Научная статья на тему 'Особенности культовой архитектуры Михаила Павловича малахова на Урале'

Особенности культовой архитектуры Михаила Павловича малахова на Урале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
554
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР М.П. МАЛАХОВ / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО М.П. МАЛАХОВА / ARCHITECT MALAKHOV M.P. / RELIGIOUS ARCHITECTURE OF MALAKHOV M.P.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Е. В.

В статье рассматриваются творческий путь архитектора М.П. Малахова. Проведен анализ его наиболее значительных работ в области культового зодчества, для которого использованы материалы натурных обследований автора. Выявлены характерные черты его творческой манеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности культовой архитектуры Михаила Павловича малахова на Урале»

Е.В. Пономаренко

д-р архитектуры, доцент, ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА МАЛАХОВА НА УРАЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются творческий путь архитектора М.П. Малахова. Проведен анализ его наиболее значительных работ в области культового зодчества, для которого использованы материалы натурных обследований автора. Выявлены характерные черты его творческой манеры.

Ключевые слова: архитектор М.П. Малахов, культовое зодчество М.П. Малахова.

E.V. Ponomarenko, Scientific-Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning of the Academy of Architecture and Building Sciences

FEATURES OF ARCHITECTURE OF CHURCHES ARCHITECT MIKHAIL PAVLOVICH

MALAKHOV IN THE URALS

Abstract. The article discusses the career of architect M. P. Malakhov. The analysis of the most significant works of religious architecture, which draws on the author's field surveys. Identified characteristics of his manners.

Keywords: architect Malakhov M.P., religious architecture of Malakhov M.P.

В первой трети XIX века наступает новый этап в развитии городов Южного Урала. Происходит перепланировка и упорядочение застройки, создаются интересные ансамбли центров многих городов. Социально-экономические предпосылки этого второго этапа развития городов лежат во многом еще в восемнадцатом веке, т.к. исполнение имперских директив и развитие архитектурно-планировочных принципов классицизма в регионе значительно запаздывало. Большое влияние на развитие южно-уральских городов оказала административная реформа 1775 г. Другим важнейшим явлением, повлиявшим на градостроительство того времени, было происходившее с 1762 г. генеральное межевание - упорядочение всего землепользования в государстве. В конце 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Вскоре она превратилась в специальный орган при Сенате, решавший градостроительные проблемы в масштабе всей страны. В процесс переустройства городов Южного Урала огромный вклад внесли архитекторы, работавшие при городах-заводах.

Михаил Павлович Малахов родился в 1781 г. на Украине в семье мелкопоместного дворянина. До поступления в Академию художеств в начале 1800 г. будущий архитектор работал канцеляристом в Черниговском суде и на почте. В 1801 г. М.П. Малахов закончил Академию с аттестатом первой степени и поступил на службу в медицинскую коллегию, а затем в министерство внутренних дел в Петербурге. В период петербургской жизни он в течение пяти лет работал «архитекторским помощником» на постройках Казанского собора, медико-хирургической Академии и лекционных театров. Но наиболее значительные работы и формирование знаменитой «малаховской» архитектурной школы появляются в уральский период творчества мастера. В конце 1805 г.

Малахов переезжает работать в Оренбург, а с 1 февраля 1815 г. - в Екатеринбург в качестве архитектора Екатеринбургских заводов. С 1832 г. он становится архитектором Уральского горного правления. За время работы на Урале этот выдающийся зодчий создал много осуществленных и неосуществленных проектов, построил большое количество административных, жилых и других типов зданий.

В панорамах Екатеринбурга большую роль играли культовые комплексы. Одним их них был Ново-Тихвинский монастырь, ансамбль которого создавался при главной конторе екатеринбургских заводов. Первый проект Собора Александра Невского (главного храма этого монастыря) был спроектирован М. П. Малаховым в 1832 году, но он не был утвержден в Петербурге. Чертежи нового проекта были подписаны архитекторами И. Шерлема-ном, Д. Висконти I и Д. Висконти II, но практически он в значительной степени создавался М.П. Малаховым, что подтверждает его смета строительства [2, д. 95].

а) б)

Рисунок 1 - а) собор Александра Невского; б) церковь в с. Воскресенское

Собор Александра Невского в плане представляет собой квадрат с выступами большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а также пристроенной с запада колокольней. Храм завершен мощным пятиглавием. Внутреннее пространство собора расчленено на пять частей четырьмя шестигранными столбами, поддерживающими барабан главного купола. Углы собора перекрыты четырьмя малыми барабанами с куполами, а ветви креста цилиндрическими сводами. Стены декорированы ритмически расположенными двумя рядами высоких прямоугольных окон. Барабаны украшены высокими окнами с полуциркульным завершением (рис. 1 а).

В целом объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма, но ясно читаются приемы малаховской школы на фасадах. Они акцентированы крупными шестиколонными портиками коринфского ордера, которые увенчаны гладкими фронтонами. Стена за портиками оформлена коринфскими пилястрами; такими же пилястрами акцентированы углы основного объема. Для манеры архитектора характерны четкие пропорции, использование крупномасштабных ордерных композиций, гармоничное сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни.

Церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Воскресенское Челябинской области, построенная М.П. Малаховым в 1819 году, принадлежит к лучшим образцам классицизма на Южном Урале, что отмечали многие современники [1, с.

376]. Она располагается на пригорке в центре села над небольшим озером Карагуз. Объемное решение строится на последовательном расположении колокольни, трапезной, основного двухсветного четверика и полукруглой апсиды. Основной четверик с севера и юга имеет глубокие четырехколонные коринфские портики с треугольными фронтонами, которые акцентируют боковые входы. Завершен основной четверик крупным полусферическим куполом на высоком круглом световом барабане. Это завершение равно по высоте основному четверику и хорошо сочетается с ярусом звона колокольни, решенным как классическая купольная ротонда. Световой барабан декорирован двумя карнизами с лентой орнамента в виде гирлянд между ними. Под нижним карнизом, имеющим больший вынос и сухарики, проходит ряд окон чередующихся с ложными окнами. Проемы высокие прямоугольные с полуциркульным завершением. Завершения соединены горизонтальной тягой и выделены архивольтом и очень крупным замковым камнем. Между архивольтами расположены розетки. Колокольня храма имеет три яруса, нижний из которых представляет собой входной придел с проемом двери. Этот проем фланкирован спаренными коринфскими трехчетвертными колоннами, на которые опирается антаблемент без фронтона. В боковых стенах входного яруса имеются глубокие ниши с полуциркульным завершением, в которых друг над другом расположены два окна. В уровне пяты арок дверного проема и ниш весь объем опоясывает профилированная горизонтальная тяга. Второй ярус колокольни представляет собой четверик с постаментом, выделенным мощной горизонтальной тягой. В уровни пяты арки основного проема звона находится горизонтальна тяга, опоясывающая объем и соединенная с архивольтами. Подкарнизная часть яруса декорирована аналогично световому барабану выделенными замковыми камнями и розетками. Верхний ярус - ротонда - имеет купол параболических очертаний. Нижняя часть церкви, в том числе апсида, украшена спаренными ионическими пилястрами, которые несут антаблемент с сильно вынесенным карнизом с сухариками. Окна расположены в два яруса - полукруглое и высокое прямоугольное. В уровне низа полукруглых окон проходит горизонтальная тяга, опоясывающая весь объем. Церковь построена из кирпича и оштукатурена. Элементы декора выявлены на фасадах бирюзовым цветом, в которые покрашены и купола. В целом здание отличается уравновешенностью композиции и пропорциональностью всех ее элементов.

Творческая манера М.П. Малахова отличается использованием крупного масштаба сооружений и центральных портиков на фасадах, которые напоминают триумфальную арку. Несмотря на строгую регламентацию классицизма, архитектор использует свои характерные приемы. Например, несколько уменьшенный профиль баз колонн.

Список литературы:

1. Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. - СПб.: Тип. Б.А. Суворина, 1917. - 744 с.

2. Центральный государственный исторический архив, ф. 208, оп. 1.

List of references:

1. Dobrokhotov F.P. Northern, Middle and Southern Ural. - St. Petersburg: Type. BA Suvorina 1917. - 744 p.

2. Central State Historical Archive, f. 208, Op. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.