Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ '

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование личности преступника / причины преступности в среде несовершеннолетних / преступность в среде подростков / характеристика личности преступника / formation of the criminal's personality / causes of juvenile delinquency / juvenile delinquency / characteristics of the criminal's personality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганаева Есита Эминовна, Магомадова Тамилла Лечиевна, Барзаева Мадина Ахьятовна

В статье представлены сведения об анализе проблематики личности несовершеннолетнего преступника в криминологическом контексте. Актуальность исследовательской работы в данном направлении детерминирована в первую очередь тем, что понимание поставленного вопроса гарантирует качественное противодействие преступности в среде лиц до 18 лет. Криминологи, психологи и представители других областей научного знания небезосновательно полагают, что количество преступлений, совершаемых подростками, постоянно демонстрирует прирост. Такая динамика нежелательна, она связана в первую очередь с негативным состоянием социального устройства современного российского общества в моральном, нравственном и других аспектах. Всем отмеченным обусловлена попытка автора провести комплексное исследование и проанализировать преступность в среде несовершеннолетних, а также получить сведения о характеристике личности преступника в возрасте до 18 лет в криминологическом контексте. Дополнительно автором предпринята попытка выделения ключевых направлений профилактики преступности в среде подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ганаева Есита Эминовна, Магомадова Тамилла Лечиевна, Барзаева Мадина Ахьятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS

The article provides information on the analysis of the problems of the personality of a juvenile delinquent in a criminological context. The relevance of research work in this area is determined primarily by the fact that understanding the issue raised guarantees high-quality crime prevention among people under 18 years of age. Criminologists, psychologists and representatives of other fields of scientific knowledge reasonably believe that the number of crimes committed by adolescents is constantly showing an increase. Such dynamics are undesirable, it is primarily associated with the negative state of the social structure of modern Russian society in moral, moral and other aspects. All of the above is due to the author's attempt to conduct a comprehensive study and analyze crime among minors, as well as to obtain information about the characteristics of the personality of a criminal under the age of 18 in a criminological context. Additionally, the author attempts to identify key areas of crime prevention among adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _400 УДК 343.3

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF JUVENILE OFFENDERS

ГАНАЕВА Есита Эминовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности ФГБОУ «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова». 364907, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32. Е-mail: esita4me@mail.ru;

МАГОМАДОВА Тамилла Лечиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова. 364061, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Х. Исаева, 100. E-mail: mt_63@mail.ru;

БАРЗАЕВА Мадина Ахьятовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова. 364061, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Х. Исаева, 100. E-mail: madinaborz@mail.ru;

GANAEVA Esita E.,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Process and National Security

Kadyrov Chechen State University.

364907, Chechen Republic, Grozny, 32 A. Sheripova str.

E-mail: esita4me@mail.ru;

MAGOMADOVA Tamilla L.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova. 100 Kh. Isaev Ave., Grozny, Chechen Republic, 364061. E-mail: mt_63@mail.ru;

BARZAEVA Madina A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova. 100 Kh. Isaev Ave., Grozny, Chechen Republic, 364061. E-mail: madinaborz@mail.ru;

Краткая аннотация: в статье представлены сведения об анализе проблематики личности несовершеннолетнего преступника в криминологическом контексте. Актуальность исследовательской работы в данном направлении детерминирована в первую очередь тем, что понимание поставленного вопроса гарантирует качественное противодействие преступности в среде лиц до 18 лет. Криминологи, психологи и представители других областей научного знания небезосновательно полагают, что количество преступлений, совершаемых подростками, постоянно демонстрирует прирост. Такая динамика нежелательна, она связана в первую очередь с негативным состоянием социального устройства современного российского общества в моральном, нравственном и других аспектах. Всем отмеченным обусловлена попытка автора провести комплексное исследование и проанализировать преступность в среде несовершеннолетних, а также получить сведения о характеристике личности преступника в возрасте до 18 лет в криминологическом контексте. Дополнительно автором предпринята попытка выделения ключевых направлений профилактики преступности в среде подростков.

Abstract: the article provides information on the analysis of the problems of the personality of a juvenile delinquent in a criminological context. The relevance of research work in this area is determined primarily by the fact that understanding the issue raised guarantees high-quality crime prevention among people under 18 years of age. Criminologists, psychologists and representatives of other fields of scientific knowledge reasonably believe that the number of crimes committed by adolescents is constantly showing an increase. Such dynamics are undesirable, it is primarily associated with the negative state of the social structure of modern Russian society in moral, moral and other aspects. All of the above is due to the author's attempt to conduct a comprehensive study and analyze crime among minors, as well as to obtain information about the characteristics of the personality of a criminal under the age of 18 in a criminological context. Additionally, the author attempts to identify key areas of crime prevention among adolescents.

Ключевые слова: формирование личности преступника, причины преступности в среде несовершеннолетних, преступность в среде подростков, характеристика личности преступника.

Keywords: formation of the criminal's personality, causes of juvenile delinquency, juvenile delinquency, characteristics of the criminal's personality.

Для цитирования: Ганаева Е.Э., Магомадова Т.Л., Барзаева М.А. Особенности личности несовершеннолетних преступников // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 400-404. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_400.

For citation: Ganaeva E.E., Magomadova T.L., Barzaeva M.A. Characteristics of the personality of juvenile offenders // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 400-404. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_400.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2023

Факторы, детерминирующие в определенной мере активное воспроизводство преступности, можно представить в виде процессов, обусловленных частыми и серьезными реформами, затрагивающими российское общество в последние 20 лет. При этом некоторые из них приводили и продолжают приводить к последствиям. Это:

- алкоголизм и наркомания в разных половозрастных группах граждан страны;

- неблагополучие в семье, в быту и не только.

Отметить следует, что преступность в среде подростков в настоящее время может быть охарактеризована рядом аспектов. Это достаточно высокий уровень организованности, преобладание общественно опасных деяний, совершаемых группами подростков. Явление крайне

нежелательно, негативно, что усугубляется постоянными изменениями его характера и структуры. Печальной представляется статистика, согласно которой каждое третье преступление, совершаемое группой лиц, связано с участием несовершеннолетних граждан страны.

Тревожит тот факт, что тяжкие и особо тяжкие общественно опасные деяния все чаще начинают совершаться несовершеннолетними. Действующее законодательство устанавливает за них существенные наказания. Но это не останавливает подростков и лиц, организующих их преступную деятельность, от противозаконных действий. Год от года имеет место прирост количества умышленных убийств и тяжких телесных повреждений, грабежей и не только. Многие из них совершаются с участием лиц до 18 лет. Соответствующие действия сопровождаются невероятной жестокостью, садизмом, агрессивностью и стремлением удовлетворить корыстные потребности. Прирастает также количество общественно опасных деяний, связанных в той или иной мере с наркотиками, оборотом оружия, насильственными действиями. Несовершеннолетние все активнее вовлекаются в криминальный бизнес.

Включение подростков в криминальную среду частично детерминировано распространением алкоголизма и наркомании, демонстрируемыми в фильмах и компьютерных играх жестокими, эротическими сценами. При этом в Российской Федерации все отмеченные факторы становятся все чаще «молодеющими». Речь о распространении нежелательных условий среди детей и подростков.

Часто жертвы наркоторговцев - лица до 18 лет, характеризующиеся отсутствием увлечений, равнодушием к спорту и полезному досугу. При этом отдельные половозрастные группы граждан стран утрачивают цели и жизненные ориентации, что косвенно влияет на ситуацию в среде подростков и молодых людей. Они все чаще сталкиваются с неопределенностью в контекстах обучения и профессиональной самореализации, трудоустройства и построения карьеры. Имеет место нежелательное имущественное расслоение. Все это приводит к ранним половым связям, к употреблению алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. Они пытаются скрыться подобными способами от угнетающей реальности.

Есть мнение, согласно которому прирост преступности в среде детей и подростков - следствие серьезнейших социальных конфликтов. Отдельные программы, реализуемые государством, нацеленные на их разрешение, являются неэффективными. Это же можно говорить о деятельности учреждений и организаций, работающих с подрастающим поколением. Все социальные изменения на фоне этого затрагивают среду детей и подростков. Они все чаще становятся незащищенными, сталкиваются с дефицитом внимания со стороны родителей.

Криминогенная социальная обстановка детерминирована во многом и проблемами, связанными с профессиональной ориентацией подростков, с их планами в части обучения и трудоустройства. Отчасти это обусловлено некачественной работой органов занятости населения. Данная ситуация провоцирует прирост безработицы. Отдельные статистические сведения и вовсе позволяют утверждать, что уровень беспризорности прирастает стремительными темпами. Да, Россия смогла избавиться от толп грязных и оборванных малолетних попрошаек, но это не значит, что ситуация в корне изменилась. Только в 2022 году, например, количество беспризорников составило 75,5 тысячи человек. Это провоцирует распространение преступности в среде подростков [1].

Отметить следует еще одну негативную веху. Это ухудшение положения института семьи. В этих условиях дети чаще начинают воспитываться уличным окружением. Оно становится средой, где негативные модели поведения активно распространяются.

Характерная черта общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними лицами, может быть представлена как повышенный уровень жестокости на фоне актов насильственных действий. Часто подростки выходят за все допустимые рамки, потому что не осознают, какими последствиями чреваты их действия.

Внимания заслуживает и тот факт, что преступность в среде несовершеннолетних почти не отличается от поступков, совершаемых взрослыми преступниками. Общие аспекты представлены неоправданной жестокостью, агрессией, преобладанием групповых форм криминального взаимодействия и не только. При этом несовершеннолетние преступники тесно связаны с криминалом в целом. Но имеют место отдельные отличительные черты. Этим детерминирована потребность в исследовании преступности в среде подростков. Необходимо определить, какие имеют место общие и особые причины.

Проблематика изучения отклоняющегося от норм поведения и мотивации поступков подростков в данном контексте тесно связана с неблагополучием ряда семей. Это первостепенный и наиболее существенный фактор, детерминирующий формирование личности преступника. При этом отмеченную проблематику разрабатывают криминологи, социологи, психологи и представители других областей научного знания. Но четких ответов на особо актуальные вопросы пока нет.

Преступность в среде несовершеннолетних обычно характеризуется как латентная. Речь о том, что конкретное общественно опасное деяние фактически может быть совершено, но правоохранители об этом не знают. При этом есть мнение, согласно которому уровень подростковой преступности куда выше, чем позволяют говорить статистические данные.

В настоящее время противодействие преступлениям, совершаемым подростками, является направлением, интересным и актуальным как в научном контексте, так и в практическом. При этом очевидна и объективна потребность в комплексной исследовательской работе, нацеленной на разработку неоднократно отмеченной проблематики.

Важно на фоне всего представленных сведений решать задачи, связанные с совершенствованием практики организации и реализации мероприятий, направленных на предупреждение общественно опасных деяний, совершаемых подростками. Основой здесь можно считать совокупность принципов, являющихся базовыми в контексте профилактики преступности в целом. Но вместе с этим, что следует отметить, предупреждение общественно опасных деяний в среде подростков характеризуется рядом особенностей, на практике детерминированных отличиями лиц до 18 лет от взрослых людей.

Нужно понимать, что прирост показателей подростковой преступности детерминирован увеличением количества преступлений, совершаемых взрослыми. Но интенсивность в первом случае куда выше. Для России соответствующие проблемы не являются новыми, но они по-прежнему стоят достаточно остро и влияют на качество общественного уклада в криминологическом контексте.

Актуальность настоящего исследования можно объяснить как отмеченным, так и тем, что неоднократно упомянутые проблемы регулярно освещаются рядом средств массовой информации. Но это не единственный аргумент в пользу реализации исследовательской работы. Есть другие важные факторы, а вместе с тем и детерминанты осуществления последней. Это:

1. Отсутствие работ, посвященных комплексной и многоаспектной разработке проблематики, характерной для преступности в среде подростков. Это провоцирует дефицит знаний и представлений о том, как и в каком направлении нужно двигаться, чтобы свести к минимуму количество общественно опасных деяний в среде подростков в ближайшие годы.

2. Потребность в комплексном изучении криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника на фоне анализа факторов и обстоятельств, детерминирующих совершение им общественно опасных деяний.

3. Потребность в уточнении сути и содержания деятельности субъектов, реализующих мероприятия профилактического характера, нацеленные на противодействие преступности в среде подростков.

4. Необходимость создания специальной совокупности мер, реализация которых была бы направлена на просветительскую работу и воспитание детей таким образом, чтобы их взросление протекало в рамках наиболее позитивного сценария в криминологическом контексте.

Личность человека формируется под влиянием ряда условий и обстоятельств: семейных, бытовых, правовых, политических и не только. При этом ее можно представить в качестве совокупности качеств и черт конкретного лица. Если процессы, затрагивающие формирование личности, являются негативными, ее потребности и интересы начинают приводить к ряду конфликтов с общепринятыми нормами. Вероятным становится возникновение антисоциальных настроений.

Личность преступника - один из базовых компонентов ее характеристики. При этом следует отметить, что криминальная психология во многом основана на анализе последней, а не на рассмотрении личности в отрыве от криминологического контекста.

Все действия преступного характера, совершаемые подростком, изначально в стадии замысла детерминированы рядом социальных явлений и условий. Нередко они являются негативными, что приводит к выработке отрицательной ориентации личности в нравственном и моральном аспектах. Каждый подросток, являющийся преступником, отличается от сверстников. Разница при этом часто представляется выраженной негативно. Имеет место стойкость антисоциальных взглядов на фоне повышенного уровня общественной опасности.

Личность несовершеннолетнего преступника можно представить в качестве криминологической психической категории, включающей совокупность общечеловеческих признаков и специфических черт. Последние детерминируют на практике склонность к совершению общественно опасных деяний. А. И. Долгова небезосновательно отметила, что личность преступника как нарушителя закона требует особого внимания, потому что чисто психологический подход к раскрытию ее криминологической характеристики является неэффективным [2, с. 102].

Интересна точка зрения Ю. М. Антоняна. Он подчеркнул, что антисоциальные установки и убеждения могут быть характерными для подростков, как склонных к совершению преступлений, так и считающих их недопустимыми. По этой причине автор предложил исключать из области внимания данный условный критерий, рассматривать его в качестве вторичного [3, с. 19].

Целесообразной представляется точка зрения, согласно которой ключевой аспект характеристики личности несовершеннолетнего преступника - общественная опасность и ее степень. При этом важной видится оглядка на стойкость антиобщественных настроений. Проблематика исследования личности в данном контексте во многом связана с рядом признаков, отражающих внутреннее устройство конкретного подростка, влияющее на его развитие в положительном сценарии или в негативном.

В настоящее время изучение личности несовершеннолетнего преступника - актуальное и заслуживающее особого внимания направление. Обусловлено это тем, что отсутствие знаний и представлений о личностном устройстве подростков, склонных к совершению общественно опасных деяний, приводит на практике к невозможности эффективно противодействовать преступности в подростковой среде.

Интересно, что в криминологии преступность обычно характеризуется состоянием и динамикой. Первое дает возможность получать комплексное представление о статике. Вторая же описывает движение.

В структуре личностного устройства несовершеннолетнего преступника целесообразно выделять такие компоненты:

- социальный и демографический. Это половозрастная характеристика, обстановка в семье и условия получения образования;

- общественный. Речь о характеристике подростка как гражданина, сына или дочери и не только;

- нравственный, психологический. Это отношение к собственным социальным ролям и статусам, к семье, учебе, закону и не только.

Важно понимать, что в настоящее время имеет место прирост количества тяжких общественно опасных деяний. Степень их тяжести при

этом постоянно увеличивается. И в первую очередь это касается противозаконных действий, совершаемых подростками. В отдельных ситуациях они ответственны за каждый третий акт разбоя, за четвертый - изнасилования. И это лишь примеры. Часто несовершеннолетними преступниками движет корысть, они являются склонными к использованию насильственных действий. Есть мнение, согласно которому особый вклад в развитие ситуации в данном нежелательном контексте вносят процессы, связанные с обострением жилищных, бытовых и других проблем. Отсутствие эффективных механизмов их устранения приводит к возникновению предпосылок распространения жестокости, озлобленности и не только. В результате личность конкретного подростка начинает развиваться искаженно. Он утрачивает понимание принципов социальной справедливости и равенства, становится частично нигилистом; оформляются на фоне этого признаки выраженного потребительского отношения ко всему и всем.

Оценка данных уголовной статистики в сфере преступности в среде подростков требует параллельного учета всех условий и обстоятельств, которые могут быть упущены. Дело в том, что официальные данные редко на практике соответствуют действительности. Обусловлено это латентностью семейных преступлений, практикой освобождения лиц до 18 лет от уголовной ответственности и не только.

Оперировать статистикой нужно крайне аккуратно и вместе с тем грамотно. На фоне учета отмеченных упущений можно комплексно оценивать состояние преступности в среде подростков. Это важно, особенно в контексте установления основных аспектов характеристики личности несовершеннолетнего преступника.

Нужно понимать, что криминологический анализ в данном контексте может проводиться в рамках разных направлений. Наиболее распространенная схема или последовательность такая:

- описание типичных признаков, характерных для личности, отличающейся от нормального гражданина. Предполагается учет демографического, социального, культурного и других аспектов;

- исследование потребностей и интересов, отношения к праву, закону, социальным нормам и не только;

- учет физических и психических компонентов общего здоровья.

Данный подход видится разумным и вполне целесообразным, особенно в плоскости классической криминологии.

Отметить следует, что личность преступника формируется в тех же условиях и обстоятельствах, в которых пребывает обыкновенный гражданин, являющийся законопослушным и соблюдающим общепринятые нормы. Но действия, установки, интересы противопоставленных субъектов на практике отличаются друг от друга.

Личностные особенности, описывающие типичного подростка, склонного к совершению общественно опасных деяний, можно представить деформацией и искажением ценностных ориентаций, нравственности и морали. Первые признаки антисоциальной направленности при этом начинают проявляться в детстве. Часто представлены они мелкими кражами, несущественными правонарушениями, обычно не рассматриваемыми в качестве серьезных проступков. Но это негативный момент, потому что безнаказанность и вседозволенность - исключительно позитивные факторы в контексте развития подростковой преступности.

Преступник до 18 лет - личность, характеризующаяся искажениями в нравственном и моральном планах. Он не воспринимает право в качестве регулятора. Здесь законодательные запреты и обязательства гражданина видятся подростку как бесполезные и лишние, он уверен, что наказание - неэффективный механизм. При этом эмоции и воля часто ослаблены либо чрезмерно активны. Это выражается грубостью, агрессивностью, неспособностью критиковать собственные действия и решения. Волевая направленность в целом является отрицательной, что характеризует в полной мере подростковое преступное поведение.

Склонные к совершению общественно опасных деяний подростки обычно отрицательно относятся к учебе. Они противопоставляют себя школьному коллективу.

Существенный фактор и детерминант формирования личности несовершеннолетнего преступника - совокупность семейных и бытовых условий. Преобладание в них безнравственности, аморальности провоцирует деформацию сначала ребенка, а потом и подростка на личностном уровне. Но правил нет. Даже любящие и законопослушные родители не всегда корректно воспитывают детей, потому что неверно оперируют инструментами педагогики, психологии.

Модели поведения обыкновенного подростка основаны часто на отсутствии практического опыта. При этом имеет место сниженный порог самокритики. Вероятны чрезмерная эмоциональная возбудимость и неуравновешенность, мстительность. Чувство стыда на фоне этого отсутствует. Лень, агрессия, отсутствие воли и ответственности, половая распущенность - все это черты типичного несовершеннолетнего преступника. Он стремится к тому, чтобы удовлетворять собственные потребности, не оглядываться при этом на социальные нормы. Его интересы сводятся к получению удовольствия. Вне зависимости от того, какой является цена, что нужно делать, чтобы удовлетворить собственные нужды.

Источник отклоняющегося от норм поведения в данном контексте - противоречивость потребностей, их несоответствие средствам достижения корыстных целей. Обыкновенный несовершеннолетний преступник при этом склонен к пренебрежению в отношении социальных норм, нравственности, морали [4, с. 198]. Он присваивает себе все, что является чужим, но только при условии, что вероятность наказания является минимальной. Типичная черта - низкий уровень культуры на фоне развитого интереса к тому, чтобы бесцельно проводить время. Стабильные увлечения отсутствуют, что характерно и для трудолюбия. Мотивационная сфера на фоне отмеченного часто является искаженной. Интересы в части обучения и труда отсутствуют, преобладает тяготение к досугу. Он насыщен обычно бесполезными делами, употреблением алкоголя и наркотиков, табака. Это провоцирует развитие установок, диктующих представления о целесообразности удовлетворения собственных отрицательных потребностей всеми путями и средствами [5, с. 34]. Эмоции и воля, что отмечено, страдают. Подросток, склонный к совершению преступлений, часто не является способным сочувствовать, критиковать собственные поступки и действия. Выраженными становятся эгоистичные порывы и стремления, попытки устранять преграды на пути к чему-либо посредством насилия. Совершение общественно опасных деяний при этом сопровождается нежеланием оценивать собственные действия, а также отсутствием восприимчивости к страданиям окружающих. Вероятны некоторые психопатические отклонения типа состояния крайней подавленности на фоне беспричинного страха, тревожности по поводу личностной неуравновешенности. Многие несовершеннолетние преступники при этом не могут прижиться в рамках школьного коллектива, потому что негативно относятся к нему и к самой идее обучения.

Один из способов устранения самой вероятности развития личности подростка в рамках негативных сценариев - коррекция нарушений и деформаций личностного характера. Это возможно посредством замены нежелательного досуга полезной социальной деятельностью [6, с. 215].

Следует отметить, что подростковый возраст является достаточно сложным периодом развития личности. В его рамках складываются основы самосознания, возникает стремление понять себя и собственные особенности. Это чревато в негативных социальных условиях конфликтами со сверстниками, взрослыми. Важно учитывать, что обыкновенный подросток - эмоционально неустойчивая личность, для которой характерны высокий уровень возбудимости и отсутствие уравновешенности.

Анализ ряда особенностей практического формирования личности подростка, склонного к совершению общественно опасных деяний, позволяет утверждать, что имеют место существенные психические деформации. Они находят выражение в эмоциональной нестабильность, в конфликтности, подверженности сомнениям по тому или иному поводу.

Подростковая преступность характеризуется стремлением личности показать собственную самостоятельность и состоятельность, а также попыткой отстраниться от влияния взрослых. Это приводит к критичности в отношении родителей и учителей, сверстников. Все недостатки окружающих становятся критичными и явными [7, с. 11].

Формирование личности подростка, склонного к совершению преступлений, подвержено влиянию со стороны множества факторов. Противозаконные действия при этом - результат нарушенной социализации. Он приводит к деструкции адаптации; возникают представления о том, что нормы и требования общества являются ложными и бесполезными. Все нарушения подобного плана характерны для подросткового периода развития личности.

Процессы, сопровождающие становление подростка членом общества, неизбежно связываются с нормами и образцами поведения, преобладающими в семье, в среде сверстников, одноклассников и не только. При этом в ситуации, когда эталоны являются искаженными, подросток легко и без разбора принимает их как единственно верные и справедливые для текущей и окружающей его действительности.

Противодействие всем отмеченным негативным моментам предполагает реализацию комплексных мероприятий в медицинском, педагогическом, принудительном и других аспектах.

Интересна представленная далее классификация подростков, склонных к противозаконным действиям. Она включает такие категории:

- инициатор. В обыкновенной ситуации это организатор той или иной подростковой преступной группы. Для него характерны цинизм и асоциальные установки;

- подросток, стремящийся удовлетворить примитивные потребности (в пище, половых актах, алкоголе и не только). При этом все действия и средства, используемые им, часто являются противозаконными;

- нестабильный подросток. Здесь имеет место конфликт между негативными и позитивными стремлениями. Такой подросток может осознавать, что делает что-то неправильно, но эгоизм часто берет верх;

- безвольный подросток. В данной ситуации имеет место отсутствие нравственности и положительных установок по причине следования инструкциям и указаниям организатора;

- обиженный подросток. Для него характерна непрекращающаяся фрустрация на фоне заносчивости, агрессивности в отношении окружающих [8, с. 67].

Для каждого из типов подростков в перечне характерна неспособность нести ответственность на фоне желания манипулировать окружающими. Причинами могут быть социальная изоляция и негативные оценки со стороны взрослых.

Библиография:

1. ЕМИСС. Государственная статистика. Количество беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, выявленных сотрудниками подразделений органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними (Актуализация данных показателя на дату 04.04.2023). Электронный ресурс: https://www.fedstat.ru/opendata/7708234640-threeasixaoneaeightathree (дата обращения 14.06.2023).

2. Долгова А.И. Криминология: Учебник. М.: Норма, 2014. 320 с.

3. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы планирования в изучении преступного поведения. М.: Юрайт, 2022. 293 с.

4. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2015. 481 с.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2023. 442 с.

6. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2015. 501 с.

7. Лебедев А.В., Беличева С.А. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: Пособие. М.: Школьный психолог, 2021. 172 с.

8. Бидова Б.Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности // Вестник Ессентукского

института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. С. 66-68.

References:

1. EMAIL. Government statistics. The number of homeless and neglected minors identified by employees of internal affairs departments working with minors (Updating of the indicator data as of 04.04.2023). Electronic resource: https://www.fedstat.ru/opendata/7708234640-threeasixaoneaeightathree (date of address 06/14/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dolgova A.I. Criminology: Textbook. M.: Norm, 2014. 320 p.

3. Antonyan Yu.M., Bluvshtein Yu.D. Planning methods in the study of criminal behavior. Moscow: Yurait, 2022. 293 p.

4. Sorokotyagin I.N. Legal psychology: Textbook. M.: Yurait, 2015. 481 p.

5. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: A textbook for universities. M.: Sphere, 2023. 442 p.

6. Enikeev M.I. General, social and legal psychology: A textbook. St. Petersburg: St. Petersburg, 2015. 501 p.

7. Lebedev A.V., Belicheva S.A. Assessment of the neuropsychic state of adolescents registered with the Juvenile Affairs Inspectorate. Psychology and prevention of antisocial behavior of minors: Handbook. M.: School psychologist, 2021. 172 p.

8. Bidova B.B. Tolerance as a part of political culture: problems of conceptualization and Russian peculiarities // Bulletin of the Essentuki Institute of Management, Business and Law. 2012. No. 6. pp. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.