Научная статья на тему 'Особенности локализации и ликвидации разливов нефти на малых водотоках'

Особенности локализации и ликвидации разливов нефти на малых водотоках Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1141
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Королева И.Е., Рязанцева Л.Т., Федянин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности локализации и ликвидации разливов нефти на малых водотоках»

ОСОБЕННОСТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА МАЛЫХ ВОДОТОКАХ

И.Е. Королева, Л.Т. Рязанцева, к.б.н., доцент, В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор, Воронежский государственный технический университет

Несмотря на проводимую государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, данная проблема остается актуальной и требует особого внимания к изучению способов локализации, ликвидации и к разработке комплекса необходимых мероприятий в целях снижения возможных негативных последствий для окружающей среды. Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшение площади загрязнения [1] .

Локализация разлива нефти на подводных переходах магистральных нефтепроводов через малые водотоки и направление ее в зону сбора в условиях наличия ледового покрова проводится с помощью установки боновых заграждений или созданием во льду направляющих ледовых прорезей. Первый рубеж перехвата и локализации загрязнения принимается на минимальном расстоянии от расчетного места интенсивного всплытия нефти под лед. Второй рубеж назначается для ликвидации отсеченной «головы» нефтяного пятна.

Локализация распространения разлива нефти на воздушных переходах МН через малые водотоки производится при помощи сооружения снежных преград или траншей во льду, облитых водой для обеспечения непроницаемости.

В связи с низкой несущей способностью грунта, обводненностью участка производства работ и высокой сорбционной способностью торфа по отношению к нефти существуют следующие особенности локализации разлива нефти на болотах (рис. 1):

—необходимость компенсации низкой несущей способности грунта применением сборно-разборных дорожных покрытий и сооружения временных площадок на участке производства работ по локализации разлива нефти;

—наряду с обвалованием, использование боковых заграждений для ограничения распространения нефти;

—применение строительной и транспортной техники повышенной проходимости и вертолетов;

—использование сухого торфа в качестве естественного сорбента.

Рис. 1. Схема локализации разливов нефти на заболоченной местности: 1 - участок нефтепровода; 2 - линейная задвижка; 3 - место разлива нефти; 4 - нефтяное пятно; 5 - автотранспортная, специальная и пожарная техника; 6 - боновые заграждения; 7 - емкость; 8 - нефтесборщик; 9 - колья - труба Ду 20

Особенностями локализации разливов нефти в местах прохождения магистральных нефтепроводов вблизи населенных пунктов являются:

- предупреждение жителей населенных пунктов, оказавшихся в зоне возможного действия неблагоприятных факторов разлива нефти, о возможных последствиях аварии и мерах предосторожности;

- при попадании нефтяного загрязнения на территорию населенного пункта должны быть приняты меры по выводу людей из опасной зоны;

- необходимость расстановки постов и обозначения территории, загрязненной нефтью, сигнальными знаками и предупредительными плакатами;

- необходимость принятия мер по отключению электроснабжения, запрету применения открытого огня на объектах, которые могут попасть в зону повышенной загазованности; запрет на проезд транспорта в указанной зоне (в случае необходимости).

При прохождении участка линейной части магистрального нефтепровода через железные и автомобильные дороги имеются следующие особенности по обеспечению мер безопасности при локализации разлива нефти:

- необходимость оповещения организации, эксплуатирующей пораженный участок автодороги;

- необходимость оповещения организации, эксплуатирующей пораженный участок железной дороги;

- необходимость расстановки постов и обозначения территории, загрязненной нефтью.

Ликвидация разлива нефти заключается в сборе локализованного разлива и зачистке загрязненной территории. При ликвидации разливов нефти с открытой поверхности основной технологией ЛЧС(Н) является использование нефтесбор-ного оборудования (вакуумной установки, передвижных насосных установок) с закачкой собираемой нефти в подготовленный амбар, автоцистерны, емкости для

сбора нефти. После сбора основной массы разлитой нефти с открытой поверхности производится дозачистка территории с помощью сорбентов (в т.ч. песка) или шанцевого инструмента.

При температурах ниже 4°С нефтеемкость большинства сорбентов уменьшается на порядок, а при отрицательных температурах (при высокой вязкости нефти) они теряют нефтеемкость. Поэтому в зимнее время в качестве сорбента используется снег, который обладает достаточно хорошими сорбирующими способностями. Загрязненный снег на небольших площадях разливов собирается вручную в пакеты и контейнеры для сорбентов, на значительной территории - тяжелой техникой и вывозится самосвалами специализированным профессиональным аварийно-спасательным формированием на утилизацию. Нанесение сорбирующих изделий на нефтяное пятно и их сбор после использования не требует никакого вспомогательного инструмента [2].

При очистке зон большой площади или разливов большого объема необходимо учитывать низкую производительность (необходимость привлечения большого количества персонала) в сравнении с механизированными методами.

При ликвидации разливов нефти категорически запрещается: закапывание нефти; присыпка землей (землевание) загрязнения; выжигание остатков нефти на поверхности почвы.

В случае разлива нефти на водной поверхности предотвращение растекания нефти по акватории водного объекта достигается выставлением боновых заграждений. При ликвидации разливов нефти на водной поверхности основной технологией ЛЧС(Н) является использование нефтесборщиков (скиммеров) с закачкой в передвижную автоцистерну.

Список использованной литературы:

1. Загвоздин В.К. Методика оценки эколого-экономических последствий загрязненных земель нефтью и нефтепродуктами // Проблемы анализа риска. 2005. № 1. С. 6-32.

2. Кржиж Л. Технология очистки геологической среды от загрязнения нефтепродуктами // Экология производства. 2007. № 10. С.54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.