Научная статья на тему 'Особенности льготного лекарственного обеспечения в Смоленской области'

Особенности льготного лекарственного обеспечения в Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
325
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОЗОЛОГИЯ / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK / SUBSIDIZED MEDICINES / NOSOLOGY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Лопашинов Петр Михайлович, Нивеницын Эдуард Леонидович, Наркевич Игорь Анатольевич, Кисилёва Анастасия Николаевна, Крикова Анна Вячеславовна

Цель. Изучение региональных особенностей лекарственного обеспечения. Методика. Применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации. Результаты. Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже соответствующих уровней в развитых странах. Заключение. Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, влияющих на состояние здоровья нации, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни. Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Лопашинов Петр Михайлович, Нивеницын Эдуард Леонидович, Наркевич Игорь Анатольевич, Кисилёва Анастасия Николаевна, Крикова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PREFERENTIAL DRUG PROVISION IN SMOLENSK REGION

Objective. To study the peculiarities of drug provision in Smolensk region. Methods. Analytical, logical and theoretical method as well as content analysis of reference literature were applied. The analysis of the items of drugs of different pharmacological groups registered and allowed for circulation in the Russian Federation was performed. Results. The level of costs of medicines in the Russian Federation per capita is significantly lower than the corresponding levels in the developed countries. Conclusion. The drug provision of the population and healthcare institutions of the Russian Federation remains one of the most acute social problems affecting the nation's health, the possibility of active participation of people in employment and increase of the duration of their life. There are still some thorny issues relating the cost of medicines, the solvency of the population and the sizes of the budgets of the healthcare system.

Текст научной работы на тему «Особенности льготного лекарственного обеспечения в Смоленской области»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 614.2

ОСОБЕННОСТИ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ © Лопашинов П.М.1, Нивеницын Э.Л.1, Наркевич И.А.2, Кисилёва А.Н.1, Крикова А.В.1, Евсеев А.В.1

'Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 2Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Россия, 197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова,14а

Резюме

Цель. Изучение региональных особенностей лекарственного обеспечения.

Методика. Применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации.

Результаты. Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже соответствующих уровней в развитых странах.

Заключение. Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, влияющих на состояние здоровья нации, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни. Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, льготное лекарственное обеспечение, нозология

CHARACTERISTICS OF PREFERENTIAL DRUG PROVISION IN SMOLENSK REGION Lopashinov P.M.1, Nevinitsyn E.L.1, Narkevich I.A.2, Kisileva A.N.1, Krikova A.V.1, Evseev A.V.1

'Smolensk State Medical University, 28, Krupskaoj St., 214019, Russia, Smolensk

2Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical Academy, 14, Prof. Popova St., 197376, Saint-Petersburg, Russia Abstract

Objective. To study the peculiarities of drug provision in Smolensk region.

Methods. Analytical, logical and theoretical method as well as content analysis of reference literature were applied. The analysis of the items of drugs of different pharmacological groups registered and allowed for circulation in the Russian Federation was performed.

Results. The level of costs of medicines in the Russian Federation per capita is significantly lower than the corresponding levels in the developed countries.

Conclusion. The drug provision of the population and healthcare institutions of the Russian Federation remains one of the most acute social problems affecting the nation's health, the possibility of active participation of people in employment and increase of the duration of their life. There are still some thorny issues relating the cost of medicines, the solvency of the population and the sizes of the budgets of the healthcare system.

Keywords: legal and regulatory framework, subsidized medicines, nosology

Введение

Организация лекарственного обеспечения (ЛО) населения или обеспечение доступности к необходимым лекарственным средствам является одной из самых сложных проблем в

здравоохранении. При этом наиболее проблематичным остается организация ЛО граждан на всех этапах, где государством гарантируется обеспечение граждан РФ необходимыми лекарственными средствами (ЛС) в соответствии с законодательством РФ.

Рыночные преобразования, происходящие во всех сферах здравоохранения, увеличение числа обращаемых на рынке лекарственных препаратов (ЛП), несовершенство системы профессиональной информации о ЛП, недостаточное информирование населения о мерах профилактики заболеваний, новых лекарственных препаратах и др., явились важными факторами, влияющими на организацию ЛО, и, как следствие, на показатели здоровья населения в РФ.

Законодательная база РФ [3-5, 7-10] предусматривает перечень социальных групп граждан, для которых медикаменты, входящие в список льготных лекарств, выдаются бесплатно. Важная мера соцзащиты введена в России в рамках приоритетной федеральной программы «Здоровье».

Департаментом Смоленской области по здравоохранению [1, 2, 6, 11] проводится мониторинг ситуации по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Еженедельно в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направляется отчет, где отражается ситуация по лекарственному обеспечению (выписке рецептов, отпуску лекарственных средств, полноте обеспечения, наличию отсроченных рецептов).

Для совершенствования формирования потребности в лекарственных препаратах созданы электронные регистры персонифицированной потребности для обеспечения льготных категорий граждан, страдающих сахарным диабетом, бронхолегочными, гематологическими и онкологическими заболеваниями.

В целях проведения рациональной и эффективной терапии льготным категориям граждан, формирования качественной потребности в лекарственных препаратах в учреждениях здравоохранения проводится внутренний контроль качества оказания медицинской помощи пациентам имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

Цель работы - исследовать особенности льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне на примере Смоленской области.

Методика

На основании договора №645 между Смоленским государственным медицинским университетом и Департаментом Смоленской области здравоохранения, получены материалы нормативной базы льготного лекарственного обеспечения региона, статистические материалы, содержащихся в базах данных Смоленского областного медицинского информационно - аналитического центра (СОМИАЦ) по заболеваниям и лекарственному обеспечению жителей Смоленской области (2014 г.). В эксперименте применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации.

Результаты исследования

В 2014 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, составлял 671,0 руб. Анализ данных о реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на территории Смоленской области в 2014 г. указывает на снижение численности граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку с 11 4334 человек в 2013 г. до 110 899 человек в 2014 г., а также, численности граждан, сохранивших право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения с 19 891 человек до 19 208 человек. Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы ОНЛП увеличился в 2014 г. на 210 136,5 тыс. руб., что связано с увеличением норматива финансовых затрат на 1 гражданина в месяц и дополнительного финансирования. Количество обслуженных рецептов, выписанных отдельным категориям граждан составило 311 168 шт., в 2013 г. 299 3462 шт. Общая стоимость отпущенных пациентам лекарственных препаратов возросла на 341 71,04 тыс. руб. Общая стоимость

отпущенных пациентам лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета увеличилась на 46 745,78 тыс. руб.

В ходе изучения данных, полученных из СОМИАЦ в формате х^х за 2014 г. были выделены заболевания, входящие в состав МКБ-10 по укрупнённым группам (табл. 1). Согласно полученным в ходе анализа данным, в каждой группе были выделены наибольшие и наименьшие показатели (в абсолютных значениях) табл. 2.

Таблица 1. Категории заболеваний, входящих в состав МКБ-10 по укрупнённым группам

Код по МКБ-10 Наименование заболевания

А00 В99 некоторые инфекционные и паразитарные болезни

С00 Б48 Новообразования

Б50_Б89 болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Е00 Е90 болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Б00 Б99 психические расстройства и расстройства поведения

в00 в99 болезни нервной системы

Н00 Н59 болезни глаза и его придаточного аппарата

Н60 Н95 болезни уха и сосцевидного отростка

100 199 болезни системы кровообращения

100 199 болезни органов дыхания

К00 К99 болезни органов пищеварения

Ь00 Ь99 болезни кожи и подкожной клетчатки

М00 М99 болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

N00 N99 болезни мочеполовой системы

000 099 беременность, роды и послеродовой период

Р00 Р96 отдельные заболевания, возникающие в перинатальном периоде

000 099 врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Я00_Я99 симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

800 898 травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

У01 У98 внешние причины заболеваемости и смертности

г00_г99 факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

и00 и89 коды для особых целей

Таблица 2. Общее количество пациентов по группам заболеваний МКБ-10

Группа заболеваний по МКБ-10 А00_В99 С00 Б48 Б50 Б89 Е00 Е90 Б00 Б99 в00 в99

Количество пациентов 95 3 390 1 531 28 116 1 134 3 028

Группа заболеваний по МКБ-10 Н00_Н59 Н60 Н95 100 199 100 199 К00 К99 Ь00 Ь99

Количество пациентов 4 577 32 8 778 12 939 2 994 212

Группа заболеваний по МКБ-10 М00 М99 N00 N99 000 099 Р00 Р96 000 099 Я00 Я99

Количество пациентов 1 869 1 215 6 35 47 90

Группа заболеваний по МКБ-10 800 Т98 У01 У98 г00 г99 - - -

Количество пациентов 86 15 138 - - -

Наибольшее количество пациентов по группам заболеваний МКБ-10 включает сектор 1, который лежит в интервале от 3 390 до 28 116 человек. 2 сектор занимает интервал 1134-3028 пациентов. В сектор «Прочие» включено наименьшее количество человек - от 6 до 212 (рис. 1).

В целях оптимизации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, проживающих в г. Смоленске и Смоленской области, для повышения ответственности медицинских организаций и аптечных учреждений за лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, информационного взаимодействия аптечных организаций с учреждениями здравоохранения, Департаментом Смоленской области по здравоохранению издан приказ «О прикреплении аптечных организаций к учреждениям здравоохранения для обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан г. Смоленска и Смоленского района».

1 сектор (Е00Е90, Л}СМ99,100199, НОО Н59, СОО 048)

2 сектор (050 089, Р00_Е99, М00М99, моом99,коо_к99,

3 сектор (Прочие)

С00_699)

Рис. 1. Общее количество пациентов по группам заболеваний МКБ-10

Приказом Департамента на руководителей учреждений здравоохранения возложен контроль за своевременным лекарственным обеспечением пациентов. В соответствии с указанным приказом руководителям учреждений здравоохранения Смоленской области указано организовать работу справочной службы «Горячая линия» в подведомственных учреждениях по вопросу обеспечения необходимыми лекарственными препаратам отдельных категорий граждан. Еженедельно анализируется ситуация с отсроченными рецептами.

При анализе данных установлено, что наибольшее количество пациентов, получивших льготные лекарственные препараты, по МКБ-10 зафиксировано при заболеваниях: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (39,94%); болезни органов дыхания (18,38%); болезни системы кровообращения (12,47%). Наименьшее количество пациентов установлено при: беременности, родах и послеродовом периоде (0,01%); внешних причинах заболеваемости и смертности 0,02%; болезнях уха и сосцевидного отростка (0,05%).

Выписка льготных рецептов на лекарственные препараты производится по международным непатентованным наименованиям (МНН). В соответствии с действующим законодательством выписка льготных рецептов на лекарственные препараты сверх утвержденных Перечней и стандартов лечения заболеваний, не предусмотрена. Не допускается выписывание льготных рецептов на лекарственные препараты в период нахождения больных на стационарном лечении. Нормативно-правовая документация регламентирует, что льготные рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), действительны в течение 1 мес. со дня выписки. В случае отсутствия в аптечном предприятии на момент обращения требуемого лекарственного препарата, рецепт принимается на отсроченное обслуживание. Также регламентируются сроки обслуживания льготных рецептов с момента обращения гражданина в аптечное предприятие: не более 10 рабочих дней; не более 15 рабочих дней на лекарственные препараты, назначенные по решению врачебной комиссии.

При анализе рецептов, выписанных на льготные лекарственные препараты, большую группу представляют заболевания: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (38,78%); болезни системы кровообращения (25,14%); болезни органов дыхания (15,13%). Меньшую группу составили: беременность, роды и послеродовой период (0,0015%); внешние причины заболеваемости и смертности (0,0039%); отдельные заболевания, возникающие в перинатальном периоде (0,0073%).

В реализации программы льготного лекарственного обеспечения задействована 41 медицинская организация, которые расположены во всех муниципальных районах области. Выписку рецептов осуществляют 1 583 медицинских работника (врачи, фельдшеры). Выписка льготных рецептов осуществляется в комплексной медицинской информационной системе на рабочем месте врача, либо в оборудованном пункте выписки амбулаторно-поликлинического подразделения медицинской организации. Отпуск препаратов льготным категориям граждан осуществляют 48 аптечных организаций, в том числе проживающим в г. Смоленске - 16 аптечных организациях, 7 из которых, расположены непосредственно в медицинских организациях.

При анализе аптечных учреждений (табл. 2), работающих с льготными категориями граждан установлено, что наибольшее количество аптек, отпускающих льготные лекарственные препараты, зафиксировано при заболеваниях: болезни нервной системы (000_099), болезни системы кровообращения (100_199) - по 48 (7,07%); болезни эндокринной системы, расстройства питания и

нарушения обмена веществ (Б00_Б90) - 47 (6,92%); новообразования (С00_Б48), болезни органов дыхания (100_199) - по 46 (6,77%). Наименьшее количество аптек, обеспечивающих пациентов льготными лекарственными препаратами по МКБ-10: беременность, роды и послеродовой период (000_099) - 5 (0,74%); отдельные заболевания, возникающие в перинатальном периоде (Р00_Р96), внешние причины заболеваемости и смертности (У01_У98) - по 9 (1,33%); болезни уха и сосцевидного отростка (Н60_Н95) - 13 (1,91%).

Наибольшее количество аптек, выдавших препарат по группам заболеваний МКБ-10, включает сектор 1, который лежит в интервале от 42 до 48 человек. 2 сектор занимает интервал, включающий 23 - 33 аптек. В сектор «Прочие» включено наименьшее количество аптек - от 5 до 13 (рис. 2).

Таблица 2. Количество аптечных учреждений, реализующих льготные лекарственные препараты

Группа заболеваний по МКБ-10 А00 В99 С00 Б48 Б50 Б89 Е00 Е90 Б00 Б99 в00 в99

Количество аптек 25 46 44 47 30 48

Группа заболеваний по МКБ-10 Н00 Н59 Н60 Н95 100 199 100 199 К00 К99 Ь00 Ь99

Количество аптек 43 13 48 46 43 31

Группа заболеваний по МКБ-10 М00 М99 N00 N99 000 099 Р00 Р96 000 099 Я00 Я99

Количество аптек 43 42 5 9 27 24

Группа заболеваний по МКБ-10 800 Т98 У01 У98 г00 г99 - - -

Количество аптек 33 9 23 - - -

1 сектор (б00_699, 100_199, Е00Е90, С00_048^00_^9, 050 089, Н00 Н59, К00_К99, М00М99, 1\100_М99)

2 сектор (500 Т98, I 00 1 99, Р00_Р99, 000099, А00В99, гао_к99, гоо_г99)

3 сектор (Прочие)

Рис. 2. Количество аптечных учреждений, реализующих льготные лекарственные препараты

В целях оптимизации работы по выписке и учету льготных рецептов организуется централизованный пункт выписки рецептов в медицинской организации. Главный врач учреждения обеспечивает врачей (фельдшеров) соответствующей учетной, медицинской документацией, нормативно-правовыми актами по выполнению программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП). Заведующие поликлиническими отделениями учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, еженедельно контролируют обоснованность выписки рецептов. Рецепты на получение ЛС бесплатно имеют право выписывать только врачи (фельдшеры), включенные приказом МЗ РФ в территориальный Регистр врачей (фельдшеров), имеющих право выписки льготных рецептов. Врач (фельдшер), имеет право выписывать рецепты для бесплатного получения необходимых ЛС в рамках утвержденного перечня. Лечебные учреждения постоянно контролируют реализацию медикаментов.

Выписка лекарственных средств осуществляется в соответствии с утвержденной полугодовой заявкой на лекарственные средства. Выписка лекарственных средств осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, в случае отсутствия амбулаторно-поликлинического стандарта - в соответствии с утвержденным перечнем. Выписка рецептов может производиться только в одном лечебном учреждении (на выбор пациента), с обязательным диспансерным наблюдением и ведением медицинской документации, утвержденной Приказом МЗ и СР РФ от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи

гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (в ред. Приказа Минздрава России от 15.12.2014 №834н).

Количество препаратов, подлежащих льготному отпуску, в большинстве своем приходятся на: болезни системы кровообращения (100_199) - 651 (15,27%); болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00_Е90) - 622 (14,59%); новообразования (С00_Б48) - 471 (11,05). Наименьшее количество препаратов зафиксировано при: беременности, родах и послеродовом периоде (000_099) - 7 (0,16%); болезни уха и сосцевидного отростка (Н60_Н95) - 12 (0,28%); возникающие в перинатальном периоде (Р00_Р96) - 13 (0,31%).

Наибольшая затрата в рублях, потраченных на реализацию льготных лекарственных препаратов, по МКБ-10 зафиксирована при заболеваниях: новообразования (С00_Б48) - 225 771 378 руб.; расстройства питания и нарушения обмена веществ (Б00_Б90) - 172 265 972 руб.; болезни нервной системы (000_099) - 114 471 740 руб. Наименьшая затрата в рублях зафиксирована при: беременности, родах и послеродовом периоде (000_099) - 5 649,704 руб.; внешние причины заболеваемости и смертности (У01_У98) - 5 900,9 руб.; болезни уха и сосцевидного отростка (Н60Н95) - 8 828,13 руб. Анализируя полученные .результаты, можно рассчитать среднюю цену одного рецепта (х). Воспользуемся формулой: х =- (1), где у - затраты в рублях; ъ - количество рецептов. в

Прибегнув к данной формуле, выделим самые высокозатратные рецепты (в рублях) по группам заболеваний МКБ-10: болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (Б50_Б89) - 35 159,65 руб.; врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения (Q00_Q99) - 18 973,92 руб.; новообразования (С00_Б48) - 9 606,48 руб. К наименее затратным относятся заболевания: болезни системы кровообращения (100_199) - 148,33 руб.; болезни глаза и его придаточного аппарата (Н00_Н59) -177,20 руб.; болезни уха и сосцевидного отростка (Н60_Н95) - 196,18 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение результатов исследования

Реализация программы льготного лекарственного обеспечения осуществляется в Российской Федерации с 2005 г. в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.99 г. №178-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.04 г. №122-ФЗ). Программа осуществляется по принципу социального страхования. Данный принцип предполагает социальное страхование всех граждан, входящих в законодательно закрепленные льготные категории, однако потребление социальных услуг не всеми этими гражданами, а только теми, которые имеют потребность в лекарственных средствах в связи с заболеванием. Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами.

Установлено, что наибольшее количество пациентов, получивших льготные лекарственные препараты [5], страдают болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушением обмена веществ; болезнями органов дыхания; болезнями системы кровообращения.

Анализ работы аптек, отпускающих льготные лекарственные препараты, показал, что зафиксированы рецепты на лекарственные препараты при заболеваниях нервной системы, болезнях системы кровообращения; болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушения обмена веществ; новообразованиях; болезнях органов дыхания.

Количество препаратов, подлежащих льготному отпуску, в большинстве своем приходятся на болезни системы кровообращения; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; новообразования.

Наибольшая затрата в рублях, потраченных на реализацию льготных лекарственных препаратов зафиксирована при новообразованиях - 225 771 378 руб.; расстройствах питания и нарушениях обмена веществ - 172 265 972 руб.; болезнях нервной системы - 114 471 740 руб.

Выводы

1. Установлено, что в 2014 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, составлял 671,0 руб., снизилась численность граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку а также, численности граждан, сохранивших право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения, при этом увеличился объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы ОНЛП, количество обслуженных рецептов,

выписанных отдельным категориям граждан, общая стоимость отпущенных пациентам лекарственных и общая стоимость отпущенных пациентам лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета.

2. Рассчитаны высокозатратные рецепты (в рублях) по группам заболеваний МКБ-10. Ценовой диапазон одного рецепта колеблется при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм - 35 159,65 руб.; врожденные аномалии (пороки развития), деформациях и хромосомных нарушениях - 18 973,92 руб.; новообразованиях - 9 606,48 руб. Наименее затратные рецепты (болезни системы кровообращения; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка) от 148,33 руб. до 196,18 руб.

Литература (references)

1. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению №1153 от 26.08.2013 «Об утверждении регистров учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ льготного лекарственного обеспечения граждан на территории Смоленской области» [Prikaz Departamenta Smolenskoj oblasti po zdravookhraneniyu N1153 ot 26.08.2013 «Ob utverzhdenii registrov uchrezhdenij zdravookhraneniya, uchastvuyushhikh v realizatsii programm l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya grazhdan na territorii Smolenskoj oblasti». The order of Department of the Smolensk region on public health N1153 dated 26.08.2013 «About the approval of registers of health institutions involved in the implementation of the program of preferential medicinal maintenance of citizens in the territory of the Smolensk region» (in Russian)].

2. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению №1232 от 11.09.2013 «О порядке обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, не включенными в перечень лекарственных средств, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» [Prikaz Departamenta Smolenskoj oblasti po zdravookhraneniyu N1232 ot 11.09.2013 «O poryadke obespecheniya l'gotnykh kategorij grazhdan lekarstvennymi preparatami, ne vklyuchennymi v perechen' lekarstvennykh sredstv, ustanavlivaemym Territorial'noj programmoj gosudarstvennykh garantij okazaniya grazhdanam Rossijskoj Federatsii besplatnoj meditsinskoj pomoshhi». The order of Department of the Smolensk region on public health N1232 dated 11.09.2013 «On the order of provision of preferential categories of citizens drugs not included in the list of drugs established by the Territorial program of state guarantees of rendering to citizens of the Russian Federation with free medical assistance» (in Russian)].

3. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 №710 «О Порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.07.1995 N710 «О Poryadke i normakh l'gotnogo obespecheniya lekarstvennymi sredstvami i izdeliyami meditsinskogo naznacheniya invalidov vojny i drugikh grupp naseleniya v sootvetstvii s Federal'nym zakonom «О veteranakh». The RF Government resolution from 17.07.1995, N710 About the Order and rules of preferential provision of medicines and products of medical appointment of disabled veterans and other populations in accordance with the Federal law «On veterans» (in Russian)].

4. Постановление Правительства РФ №890. (в ред. от 14 февраля 2002 г. №103, 9 ноября 2001 г. №782, 21 сентября 2000 г. №707, 5 апреля 1999 г. №374, 29 марта 1999 г. №347, 3 августа 1998 г. №882, 27 декабря 1997 г. №1629, 10 июля 1995 г. №685) от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» [Postanovlenie Pravitel'stva RF N890. (v red. ot 14 fevralya 2002 g. N103, 9 noyabrya 2001 g. N782, 21 sentyabrya 2000 g. N707, 5 aprelya 1999 g. N374, 29 marta 1999 g. N347, 3 avgusta 1998 g. N882, 27 dekabrya 1997 g. N1629, 10 iyulya 1995 g. N685) ot 30.07.1994 «O gosudarstvennoj podderzhke razvitiya meditsinskoj promyshlennosti i uluchshenii obespecheniya naseleniya i uchrezhdenij zdravookhraneniya lekarstvennymi sredstvami i izdeliyami meditsinskogo naznacheniya». The Russian Government decree N890. (as amended on February 14, 2002 N103, November 9, 2001, N782, September 21, 2000, N707, April 5, 1999, N374, March 29, 1999 N347, 3 August 1998 N882, December 27, 1997 N1629, July 10, 1995, N685), dated 30.07.1994 «On state support of medical industry development and the improvement of providing the population and healthcare institutions with medicines and medical devices» (in Russian)].

5. Федеральный закон №178-ФЗ. (в ред. от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, 25 ноября 2006 г. №195-ФЗ, 18 октября 2007 г. №230-ФЗ, 1 марта 2008 г. №18-ФЗ, 1 июля 2011 г. №169-ФЗ, 8 декабря 2010 г. №345-ФЗ, 25 декабря 2009 г. №341-ФЗ, 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, 28 апреля 2009 г. №72-ФЗ, 22 декабря 2008 г. №269-ФЗ, 14 июля 2008 г. №110-ФЗ, 28 декабря 2013 г. №396-ФЗ, 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ, 2

июля 2013 г. №185-ФЗ, 7 мая 2013 г. №104-ФЗ, 7 мая 2013 г. №99-ФЗ, 25 декабря 2012 г. №258-ФЗ, 28 июля 2012 г. №133-ФЗ) от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» [Federal'nyj zakon N178-FZ.(v red. ot 22 avgusta 2004 g. N122-FZ, 25 noyabrya 2006 g. N195-FZ, 18 oktyabrya 2007 g. N230-FZ, 1 marta 2008 g. N18-FZ, 1 iyulya 2011 g. N169-FZ, 8 dekabrya 2010 g. N345-FZ, 25 dekabrya 2009 g. N341-FZ, 24 iyulya 2009 g. N213-FZ, 28 aprelya 2009 g. N72-FZ, 22 dekabrya 2008 g. N269-FZ, 14 iyulya 2008 g. N110-FZ, 28 dekabrya 2013 g. N396-FZ, 25 noyabrya 2013 g. N317-FZ, 2 iyulya 2013 g. N185-FZ, 7 maya 2013 g. N104-FZ, 7 maya 2013 g. N99-FZ, 25 dekabrya 2012 g. N258-FZ, 28 iyulya 2012 g. N133-FZ) ot 17.07.1999 «O gosudarstvennoj sotsial'noj pomoshhi». Federal law N178-FZ.(as amended on 22 August 2004 N122-FZ, of 25 November 2006 g. N195-FZ of 18 October 2007 g. N230-FZ, March 1, 2008 N18-FZ, 1 July 2011 N169-FZ of December 8, 2010 N345-FZ of 25 December 2009, N341-FZ of July 24, 2009 N213-FZ, 28 April 2009 N72-FZ, December 22, 2008 N269-FZ, On 14 July 2008, N110-FZ of 28 December 2013 N396-FZ, of November 25, 2013 N317-FZ of 2 July 2013 N185-FZ, may 7, 2013 N104-FZ, may 7, 2013 N99-FZ, of December 25, 2012 N258-FZ, July 28, 2012 N133-FZ) from 17.07.1999 «On state social assistance» (in Russian)].

6. Постановление Администрации Смоленской области №36 от 15.02.2005 «Об обеспечении отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой» [Postanovlenie Аdministratsii Smolenskoj oblasti N36 ot 15.02.2005 «Ob obespechenii otdel'nykh grupp naseleniya Smolenskoj oblasti lekarstvennymi preparatami i spetsializirovannymi produktami lechebnogo pitaniya, otpuskaemymi po retseptam vrachej besplatno ili s pyatidesyatiprotsentnoj skidkoj». The resolution of administration of the Smolensk region N36 dated 15.02.2005 «On providing certain groups of the population of the Smolensk region medicines and specialized products of medical nutrition, prescription of doctors for free or half off» (in Russian)].

7. Приказ МЗиСР РФ №1 от 09.01.2007 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан» [Prikaz MZiSR RF N1 ot 09.01.2007 «Ob utverzhdenii Perechnya izdelij meditsinskogo naznacheniya i spetsializirovannykh produktov lechebnogo pitaniya dlya detej-invalidov, otpuskaemykh po retseptam vracha (fel'dshera) pri okazanii dopolnitel'noj besplatnoj meditsinskoj pomoshhi otdel'nym kategoriyam grazhdan». Order Misr of the Russian Federation N1 dated 09.01.2007 «On approval of the List of products of medical appointment and specialised therapeutic foods for children with disabilities, prescription of doctor (medical assistant) at rendering of additional free medical aid to separate categories of citizens» (in Russian)].

8. Приказ МЗ и СР РФ №328. (в ред. от 1 марта 2012 г. №187н, 31 октября 2011 г. №1231н, 22 августа 2011 г. №966н, 29 июня 2011 г. №639н, 7 февраля 2011 г. №85н, 24 мая 2010 г. №382н, 17 декабря 2009 г. №993 н, 15 июня 2009 г. №309н, 21 марта 2008 г. №134н, 1 июня 2007 г. №387, 18 сентября 2006 г. №666, 13 июня 2006 г. №477, 7 октября 2005 г. №623, 5 сентября 2005 г. №547) от 29.12.2004 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» [Prikaz MZ i SR RF N328. (v red. ot 1 marta 2012 g. N187n, 31 oktyabrya 2011 g. N1231n, 22 avgusta 2011 g. N966n, 29 iyunya 2011 g. N639n, 7 fevralya 2011 g. N85n, 24 maya 2010 g. N382n, 17 dekabrya 2009 g. N993n, 15 iyunya 2009 g. N309n, 21 marta 2008 g. N 134n, 1 iyunya 2007 g. N387, 18 sentyabrya 2006 g. N666, 13 iyunya 2006 g. N477, 7 oktyabrya 2005 g. N623, 5 sentyabrya 2005 g. N547) ot 29.12.2004 «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya nabora sotsial'nykh uslug otdel'nym kategoriyam grazhdan». The order of MOH & SD of the Russian Federation N328. (as amended on March 1, 2012 М87н, October 31, 2011 М231н, 22 Aug 2011 no 966н, June 29, 2011 Ж39н, February 7, 2011 Ш5н, may 24, 2010 Ш82н, 17 December 2009 Ш93н, June 15, 2009 Ш09н, March 21, 2008 М34н, June 1, 2007, N387, September 18, 2006, N666, June 13, 2006, N477, October 7, 2005, N623, 5 September 2005 N547), dated 29.12.2004 «On approval of Procedure of granting of social services to separate categories of citizens» (in Russian)].

9. Приказ МЗиСР РФ №66 от 13.02.2013 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» [Prikaz MZiSR RF N66 ot 13.02.2013 «Ob utverzhdenii Strategii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda i plana ee realizatsii». Order Misr of the Russian Federation N66 dated 13.02.2013 «On approval of the Strategy for medications supply to the population of the Russian Federation for the period up to 2025 and its implementation plan» (in Russian)].

10. Федеральный закон №323-ФЗ. (в ред. от 28 декабря 2013 г. №386-ФЗ, 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ, 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ, 23 июля 2013 г. №205-ФЗ, 2 июля 2013 г. №185-ФЗ, 2 июля 2013 г. №167-ФЗ, 25 июня 2012 г. №93-ФЗ, 25 июня 2012 г. №89-ФЗ) от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Federal'nyj zakon N323-FZ. (v red. ot 28 dekabrya 2013 g. N386-FZ, 25 noyabrya 2013 g. N317-FZ, 27 sentyabrya 2013 g. N253-FZ, 23 iyulya 2013 g. N205-FZ, 2 iyulya 2013 g. N185-FZ, 2 iyulya 2013 g. N167-FZ, 25 iyunya 2012 g. N93-FZ, 25 iyunya 2012 g. N89-FZ) ot 21.11.2011

«Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federatsii». Federal law N323-FZ. (as amended on December 28, 2013 N386-FZ, of November 25, 2013 N317-FZ of September 27, 2013 N253-FZ of 23 July 2013 N205-FZ of 2 July 2013 N185-FZ of 2 July 2013 N167-FZ, of June 25, 2012 N93-FZ, of June 25, 2012 N89-FZ) dated 21.11.2011 «On fundamentals of citizens' health protection in the Russian Federation» (in Russian)].

11. Постановление Администрации Смоленской области №952 от 30.12.2014 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Postanovlenie Administratsii Smolenskoj oblasti N952 ot 30.12.2014 «Ob utverzhdenii territorial'noj programmy gosudarstvennykh garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoj pomoshhi na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov». The resolution of administration of the Smolensk region N952 dated 30.12.2014 «On approval of the territorial program of state guarantees of free rendering to citizens of medical care for 2015 and on planning period 2016 and 2017» (in Russian)].

Информация об авторах

Лопашинов Петр Михайлович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: lpm@smolgmu.ru

Нивеницын Эдуард Леонидович - кандидат технических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: oiut@smolgmu.ru

Наркевич Игорь Анатольевич - доктор фармацевтических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Минздрава России. E-mail: info@pharminnotech.com

Кисилёва Анастасия Николаевна - кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: a.kisilyova@mail.ru

Крикова Анна Вячеславовна - доктор фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: anna.krikova@mail.ru

Евсеев Андрей Викторович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий научно-исследовательским центром ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: hypoxia@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.