Научная статья на тему 'Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы'

Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
916
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДИСПОЗИЦИЯ / DISPOSITION / УСТАНОВКА / INSTALLATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СКЛОННОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разживина Нина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с отклоняющимся поведением развивающейся личности, обусловленным сформированной на предшествующих этапах развития устойчивой негативной диспозицией; с выявлением причин отклонений в поведении, включающих индивидуальные и социальные характеристики; с определением подходов к диагностике отклонений в поведении; с организацией профилактики и коррекции поведенческих отклонений. В статье определено, что наибольшую значимость организация систематической профилактической и коррекционной работы имеет в сложные периоды жизнедеятельности личности, а именно в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разживина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features personal dispositions adolescents prone to deviant behavior, in terms of secondary school

The problems associated with deviant behavior of a developing personality, formed due to the preceding stages of the development of sustainable negative disposition; with the identification of the causes of deviant behavior, including individual and social characteristics; with the definition of approaches to the diagnosis of behavioral disorders; the organization of prevention and correction of behavioral problems. The article stipulates that the greatest significance of systematic organization of preventive and remedial work has difficult periods of life personalities, namely adolescence.

Текст научной работы на тему «Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Разживина Н. В.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с отклоняющимся поведением развивающейся личности, обусловленным сформированной на предшествующих этапах развития устойчивой негативной диспозицией; с выявлением причин отклонений в поведении, включающих индивидуальные и социальные характеристики; с определением подходов к диагностике отклонений в поведении; с организацией профилактики и коррекции поведенческих отклонений.

В статье определено, что наибольшую значимость организация систематической профилактической и коррекционной работы имеет в сложные периоды жизнедеятельности личности, а именно в подростковом возрасте.

Ключевые слова:личность, диспозиция, установка, развитие, склонность, отношения, сопровождение, профилактика, коррекция.

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиант-ного поведения значительно возрос. Обозначенная проблема привлекла к себе внимание широкого круга специалистов: психологов, социальных педагогов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, представителей медицинской сферы деятельности и т. д.

В педагогической психологии рассматриваются различные вопросы, связанные с отклоняющимся поведением развивающейся личности: теоретические аспекты возникновения и проявления девиантного поведения; определение подходов к диагностике отклонений в поведении; организация профилактики поведенческих отклонений; выявление причин отклонений в поведении, включающих индивидуальные и социальные характеристики; определение организационных, нравственных, правовых путей решения проблемы девиантного поведения и т. д.

В контексте поставленных вопросов особую актуальность для образовательной практики приобретает проблема своевременного предупреждения возможных отклонений в развитии социально-неодобряемого поведения школьников, формирования у них способности к саморегуляции и самоуправлению, активизации не только интеллектуального, но и нравственного потенциала каждого субъекта образовательного пространства.

Наибольшую значимость организация систематической работы по предупреждению и коррекции отклонений в поведении человека имеет в сложные

периоды жизнедеятельности личности. В частности, научные данные, представленные в отечественной и зарубежной литературе, показывают, что наиболее часто отклонения от общепринятых норм наблюдаются у подростков, что обусловлено спецификой возрастного развития.

Огромную роль в возникновении склонности к отклоняющемуся поведению подростков играет ближайшее окружение человека - это, в первую очередь, семья и школа. Именно эти две микросреды являются патогенными факторами возникновения проблем детей, неспособность разрешения которых вызывает отклонения в их поведении. Отсутствие понимания, заботы со стороны других субъектов названных социальных институтов, обуславливает появление детей «группы риска», поведение которых не только противоречит общепринятым нормам, но и приносит вред самим детям.

Для нашего исследования важное значение имеет определение предпосылок, выявление причин отклонений в поведении подростков, находящихся в условиях общеобразовательной школы.

В работах целого ряда исследователей отмечается, что среди факторов, способствующих девиантным формам поведения, в первую очередь, следует выделить объективные (семья, школа, референтная группа) и субъективные (нарушение адаптивного потенциала, несформированность самооценки, нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера) факторы (М. А. Ковальчук, М. И. Рожкова, Е. Ф. Федосенко и др.).

Этот подход был заявлен и в исследованиях И. В. Дубровиной, которая выделяет три группы причин нарушений в поведении детей:

- первая группа связана с проблемами семейного воспитания: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, нарушение единства требований к ребенку, негативные отношения с ребенком, использование неэффективных способов воспитания, воспитание вне семьи и т. д.;

- вторая группа трудностей связана с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогического коллектива: знание психологии личности, условий воспитания в семье, отсутствие индивидуального подхода в работе по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей, отсутствие системы стимулирования социально-одобряемых форм поведения и деятельности, отсутствие учета эмоционального состояния подростка, щадящей нагрузки, недостаточное руководство формированием межличностных отношений в классе, несистематическое взаимодействие семьи и школы в профилактике педагогической запущенности детей и др.;

- к третьей группе трудностей относятся: отставание ребенка в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, проблемы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения, неподготовленность к ведущему виду деятельности [3].

Безусловно, можно было бы ограничиться таким представлением о природе этого явления: деви-антное поведение имеет причины, общие для всех поведенческих форм, включая конформное или нормопослушное поведение. Можно согласиться и с другим утверждением: девиантное поведение есть следствие общих закономерностей развития общества, как и все прочие социальные и психологические явления и процессы. Но необходимо учесть такой значимый для понимания сути рассматриваемого вопроса факт: поведение каждой личности индивидуально, следовательно, причины вызывающие определенные формы поведения, имеют, в первую очередь, личностный характер.

Практика показывает, что наиболее сильно отклонения в поведении подростков проявляются в тех случаях, когда на предшествующих этапах возрастного развития (дошкольное детство и младший школьный возраст) у детей не были сформированы представления о нормах, которые формируются в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Последнее является достаточно важным для понимания проблемы склонности подростков к девиантному поведению. И здесь следует выделить основной механизм, который

обуславливает психический настрой личности на определенный тип поведения, как установка.

Согласно теории Д. Н. Узнадзе, под установкой понимается целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в конкретной ситуации, обеспечивающее удовлетворение потребности. Сформированная совокупность установок определяет выбор того или иного поведения личности в конкретной ситуации, в группе.

Общий механизм образования фиксированной установки (по Б. О. Ядову) можно представить следующим образом: П - Д - С, где П - потребность, Д - диспозиция, С - ситуация.

В психологии диспозиция понимается как предварительно сформированная готовность (установка) к определенному поведению в определенном классе ситуаций. Наличие диспозиции обеспечивает адаптационный эффект - возможность индивида быстрее адекватно реагировать заученным образом в известном классе ситуаций [2].

Диспозиция представляет собой единицу анализа «Я-концепции». При этом необходимо учитывать, что каждая диспозиция объединяет несколько модальностей «Я» в каком-либо единичном аспекте: нравственном, деловом, интеллектуальном, социальном и т. д. Осознавая те или иные аспекты своей личности, человек, как правило, способен различать следующие модальности «Я»: каким я был, каким я являюсь, какое впечатление я хочу производить, каким меня воспринимают, каким я хочу быть и т. п.

Исходя из такого понимания диспозиции, Б. О. Ядов рассматривает диспозицию как систему уровней:

- первый (низший уровень) - элементарные установки;

- второй уровень диспозиционной структуры -совокупность социальных фиксированных установок;

- третий уровень - общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности;

- четвертый (высший) уровень - система ценностных ориентаций направленная на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями данного индивида [4, 5].

Е. В. Змановская, обращаясь к исследованиям Б. О. Ядова, в которых анализируются вопросы диспозиционной регуляции социального поведения личности, отмечает, что именно социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение [1].

Безусловно, подростки имеют предшествующий опыт социализации (семья, дошкольные образовательные учреждения, классный коллектив в младшем

школьном возрасте), который сформировался под влиянием социальных установок, действующих на уровне малых групп и привычных ситуаций. Часто этот опыт ориентирует личность на проявление социально-неодобряемых черт, форм поведения, что является следствием сложившейся диспозиционной системы.

Важное значение при анализе проблемы формирования установок, обуславливающих возникновение отклонений в поведении, имеет выделение факторов, образующих и преобразующих диспозиционную систему. Современные исследования показывают, что решающую роль в этом играют условия деятельности, которые придают ей смысл, и которые существенно детерминируют механизм функционирования диспозиционной системы.

Следует отметить, что диспозиция интегрирует множество модальностей «Я» и побуждает человека к одному способу поведения и удерживает от другого, что диспозиция модальностей «Я» и устойчива и динамична. И если диспозиция сформировалась, то она стремится сохранить свойственные ей функции и побуждает человека вести себя стереотипно, воспроизводить одну и ту же линию поведения. Самое главное, что диспозиция модальностей «Я» отражает все основные характеристики «Я-концепции».

И если у ребенка к подростковому возрасту сформировалась устойчивая диспозиция поведения, то необходима специально организованная работа по коррекции имеющихся негативных установок, определяющих склонность к нарушению социально-одобряемых форм поведения.

В этом плане необходимо вести речь о создании специальных условий, факторов, обеспечивающих возможность предотвращения такого поведения, формирования позитивных установок. В частности, правомерно отметить, что среди объективных факторов огромное значение приобретает то, какие подходы к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных детей доминируют в образовательной среде. Часто именно школа вынуждена брать на себя функцию перевоспитания детей с отклонениями в поведении. Существующие исследования показывают, что такие дети, как правило, плохо учатся, оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, имеют низкий уровень профессиональной ориентации, социальной адаптации и узкий круг социально одобряемых интересов (Г. И. Макартычева, Р. В. Овчарова, Т. Ю. Райфшнайдер, Т. И. Шилова и др.).

И как показывает практика, если у членов педагогического коллектива не сформирован необходимый уровень профессиональной компетентности, обеспечивающий им возможность осознавать значимость проблемы на основе четкого представления о предрасположенности подростков к нарушению

общепринятых норм поведения и осознание необходимости участия в организации систематической и целенаправленной психолого-педагогической деятельности, направленной на предупреждение и устранение отклонений в поведении детей; если в образовательном учреждении не ведется целенаправленная работа по созданию воспитывающей, развивающей среды; если педагогический коллектив не ориентирован на тесное сотрудничество с другими ведущими (психолог, социальный педагог и т. д.) и вспомогательными (родители подростков) субъектами образовательного учреждения, то получить желаемый результат достаточно сложно. При этом сама школа будет выступать источником риска, т. е. предрасполагать к возникновению и проявлению отклонений в поведении школьников.

В этом контексте, на наш взгляд, можно выделить те основные проблемы, которые являются типичными в развитии подростков на разных этапах личностного становления и решение которых находится в компетенции педагогов и школьного психолога: адаптация младших подростков, организация конструктивного межличностного взаимодействия средних подростков, формирование профессиональных интересов у старших подростков. Их неразрешенность в образовательном учреждении способствует возникновению изменений в личности, деятельности и поведении детей. И в этом плане важное значение приобретает специально организованные просвещение и профилактическая работа по их предотвращению.

Исходя из перечисленных причин, факторов и предпосылок, способствующих формированию нежелательных форм поведения и деятельности, существующего определения понятия «девиантное поведение», правомерно представить собственное определение изучаемого понятия «склонность к де-виантному поведению». Склонность к девиантному поведению мы рассматриваем как предрасположенность личности к нарушению социально-принятых норм поведения, обусловленную совокупностью внутренне и внешне обусловленных факторов, образующих и преобразующих ее диспозиционную систему и проявляющуюся в избирательной направленности личности на выполнение социально-неодобряемых действий, демонстрацию негативных личностных характеристик, готовность противопоставлять себя другим субъектам в различных системах отношений, вызванную биологическими, социальными или психологическими причинами.

Такое представление о заявленном феномене позволяет говорить о необходимости организации в общеобразовательном учреждении системы превентивных мер, направленных на создание воспитывающей среды в школьных, внешкольных и семейных коллективах, гуманизации отношений между их

субъектами. Наличие такой среды, установление гуманных межличностных отношений позволит подросткам реализовать не только общественно значимые, но и узколичностные мотивы и потребности, найти помощь и поддержку при возникновении возрастных и личных проблем, сформировать новые социально-одобряемые установки и т. д.

В деятельность по созданию такого психологи чески комфортного пространства должны включаться не только специалисты психолого-педагогических, методических, социальных служб, учителя, но и родители как вспомогательные субъекты образовательного процесса. В ряде случаев специальная поддержка необходима самим родителям, которые не могут в полной мере выполнять воспитательную функцию.

В контексте анализа нашей проблемы мы, в первую очередь, акцентируем внимание на тех факторах, которые связаны с непосредственной окружающей подростка средой, - это семья и школа. Иначе говоря, школьная среда может стать фактором риска, если в ней не будут созданы условия, обеспечивающие подростку своевременную социальную адаптацию, формирование адекватной самооценки, минимизацию школьной тревожности, формирование профессиональных интересов, соответствующих индивидуальным способностям; построение позитивных межличностных отношений, формирование позитивных установок и т. д.

Для предупреждения и минимизации социально неодобряемых форм поведения необходима разработка и реализация программ психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, которые правомерно рассматривать в качестве основных условий, обеспечивающих формирование социально-одобряемого поведения подростков. Содержание программ должно быть направлено на предупреждение и коррекцию уже имеющихся девиаций у детей на разных этапах подростничества: младший, средний и старший подростковый возраст.

В целом содержание программ призвано обеспечить:

- реализацию и дифференциацию ведущих функций перевоспитания личности подростка, склонного к девиантному поведению (воспитательной, компенсаторной, стимулирующей, корректирующей, регулирующей) с учетом выявленных проблемных зон подростков на каждом этапе

развития (адаптация личности, оптимизация межличностных отношений и психического здоровья, профессиональная ориентация, самоконтроль и саморегуляция поведения);

- организацию активной социально-психологической и психолого-педагогической профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе и включение в совместную деятельность преподавателей, подростков, их родителей;

- повышение психолого-педагогической компетентности учителей и родителей подростков, склонных к девиантному поведению;

- организацию интенсивной психокоррекцион-ной помощи с целью разрушения социально-отрицательных диспозиций, асоциальных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых, социально-одобряемых с целью достижения самореализации личности в обществе.

В заключение следует отметить, что опыт работы школьных психологов показывает, что применение одних и тех же традиционных (или инновационных) методов, методик, способов, как правило, не дает возможности получить одинаковый результат. Поэтому становится совершенно очевидным тот факт, что лишь применение разнообразных приемов, способов, методов обучения, воздействия, взаимодействия в процессе психологического сопровождения может дать желаемый результат и прогнозировать успешность проводимой работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

2. Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. -494 с.

3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Междунар. пед. акад., 1998. - 373 с.

4. Ядов Б. О. Диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пос. для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 416-432.

5. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука Ленингр. отд., 1979. - 263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.