ВДОВИЧЕНКО к.г., [email protected] Кафедра уголовного права; Северо-Кавказский филиал; Российский государственный университет правосудия, 350002, г. Краснодар, Леваневского, 187
VDOVICHENKO K.G., [email protected] Chair of Criminal law; North-Caucasian branch; Russian State University of Justice; Levanevskogo St. 187, Krasnodar, 350002, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЮ СОБРАНИЯ, МИТИНГА, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ, ПИКЕТИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЮ В НИХ
Реферат. Констатируются минимальные показатели применения ст. 149 УК РФ. Причинами называются как квалификационные ошибки, так и технико-юридические дефекты конструкции статьи. Нарушение конституционного права на свободу собраний в результате воспрепятствования публичному массовому мероприятию охватывается составом преступления. Совершение деяния должностным лицом подлежит квалификации только по ст. 149 УК РФ, если для воспрепятствования использовался один из способов, предусмотренных объективной стороной этого же деяния. Использование служебного положения для незаконного воспрепятствования и для применения насилия к гражданам образует совокупность преступлений (ст.ст. 149 и 286 УК РФ). Признаки насилия и угрозы его применения, предусмотренные составом, вызывают вопрос об объеме фактически причиненного вреда здоровью, не требующего дополнительной квалификации. Констатируются пределы такого вреда: только побои и легкий вред здоровью. Более тяжкий вред образует совокупность преступлений. Любые угрозы применения насилия охватываются исследуемым составом. Незаконное воспрепятствование проведению публичного массового мероприятия возможно и незаконными способами (возможна совокупность преступлений). Квалификация усложняется, если грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (совершенное способами, указанными в ст. 213 УК РФ), одновременно воспрепятствовало проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (идеальная совокупность). Если воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них сопровождалось грубым нарушением общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, совершенное способами, указанными в ч. 1 ст. 213 УК РФ, то содеянное подлежит квалификации по совокупности ст. 149 и ст. 213 УК РФ.
Ключевые слова: преступление, ответственность, квалификация, свобода собраний, беспорядки.
FEATURES OF CATEGORIZATION OF PREVENTION OF CONDUCTING MEETINGS, RALLIES, DEMONSTRATIONS, MARCHES, PICKETING OR PARTICIPATION IN THEM AS A CRIME
Abstract. Minimum rates of applying article 149 of the RF Criminal Code, caused by crime categorization errors and technical and legal defects of article's structure are stated. The elements of crime under this article include violating the constitutional right to freedom of meetings as a result of preventing mass actions. The commission of unlawful act by an official should be categorized as a crime according to article 149 when using prevention means stipulated in objective side of this act. Improper use of official position for illegal prevention and use of violence to people form a cumulative crime (articles 149 and 286 of the RF Criminal Code). Signs of violence and threats to use violence, specified by corpus delicti, draw a question on the amount of damage to health which does not demand additional categorization. Damage limits implies beating and slight damage to health. More serious damage forms a cumulative crime. Any threats to use violence are included in the elements of crime under study. Thus, illegal prevention of conducting public mass action can be categorized as a cumulative crime. Gross violation of public order which expresses contempt against public (committed by using means, specified in Art. 213 of the FR Criminal Code) and simultaneously prevents conducting a rally, meeting, demonstration, march, picketing or participating in them (ideal cumulative crime) complicates the categorization. If such prevention is accompanied with gross violation of public order, the act should be categorized as a cumulative crime according to articles 149 and 213.
Keywords: crime, liability, crime categorization, freedom of meetings, riots.
Рассмотрение оснований уголовной ответственности за преступления в сфере организации и проведения публичных массовых мероприятий обнажает ряд проблем применения соответствующих норм. Их исследование выступит предпосылкой для формулирования рекомендаций по квалификации данных преступлений, а также определения направлений совершенствования отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере организации и проведения публичных массовых мероприятий.
Итак, обратимся к анализу актуальных вопросов квалификации воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них. Следует отметить, что за время действия УК РФ были зарегистрированы лишь единичные случаи совершения преступления, предусмотренного ст. 149 УК РФ. Например, в 2012 г. не было официально зарегистрировано ни одного такого факта*. Однако результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что сложившаяся ситуация обусловлена как имеющимися квалификационными ошибками, так и несовершенством законодательной конструкции данного нормативного предписания.
В уголовно-правовой науке высказываются различные предложения, ориентированные на повышение эффективности применения ст. 149 УК РФ. В частности, анализируется вопрос о разграничении воспрепятствования проведению публичного массового мероприятия и должностных преступлений. Так, А.В. Серебренникова считает, что воспрепятствование проведению публичной акции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и с применением насилия, подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 149 и 286 УК РФ [1, с. 335].
С одной стороны, признаки использования должностным лицом своего служебного положения и применения насилия включены в диспозицию ст. 149 УК РФ, что может послужить предпосылкой для квалификации содеянного только по ст. 149 УК РФ. Следует отметить, что уголовно-правовая норма об ответственности
* Сведения ГИАЦ МВД России URL: http://mvd. ru/folder/101762//item/804701/?noredirect=1
за воспрепятствование проведению публичного массового мероприятия является специальной по отношению к нормам о должностных преступлениях (ст.ст. 285 и 286 УК РФ). Такое утверждение основывается на том, что деяние, описанное в ст. 149 УК РФ, при его совершении должностным лицом является специальной разновидностью злоупотребления должностными полномочиями, а равно превышения должностных полномочий. В связи с этим по общему правилу конкуренция общей и специальной норм исключает квалификацию содеянного как совокупности преступлений (ч. 3 ст. 17 УК РФ).
С другой стороны, изложенную А.В. Серебренниковой ситуацию можно рассмотреть как совокупность преступлений. Но это возможно только в том случае, когда виновное должностное лицо использовало лишь один из способов воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, т.е. либо использовало свое служебное положение, либо применяло насилие или угрозу. И при этом, например, превышало должностные полномочия. В такой ситуации можно было бы усмотреть признаки двух преступлений: предусмотренного ст. 149 УК РФ и соответствующего должностного преступления.
Необходимо учитывать, что, в отличие от ст. 286 УК РФ, состав воспрепятствования публичному массовому мероприятию является формальным по законодательной конструкции. В силу буквального толкования уголовного закона составом преступления, предусмотренным ст. 149 УК РФ, не охватываются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Однако, на наш взгляд, нарушение конституционного права на свободу собраний в результате воспрепятствования публичному массовому мероприятию непременно следует признавать существенным нарушением прав и законных интересов граждан, организаций или общества. В связи с этим считаем, что составом преступления, закрепленным в ст. 149 УК РФ, охватываются названные общественно опасные последствия.
На основании изложенного необходимо сделать вывод о том, что соверше-
ние должностным лицом воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них подлежит квалификации по ст. 149 УК РФ без совокупности с нормами о должностных преступлениях в случае, если для воспрепятствования использовался только один из способов совершения преступления, указанных в диспозиции ст. 149 УК РФ. Если же должностное лицо использовало свое служебное положение и для незаконного воспрепятствования проведению публичного массового мероприятия, и для применения насилия к гражданам, то содеянное при наличии иных необходимых признаков образует совокупность преступлений, предусмотренных ст.ст. 149 и 286 УК РФ.
Ввиду присутствия в диспозиции ст. 149 УК РФ признаков «насилие» и «угроза применения насилия» перед правоприменителем возникает вопрос об объеме фактически причиненного вреда здоровью, не требующего дополнительной квалификации. Исходя из понимания данных признаков, их наличие констатируется в случаях причинения любого вреда жизни и здоровью человека, а равно соответствующих угроз. Вместе с тем не вызывает сомнений тот факт, что, например, убийство либо умышленное причинение тяжкого вреда здоровью не могут охватываться рамками ст. 149 УК РФ.
Традиционно критерием определения тяжести вреда здоровью, не требующего дополнительной квалификации, признается уровень наказуемости, установленный санкциями соответствующих норм уголовного закона. Максимально возможное наказание по ст. 149 УК РФ - лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. А максимально предусмотренное наказание за умышленное причинение вреда здоровью хотя бы средней тяжести образует лишение свободы на срок до трех лет. Следовательно, статьей 149 УК РФ охватывается фактическое причинение только побоев и легкого вреда здоровью. Причинение большего по тяжести вреда здоровью образует совокупность преступлений.
что касается угрозы применения насилия, то единственной нормой, устанавли-
вающей самостоятельную ответственность за угрозу насилием (не считая специальных норм), является ст. 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»). Санкция ч. 1 ст. 119 УК РФ закрепляет максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. В связи с этим имеются основания полагать, что составом воспрепятствования проведению публичного массового мероприятия охватываются угрозы любым насилием.
Таким образом, составом преступления, предусмотренным ст. 149 УК РФ, охватывается фактическое причинение побоев, легкого вреда здоровью, а также угрозы любым насилием. Фактическое причинение вреда здоровью средней тяжести или тяжкого требует применения по совокупности соответствующих норм уголовного закона об ответственности за причинение вреда здоровью.
Результаты проведенного нами исследования обусловливают необходимость рассмотрения вопроса о квалификации случаев незаконного воспрепятствования проведению публичного массового мероприятия незаконными способами. Например, когда способы воспрепятствования образуют признаки хулиганства.
На наш взгляд, в подобных ситуациях может иметь место совокупность преступлений. Причем возможна как реальная совокупность, так и идеальная. Содеянное может быть квалифицировано по совокупности ст.ст. 149 и 213 УК РФ в тех случаях, когда воспрепятствование проведению публичного массового мероприятия сопровождалось какими-либо действиями, грубо нарушающими общественный порядок, выражающими явное неуважение к обществу, и было совершено: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В то же время более сложная с позиции квалификации преступлений ситуация может наблюдаться в случаях, когда грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (совершенное способами, указанными в ст. 213 УК РФ), одновременно воспрепятствовало
проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них. По нашему мнению, идеальная совокупность в этом случае возможна, поскольку ни одна из указанных норм с достаточной полнотой не охватывает содеянное. Признаки состава хулиганства не включают в себя факт воспрепятствования проведению публичного массового мероприятия. В свою очередь, состав преступления, предусмотренный ст. 149 УК РФ, не подразумевает грубое нарушение общественного порядка способами, обозначенными в ч. 1
ст. 213 УК Ф. Тем не менее одновременное наличие признаков обоих составов преступления не исключено.
Таким образом, в случае, если воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них сопровождалось грубым нарушением общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, совершенное способами, указанными в ч. 1 ст. 213 УК РФ, содеянное подлежит квалификации по совокупности ст.ст. 149 и 213 УК РФ.
Список литературы
1. Серебренникова А.В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Российской Федерации и Германии: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 475 с.
References
1. Serebrennikova A.V. Ugolovno-pravovoe obespechenie konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdani-napozakonodatel'stvu Rossiyskoy FederatsiiiGermanii. Dokt. Diss. [Criminal legal support of constitutional rights and freedoms of man and citizen under the laws of the Russian Federation and Germany. Doct. Diss.]. Moscow, 2008. 475 p.