Таблица 1
Средние по группе доли усвоения элементов за два учебных года
№ Элемент 2009- 10 УЧ.Г. 2010- 11 V4.r.
Сформированностъ умении
1. Присутствие статических двумерных графических элементов 0,79 0.80
2. Наличие трехмерных объектов 0,78 0.80
3. Умение анимировать изображение 0,72 0.69
4. Умение мультиплицировать 0,73 0,79
5. Умение создавать интерактивную анимацию 0,77 0.80
6. Умение использовать гиперссылки 0,76 0,77
7. Умение создавать интерактивную презентацию 0.83 0.83
8. Умение создавать простую мультимедийную презентацию 0.81 0.79
9. Умение осуществлять звуковое сопровождение 0,73 0,77
10. Умение монтировать видеосюжет 0,77 0.81
11. Умение монтировать видеоурок 0,75 0.78
12. Умение использовать технические средства предъявления наглядной визуальной информации 0.81 0.77
Соответствие эргономическим требованиям
13. Учет требований цветовосприятия 0,74 0.79
14. Учет композиционных требований к тексту и изображению 0,76 0,73
15. Учет шрифтового оформления 0,77 0.82
16. Учет технических рекомендаций к анимации 0,78 0.78
17. Учет технических рекомендаций к видео 0,73 0,77
Соответствие методическим требованиям
18. Наличие сюжетной композиции 0.83 0.74
19. Использование наглядных материалов на разных этапах урока 0,79 0.80
20. Наличие методически грамотно оформленного конспекта 0,78 0.80
Библиографический список
1. Тыщенко, О.Б. Границы возможностей компьютера в обучении / О.Б. Тыщенко // Образование. - 2002. - № 4.
2. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - М., 2007.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -«Педагогическое образование», квалификация (степень) - «магистр» [Э/р]. - Р/д: http://www.uni-altai.ru/fqos-3/5784-fqos-3-utverzhdvonnve-standartv.html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -«Педагогическое образование», квалификация (степень) - «бакалавр» [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 11/prm46-1 .pdf
5. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М., 1973.
6. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе : авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в
начальных классах», на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. - М., 1975.
7. Любушкина, Л.М. Модульная технология в обучении студентов-педагогов школьному физическому эксперименту / Л.М. Любушкина,
М.С. Павлова // Педагогические технологии. - 2006. - № 4.
8. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: материалы научно-практ. конф., Екатеринбург, 6-7 июля 2000 г. - Екатеринбург, 2000.
Bibliography
1. Tihthenko, O.B. Granicih vozmozhnosteyj kompjyutera v obuchenii / O.B. Tihthenko // Obrazovanie. - 2002. - № 4.
2. Khutorskoyj, A.V. Sovremennaya didaktika: ucheb. posobie. - M., 2007.
3. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihssheqo professionaljnoqo obrazovaniya po napravleniyu podqotovki 050100 - «Pedago-qicheskoe obrazovanie», kvalifikaciya (stepenj) - «maqistr» [Eh/r]. - R/d: http://www.uni-altai.ru/fgos-3/5784-fgos-3-utverzhdyonnye-standarty.html
4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihssheqo professionaljnoqo obrazovaniya po napravleniyu podqotovki 050100 - «Pedago-qicheskoe obrazovanie», kvalifikaciya (stepenj) - «bakalavr» [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf
5. Blauberq, I. V. Stanovlenie i suthnostj sistemnoqo podkhoda / I.V. Blauberq, Eh.G. Yudin. - M., 1973.
6. Pihshkalo, A.M. Metodicheskaya sistema obucheniya qeometrii v nachaljnoyj shkole : avt. doklad po monoqrafii «Metodika obucheniya qeometrii v na-chaljnihkh klassakh», na soisk. uch. step. d-ra ped. nauk. - M., 1975.
7. Lyubushkina, L.M. Moduljnaya tekhnologiya v obuchenii studentov-pedaqoqov shkoljnomu fizicheskomu ehksperimentu / L.M. Lyubushkina, M.S. Pavlova // Pedaqoqicheskie tekhnoloqii. - 2006. - № 4.
8. Starichenko, B.E. Metodih pedagogicheskoyj statistiki v rabote uchitelya / B.E. Starichenko, N.V. Shunyaeva, // Upravlenie kachestvom obrazovaniya: suthnostj, napravleniya, tekhnoloqii: materialih nauchno-prakt. konf., Ekaterinburg, 6-7 iyulya 2000 q. - Ekaterinburg, 2000.
Статья поступила в редакцию 17.09.11
УДК 159.923
Ippolitova E.A., Shvedenko Y. V. SPECIFICS THE CRISIS OF THE MEN AND WOMEN IN SITUATION OF COLLAPSE OF A YOUNG FAMILY. The results of a study specificity of content and correlation of value, emotional, cognitive, time, behavioral and somatic components of men’s and women’s ^isis state going through a divorce at stage of marriage and family cycle from 1 to 7 years were discussed in the article.
Key words: Situation of divorce, young family, value, cognitive, emotional, time, behavioral, somatic components of crisis state
Е.А. Ипполитова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Ю.В. Шведенко, ассистент кафедры социальной психологии Алтайского государственного университета г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ МУЖНИН И ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ РАСПАДА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
В статье обсуждаются результаты исследования специфики содержания и взаимосвязи ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного, временного, поведенческого и соматического компонентов кризисного состояния женщин и мужчин, переживающих развод на стадии брачно-семейного цикла от 1до 7 лет
Ключевые слова: ситуация развода, молодая семья, ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, временной, поведенческий, соматический компоненты кризисного состояния.
Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему конкретных людей и современного российского общества в целом.
Для общества - это, прежде всего, ухудшение демографической ситуации, обесценивание института семьи, снижение работоспособности людей, переживающих критическую ситуацию, появление неполных семей. Для самих разводящихся распад семьи - результат кризисного развития отношений, сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно.
Развод как ненормативный семейный кризис потенциально может стать следствием развития супружеских отношений на любой из стадий брачно-семейного цикла. Вместе с тем, по мнению Н. В. Самоукиной, А.А. Осиповой и других авторов, наиболее опасный, с точки зрения стабильности, так называемый, «молодой брак» или «молодая семья» (1-7 лет) [1]. Наибольшая частота разводов приходится именно на первые 7 лет семейной жизни [2]. Несмотря на большую распространенность ситуаций распада молодых браков, каждый человек по-своему переживает данный ненормативный семейный кризис, испытывает специфичные эмоции и трудности, однако, по мнению ряда отечественных исследователей, существуют различные схемы переживания развода, в большей степени характерные для мужчин или женщин [3].
Это позволяет предполагать, что мужчины и женщины, прожившие в браке от 1 до 7 лет, по-разному переживают критическую ситуацию развода. В связи с этим, важным представляется исследования особенностей кризисного состояния женщин и мужчин, переживающих распад молодой семьи. Выявление указанной специфики позволит повысить эффективность социально-психологической помощи, оказываемой разводящимся супругам и членам их семей путем конкретизации задач и методов индивидуального и семейного психологического консультирования и психотерапии.
Необходимо отметить тот факт, что к настоящему моменту в психологии накоплено значительное количество теорий кризисного состояния личности (Е.Ф. Василюк, Дж. Каплан, Ф. Лин-деманн, Д.В Трунов, Дж. Якобсон и др). Кроме того, проблемы, связанные с переживаниями личностью различных видов кризисов, включая возрастные, жизненные, травматические, профессиональные, семейные, разрабатывали Э.Ф. Зеер, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, А.А. Осипова, В.Г. Ромек, и др. исследователи.
Обобщая результаты работ зарубежных и отечественных авторов, можно заключить, что кризисное состояние - это актуальное состояние человека, переживающего кризис в данный момент времени. В ситуации развода это состояние является определяющим. В ситуации распада брака кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи. Личность начинает внутренне осознавать потребность в трансформации тех аспектов собственной жизни, которые связаны с отсутствием брачного партнера и в то же время испытывает разного рода затруднения, как эмоционального, так и когнитивного характера, что замедляет адаптацию к переменам. В этой связи необходимым представляется структурирование реакций человека на ситуацию развода, в основе которого лежит выделение в кризисном состоянии ряд составляющих, а именно, ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного, поведенческого, соматического и временного компонентов. Так, по мнению В.Е. Василю-
ка, кризисная ситуация всегда в той или иной степени приводит к разрушению привычных жизненных ценностей. С точки зрения автора, для преодоления кризиса необходима особая внутренняя работа, направленная на принятие нового смысла жизни, и в этой связи уместно выделение ценностно-смыслового компонента кризисного состояния личности [4]. В свою очередь, согласно Д.В. Трунову, эмоциональный компонент - это самый выраженный компонент кризисного состояния, эмоциональная реакция человека на те или иные события, которая, по мнению А.А. Осиповой, Н.Г. Осуховой и других исследователей, включает депрессию, чувства вины, обиды, тревоги, злобы, беспомощности, безнадежности, одиночества. С эмоциональным компонентом тесно связан когнитивный компонент, он проявляется в неспособности человека самому найти выход из создавшейся ситуации [5]. В.А. Конторович, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек, Д.В. Трунов и другие полагают, что в кризисном состоянии появляются сложности с концентрацией внимания, запоминанием и воспроизведением информации. Еще один из компонентов кризисного состояния - это поведенческий компонент. Поведенческие особенности отражают психологические проблемы человека и выражаются в дезорганизации деятельности, скованности и в стремлении к избеганию стрессовых ситуаций.
Необходимо отметить, что становится все более очевидной связь кризисных состояний и фактора времени. Так, по мнению Р.А. Ахмерова, А.А. Кроника, Ю.Г. Овчинниковой, И.А. Ясиной и других авторов, изменение хода субъективного времени, его скорости, личностной включенности, насыщенности, глубины временной перспективы, прерывание связи «про-шлое-настоящее-будущее» является одним из главнейших признаков кризисного состояния личности [6]. Данный критерий позволяет не только определить наличие кризиса, но выявить самую его суть, механизм протекания.
Таким образом, теоретически обоснованным представляется комплексный подход к исследованию кризисного состояния личности, включающий анализ содержания и взаимосвязи ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного, временного, поведенческого и соматического компонентов. Опираясь на указанный подход, было предпринято эмпирическое исследование, цель которого - выявление особенностей кризисного состояния мужчин и женщин, переживающих развод на стадии брачно-семейного цикла от 1 до 7 лет (методика «Личностный профиль кризиса» А.Е. Тарас, методика «Тест временной перспективы» Ф. Зимбардо, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева). В исследовании приняли участие 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 25 до 40 лет, переживающих ситуацию развода (с момента распада семьи которых прошло от 1 месяца до 1 года).
В ходе проведения эмпирического исследования обнаружено, что у разведенных мужчин и женщин наблюдаются изменения смысложизненных ориентаций. Для них относительно наполнены смыслом предстоящие этапы жизни, пройденный период так же представляется им более-менее осмысленным, но они не видят смысла в настоящем, в текущем моменте.
Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций позволили установить, что в группе разведенных мужчин показатели по шкале «локус контроля - Я» статистически значимо выше, чем в группе женщин. Это свидетельствует о том, что в ситуации переживания распада семьи мужчины в большей степени считают себя независимыми от обстоятельств личностями, обладающими свободой выбора, в то время как женщины склонны считать, что от них в данной ситуации мало что
зависит. Возможным объяснением этого является тот факт, что, согласно статистике, у разведенного мужчины больше шансов для вступления в повторный брак, так же у него больше возможностей для профессиональной реализации. В то время как женщина после развода чаще остается одна с детьми, вынуждена брать на себя основные хлопоты по организации их быта, у нее меньше времени и сил на досуг и работу.
Специфика эмоционального компонента кризисного состояния мужчин и женщин, переживающих развод, отражает эмоциональное отношение к случившемуся. Так, в ситуации распада семьи и бывшие мужья, и бывшие жены испытывают такие эмоциональные реакции как тревога, эмоциональное отупение, слабодушие, депрессии. Вместе с тем, применение критерия Манна-Уитни позволило установить наличие достоверных различий (р<0,05) по показателям «генерализованные эмоциональные реакции», «эмоциональное отупение» и «слабодушие» между мужчинами и женщинами, переживающими развод.
Так, выраженные генерализованные эмоциональные реакции разводящихся мужчин проявляются как чувства вины и стыда перед детьми и родственниками за свою неспособность сохранить семью. Характерным для них является гнев на себя, жену, окружающих, за которым может скрываться ощущение потери, безвыходности, глубокое чувство горя.
В свою очередь, эмоциональное отупение и слабодушие присущи в большей степени женщинам, а двоякость подобных реакций говорит об их отношении к происходящему. Это отношение может проявляться как эмоциональным обеднением, эмоциональной холодностью к окружающим, оскудением чувств по причине нежелания показывать свои переживания перед родственниками, коллегами по работе. Одновременно выраженной является тенденции тревоги и депрессии, проявляется слабодушие, которое уже характеризуется повышенной плаксивостью, утомляемостью, раздражительностью, что говорит
о невозможности сдерживать эмоции по поводу случившегося и делать вид, что всё в порядке.
При анализе содержания когнитивного компонента кризисного состояния разводящихся мужчин и женщин были обнаружены осложнения функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, прослеживающиеся как у мужчин, так и у женщин. Однако, по результатам статистического анализа данных, установлено, что осложнения функционирования внимания и восприятия более выражены у женщин. В свою очередь у мужчин указанные когнитивные затруднения менее выражены.
Анализ содержания поведенческого компонента кризисного состояния позволит выявить поведенческие стратегии, в большей степени присущие мужчинам или женщинам, которые переживают ситуацию развода. Так, применение критерия Манна-Уитни позволило установить наличие достоверных различий по шкалам (р<0,05) «попытка уйти от проблем», «проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей» в группах бывших жен и мужей.
Выявлено, что для разводящихся мужчин характерной является стратегия «ухода от проблем» как способ забыть о том, что их беспокоит, защитить себя от мыслей по поводу развода и переключиться на исполнение служебных обязанностей, либо, возможно использование девиантных форм поведения: алкоголь, наркотики, вступление в беспорядочные сексуальные связи. В группе женщин напротив, высокие показатели по шкале «проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей» свидетельствуют о том, что, возникают трудности в выполнении обыденных дел дома и на работе, что может быть тесно связано с описанными ранее когнитивными затруднениями.
Рассмотрим содержание соматического компонента кризисного состояния бывших супругов. Функциональное состояние мужчин и женщин в ситуации кризиса развода различно (р<0,05), что проявляется в выраженности таких показателей как «нарушения функционирования вегетативной системы», «нарушения дыхания», «проблемы со сном» в группе мужчин и показателей «нарушения сердечной деятельности», «нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта» в группе женщин.
Выявленные различия могут быть объяснены социальными стереотипами, согласно которым мужчина не должен страдать и плакать - это удел женщин. В связи с этим, разведенный супруг не может проявить, вытеснить из души горе, обиду, боль, поэтому данные эмоциональные реакции соматизируются
и проявляются в ухудшении качества сна, может учащаться пульс, нарушаться дыхание и др. У женщин отмечаются нарушения в сердечной деятельности и работе желудочно-кишечного тракта.
Анализ временного компонента кризисного состояния мужчин и женщин позволил выявить сходство профилей их временной перспективы. В данном случае наблюдается дисбаланс восприятия времени жизни, отражающий общую ориентацию разведённых преимущественно на будущее, предстоящие этапы жизненного пути. По мнению Ф. Зимбардо, подобный профиль временной перспективы демонстрирует стремление человека «жить будущим», и в ситуации распада семьи отражает желание отвлечься от грустной действительности, мысленно перенестись в более позитивный, полный надежд период жизненного пути.
Проанализируем взаимосвязь компонентов кризисного состояния мужчин и женщин, переживающих развод на стадии от
1 до 7 лет брачно-семейного цикла. С этой целью обратимся к результатам корреляционного анализа. Рассмотрим связь шкал ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного, поведенческого, соматического и временного компонентов кризисного состояния женщин. Так, шкала «локус контроля - жизнь» отрицательно коррелирует с ориентацией на негативное прошлое (г=-0,534, р=0,015) и с наличием проблем с исполнением служебных и домашних обязанностей (г=-0, 458, р=0,042). Исходя из этого, можно заключить следующее: чем в большей степени разведенная женщина принимает на себя ответственность за происходящее в жизни, тем менее она «застревает» на случившемся, реже сожалеет о происшедшем. В этом случае у нее меньше проблем в настоящем с исполнением текущих обязанностей.
Кроме того, согласно полученным результатам шкала «локус контроля - я» отрицательно коррелирует с осложнением функционирования восприятия (г=-0,481, р=0,032). Полученные данные отражают тот факт, что неверие женщин в собственные силы, свободу выбора связано с искажением восприятия сложившейся ситуации. У разведенных женщин поиск смысла жизни в прошлом отрицательно связан с ориентацией на будущее (г=-0,693, р=0,001), положительно - с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта (г=0,452, р=0,046) и с осложнением функционирования памяти (г=0,458, р=0,042). Можно заключить, что концентрация на смыслах пройденного периода жизни не позволяет женщинам, переживающим развод, ставить новые цели, устремляться в будущее, что сопровождается ухудшением состояния здоровья и памяти. Неспособность разведенных женщин найти смысл и получать удовольствие от текущего момента жизни отрицательно коррелирует с ориентацией на фаталистическое настоящее (г=-0,492, р=0,027), с осложнением функционирования внимания (г=-0,55, р=0,012), и с тревогой (г=-0,502, р=0,024). Следовательно, если разведенные женщины не видят смысла в текущем моменте, то у них нет надежды на возможность изменения, повышается тревога и снижается произвольность внимания.
Обобщая результаты корреляционного анализа, можно сделать вывод: если у женщины, переживающей развод, наблюдается деформация смысложизненных ориентаций в форме застревания на смыслах прошлого, отсутствия целей, ощущения бессмысленности текущего момента, неверие в свои силы контролировать собственную жизнь, то она испытывает тревогу, появляются затруднения функционирования когнитивных структур, проблемы с исполнением обязанностей.
Рассмотрим взаимосвязь компонентов кризисного состояния мужчин, проживших в браке от 1 до 7 лет. Так, шкала «локус контроля - жизнь» отрицательно коррелирует с ориентацией на фаталистическое настоящее (г=-0,477, р=0,034). Можно говорить о фаталистическом, беспомощном и безнадёжном отношении части разведённых мужчин к жизни в целом. С их точки зрения, человек - игрушка в руках судьбы. Шкала «локус контроля - я» отрицательно коррелирует с ориентацией на негативное прошлое (г=-0,607, р=0,005) и с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта (г=-0,546, р=0,013), положительно коррелирует с ориентацией на позитивное прошлое (г=0,539, р=0,014) и эмоциональными реакциями гнева, вина, стыда (г=0,535 при р=0,015). Таким образом, если в ситуации развода мужчина принимает на себя ответственность за собственные решения, то он больше вспоминает о позитивных событиях прошлого, у него менее выражены соматические нарушения. Однако он чаще испытывает гнев, стыд, чувства вины
в связи с тем, что рассматривает особенности своего характера щему. В то же время, некоторые мужчины в ситуации развода
и поведения как возможные причины распада семьи. склонны брать на себя ответственность за происходящее, они
У разведенных мужчин осмысленность пройденного перио- видят смысл в будущем, но при этом испытывают чувства стыда жизни отрицательно коррелирует с нарушением функ- да и вины. Прожитый отрезок жизненного пути разведенного
ционирования желудочно-кишечного тракта (г=-0,511, р=0,021) молодого человека, включая семейную жизнь, оценивается им
и с ориентацией на негативное прошлое (г=-0,452, р=0,045), позитивно, прошлое придает смысл будущему, нет фиксации на
положительно коррелирует с ориентацией на будущее (г=0,453, негативных воспоминаниях.
р=0,045) и позитивное прошлое (г=0,538, р=0,015). Можно за- На основе полученных результатов можно заключить, что
ключить, что прожитый отрезок жизненного пути разведенного ситуация развода на стадии брачно-семейного цикла от 1 до 7
мужчины, в том числе отношения с детьми и распавшийся брак, лет сопровождается деформацией смысложизненных ориента-
оценивается им позитивно, прошлое придает смысл всей жиз- ций личности, что проявляется в ощущении бессмысленности
ни, включая будущее, что способствует нормальному функцио- настоящего и неверии в возможность управления событиями
нированию желудочно-кишечного тракта. Осмысленность теку- жизни бывших мужей и жен. Специфика содержания эмоцио-
щего периода жизни отрицательно коррелирует с негативным нального компонента кризисного состояния проявляется в том,
прошлым (г=-0,585, р=0,007) и с нарушением функционирова- что для женщин более характерны состояния тревоги и депрес-
ния желудочно-кишечного тракта (г=-0,595, р=0,006). Следова- сии, в то время как мужчины чаще испытывают чувства гнева,
тельно, если разведенный мужчина способен находить смысл вины и стыда. Особенности когнитивного компонента кризисно-
в ежедневных событиях, происходящих с ним, то он меньше го состояния в ситуации развода у женщин проявляются в том,
вспоминает о негативных событиях прошлого, включая распад что у них осложняется функционирование внимания и воспри-
семьи. Осмысленность будущего положительно коррелирует ятия. Для мужчин, проживших в браке от 1 до 7 лет, в ситуации
с ориентацией на будущее (г=0,489, р=0,029), выраженностью развода характерной является стратегия ухода от проблем, в то
генерализованных эмоциональных реакций (г=0,464, р=0,039) время как у женщин возникают затруднения с исполнением
и с нарушением дыхания (г=0,478, р=0,033), отрицательно кор- служебных и домашних обязанностей. Временная перспектива
релирует с ориентацией на негативное прошлое (г=-0,605, мужчин и женщин, переживающих развод, характеризуется
р=0,005). Мужчины, переживающие кризис развода, всё-таки наличием дисбаланса, что проявляется в выраженной ориента-
пытаются найти новые цели, но такие чувства, как гнев, вина за ции на будущее, которая может выступать ресурсом для про-
случившееся, могут выбивать из колеи, затруднять адаптацию думывания целей предстоящей жизни и выхода из кризиса.
к новой жизни.
Опираясь на результаты корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что у разведенных мужчин может доминировать беспомощное, фаталистическое отношение к настоя-
Библиографический список
Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-4817.2011.6)
1. Самоукина, Н.В. Парадоксы любви и брака. - М., 1989.
2. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов н/Д., 2005.
3. Рогов, Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М., 2003.
4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций: монография. - М., 1984.
5. Журнал практического психолога. Специальный выпуск: мастерская психологического консультирования Дмитрия Трунова. - 2006. - № 4.
6. Овчинникова, Ю.Г. Особенности временной перспективы в ситуации кризисов зрелости / Ю.Г. Овчинникова, И.А. Яксина, О.В. Кузема: сб. ст. / под ред. А.К. Болотовой «Человек в ситуации неопределенности». - М., 2007.
Bibliography
1. Samoukina, N.V. Paradoksih lyubvi i braka. - M., 1989.
2. Osipova, A.A. Spravochnik psikholoqa po rabote v krizisnihkh situaciyakh. - Rostov n/D., 2005.
3. Rogov, E.I. Psikhologiya otnosheniyj muzhchinih i zhenthinih. - M., 2003.
4. Vasilyuk, F.E. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situaciyj: monografiya. - M., 1984.
5. Zhurnal prakticheskogo psikholoqa. Specialjnihyj vihpusk: masterskaya psikholoqicheskoqo konsuljtirovaniya Dmitriya Trunova. - 2006. - № 4.
6. Ovchinnikova, Yu.G. Osobennosti vremennoyj perspektivih v situacii krizisov zrelosti / Yu.G. Ovchinnikova, I.A. Yaksina, O.V. Kuzema: sb. st. / pod red. A.K. Bolotovoyj «Chelovek v situacii neopredelennosti». - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 17.09.11
УДК 373.1
Pushkina O.V. MODELING OF THE SCHOOL'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PEDAGOGICAL FACILITATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. The article describes the structurally functional model of the school’s educational environment, principles of creating an educational environment, which promoting facilitation of professional selfdetermination of students. It reveals principles of creation and estimation's criteria of model effectiveness, appropriates the compo-nental structure of the school's educational environment.
Key words: professional self-determination of students, pedagogical facilitation, educational environment, model of the school's educational environment, principles of creating an educational environment, componental structure of environment, estimation's criteria of model effectiveness.
О.В. Пушкина, аспирант ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ФАСИЛИТАЦИОННОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УНИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИНЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В статье рассмотрены основные способы педагогического взаимодействия в процессе профессионального самоопределения учащихся, раскрываются приемы и техники фасилитационного стиля общения педагога
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, фасилитационный стиль общения, личностные качества и установки педагога, ассертивность, толерантность, атрактивность, профессиональное самоопределение учащихся.
Современный этап развития российской системы образо- ности. Все более настойчивое обращение исследователей
вания характеризуется кардинальными переменами. В образо- к феномену самоопределения, по-видимому, объясняется не
вательной стратегии приоритетной становится гуманистическая только, и не столько стремлением к констатации существования
парадигма, причем акцент ставится на самоопределение лич- одного из важнейших характеристических качеств личности,