Научная статья на тему 'Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2741
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малахова Дарья Владимировна, Иванова Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается описательная речь как неотъемлемая часть речевой деятельности ребенка. Представлен анализ полученных результатов на основании первичной диагностики. На их основе разработана система коррекционно-логопедического воздействия и доказана эффективность ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малахова Дарья Владимировна, Иванова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

правительством. В 1891 г. в Праге состоялся II всесокольский слет, в нем приняло участие 5832 сокола. Затем слеты стали проводиться через 6 лет. Помимо участия во всесокольских слетах и гимнастических праздниках чешские соколы активно участвовали в международных выступлениях и состязаниях. В 1889 г. они приняли участие в съезде французских гимнастов в Париже, в 1910 г. в гимнастических праздниках соколов в Америке, Сербии, Болгарии, Галиции и в съездах гимнастов в Бельгии и Франции. В 1907 г. чешские соколы были приняты в «Союз европейских гимнастических обществ». Впервые чешские соколы приняли участие в состязаниях Европейского союза в 1907 г. в Праге, затем в 1909 г. В Люксембурге, в 1911 г. в Турине, в 1913 г. в Париже, везде занимая первые места, за исключением Люксембурга. В 1910 г. соколы участвовали в чемпионате мира по гимнастике в Лондоне, где одержали победу и получили серебряный щит [1]. Список использованной литературы:

1. Акинтиевский Ю.К. Сокольство, его идея, развитие и организация. - Прага, 1922.

2. Тырш М. Наша задача, наш путь, наша цель. - Прага: Б.г.,1864. - 40 с.

3. История южных и западных славян: В 2-х т. Учебник. Т. 1: Средние века и Новое время / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. - М.: МГУ, 1998.

4. Коничек С.О. Сокольство . - М., 1911, вып. 3.

© Качулина Н.Н., 2017

УДК 376.37

Малахова Дарья Владимировна

студентка Смоленского государственного университета,

г. Смоленск, РФ E-mail: dasha-m16@yandex.ru Иванова Наталья Викторовна канд. пед. наук Смоленского государственного университета,

г. Смоленск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье рассматривается описательная речь как неотъемлемая часть речевой деятельности ребенка. Представлен анализ полученных результатов на основании первичной диагностики. На их основе разработана система коррекционно-логопедического воздействия и доказана эффективность ее применения.

Ключевые слова

Описательная речь; норма речевого развития; общее недоразвитие речи; формирование навыков описательного рассказа.

Процесс развития связной речи - главная задача речевого воспитания детей. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребёнка. Развитие связной монологической речи является одной из важных задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста. Успешная социализация детей в современном обществе зависит от того, насколько правильна, чиста и логична их связная речь.

Описательная речь является основным компонентом в составлении связных высказываний и текстов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

И именно этот компонент оказывается наиболее несформированным у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Это доказано такими исследователями, как В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва и другими учеными.

Характерными особенностями связной описательной речи ребенка с ОНР, имеющего третий уровень речевого развития, как отмечала Т.Б. Филичева, является:

- нарушение связности и последовательности рассказа;

- смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии;

- заметная фрагментарность изложения;

- нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте.

Указанные специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Наряду с этими ошибками речь детей характеризуется бедностью и однообразием используемых языковых средств [3].

Отмечаемое у детей недоразвитие речи требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов по формированию описательного рассказа. В соответствии с этим перед нами была поставлена цель - провести диагностику и изучить навыки составления описательного рассказа у детей дошкольного возраста с ОНР для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.

В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 6 лет: 10 детей с ОНР и 10 детей с нормальным речевым развитием (экспериментальная и контрольная группы).

В экспериментальном исследовании использовалась комплексная методика В.П. Глухова, включающая серию заданий на составление рассказа-описания (составление рассказа-описания по серии картин, описание игрушек: кукла, муляж белки). Речевой материал дошкольникам предлагался по образовательной программе с учётом их возрастных особенностей [2].

По каждому из видов заданий определены условные уровни их выполнения, характеризующие сформированность различных компонентов языка и навыков связных речевых высказываний: хороший (соответствующий возрастной норме осуществления речевых действий и операций), удовлетворительный, недостаточный (стойкое нерезко выраженное отставание в уровне овладения речевыми действиями и операциями в степени сформированности языковых представлений и обобщений), низкий (выраженное отставание в овладении навыками речевых высказываний и средствами языка) [2].

Проведенное нами исследование выявило у всех детей экспериментальной группы низкий или явно недостаточный уровень сформированности описательной речи. Это можно было проследить по результатам эксперимента. Так, половина испытуемых экспериментальной группы выполнила первое задание (рассказ-описание по серии картинок) на низком уровне, остальная половина на недостаточном уровне. В контрольной группе у части детей (30%) был выявлен удовлетворительный уровень выполнения задания, а у большинства детей (60%) хороший уровень.

При выполнении второго задания (описание куклы) в обеих группах наблюдались изменения показателей: в экспериментальной группе 60% обследуемых имели низкий уровень и 40% недостаточный; в контрольной группе - 50% хороший уровень, 50% - удовлетворительный уровень выполнения задания. При выполнении третьего задания (описание муляжа белки) у 30% дошкольников экспериментальной группы был выявлен низкий уровень, у 70% обследуемых - недостаточный. Большинство дошкольников контрольной группы (60%) выполнили это задание на хорошем уровне, 40% на удовлетворительном.

Таким образом, между двумя обследуемыми группами мы обнаружили существенные различия. Уровень выполнения заданий детьми с ОНР был гораздо ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Этим доказывалась необходимость проведения логопедической работы по формированию описательной речи у детей с ОНР.

При подборе методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия на формирование связной речи нами были использованы общепринятые основные положения логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которые были существенно дополнены специфическим содержанием,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

имеющим коррекционную направленность.

Для разработки занятий нами были использованы педагогические технологии развития связной речи В.П. Глухова и В.К. Воробьёвой [1, 2].

Общими особенностями построения этих занятий для детей с ОНР III уровня являлись:

1) Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета - с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.).

2) Специальный языковой разбор текстового материала.

3) Включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.).

Логопедическая работа по формированию описательного рассказа у детей с ОНР проводилась поэтапно [1,2].

Первый этап (этап общей подготовки) был направлен нами на установление эмоционального контакта, доверительной атмосферы в работе с детьми, раскрепощение их, кроме того, работа предусматривала обогащение запаса впечатлений, представлений, опыта детей, а также словарного запаса.

Второй этап (этап специальной подготовки) был направлен на формирование у детей представлений об общих положениях в построении рассказа, таких как, тема высказывания, структура описательного текста и средства связи между предложениями и структурными частями рассказа.

На третьем этапе на основе впечатлений, опыта и знаний, полученных в процессе реализации первого и второго этапов, решалась задача по собственно формированию описательного рассказывания. Работа выстраивалась по принципу усложнения содержания: сначала детей учили описывать игрушки, затем -натуральные предметы, последним осуществляется обучение по описанию предметных картинок. На данном этапе особое внимание уделялось обогащению мотивации детей, которая придает смысл деятельности и обеспечивает естественность использования описательных рассказов. Основным приёмом работы на данном этапе был приём наглядного моделирования. Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения выявленных признаков, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у детей.

Таким образом, нам удалось провести занятия с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов значительно облегчают детям овладение этим видом связной речи.

С целью проверки эффективности составленных нами коррекционно-развивающих занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Для получения более полной и достоверной информации о произошедших изменениях после формирующего эксперимента, мы посчитали целесообразным использование диагностических методик исследования уровня сформированности описательного рассказывания, которые применялись на констатирующем этапе.

В результате проведения контрольной диагностики нами были получены следующие результаты: у 20% дошкольников экспериментальной группы в рассказе были отображены все основные признаки объекта, соблюдалась определенная логическая последовательность в описании признаков объекта. Половина дошкольников экспериментальной группы составили рассказ самостоятельно или с небольшой помощью.

Рассказ-описание представлял собой перечисление отдельных признаков объекта, которые в большей части рассказа носило неупорядоченный характер. Часть дошкольников экспериментальной группы (30%) составили рассказ с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали объекта. Описание объекта не отражало многих его существенных свойств и признаков, не отмечалось какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания, отмечались выраженные лексико-грамматические нарушения.

Таким образом, в экспериментальной группе у детей наблюдались успехи, из них 20% детей поднялись

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

с «недостаточного» уровня на «удовлетворительный».

В конечном итоге мы выявили, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к улучшению: у 40% детей повысился уровень успешности выполнений заданий.

Проанализировав полученные результаты контрольной диагностики, мы выявили, что:

- объем детских рассказов стал больше (увеличилось количество предложений в составляемых рассказах, дети более детально описывали тот или иной объект);

- увеличилось как количество предложений, так и количество слов (по результатам первичной диагностики количество слов в предложении варьировалось от 2 до 4, а по результатам контрольного обследования - от 3 до 6);

- рассказы стали структурированы, последовательны;

- по-прежнему преобладающим типом связи остались местоименная, но уже отмечалось наличие союзной связи и лексического повтора;

- предложения стали более сложными, распространенными;

- речь детей стала более плавной, в ней практически отсутствовали повторения и паузы.

Таким образом, сопоставив и проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов, мы выявили динамику в уровнях сформированности описательного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. М.: АСТ: Астрель, 2006. 158 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис - пресс, 2008. 224 с.

© Малахова Д.В., Иванова Н.В., 2017

УДК 37.08

Екатерина Владимировна Сидоренко

Магистрант 2 курса КГУ, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

г. Курск, РФ

E-mail: ekaterina.sidorenko .93@mail .ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются требования к информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов, а также студентов дефектологического факультета. Описываются результаты диагностики и сравнительного анализа уровня владения основными компьютерными программами (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel).

Ключевые слова

Информационно-компьютерная компетентность, учитель-дефектолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.