Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мезенцева Ирина Александровна, Серегина Наталья Валерьевна, Петухова Лариса Петровна

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. В младшем школьном возрасте следует рассматривать два типа рефлексии - интеллектуальную и личностную. Наиболее значимым в нашей работе явилось изучение проблемы развития личностной рефлексии младших школьников. Это связано с тем, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования рефлексии личности в условиях учебной деятельности, которая явля ется ведущей на данном этапе развития. При диагностики особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности были использованы методики М. Куна, Т. Мак-Партланд «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Рассмотрены результаты диагностика показателей личностной рефлексии младших школьников, выполнен статистический анализ полученных данных, на основе которого осуществлена интерпретация полученных результатов. Полученные результаты в дальнейшем позволят нам приступить к проектированию коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мезенцева Ирина Александровна, Серегина Наталья Валерьевна, Петухова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL REFLECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILD WHO ARE EXPERIENCING DIFFICULTIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines the results of an empirical study of the features of personal reflection of younger schoolchildren who experience difficulties in educational activities. In junior school age, two types of reflection should be considered - intellectual and personal. The most significant in our work was the study of the problem of the development of personal reflection of younger schoolchildren. This is due to the fact that the junior school age is sensible for the formation of personality reflection in the context of educational activities, which is leading at this stage of development. When diagnosing the features of personal reflection of younger schoolchildren experiencing difficulties in educational activities, the methods of M. Kuhn, T. McPartland "Who am I?" (modification by T.V. Rumyantseva). The results of diagnostics of indicators of personal reflection of younger schoolchildren are considered, statistical analysis of the obtained data is performed, on the basis of which the obtained results are interpreted. The results obtained in the future will allow us to begin designing a corrective and developmental program aimed at developing reflection of junior schoolchildren experiencing difficulties in educational activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Абаев, Н.В. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений) / Абаев Н.В., Лепехов С.Ю. // Источниковедение и историография истории буддизма. - Новосибирск : Наука, 1986. - С. 85-99.

3. Воронов, И.А. Китайская классическая концепция военного обучения: дис. ... к-та пед. наук / Воронов Игорь Анатольевич. - Москва, 1996. - 210 с.

4. Воронов, И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование): дис. ... д-ра психол. наук / Воронов Игорь Анатольевич. - Санкт-Петербург. 2005. - 481 с.

5. Ло, Г. Развеянные чары / Ло Гуанчжун, Фэн Мэнлун. - Москва : Художественная литература, 1983. - 440 с.

6. Дэ, Ч. Шаолинь цигун (Шаолиньский цигун) / Дэ Чань. - Хэнань: [б.и.], 1983. - 57 с. -на кит. языке.

7. Лю Чжицзянь. Ихэтуань / Лю Чжицзянь, Сунь Ханьчунь. - Пекин: 1955 Т. I-IV. -на кит.

языке.

8. Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайских "воинских искусств" ушу) / Си Юнь-тай. - Пекин, 1985. - 352 с. -на кит. языке.

9. Ши, Н. Шуй ню чжуань (Речные Заводи) / Ши Найань. - Пекин: Чжунго дяньин, 1958. -1459 с. -на кит. языке.

REFERENCES

1. Abaev, N.V. (1983), Chan-Buddhism and the culture of psychical activity in Ancient China, Buryat Institute of social Sciences, Siberian branch of the USSR Academy of Sciences. Publ. "Science". Novosibirsk.

2. Abaev, N.V. and Lepekhov, S.Yu. (1986), "Methods of regulation of social behavior in secret religious associations of old China (based on Buddhist associations)", Sources and historiography of the history of Buddhism-, "Science", Novosibirsk, pp. 85-99.

3. Voronov, Igor Anatolyevich, (1996), Chinese classical military training concept, dissertation, Moscow.

4. Voronov, Igor Anatolyevich, (2005), The East Asian psychocorporal theory of the personality in domestic system of combat sports, dissertation, St. Petersburg.

5. Luo Guangzhong and Feng Menglong (1983), The Broken spell, Fiction, Moscow.

6. De Chan (1983), Shaolin qigong, Henan.

7. Zhijian Liu; Hanchun Sun (1955), Yi he tuan, Beijing, v. I-IV.

8. Xi Yuntai. (1985), Zhung-go wu-shu shi. (History ofChinese "martial arts" Wushu), Beijing.

9. Shi Naian (1958), Shui Niu Zhuan, Zhongguo dianyin, Beijing.

Контактная информация: oksovetnik09@gmail.com

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

УДК159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Александровна Мезенцева кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Петровна Петухо-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. В младшем школьном возрасте следует рассматривать два типа рефлексии - интеллектуальную и личностную. Наиболее значимым в нашей работе явилось изучение проблемы развития личностной рефлексии младших школьников. Это связано с тем, что младший школьный возраст является сен-зитивным для формирования рефлексии личности в условиях учебной деятельности, которая явля-

ется ведущей на данном этапе развития. При диагностики особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности были использованы методики М. Куна, Т. Мак-Партланд «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Рассмотрены результаты диагностика показателей личностной рефлексии младших школьников, выполнен статистический анализ полученных данных, на основе которого осуществлена интерпретация полученных результатов. Полученные результаты в дальнейшем позволят нам приступить к проектированию коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности.

Ключевые слова: рефлексия, личность, младший школьник, учебная деятельность, трудности в обучении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p463-468

FEATURES OF PERSONAL REFLECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILD WHO ARE

EXPERIENCING DIFFICULTIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES Irina Aleksandrovna Mezentseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Pe-trovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

Abstract

The article examines the results of an empirical study of the features of personal reflection of younger schoolchildren who experience difficulties in educational activities. In junior school age, two types of reflection should be considered - intellectual and personal. The most significant in our work was the study of the problem of the development of personal reflection of younger schoolchildren. This is due to the fact that the junior school age is sensible for the formation of personality reflection in the context of educational activities, which is leading at this stage of development. When diagnosing the features of personal reflection of younger schoolchildren experiencing difficulties in educational activities, the methods of M. Kuhn, T. McPartland "Who am I?" (modification by T.V. Rumyantseva). The results of diagnostics of indicators of personal reflection of younger schoolchildren are considered, statistical analysis of the obtained data is performed, on the basis of which the obtained results are interpreted. The results obtained in the future will allow us to begin designing a corrective and developmental program aimed at developing reflection of junior schoolchildren experiencing difficulties in educational activities.

Keyword: reflection, personality, primary school junior schoolchild, educational activity, learning difficulties.

ВВЕДЕНИЕ

При разрешении проблемы затруднений в учебной деятельности чаще всего обращают внимание на интеллектуальное развитие учащихся и сформированность их познавательных процессов, но не в полной мере учитываются личностные особенности детей. Одним из личностных факторов, влияющим на успешность учебной деятельности является рефлексия учащихся как способность мышления человека критическому самоанализу [2]. Рефлексия позволяет оценить свои личные качества и учебные действия, обнаруживает пробелы детей в знаниях, способствует формированию желания и умения учиться [3]. Она является особым показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности и базой для становления зоны ближайшего саморазвития ребенка в дальнейшие периоды возрастного развития.

В младшем школьном возрасте следует рассматривать два типа рефлексии - интеллектуальную и личностную. Интеллектуальная рефлексия - способности анализировать различные способы решения, находить более доступные и рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Личностная рефлексия - исследование субъектом собственных поступков, образов своего «Я» как индивидуальности [1].

Наиболее целесообразно, на наш взгляд, это изучение проблемы развития личностной рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной дея-

тельности. Это связано с тем, что, во-первых, учебная деятельность представляет собою начальный этап формирования, когда ребенок только входит в атмосферу и требования школьной жизни; во-вторых, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования рефлексии личности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа нашего психолого-педагогического исследования включает в себя следующие этапы.

Подготовительный: определены цели и задачи работы; конкретизирован объект, предмет исследования; сформулирована гипотеза; составлена программа исследования; определены состав и границы экспериментальной выборки, время и место проведения исследования; создан комплекс диагностических методик и методов обработки данных.

Основной: диагностика рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности и учащихся без затруднений в обучении; выполнение статистического анализа полученных данных, на основе которого осуществляется интерпретация полученных результатов.

Завершающий этап: составление коррекционно-развивающей программы развития рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности.

В данной статье представлены результаты исследования на подготовительном и основном этапе.

Эмпирическое исследование особенностей развития рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности проходило среди 110 учащихся третьих классов общеобразовательных школ г. Брянска.

Методами нашего эмпирического исследования стали: тестирование; математическая обработка (Т-критерий Стьюдента).

Методики исследования. Методика М. Куна, Т. Мак-Партланд «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Методика О.А. Карабановой «Рефлексивная самооценка учебной деятельности».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первым этапом нашего эмпирического исследования особенностей развития рефлексии младших школьников, стала беседа с учителями учащихся 3-х классов с целью выделения 2-х групп детей: испытывающих затруднения в учебной деятельности и не испытывающих особых трудностей в обучении.

Изучение особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности, мы начали с методики М. Куна, Т. Мак-Партланд «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой).

Результаты тестирования показали следующее:

1. Личностная рефлексия у большинства школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности, сформирована на низком уровне (50%).

При этом многие дети имеют средний уровень сформированности личностной рефлексии (30%).

У учащихся без затруднений в учебной деятельности более всего выражен средний уровень личностной рефлексии (45%). При этом значительное количество детей имеют высокий уровень развития данного показателя (35%).

2. Самоотношение доминирующей части детей с затруднениями в обучении и без них выражено на среднем уровне (85% и 80% соответственно). У младших школьников с затруднениями в обучении в меньшей степени представлен высокий показатель самоотношения (5%).

3. Самооценка у большинства школьников с затруднениями в обучении распределилась на две примерно равные группы - низкий и средний уровень, при небольшом до-

минировании второго (45% и 50%соответственно). Детей с высокой самооценкой практически не обнаружено (5%).

Самооценка основной части школьников без затруднений в обучении представлена на среднем уровне (65%). При этом высокий и низкий уровни имеют примерно равное выражение с небольшим преобладанием первого (20% и 15% соответственно).

Анализ данных с помощью ^критерия Стьюдента выявил статистически достоверные различия (на 0,01% уровне) показателей личностной рефлексии (1эмп. = 3,21) и самооценки (1эмп. = 4,12). То есть мы можем утверждать, что более низкий уровень сформи-рованности личностной рефлексии и самооценки у детей, испытывающих затруднения в обучении, является их отличительной особенностью. Следовательно, основная часть младших школьников с затруднениями в учебной деятельности отличается такими особенностями личностной рефлексии, как: неверное отражение своих личностных особенностей и поступков, что проявляется либо в представлении себя в приукрашенном свете, либо, наоборот, уничижении себя в своих собственных глазах.

Выявление ролевых идентификаций младших школьников стало следующим этапом нашего изучения. Полученные результаты тестирования представлены в таблице 1.

Как указывают данные таблицы, основной ролевой идентификацией для обеих исследуемых выборок стала социальная идентификация. Это указывает на то, что все исследуемые нами младшие школьники, прежде всего, соотносят себя с определенной социальной группой (половой, учебной, семейной и др.). Обычно у таких детей наблюдается высокий уровень определенности соотношений «мы - другие» и низкий уровень определенности схемы «я - мы». Так же это может указывать на недостаточную уверенность в себе, наличии у человека опасений или отсутствия навыков в связи с самораскрытием, малой актуальностью проблемы личностного самоопределения.

Таблица 1 - Ролевая идентификация младших школьников

Критерий С затруднениями Без затруднений

Ранг Среднее Среднее Ранг

Социальная 1 7,7 7,9 1

Коммуникативная 5 3,2 3,3 6

Материальная 7 2,4 2,3 7

Физическая 2 5,3 4,8 3

Деятельностная 4 3,6 4,5 4

Перспективная 6 3,1 3,7 5

Рефлексивная 3 4,7 6,5 2

Статистический анализ с помощью ^критерия Стьюдента выявил отсутствие статистически достоверных различий относительно социальной, коммуникативной, материальной идентификации (1эмп. = 0,62, 1эмп. = 0,45, 1эмп. = 0,27 соответственно).

Статистически значимые различия на уровне р=0,05 установлены относительно физической и деятельностной идентификации (1эмп. = 2,22, 1эмп. = 2,49). Наличие статистически достоверных (на 0,01% уровне) различий установлено относительно перспективной и рефлексивной идентификации (1эмп. = 3,14 и 1эмп. = 4,04 соответственно).

То есть мы можем говорить, что успевающие и неуспевающие ученики различаются по уровню выраженности физической и деятельностной идентификации, а также перспективной и рефлексивной идентификации.

Следовательно, основная часть младших школьников с затруднениями в учебной деятельности значительно реже осуществляют рефлексивный самоанализ своих личностный особенностей, что вызывает у них трудности идентифицировать себя, свою личность: описать личностные качества, особенности характера, индивидуальный стиль поведения, выразить эмоциональное отношение к себе. Кроме того они реже задумываются о своем будущем, не имеют выраженных мечтаний, намерений и планов потенциальной перспективы. Изучение личностной рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности, мы продолжили методикой О.А. Карабановой «Ре-

флексивная самооценка учебной деятельности». Результаты тестирования представлены в таблице 2. Статистический анализ выявил преобладание среднего уровня рефлексивной оценки учебной деятельности в обеих исследуемых группах. Рефлексивная оценка себя как субъекта учебной деятельности у учащихся с затруднениями в обучении сформирована на низком уровне, у детей без затруднений - на среднем.

Таблица 2 - Особенности рефлексивной самооценки учебной деятельности младших школьников

Критерий Высокий Средний Низкий

кол-во уч-ся, % кол-во уч-ся, % кол-во уч-ся, %

Учебная деятельность (с затруднениями) 0 80 20

Учебная деятельность (без затруднений) 10 80 10

Субъект учебная деятельность (с затруднениями) 0 30 70

Субъект учебная деятельность (без затруднений) 5 60 35

Таким образом, можно отметить, что основная часть младших школьников, как с затруднениями в учебной деятельности, так и без них имеют средний уровень сформированное™ рефлексивной оценки учебной деятельности (по 80% соответственно). При этом у учащихся первой группы не обнаружено проявлений высокого уровня (0%).У учащихся второй группы высокий и низкий уровень выражены в равной мере (по 10% соответственно). Рефлексивная оценка себя как субъекта учебной деятельности у большинства учащихся с затруднениями в обучении выражена на низком уровне (70%), у детей без затруднений - на среднем (60%). Менее всего в обеих выборках проявлен высокий уровень (0% - первая группа и 5% - вторая группа).

Статистический анализ посредством ^критерия Стьюдента выявил статистически достоверные (на 0,01% уровне) различия относительно рефлексивной оценки себя как субъекта учебной деятельности (1эмп. = 3,42).

То есть мы можем говорить о том, что более низкий уровень сформированности рефлексивной оценки себя как субъекта учебной деятельности проявляется у учащихся имеющих затруднения в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами эмпирическое исследование выявило, что основная часть учащихся, испытывающих затруднения в обучении, имеет уровень развития личностной рефлексии ниже среднего. У учащихся без затруднений в обучении преобладает средний уровень развития личностной рефлексии. При этом, значительное количество детей данной группы имеют уровень развития рефлексии выше среднего, приближающийся к высокому уровню. Выраженность качества «самоотношение» в обеих группах представлена на среднем уровне. Однако у детей с затруднениями менее всего представлен высокий уровень развития самоотношения; у детей без затруднений - низкий. Самооценка у большинства школьников с затруднениями в обучении распределилась на две группы -низкий и средний уровень, при небольшом доминировании второго. Самооценка большинства школьников без затруднений в обучении представлена на среднем уровне. Различия относительно рефлексии и самооценки являются статистически значимыми.

Основной ролевой идентификацией для обеих выборок стала социальная идентификация; менее выраженной - материальная. Наличие статистически достоверных различий установлено относительно физической и деятельностной, а также перспективной и рефлексивной идентификации, отсутствие - относительно социальной, коммуникативной, материальной идентификации.

Рефлексивная оценка учебной деятельности в обеих группах преимущественно выражена на среднем уровне. При этом у учащихся первой группы не обнаружено проявлений высокого уровня; у учащихся второй группы высокий и низкий уровень выражены в равной мере. Рефлексивная оценка себя как субъекта учебной деятельности у учащихся

с затруднениями в обучении сформирована на низком уровне, у детей без затруднений -на среднем. Менее всего в обеих выборках проявлен высокий уровень. Статистически достоверные различия получены относительно рефлексивной оценки себя как субъекта учебной деятельности.

Следовательно, большинство младших школьников с затруднениями в учебной деятельности испытывают сложности в оценке самих себя, своих учебных достижений и недостатков, а также своих личностных действий, направленных на успешное обучение: анализировать и формулировать получаемые результаты и осознавать пути их получения; определить цели дальнейшей работы и правильно выбрать средства их достижения; планировать, корректировать и контролировать свою учебную деятельность, оценивая значение и границы знаний и поступков; осознавать то, как тебя оценивают и понимают окружающие люди. То есть, зная основные школьные требования и качества «хорошего ученика», эти школьники не могут самостоятельно соотнести их с собою и в соответствии с этим поставить адекватные задачи саморазвития.

Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что рефлексия младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности, отличается недостаточной степенью сформированности, полностью подтвердилась.

При разработке программы развития рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности, мы будем подбирать психолого-педагогические задания, направленные по развитие самоотношения, самооценки, рефлексивной оценки ученой деятельности и себя как субъекта учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зак, А.З. Формирование рефлексивных умений у младших школьников / А.З. Зак // Оригинальные исследования. - 2019. - № 5. - С. 75-85.

2. Сизикова, Т.Э. Методологические основания модальной психологии рефлексии /Т.Э. Сизикова // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 72. - С. 21-45.

3. Сорокоумова, Е.А. К проблеме самопознания современного младшего школьника / Е.А. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. - 2015. - №2. - С. 106-113.

REFERENCES

1. Zak A,Z. (2019), "Formation of reflexive skills in younger schoolchildren", Original research, No. 5, pp. 75-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sizikova, T. E. (2019), "Methodological Foundations of Modal Reflection Psychology", Siberian Psychological Journal, No. 72, pp. 21-45.

3. Sorokoumova, E.A. (2015), "To the problem of self-knowledge of a modern elementary schoolboy", Pedagogy and psychology of education, No. 2, pp. 106-113.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 159.9

КУЛЬТУРНО-БЫТОВАЯ СПЕЦИФИКА, КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗРЕЛОГО ПОВЕДЕНИЯ В

ТУРЕЦКОЙ ВЫБОРКЕ

Вячеслав Иванович Михайлов, Первый секретарь Консульский Департамент МИД РФ, Москва; Юлия Андреевна Новикова, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье представлен основной культурно-исторический контекст формирования зрелой личности в различных культурах. В ходе теоретического и эмпирического анализа затрагиваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.