, где располагаются множество санаториев, пансионатов и домов отдыха («Кавказская Ривьера», «Россия», «Сочи», «Радуга», «Изумруд», им. С. Орджоникидзе, «Правда» и др.). Среди бальнеологических учреждений выделяется курорт Мацеста, сероводородные воды которого широко используются для лечения различных заболеваний в течение всего года. Большой популярностью у посетителей пользуются парки «Дендрарий», «Ривьера» и «Южные культуры».
Маркетинговые исследования в этой зоне целесообразно направлять на развития уже сложившихся взаимосвязей между местными рекреацион-но-организующими структурами и потребителями, интересы которых представляют туристские и санаторно-курортные учреждения других регионов России.
Приазовская зона, несмотря на относительно высокую обеспеченность рекреационными ресурсами (благоприятный климат, наличие минеральных вод, лечебных грязей, песчано-ракушечных пляжей), заметно отстает от Причерноморья. Это обусловлено более поздним развитием рекреационных отраслей, слабым финансированием как из федерального, так и местного бюджетов, низким уровнем инфраструктурного обеспечения и развития сервисного обслуживания. Наиболее посещаемыми учреждениями этой зоны являются Ейская грязеводолечебница, турбаза «Лотос» в Приморско-Ахрарском районе и ряд объектов в Темрюкском районе (грязевые вулканы, домик М.Ю. Лермонтова, старейшая на Кубани церковь в Тамани). Маркетинговые интересы здесь следует ориентировать на развитие предпринимательства, включая использование частных и иностранных инвестиций.
Степная зона - это большая группа сельских районов (14 из 38 имеющихся в крае), где рекреационная сфера представлена в основном местным отдыхом и локальным туризмом. В более выгодном положении находятся те районы, через которые проходят автомобильные и железные дороги, идущие в более развитые рекреационные районы (Староминский, Каневский, Брюховец-кий, Тимашевский, Кущевский, Ленинградский, Павловский). В определенной степени их можно считать зонами транзитного туризма, особенно в летний сезон. Развитие маркетинга здесь сопряжено с поиском более эффективных условий обеспечения проезжающих в туристско-курортные районы временными услугами.
Прикубанская зона находится в центральной части края и является его историческим началом, так как здесь были организованы первые поселения казаками-черноморцами, включая нынешний административный центр - Краснодар. Важным рекреационно-организующим объектом здесь является р. Кубань, имеющая межрайонное значение. В Краснодаре находится управление по туризму Краснодарского края, из рекреационных объектов имеется водолечебница, исторический и художественный музеи, театры, парки, рекреационные водоемы, среди которых выделяется Карасунский озерный каскад, состоящий из пяти озер. Для маркетинга этой зоны желательно обратить внимание на развитие туристско-рекреационного взаимодействия между всеми другими зонами.
Предгорно-горная зона представляет собой одну из наиболее перспективных территорий для развития туризма, отдыха и оздоровительных функций. Здесь имеется ряд уникальных объектов природы, играющих важную роль в развитии туризма (плато Лагонаки, Гуамское ущелье, Во-ронцовская и Ахштырская карстовые пещеры и др.). В числе бальнеологических курортов особо выделяется разнообразными по составу минеральными водами Горячий Ключ, имеющий федеральное значение. Бальнеологические функции представлены также в Апшеронском, Мостов-ском, Лабинском и Отрадненском районах.
Для дальнейшей активизации туристско-рекреа-ционной отрасли необходимо ускорить маркетинговую стратегию в области совершенствования социальной инфраструктуры, особенно транспортно-коммуника-ционной.
Литература
1. Максимова И.В. Маркетинг: Учеб. пособие. Волгоград, 2004.
2. Котлер Ф. Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2002.
3. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб пособие. М., 1998.
4. Коркина С.И. и др. // Географические исследования Краснодарского края: Науч. тр. Вып. 2. Краснодар, 2007. С. 256-261.
Кубанский государственный университет
5 июля 2007 г