Научная статья на тему 'Особенности липидного спектра и уровень С-реактивного белка у профессиональных водителей автотранспортных средств'

Особенности липидного спектра и уровень С-реактивного белка у профессиональных водителей автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ / DRIVERS / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / CARDIOVASCULAR DISEASES / КРИТЕРИИ РИСКА / RISK CRITERIA / ДИСЛИПИДЕМИЯ / DYSLIPIDEMIA / С-РЕАКТИВНЫЙ БЕЛОК / C-REACTIVE PROTEIN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Страхова Л.А., Колесов С.А., Трошин В.В., Блинова Т.В., Рахманов Р.С.

Установлено наличие дислипидемии у 60 % лиц и повышение базового уровня С-реактивного белка (СРБ) при оценке липидного спектра крови профессиональных водителей. Зависимость от стажа работы выявлена для общего холестерина и ХС-ЛПНП. У половины обследованных выявлены сердечнососудистые заболевания (ССЗ). У них дислипидемия наблюдалась в 1,7 раза чаще, чем у лиц, не имеющих ССЗ. Аналогичная зависимость была выявлена и внутри стажевых групп. У 40 % водителей с уровнем СРБ, превышающем 3,0 мг/л, наблюдались выраженные изменения липидного обмена в сочетании с ССЗ. Изученные показатели могут быть использованы в качестве прогностических критериев риска развития ССЗ у профессиональных водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Страхова Л.А., Колесов С.А., Трошин В.В., Блинова Т.В., Рахманов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF LIPID SPECTRUM AND C-REACTIVE PROTEIN LEVEL IN PROFESSIONAL DRIVERS OF MOTOR TRANSPORT

The investigators evaluated blood spectrum of professional drivers and found dyslipidemia in 60 % of drivers and increase of basic level of C-reactive protein (Crp).Total cholesterol and cholesterol low density lipoprotein (C-LDLP) were associated with length of service. Cardiovascular diseases (CVD) were revealed in a half of examined persons. The dyslipidemia was seen 1,7 times higher in persons with CVD in comparison with persons without CVD. The same association was revealed within seniority groups. The pronounced changes of lipid metabolism in combination with CVD were observed in 40% of drivers with Crp level higher than 3,0 mg/l. The studied indices may be used as prognostic criteria for evaluation of cardiovascular risk in professional drivers.

Текст научной работы на тему «Особенности липидного спектра и уровень С-реактивного белка у профессиональных водителей автотранспортных средств»

МАРТ № (270 ЗНиСО

11

УДК 656.045.6:612.015

ОСОБЕННОСТИ ЛИПИДНОГО СПЕКТРА И УРОВЕНЬ С-РЕАКТИВНОГО БЕЛКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Л.А. Страхова, С.А. Колесов, В.В. Трошин, Т.В. Блинова, Р.С. Рахманов, М.А. Бобоха, М.А. Сапожникова

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород, Россия

Установлено наличие дислипидемии у 60 % лиц и повышение базового уровня С-реактивного белка (СРБ) при оценке липидного спектра крови профессиональных водителей. Зависимость от стажа работы выявлена для общего холестерина и ХС-ЛПНП. У половины обследованных выявлены сердечнососудистые заболевания (ССЗ). У них дислипидемия наблюдалась в 1,7 раза чаще, чем у лиц, не имеющих ССЗ. Аналогичная зависимость была выявлена и внутри стажевых групп. У 40 % водителей с уровнем СРБ, превышающем 3,0 мг/л, наблюдались выраженные изменения липидного обмена в сочетании с ССЗ. Изученные показатели могут быть использованы в качестве прогностических критериев риска развития ССЗ у профессиональных водителей.

Ключевые слова: водители, сердечно-сосудистые заболевания, критерии риска, дислипидемия, С-реактивный белок.

L.A. Strakhova, S.A. Kolesov, V. V. Troshin, T. V. Blinova, R.S. Rakhmanov, M.A. Bobokha, M.A. Sapozhnikova □ THE FEATURES OF LIPID SPECTRUM AND C-REACTIVE PROTEIN LEVEL IN PROFESSIONAL DRIVERS OF MOTOR TRANSPORT □ Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Diseases of Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russia.

The investigators evaluated blood spectrum of professional drivers and found dyslipidemia in 60 % of drivers and increase of basic level of C-reactive protein (Crp).Total cholesterol and cholesterol - low density lipoprotein (C-LDLP) were associated with length of service. Cardiovascular diseases (CVD) were revealed in a half of examined persons. The dyslipidemia was seen 1,7 times higher in persons with CVD in comparison with persons without CVD. The same association was revealed within seniority groups. The pronounced changes of lipid metabolism in combination with CVD were observed in 40% of drivers with Crp level higher than 3,0 mg/l. The studied indices may be used as prognostic criteria for evaluation of cardiovascular risk in professional drivers. Key words: drivers, cardiovascular diseases, risk criteria, dyslipidemia, C-reactive protein.

Известно, что водители, профессионально эксплуатирующие автотранспортные средства, находятся в группе риска по кардиоваскуляр-ной патологии [7, 10, 11, 13]. Частота встречаемости сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у них значительна и может колебаться от 21,5 до 55,8 % [2, 5]. Считается, что этому способствуют неблагоприятные условия труда: нервно-эмоциональные нагрузки, гиподинамия, неправильное и несбалансированное питание, курение, воздействие вибрации и химических веществ. Они являются патогенетической основой неблагоприятных сдвигов в гомеостазе, прежде всего нарушений в обмене липопротеи-дов, которые в дальнейшем могут приводить к ССЗ и метаболическому синдрому [8, 12, 14].

Дислипидемия может выступать в роли объективного и раннего критерия развития ССЗ, в том числе атеросклероза. Существуют и дополнительные индикаторы развития атеро-склеротического процесса, основанные на наличии вялотекущего воспаления и дисфункции эндотелия сосудов. Одним из наиболее клинически подтвержденных показателей является уровень С-реактивного белка (СРБ) в крови: изменение его концентрации в диапазоне от 1,0 до 10,0 мг/л может использоваться для оценки риска развития ССЗ, в том числе развития ате-росклеротических поражений сосудов, инсульта, инфаркта миокарда [1, 9]. В зависимости от концентрации СРБ в сыворотке была определена степень риска развития ССЗ - до 1,0 мг/л -низкий, от 1,1 до 3,0 мг/мл - средний и от 3,1

до 10,0 мг/мл - высокий риск развития. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н при периодических осмотрах водителей проводится оценка уровня общего холестерина (ХС) в сыворотке крови и глюкозы. Вопрос о целесообразности определения СРБ и липидограммы при проведении осмотров остается открытым.

Цель исследования - оценка показателей липидного спектра и СРБ в сыворотке крови у водителей, профессионально эксплуатирующих автотранспортные средства, и определение возможности их использования в качестве критериев риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Материал и методы. Обследованы 94 водителя городских автотранспортных средств мужского пола в возрасте 49,3 ± 9,8 лет (водительский стаж - 27,1 ± 9,9 лет). По стажу работы они были разделены на 3 группы: 1-я группа - стаж работы менее 20 лет (возраст 38,9 ± 2,1 лет), 2-я - стаж работы от 20 до 30 лет (возраст 50,5 ± 1, лет), 3-я группа - водители со стажем работы более 30 лет (57,6 ± 1,3 лет).

Кровь для проведения биохимических исследований отбирали из вены утром, натощак. Сыворотку выделяли стандартным методом.

Показатели липидного обмена определяли при помощи наборов реагентов фирмы «Оль-векс Диагностикум» (Россия): «Холестерин-Ольвекс», «Триглицериды-Ольвекс», «Холестерин- ЛПВП-Ольвекс», «Холестерин-ЛПНП-Ольвекс». ХС и триглицериды (ТГ) определя-

12

ЗНиСО МАРТ (270

ли энзиматическим колориметрическим методом. Для определения холестерина липопро-теидов низкой плотности (ХС-ЛПНП) и высокой плотности (ХС-ЛПВП) использовался осаждающий реагент с последующим определением ХС. Коэффициент атерогенности определялся расчетным способом [6].

Уровень липидов и липопротеидов, используемый нами при интерпретации результатов анализа, соответствовал классификации, предложенной экспертами КСБР в США и Европейским обществом по изучению атеросклероза [3, 4].

СРБ определяли методом иммунофермент-ного анализа с использованием набора реагентов «СРБ-ИФА-БЕСТ высокочувствительный» («Вектор Бест», Россия). В качестве показателей, свидетельствующих о наличии ССЗ у водителей, использовались данные анамнеза, клинического и функционального обследования. Полученные данные обработаны статистически с использованием программы 81ай8йса 6.1. Достоверность различий определялась посредством вычисления критерия Стьюдента и непараметрического показателя корреляции -1аи-ЪКендалла (г), значимым считали двусторонний уровень р < 0,05.

Результаты и обсуждение. Как показали наши исследования, повышенный уровень ХС (пограничный и высокий) был выявлен у трети обследованных водителей (табл. 1). Из них у 30,0 % его уровень был высоким - от 6,7 до 7,7 ммоль/л. У лиц 3-й группы повышение уровня ХС наблюдалось в 2,4-1,8 раза чаще по сравнению с лицами первых двух групп. При этом и уровень ХС у лиц в 3-й группе был достоверно выше относительно его уровня в первых двух группах: 6,0 ± 1,42 ммоль/л против 4,46 ± 1,04 ммоль/л и 4,96 ± 0,86 ммоль/л (р = 0,000 и р = 0,001 соответственно). Высокая доля лиц с повышенным уровнем ХС-ЛПНП была выявлена у лиц второй и третьей групп.

При этом у половины из них уровень данного показателя превышал 4,14 ммоль/л, то есть был высоким. У лиц первой группы доля лиц с повышенным уровнем ХС-ЛПНП была в 2,0 раза меньше. Выявлена достоверная разница между величинами ХС-ЛПНП в первой группе относительно их значений во второй и третьей группах: 2,8 ± 1,8 ммоль/л против 3,8 ± 1,0 и 3,9 ± 1,8 ммоль/л (р = 0,01, р = 0,021 соответственно).

Уровни ХС-ЛПВП более чем у половины водителей всех трех групп были ниже рекомендуемой величины, из них у 24,0 % - менее 1,0 ммоль/л. Не было выявлено зависимости снижения уровня ХС-ЛПВП от профессионального стажа и возраста водителей. В целом по группам величины этого показателя были снижены до 1,1 ± 0,02 ммоль/л, т. е. были ниже величины нормального уровня -1,55 ± 0,02 ммоль/л (р = 0,000).

Частота повышения уровня ТГ во всех группах была однотипной и колебалась в пределах 24,1-26,6 %. Не было выявлено зависимости повышения уровня ТГ от профессионального стажа и возраста обследуемых. При этом у 60,0 % лиц с повышенным уровнем ТГ их величина была высокой - более 2,2 ммоль/л.

Корреляционный анализ выявил слабую, но двустороннюю значимую коррелятивную связь между уровнями ХС, ХС-ЛПНП и профессиональным стажем с возрастом водителей (г = 0,158, р = 0,046; г = 0,185, р = 0,0015 соответственно).

Интегральным показателем степени риска ССЗ является индекс атерогенности. У водителей со стажем менее 20 лет он был повышен у 24,1 % обследованных, со стажем от 20 до 30 лет - у 45,1 % и со стажем более 30 лет - у 60,0 % лиц.

Полученные данные о наличии и степени выраженности дислипидемии были сопоставлены с наличием у водителей ССЗ (табл. 2).

Таблица 1. Доля нарушений показателей липидного обмена у водителей автотранспортных средств в зависимости от профессионального стажа и возраста

Группа п = чел. Доля нарушений показателей липидного обмена,%

ХС более 5,2 ммоль/л ХС-ЛПВП менее 1,55 ммоль/л ХС-ЛПНП более 3,36 ммоль/л ТГ более 1,7 ммоль/л КА более 3 усл. ед.

1-я 29 31,0 50,6 24,1 24,1 24,1

2-я 30 23,3 60,0 46,6 26,6 60,0

3-я 31 54,8 51,6 45,1 25,8 45,1

Всего 90 36,6 54,5 38,8 25,5 43,3

Таблица 2. Показатели дислипидемии у водителей автотранспорта с наличием и без сердечно-сосудистой патологии

Группы Водители

с сердечно-сосудистой патологией без сердечно-сосудистой патологии

п = чел., абс. доля с дислипидемией, % п = чел., абс. доля с дислипидемией, %

1-я 7 86,0 22 45,0

2-я 16 62,5 14 57,1

3-я 22 72,7 9 33,0

Всего 45 71,1 45 46,0

МАРТ N«3 (270 ЗНиСО

13

Было установлено, что с увеличением стажа работы, следовательно, и возраста водителей, происходил рост ССЗ, которые были выявлены у половины водителей. При этом у 71,1 % из них выявлена дислипидемия. В группе лиц без кардиоваскулярной патологии изменения в ли-пидном спектре наблюдались в 2,2 раза реже -у 46,0 % обследуемых. Аналогичная зависимость была выявлена и внутри стажевых групп. Корреляционный анализ между показателями липидного обмена и величиной систолического артериального давления выявил прямую коррелятивную зависимость для ХС (гаи-ЪКендалла = 0,242, р = 0,01) и ХС-ЛПНП (гаи-ЪКендаллаг = 0,210, р = 0,007).

У водителей с ССЗ и без них установлены некоторые различия в показателях уровней СРБ (табл. 3). У первых чаще (на 25,4 %) выявлялся СРБ в концентрации более 3,1 мг/л и реже - до 3,0 мг/л относительно лиц, не имеющих ССЗ. То есть и у больных, и здоровых лиц имелось практически в равной мере повышение уровня СРБ от 1,0 до 3,0 и от 3,1 до 10,0 мг/л. При этом у здоровых в 5,2 раза была выше доля лиц со средним риском ССЗ и в 1,4 раза меньше - с высоким риском.

Таблица 3. Доля здоровых водителей и водителей с сердечно-сосудистой патологией

с выявленным С-реактивным белком

С-реактивный белок, мг/л Доля водителей, %

с сердечнососудистой патологией (n = 36) без сердечнососудистой патологии (n = 42)

Менее 1,0 0 2,4

От 1,0 до 3,0 5,5 28,5

От 3,1 до 10,0 77,7 57,2

Более 10,0 16,8 11,9

Выводы. В настоящее время классическая трактовка липидограммы, сопряженная с риском ИБС, признает не уровни ХС и ХС-ЛПВП, а уровень ХС-ЛПНП [3]. При этом риску подвержены лица с погранично-высоким и высоким уровнем ХС-ЛПНП. Независимым фактором риска ИБС может быть признана тригли-церидемия в связи с тем, что повышение уровня триглицеридов играет значительную роль в формировании патологии периферических и церебральных сосудов [4]. Как следует из наших наблюдений, риск ИБС по данному показателю имели от 33,0 до 57,1 % лиц без ССЗ.

Наши данные показали, что в липидном спектре у обследованных водителей с наибольшей частотой отмечались отклонения в уровне ХС-ЛПВП. При этом у 30 % лиц снижение наблюдалось при нормальном или пониженном уровне ХС. Согласно рекомендациям экспертов КСБР и США пониженные концентрации ХС-ЛПВП свидетельствуют о повышенном риске ИБС, даже если общий холестерин при этом не повышен [3].

У водителей без заболеваний сердечнососудистой системы СРБ в диапазоне риска был выявлен у 85,7 % обследованных. Можно полагать, что большинство из них имели риск развития кардиоваскулярной патологии.

Это подтверждает значимость показателей липидного обмена и СРБ для прогнозирования кардиоваскулярной патологии у водителей автотранспорта и необходимость проведения этих исследований при периодических медицинских обследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вельков В.В. С-реактивный белок и липопротеин-ассо-циированная фосфолипаза А2: новые факты и новые возможности для диагностики и стратификации сердечно-сосудистых рисков / В.В. Вельков // Клинико-ла-бораторный консилиум. 2010. № 1. С. 13-18.

2. Гуревич К.Г. и др. Факторы, влияющие на состояние здоровья профессиональных водителей городских автобУсов / К.Г. Гуревич, В.А. Катаева, А.М. Попкова [и др.] // Вестник Новгородского госуниверситета. 2005. № 35. С. 7-8.

3. Диагностика и лечение гиперлипидемии у взрослых: рекомендации Европейского общества по изучению атеросклероза. Группа экспертов Европейского общества по изучению атеросклероза: пер. с англ. Merk Charp Dohme-Chibert AG, 1996.

4. Доклад экспертной группы по лабораторной стандартизации Национальной образовательной программы по холестерину. Состояние вопроса. Определение уровня холестерина в крови в клинических лабораториях: пер. с англ. Merk Charp Dohme-Chibert AG, 1996.

5. Игонин Е.Г. и др. Факторы риска и структура заболеваемости профессиональных водителей городского наземного транспорта / Е.Г. Игонин, В.А. Катаева, А.М. Попкова // Сб. мат. VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». 2007. С. 104-106.

6. Камышников В.С. Справочник по клинико-биохими-ческим методам в лабораторной диагностике. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 920 с.

7. Эльгаров А.А. и др. Оценка эффективности специфической безопасности вторичной профилактики артериальной гипертензии у водителей автотранспорта / А.А. Эльгаров, Р.М. Арамисов, М.А. Эльгаров [и др.] // Клиническая медицина. 2015. № 4. С. 31-38.

8. Alquimim A.F. et al. Evaluation of labor-related and physical risk factors for cardiovascular disease in drivers of urban transport buses in Montes Claros in the state of Minas Gerais / A.F. Alquimim, A.B. Barral, K.C. Gomes, M.C. Re-zende [et al.] // Cien Saude Colet. 2012. Aug; 17 (8):2151-8.

9. Arici M. et al. End-stage renal disease, atherosclerosis, and cardiovascular mortality: is C-reactive protein the missing link / M. Arici, J. Walls // Kidneylnt. 2001. V. 59. № 2. P. 407-414.

10. Gany F. et al. Supporting South Asian Taxi Drivers to Exercise through Pedometers (SSTEP) to decrease cardiovascular decrease risk / F. Gany, P. Gill, R. Baser [et al.] // J. Urban Health. 2014. V. 91. № 3. P. 463-476.

11. Hirata R.P. et al. General characteristics and risk factors of cardiovascular disease among interstate bus drivers / R.P. Hirata, L.M. Sampaio, F.S. Filho Leitao [et al.] // The Scientific World Journal. 2012. № 2012. P. 216702. Published online 2012 Jun 4. doi: 10.1100/2012/216702. PMCD:PMC 3373126.

12. Marqueze E.C. et al. Effects of irregular-shift work and physical activity on cardiovascular risk factors in truck drivers / E.C. Marqueze. M.A. Ulhoa, C.R. Moreno // Rev Saude Publica. 2013. V. 47. № 3. P. 497-505.

13. Neophytou A.M. et al. A structural approach to address the healthy-worker survivor effect in occupational cohorts: an application in the trucking industry cohort / A.M. Neo-phytou, S Picciotto, J.E. Hart [et al.] // OccupEnvironMed. 2014. V. 71. № 6. P. 442-447.

14. Siu S.C. et al. Prevalence of undiagnosed diabetes melli-tusand cardiovascular risk factorsin Hong Kongprofes-sional drivers / S.C. Siu, K.W. Wong, F.K. Lee [et al.] // Diabetes res Clin Pract. 2012. V. 96. № 1. P. 60-67.

Контактная информация:

Рахманов Рофаиль Салыхович, тел.: +7 (831) 4-196-194, e-mail: raf53@mail.ru Contact information: Rakhmanov Rofail, р^эм: +7 (831) 4-196-194, e-mail: raf53@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.