УДК 615.03.008.05 (470.324)
ОСОБЕННОСТИ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2006 г. И.Н. Андреева, Н.И. Акиньшина
We lead sociological researches of separate categories of citizens of of Voronezh receiving the medicinal help under preferential recipes. The received results testify to insufficiently high level of resource management of additional medicinal maintenance both commodity, and information and personnel and demand the further perfection.
Правительством РФ в 2004 г. было проанализировано состояние льготной лекарственной помощи в стране, что позволило законодательно определить цели и пути ее совершенствования и перейти к реформированию системы, с тем, чтобы она соответствовала международным стандартам в этой области [1].
Первым этапом сложной и многоплановой работы, в которой принимают участие федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти и субъекты фармацевтического рынка, стала программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных групп граждан, которая вступила в силу с 01.01.05 г.
Целью данной работы было проведение социологических исследований отдельных категорий граждан г. Воронежа, получающих лекарственную помощь по льготным рецептам.
В процессе исследования использовались следующие методы: социологический (анкетирование, интервьюирование), сравнительного анализа, логический, а
также математической статистики. Объектами исследования являлись результаты социологического опроса потребителей ЛС, отпускаемых по льготным рецептам из аптечных организаций г. Воронежа [2-4].
Результаты
Результаты анализа данных сведены в таблицу и позволили выявить структуру населения, постоянно пользующуюся льготами при получении лекарственной помощи при амбулаторном лечении. Наиболее многочисленны две группы: инвалиды по заболеваниям - 36,8 % и участники боевых действий - 36,5 %.
По возрасту респонденты разделились следующим образом: до 30 лет - 22,7 %, от 31 до 50 лет - 36,1 и старше 50 лет - 41,2 %. Большинство респондентов свой уровень доходов оценили как низкий (54,1 %), на втором месте оказались респонденты со средним доходом (38,6 %), люди с доходами ниже прожиточного минимума составили 7,0 % и с высокими доходами - 1,3 %.
Распределение граждан г. Воронежа, участвовавших в социологических исследованиях
по категориям предоставляемых льгот
Категория предоставляемых льгот Количество участников анкетирования по районам r. Воронежа, % Всего по городу, % Всего, чел.
Левобер. Коминтер. Центр. Совет.
Инвалиды ВОВ - 9 - - 2,3 40
Участники ВОВ - 9 5 1,8 4 60
Несовершеннолетние узники - 15 5 16 9 160
Ветераны боевых действий 100 17 15 14 36,5 230
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. - 4 - - 1 20
Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 2 - - 0,5 10
Лица, работавшие в ВОВ на объектах ПВО и др. сооружениях - 4 - - 1 20
Члены семей умерших инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий - 4 10 3,7 4,4 60
Члены семей, погибших военнослужащих при исполнении служебных обязанностей - 2 - - 0,5 20
Инвалиды - 23 65 59 36,8 570
Дети-инвалиды - 11 5,5 4,1 90
Другая категория (указать) - - - - - -
Анализ результатов анкетирования показал, что 34 % опрошенных посещают поликлинику с целью выписать льготный рецепт ежемесячно, 1 раз в 2 мес. - 10 % и большая часть (56 %) обращается к врачу реже 1 раза в 2 мес. При этом около 60 % респондентов имеют возможность посещать поликлинику в любое время, а 40 % такой возможности не имеют.
Основная масса опрошенных (51 %) вынуждена добираться до поликлиники на общественном транспорте, 44 % живут поблизости с лечебным учреждением и
добираются пешком и только 5 % респондентов имеют свой автотранспорт. В аптеку 49 % клиентов добираются пешком, 48 - на общественном транспорте и 3 % - на личном транспорте. При этом 29 % опрошенных по состоянию здоровья посещать поликлинику и аптеку самостоятельно не могут.
Удовлетворены предоставляемыми льготами на получение медицинской помощи и санаторно-курортного лечения 28 % респондентов, 42 - не удовлетворены и 30 % не могли дать определенный ответ.
Важно отметить, что 72 % опрошенных при отсутствии ЛС в аптеке предпочитают приобретать их за собственные деньги, 15,7 готовы ожидать поступление лекарственного препарата и 12,3 % затруднились с ответом.
Как показали наши исследования, большая часть льготников (83 %) предпочитают эффективные ЛС -брэнды и марочные ЛП и не соглашаются на их замену дженериками; 7 % посетителей удовлетворены предлагаемыми им в аптеке ЛС.
Показателем качества организации дополнительного лекарственного обеспечения является то, что значительная часть опрошенных (67,5 %) считает более выгодным для себя получать денежные выплаты вместо соцпакета льготных услуг. При отказе от соцпакета собираются за собственные средства приобретать ЛС 61 % респондентов, 7 % - сохранят право получать ЛС бесплатно, остальные еще не определились.
На основании проведенного исследования было установлено, что основная масса граждан, пользующихся льготами при получении лекарственной помощи, не удовлетворены системой предоставленных льгот. В ситуации выбора ждать поступления отсутствующего пре-
Пятигорская государственная фармацевтическая академия
парата и не лечиться или за свои средства покупать ЛС, предпочтение отдается второму варианту. Большинство опрошенных в перспективе предпочли монетизацию льгот [4-6].
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне управления ресурсами ДЛО как товарными, так и информационными и кадровыми и требуют дальнейшего совершенствования.
Литература
1. Кононова С.В., Соколова Н.Н., Медведев А.А. Состояние и пути совершенствования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан РФ // Материалы II Всерос. съезд фармац. работников. 5-7 июня 2005 г. Сочи, 2005. С. 15-17.
2. Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Форма № 1 - соцподдержка (мед).
3. МезенцевЕ.В. // Формула здоровья. 2005. № 11(47). С. 4.
4. Панфилова Т. // Фармацевтический вестн. 2005. 26 апр.
5. Фармацевтические новости // Новая аптека. 2005. № 1. С. 5-8.
6. Юшкина Т. // Фармацевтический вестн. 2005. № 2. С. 3.
9 июня 2006 г.
УДК 614.27:615.12:658.6 (470.61-25)
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
© 2006 г. Е.С. Бережная, И.Н. Андреева, С.А. Парфейников
There is a uneasy situation in the market of medicines in Rostov-na-Don. The system of medicinal maintenance of the population and treat-ment-and-prophylactic establishments of city changes simultaneously with transformations to sphere of economic policy of the country and area. Indisputable achievement as a whole of economic reforms became growth of assortment of the medical products making more of9000 names, amount of suggested medicines has exceeded 15000.
Город Ростов-на-Дону - один из крупнейших представителей городов-мегаполисов, расположенных в Южном федеральном округе. Среди центров урбанизации Ростов-на-Дону (1 070 200 жителей) отличается высоким процентом концентрации сети учреждений здравоохранения, особенно оказывающих специализированную медицинскую помощь. В целом здравоохранение Ростовской области представлено 275 больничными учреждениями на 44,9 тыс. коек (в г. Ростове-на-Дону - 31 больничное учреждение на 6,04 тыс. коек), амбулаторно-поликлини-ческими учреждениями на 97,7 тыс. посещений в смену (в г. Ростов-на-Дону - 57,4 тыс. посещений).
В связи с особой важностью при решении задачи улучшения демографической ситуации вопросов охраны материнства и детства необходимо отдельно остановиться на численности женских консультаций и детских поликлиник. В Ростовской области насчитываются 419 женских консультаций, детских поликлиник - 8 (в г. Ростове-на-Дону - 6). Родильных домов и специализированных клиник для беременных в области - 900, из них в г. Ростове-на-Дону - 46.
Из 80 тыс. врачей, работающих в Ростовской области, в Ростове-на-Дону работает 43 тыс. врачей и 58,2 тыс.
средних медицинских работников, что составляет более 50 % всех специалистов.
В городе разработана программа по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. В ней заложены нормативы деятельности для различных видов лечебно-профилактических учреждений. Суммарный годовой норматив объемов круглосуточной стационарной помощи различных видов на 1 тыс. жителей составляет 2944,8 койко-дней, амбулаторно-поликлинической помощи - 9864,9 посещений.
Норматив объемов скорой медицинской помощи 420 видов на 1 тыс. населения, норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах различного вида, установлен в количестве 550,6 койко-дней на 1 тыс. населения, в том числе по обязательному медицинскому страхованию - 420,6 койко-дней.
Последние несколько лет отличаются стабилизацией показатели обеспеченности врачами учреждений здравоохранения г. Ростова-на-Дону, но вместе с тем город находится в шестом десятке в РФ.