Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Фахрутдинова Л.Р., Гилемханова Э.Н. Особенности личностной организации подростков в контексте социально-экономического благополучия образовательной среды // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Fachrutdinova L.R., Gilemkhanova E.N. (2019). Features of the personal organization of adolescents in the context of the socio-economic well-being of the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN219.pdf (in Russian)
Публикация поддержана грантом РФФИ 17-29-02092 офим «Комплексная модель оценки рисков социокультурной среды школы»
УДК 159.9
Фахрутдинова Лилия Раифовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
Профессор
Доктор психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=74409 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-1171-2015 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56771353200
Гилемханова Эльвира Нурахматовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=590820
Особенности личностной организации подростков в контексте социально-экономического благополучия образовательной среды
Аннотация. В данной статье рассматривается связь личностных черт подростка и качеств образовательной среды, в которой он формируется. Проблема исследования связана с недостаточной изученностью личности подростков в регионах различным уровнем социально-экономического благополучия. Главный вопрос: насколько социально-экономический контекст образовательной среды может повлиять на личностные особенности подростков. Цель исследования: изучить личностные особенности подростков в образовательных средах регионов с различным социально-экономическим контекстом. Авторами применялся сравнительный анализ личностных черт подростков в различных образовательных средах. Был использован многофакторный личностный опросник Кеттела. Результаты исследований показали, что в социально-экономически благополучном районе подростки менее активны и склонны к рискованному поведению, более нормативны, ответственны и серьезны, легче входят в контакт с родителями и взрослыми, более целеустремлены, стрессоустойчивы и толерантны к фрустрациям. В экономически неразвитых районах для подростков характерно активное, смелое поведение в рискованных ситуациях, эмоциональная неуравновешенность, низкая стрессоустойчивость, застенчивость и трудности налаживания контакта с родителями
https://mir-nauki.com
взрослыми, застенчивость, менее стойкая мотивация, большее непостоянство и нетерпимость к фрустрациям. Исследования показали, что в районах с различной направленностью и уровнем социально-экономического статуса достоверно различаются личностные особенности подростков с различной половой принадлежностью. Выявлено в социально-экономически благополучных регионах наблюдается стирание различий между мальчиками и девочками и смещение половых проявлений в сторону инверсии гендерных ролей. Девочки проявили себя как доминантные, агрессивные и склонные к лидерским позициям по сравнению с мальчиками. В районах с менее благополучным социально-экономическим статусом выявлено в большей степени традиционное формирование женских и мужских личностных особенностей. Девочки более эмоционально сдержанны и уравновешены, а мальчики более активные, возбудимые и более адаптивные к окружающей социальной среде.
Ключевые слова: личность; подростки; образовательная среда; учебно-воспитательный процесс; социально-экономическое благополучие; половая принадлежность; половое воспитание
Социально-экономические условия муниципальных районов включены в контекст образовательной среды, где происходит обучение и воспитание подростков. Качество современного образования зависит от экономических возможностей регионов, от развитости социально-экономической инфраструктуры. Но социально-экономический контекст воспитания подростков - это не только материальные условия и возможности, - это и культурно-исторические возможности: это среда с определенным стилем, способами межличностного взаимодействия, это интенсивность культурного обмена и насыщенности образовательной среды культурными артефактами, которые влияют на психологический, личностный, культурный облик людей, проживающих в этом регионе.
Образовательная среда в современной педагогической науке рассматривается как система условий, обеспечивающих физическое и духовное развитие человека, как фактор социального воспитания [1; 2; 3]. Л.С. Выготский утверждал, что социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» [4; 5]. Педагог С.Т. Шацкий показал важную роль социальной среды в воспитании молодежи, подготовки ее к жизни [6]. Социально-экономические условия проживания подростков могут оказывать огромное влияние на структуру личности подростков, что, в свою очередь, может повлиять на особенности учебно-воспитательного процесса и результатов ЕГЭ.
Актуальность исследования
Нами исследовались личностные особенности подростков, проживающих в регионах с различным уровнем и организацией социально-экономического развития. Первый район расположен на юге Республики Татарстан, является сельскохозяйственным районом, имеет слаборазвитую транспортную инфраструктуру. Второй район расположен на юго-востоке республики является ведущим промышленным районом республики, имеет развитую транспортную инфраструктуру. Два соседних региона значительно различаются по направленности хозяйства, уровню социально-экономического развития. Первый регион относится к экономически неразвитым регионам, второй к экономически благополучным регионам Республики Татарстан.
Теоретической основой изучения личностных особенностей явилась теория личностных черт Кеттэла (1983) [7; 8]. Он считал, что личностные особенности лежат в основе согласованности поведенческих проявлений. Представления о различии личностных особенностей подростков, проживающих в данных регионах, позволили бы выстроить особенные для данных муниципальных районов стратегии учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы сделать образование в данных регионах более эффективным и продуктивным.
Проблема исследования связана с недостаточной изученностью личности подростков в регионах различным уровнем экономического благополучия. Главный вопрос: насколько социально-экономический контекст образовательной среды может повлиять на личностные особенности подростков.
Цель исследования: изучить личностные особенности подростков в образовательных средах регионов с различным социально-экономическим контекстом.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные особенности школьников, обучающихся в школах муниципального района с относительно неблагополучным социально-экономическим статусом.
2. Исследовать особенности личности учащихся школы муниципального района с благополучным социально-экономическим положением.
3. Изучить гендерные особенности личностной организации школьников в регионах с различным статусом экономического благополучия.
4. Изучить достоверность различий личностных особенностей школьников, обучающихся в образовательной среде с различным социально-экономическим статусом.
Испытуемые: подростки 11-15 лет мужского и женского пола 200 человек, из них 100 подростков учатся в школе муниципального района с высоким уровнем социально-экономического благополучия, 100 человек учатся в школе муниципального района с относительно невысоким социально-экономическим статусом.
Методы исследования: нами применялся сравнительный анализ личностных черт подростков в различных образовательных средах. Мы применили многофакторный личностный опросник Кеттела [4]. Полученные данные подверглись описательной и индуктивной статистике, позволившей выявить достоверные различия в средних значениях личностных особенностей подростков.
Процедура исследования. Подростки, проживающие в муниципальных районах Республики Татарстан с различной направленностью и уровнем социально-экономического статуса, исследовались с помощью многофакторного личностного опросника Кеттела [7].
Полученные данные обрабатывались при помощи статистического пакета SPSS, достоверность различий определялась при помощи t-теста Стьюдента для независимых выборок.
Результаты исследования показали следующие средние показатели структур личности подростков, обучающихся в школах муниципальных районов Республики Татарстан с различным статусом социально-экономического благополучия (рисунок 1).
Рисунок 1. Сравнительный анализ средних значений личностных особенностей подростков согласно многофакторному опроснику Кеттела
Условные обозначения: первые, синие столбики соответствуют значениям факторов личности школьников, обучающихся в школе муниципального района с высоким экономическим благополучием; вторые, красные столбики соответствуют значениям факторов личности учащихся обучающихся школы муниципального района с относительно низким социально-экономическим благополучием.
Каждая пара столбиков соответствует следующим показателям личностных особенностей согласно опроснику Кеттела:
1 - фактор А (открытость); 2 - фактор С (уверенность); 3 - фактор Б (возбудимость); 4 - фактор Е (доминирование); 5 - фактор Б (рискованность); 6 - фактор О (ответственный); 7 - фактор Н (решительный); 8 - фактор I (чувствительный); 9 - фактор О (тревожный); 10 - фактор 03 (самоконтроль); 11 - фактор 04 (напряженный).
Если рассмотреть личностные особенности подростков двух регионов в целом, то можно отметить показывает, что все показатели опросника Кеттела в среднем имеют низкие значения, что означает низкий уровень открытости, общительности, проявления замкнутости и подозрительности (фактор А) (рисунок 1). Многие подростки показывают неуверенное поведение, проявляют низкий контроль эмоций, трудности в адаптации трудных условиях (факторы С, Е). В обычных условиях проявляют сдержанность и спокойствие (факторы Б, О, 04), склонность к подчинению взрослым (фактор Б) без выраженной осознанности в исполнении правил и норм поведения (фактор О), застенчивость (фактор Н), реалистичность и практицизм в решении проблем (фактор I), низкую организованность (фактор 03).
Исследования показали, что между подростками экономически благополучного и относительно неблагополучного регионов подростки имеют достоверные различия по следующим факторам: фактор Б (рискованность) (Б = 6,171, при р = 0,014), фактор О
(ответственный) (Б = 3,872, при р = 0,05), фактор Н (решительный) (Б = 4,748, при р = 0,031), фактор О (тревожный) (Б = 7,034, при р = 0,009) (таблица 1).
Таблица 1
Средние значения достоверно различающихся показателей многофактороного личностного опросника Кеттела для подростков, проживающих в экономически благополучных и относительно неблагополучных муниципальных районах
Факторы опросника Кеттела Средние значения (экономически благополучный муниципальный район) Средние значения (относительно неблагополучный муниципальный район) Критерий равенства дисперсий Ливиня
фактор Б (рискованность) 2,27 2,39 Б = 6,171, при р = 0,014
фактор в (ответственный) 3,94 4,17 Б = 3,872, при р = 0,05
фактор Н (решительный) 2,1 2,48 Б = 4,748, при р = 0,031
фактор О (тревожный) 2,82 2,43 Б = 7,034, при р = 0,009
Из таблицы 1 видно, что в экономически благополучном районе подростки менее склонны к активному, рискованному поведению, проявляют большую сдержанность, серьезность и благоразумие в ситуациях риска (фактор Б). Результаты свидетельствуют, что в районе с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой, формируются подростки с пониженной активностью и страхами в рискованных ситуациях. Такое поведение может быть результатом опыта, где наказание за смелое и активное поведение имеет больший качественный и количественный диапазон. Фактор О показывает, что в регионах более благополучных в социально-экономическом контексте формируется более высокий уровень ответственности за свое поведение, более высокий уровень целеустремленности и аккуратности. Видимо образовательная среда с высоким социально-экономическим статусом повышает мотивацию к достижениям и нормативность подростков.
Таблица 1 показывает, что подростки в социально-экономически благополучном муниципальном районе более смелы и непринужденны в общении с родителями и взрослыми, а значит лучше договариваются и отстаивают свои желания, цели, склонности, легче доносят свои проблемы, что способствует более конструктивному разрешению подросткового кризиса, более успешной социализации, наличию больших возможностей в подготовке к ЕГЭ. Наши исследования показывают, что в социально-благополучном муниципальном районе результаты ЕГЭ выше по сравнению с относительно неблагополучным в экономическом плане районе1.
Фактор О по таблице 1 показывает, что в муниципальном районе с сельскохозяйственным профилем, где слабо развита промышленность и инфраструктура, у подростков проявлена более высокая склонность к депрессии и тревожности, большая нетерпимость к ситуациям фрустрации, меньшая стрессоустойчивость и более высокий уровень эмоциональной неуравновешенности. Возможно, в районах с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой существуют условия для тренировки психической деятельности подростков в плане стрессоустойчивости и адаптации к быстро меняющимся условиям.
Нами исследовались гендерные различия в структуре личности подростков в различных социально-экономических средах (таблица 2). Исследования показали, что в муниципальном районе с высоким уровнем социально-экономического благополучия мальчики и девочки
1 Республиканский центр мониторинга образования http://rcmko.ru/. Страница 5 из 8
достоверно различаются по фактору Е (доминирование), а в муниципальном районе с сельскохозяйственной направленностью различия между мальчиками и девочками определяются двумя факторами: фактор Б (возбудимость) и фактор 03 (самоконтроль).
Таблица 2
Средние значения достоверно различающихся показателей многофактороного личностного опросника Кеттела для подростков, проживающих в экономически благополучных и относительно неблагополучных муниципальных районах по гендерному признаку
Факторы опросника Кеттела Средние значения (экономически благополучный муниципальный район) мальчики Средние значения (экономически благополучный муниципальный район) девочки Средние значения (относительно неблагополучный муниципальный район) мальчики Средние значения (относительно неблагополучный муниципальный район) девочки Критерий равенства дисперсий Ливиня
фактор Е (до миниро вание) 1,97 2,42 - - F = 5,227, при р = 0,024
фактор Б (возбудимость) - - 2,58 2,53 F = 4,61, при р = 0,034
фактор 03 (самоконтроль) - - 1,68 1,44 F = 3,923, при р = 0,05
Первое, что нужно отметить, что гендерные различия в личностных особенностях в экономически развитых районах не выражены. Данные свидетельствуют, что чем выше социально-экономический уровень образовательной среды, тем больше нивелируются различия в личностных проявлениях между мальчиками и девочками. Исследования показали, что в образовательных средах с высоким уровнем социально-экономического благополучия у девочек достоверно выше лидерские позиции, агрессивное поведение (чаще в виде вербальной агрессии), стремление к доминированию. Данный факт показывает инверсию половых ролей в современном обществе, так как признаки маскулинности включают склонность к лидерству и доминированию, агрессивность [9; 10]. Таким образом, девочки в экономически благополучных районах проявляют маскулинные качества, а для мальчиков больше становятся более свойственны феминные черты. Возможно, это связано с размыванием традиций полового воспитания в социально-экономически благополучных районах.
В муниципальном районе со слабой транспортной инфраструктурой и сельскохозяйственным профилем, различия мальчиков и девочек определились по двум факторам. Девочки в данном районе более эмоционально сдержанны, уравновешены, по сравнению с более возбудимыми, реактивными, легко отвлекаемыми и невнимательными мальчиками, данное соотношение является нормальным соотношением в развитии возбудимости у мальчиков и девочек в этом возрасте - эти сведения по фактору D (возбудимость) [9]. Тем не менее, более высокие показатели по фактору Q3 (самоконтроль) свидетельствуют, что мальчики лучше адаптированы к социальной среде, лучше овладевают необходимыми навыками взаимодействия в обществе. Полученные результаты показывают, что в социально-экономически неблагополучном районе личностный профиль подростков соответствует традиционному гендерному личностному профилю. Мальчики воспитываются более приспособленными к социальной активности, к внешнему взаимодействию, а девочки -к созданию благоприятного психологического климата в семье.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Подростки, воспитывающиеся в образовательной среде с высоким и низким социально-экономическим статусом, достоверно различаются по своей личностной
организации. В экономически благополучном районе подростки более нормативны, целеустремлены, стрессоустойчивы и толерантны к фрустрациям, легче входят в контакт со взрослыми. В экономически неразвитых районах для подростков характерно активное, смелое поведение в рискованных ситуациях, большая эмоциональная неуравновешенность, низкая стрессоустойчивость и трудности налаживания контакта с родителями взрослыми.
2. Исследования показали, что в районах с различной направленностью и уровнем социально-экономического статуса достоверно различаются личностные особенности подростков с различной половой принадлежностью. Выявлено в социально-экономически благополучных регионах наблюдается стирание различий между мальчиками и девочками и смещение половых проявлений в сторону инверсии гендерных ролей. Девочки склонны к проявлению маскулинных черт. В экономически неразвитых районах выявлена склонность к формированию традиционных женских и мужских личностных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедова С.Х., Палаткина Г.В. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Мялкина Е.В., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Житкова В.А. Открытая социально-образовательная среда: концепция, модель управления, опыт апробации // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Хмелькова О.В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6т. [Текст] - М., 1984. - Т.4. - С. 265.
6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в двух томах / С.Т. Шацкий. [Текст] - М., 1980. - Т.2. - С. 20.
7. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла. Практическое руководство. - М: Изд-во ТЦ «Сфера», 2002. - 375[1] с.
8. Cattell. R.B. Structured personality-learning theory: A Wholistic Multivariate research approach. Centennial Psychology Series. New York: Praeger, 1983. xii + 466 pp.
9. Е.П. Ильин Пол и гендер. - СПб: ПИТЕР, 2010. - 688 с. [ил].
10. Гендерная психология: хрестоматия / сост. Е.Е. Ли. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - 114 с.
Fachrutdinova Liliya Raifovna
Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia
E-mail: [email protected]
Gilemkhanova Elvira Nurakhmatovna
Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the personal organization of adolescents in the context of the socio-economic well-being of the educational environment
Abstract. This article discusses the relationship of the personality traits of a teenager and the qualities of the educational environment in which he is formed. The problem of the study is associated with insufficient knowledge of the personality of adolescents in the regions at various levels of socioeconomic well-being. The main question is how the socio-economic context of the educational environment can affect the personality characteristics of adolescents. Objective: to study the personal characteristics of adolescents in the educational environments of regions with different socio-economic context. The authors used a comparative analysis of the personality traits of adolescents in various educational environments. Cattel's multifactorial personality questionnaire was used. Research results showed that in a socially and economically prosperous region, adolescents are less active and prone to risky behavior, are more normative, responsible and serious, come into contact with parents and adults more easily, are more purposeful, stress resistant and tolerant to frustration. In economically underdeveloped areas, adolescents are characterized by active, bold behavior in risky situations, emotional instability, low stress tolerance, shyness and difficulty in contacting parents with adults, shyness, less persistent motivation, greater inconsistency and intolerance to frustration. Studies have shown that in areas with different orientations and the level of socio-economic status, the personality characteristics of adolescents with different gender are significantly different. It was revealed in the socio-economically prosperous regions that the distinction between boys and girls and the shift of sexual manifestations towards the inversion of gender roles is blurring. The girls proved to be dominant, aggressive and prone to leadership positions compared with boys. In areas with less prosperous socio-economic status, the more traditional formation of female and male personality traits has been revealed. Girls are more emotionally restrained and balanced, and boys are more active, excitable and more adaptive to the surrounding social environment.
Keywords: personality; adolescents; educational environment; educational process; socioeconomic well-being; gender; sex education