Научная статья на тему 'Особенности липидного спектра у детей сразличными формами низкорослости'

Особенности липидного спектра у детей сразличными формами низкорослости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности липидного спектра у детей сразличными формами низкорослости»

Т. 15, № 2, 2010

Вестник Ивановской медицинской академии

53

ОСОБЕННОСТИ ЛИПИДНОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ НИЗКОРОСЛОСТИ

Мячина Т.Н.,

Копытина Е.В.*

ГУЗ «Областная детская больница», 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 6а

* Ответственный за переписку: e-mail: [email protected]

В настоящее время установлено, что дефицит гормона роста ассоциирован с многочисленными нарушениями. Имеется тесная корреляция между распространенностью факторов риска в детской и взрослой популяции, а также доказана устойчивость факторов риска в течение всей жизни человека.

Цель исследования - изучить особенности липидного спектра при различных формах низкорослос-ти и эффективность коррекции этих нарушений препаратами гормона роста.

Обследовано 70 пациентов (30 девочек и 40 мальчиков) в возрасте от 3 до 18 лет с задержкой роста. Выделены 3 группы. Первую составили 10 (14,3%) детей с генетическими синдромами, сопровождавшимися низкорослостью (синдром Шерешевского - Тернера, Нунан, Сильвера -Рассела), вторую - 30 (42,9%) человек с подтвержденным дефицитом гормона роста, третью-30 (42,9%) пациентов с конституциональной задержкой роста (стимуляционные пробы подтвердили удовлетворительный выброс гормона роста). В контрольную группу вошли 30 детей с нормальными показателями физического развития и отсутствием сопутствующей хронической соматической патологии.

Исследование включало подробное изучение анамнеза жизни с исследованием наследственной отягощенности по низкорослости, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца (в том числе течение беременности, родов у матерей). Оценку физического развития у всех пациентов проводили с определением роста (см) и скорости роста (см/год). Рост оценивался исходно и через 12 месяцев. Определение степени дифференци-ровки скелета осуществлялось по данным рентгенографии кистей рук с лучезапястными суставами с определением костного возраста. С целью уточнения состояния гипоталамо-гипофизарной области выполнялась магнитно-резонансная томография. Степень полового созревания детей оценивали по классификации J.M. Tanner (1968).

Проведены стимуляционные пробы с целью исследования резервов соматотрофов (пробы с

клофелином и инсулином). Определяли липидный спектр: уровень общего холестерина (ОХ), триглицеридов и холестерина липопротеидов высокой (ЛПВН) и низкой (ЛПНП) плотности. Вычисляли величину коэффициента атерогенности по следующей формуле:

КА = (ОХ - ХС ЛПВП) / ХС ЛПВП.

Все пациенты (кроме лиц контрольной группы) получали препарат Соматропин в общепринятых дозировках.

Уровень холестерина в первой группе до лечения составил 3,97 ± 0,92 ммоль/л; триглицеридов -

0,8 ± 0,8 ммоль/л, ЛПВП - 1,7 ± 0,29 ммоль/л; ЛПНП — 1,4 ± 0,79 ммоль/л. У пациентов второй группы до начала терапии холестерин был на уровне 4,48 ± 1,57 ммоль/л; триглицериды - 1,2 ± 0,7 ммоль/л; ЛПВП - 2,1 ± 0,57 ммоль/л; ЛПНП -1,88 ± 1,04 ммоль/л. В третьей группе уровень холестерина составил 3,95 ± 0,75 ммоль/л; триглицеридов - 0,9 ± 0,5 ммоль/л, ЛПВП - 2,55 ± 0,46 ммоль/л; ЛПНП - 2,66 ± 0,38 ммоль/л. В контрольной группе уровень холестерина был 3,95 ± 0,67 ммоль/л, триглицеридов - 0,9 ±0,5 ммоль/л, ЛПВП -1,57 ± 0,35 ммоль/л, ЛПНП — 1,75 ± 0,46 ммоль/л.

Коэффициент атерогенности в первой группе составил 1,48 ± 0,52; во второй — 1,09 ± 0,9, в третьей - 0,45 ± 0,6, в группе контроля — 1,64 ±1,1.

Исследование семейного анамнеза показало, что у детей из всех групп имеется отягощенная наследственность по сердечно-сосудистой патологии, особенно по раннему инфаркту миокарда, на протяжении второго и третьего поколения. Таким образом, у детей из группы высокого риска развития раннего атеросклероза при отсутствии явных клинических маркеров сердечно-сосудис-той патологии имеются признаки нарушения обменных процессов, а липидного обмена в виде гиперхолестеринемии за счет повышения уровня ХС ЛПНП при уровне триглицеридов, не превышающем нормальные значения. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что у детей с отягощенной наследственностью по атеросклерозу выше риск развития сердечно-сосудистой патологии. В связи с этим обосновано проведе-

54

Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков

ние первичной профилактики атеросклероза уже в детском возрасте с применением диетической коррекции, оптимизации двигательной и эмоциональной нагрузки, обязательного соблюдения правил здорового образа жизни. Обосновано

включение в программу оздоровления, при наличии низкорослости, препаратов гормона роста не только для улучшения ростового прогноза, но и для получения метаболических эффектов данного препарата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В КОРРЕКЦИИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ У ПОДРОСТКОВ

Нежкина H.H.1, доктор медицинских наук,

Воробьева Е.В.2, кандидат медицинских наук,

Кулигин О.В.1, доктор медицинских наук Чистякова Ю.В.*1, кандидат медицинских наук

1 Кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, просп. Ф. Энгельса, 8

2 ООО «Санаторий-профилакторий “Солнечный берег”», 153511, Ивановская обл., г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19

* Ответственный за переписку: e-mail: [email protected]

Высокая распространенность вегетативных расстройств у детей школьного возраста, в том числе у подростков, по-прежнему делает актуальной проблему поиска эффективных технологий их коррекции.

С этой целью нами разработана программа психофизической тренировки (автор технологии -д-р мед. наук H.H. Нежкина), рекомендуемая к реализации в учреждениях образования и здравоохранения для подростков с нейроциркулятор-ной дистонией по гипертоническому типу. Данная программа состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Первый - теоретический, в рамках которого подростки в доступной форме получают информацию о причинах, механизмах развития вегетативной дисрегуляции и, что не менее важно, знакомятся с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры.

Второй блок - мотивационно-целевой, в его рамках определяются ближайшие цели занятий по психофизической тренировке и долговременные цели «приобщения к движению».

Третий блок - диагностический, в его рамках обсуждаются основные способы самоконтроля состояния здоровья и вегетативной нервной системы (ВНС) в ходе цикла занятий. Выбираются основные методы самодиагностики: контроль частоты пульса, дыхания, артериального давления, самочувствия, активности, настроения.

Четвертый блок - практический. Он состоит из цикла занятий, каждое из которых имеет трехэтапную структуру:

1) динамические упражнения аэробного характера, которые мягко тренируют симпатический отдел ВНС, улучшают функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшают проявления гиподинамии, увеличивают выносливость организма, которая снижена при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

2) статические упражнения, которые тренируют парасимпатический отдел ВНС, создают в центральной нервной системе очаг охранительного торможения и позитивно влияют на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудов;

3) сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации, который представляет собой мотивированное самовнушение желаемого уровня здоровья, настроения, самочувствия на фоне состояния аутогенного погружения, проводимого при вербальной поддержке руководителя группы.

Пятый блок - методический. Все части практического занятия записаны на специальный аудиодиск, что сокращает сроки разучивания упражнений и высвобождает время на индивидуальную работу с детьми. По окончании курса занятий в учреждении подростки имеют возможность приобрести аудиодиск и продолжить регулярные занятия по данной программе дома.

Технология психофизической тренировки (ПФТ) апробирована в группах из 400 подростков 15-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.