УДК: 615.214
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Д.Ю. Коломыцев, Ю.В. Дроздовский
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
docdmk@icloud.com
Аннотация. В исследовании приняло участие 122 подростка с пограничными психическими расстройствами и суицидальным поведением. В ходе исследования были выделены особенности кризисного мышления, характерные для различных психических расстройств (депрессивного эпизода, реакций на стресс и нарушений адаптации, формирующихся расстройств личности), что использовалось для дифференцированного подхода в кризисной психотерапии.
Ключевые слова. Суицидальное поведение, подростки, когнитивные искажения, метапрограммы.
FEATURES OF CRISIS THINKING IN ADOLESCENTS WITH BORDERLINE MENTAL DISORDERS D.Yu. Kolomytsev, Yu.V. Drozdovsky
Resume. The study involved 122 adolescents with borderline mental disorders and suicidal behavior. The crisis thinking features were identified as related to various mental disorders (depressive episode, reaction to stress and adjustment disorders, emerging personality disorders), which was used for a differentiated approach in crisis psychotherapy. Keywords. suicidal behaviour, adolescents, cognitive distortions, metaprograms
Согласно мнению большого количества исследователей, в лечении суицидального поведения наиболее перспективен комплексный подход, включающий в себя фармакологические, психотерапевтические и психосоциальные меры. При этом в связи с широкой представленностью среди суицидентов пациентов с пограничными психическими расстройствами, а также условно психически здоровых лиц, ведущее значение имеют методы психотерапии. Многие авторы говорят о необходимости разработки дифференцированных программ реабилитации в рамках психотерапии суицидального поведения.
Среди наиболее зарекомендовавших себя направлений следует выделить когнитивно-поведенческий подход, который рассматривает такие индивидуально-личностные факторы, как дезадаптивные когнитивные стратегии, склонность к импульсивной агрессии, дефицит навыков решения проблем и перфекционизм в качестве просуицидальных факторов. В настоящее время особенности мышления подростков с суицидальным поведением остаются недостаточно изученными и систематизированными, в связи с чем предпринято настоящее исследование.
Нами было обследовано 122 подростка с различными пограничными психическими расстройствами и различными вариантами суицидального поведения. Первую клиническую группу (п=26) составили подростки с депрессивным эпизодом. Вторая группа (п=64) была представлена подростками с психогенными психическими расстройствами: реакциями на
тяжелый стресс и нарушениями адаптации и без признаков выраженных личностных аномалий. Третью клиническую группу (п=32) составили подростки с острой реакцией на стресс и нарушениями адаптации на фоне формирующихся личностных расстройств различной этиологии.
В качестве индивидуально-личностных факторов нами были рассмотрены когнитивные искажения и метапрограммы сфера суицидо-генного конфликта, которые выявлялись и исследовались в ходе индивидуальных сессий психотерапии.
Для исследования особенностей кризисного мышления подростков нами был предпринят дискриминантный анализ, а в качестве дискриминирующей переменной был выбран диагноз пограничного психического расстройства.
В результате предварительного дисперсионного анализа было установлено, что значимые различия между группами обусловливают следующие переменные: наличие сверхгенерализации ф=0,002), наличие катастрофизации ф<0,001), наличие произвольности умозаключений ф<0,001), наличие персонализации ф=0,001), наличие дихотомичности мышления ф=0,024), а также метапрограммы эмоционального совладания ф<0,001), перцептивных категорий ф=0,013), эмоционального состояния ф=0,031), уверенности в себе ф<0,001).
В дальнейшем в ходе дискриминантного анализа было получено две функции: первая функция дискриминировала группу с депрессивным эпизодом (меньшее значение функции) от группы с расстройствами личности, вторая функция дискриминировала группу с реакция-
ми на стресс (меньшее значение функции) от двух остальных групп.
Анализ средних значений дискриминант-ных функций показал, что группа с депрессивными эпизодами значимо отличается от группы с расстройствами личности ф<0,001), а группа с реакциями на стресс значимо отличается от совокупной группы с депрессивными эпизодами и с расстройствами личности ф=0,002).
При анализе нормированных коэффициентов канонической дискриминантной функции было установлено, что наибольший относительный вклад (средняя и умеренная степень корреляции) в значение первой функции вносят:
- метапрограмма уверенности в себе (-низкая/+высокая): R=0,513;
- наличие катастрофизации: R=-0,454;
- метапрограмма эмоционального совла-дания (-пассивность/+агрессия): R=-0,446;
- наличие персонализации: R=0,390;
- наличие сверхгенерализации: R=0,355;
- наличие произвольности умозаключений: R=0,346.
В значение второй функции наибольший вклад (средняя и умеренная степень корреляции) вносят:
- наличие произвольности умозаключений: R=0,618;
- метапрограмма перцептивных категорий (-континуум/+полярность): R=0,353.
Полученные данные позволяют говорить о клинически значимой неоднородности кризисного мышления подростков, что говорит о необходимости использовать различные подходы в антикризисной терапии, в первую очередь в рамках когнитивно-бихевиорального подхода, а также способствует ограничению эффективности тех или иных психотерапевтических техник. Нами были разработаны и апробированы дифференцированные программы психотерапевтической реабилитации подростков с суицидальным поведением, в частности в зависимости от диагноза психического расстройства.