Научная статья на тему 'Особенности ковшевой обработки IF-стали с регламентированным содержанием фосфора'

Особенности ковшевой обработки IF-стали с регламентированным содержанием фосфора Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
403
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IF-СТАЛЬ / ФОСФОР / КОВШЕВАЯ ОБРАБОТКА / АЛЮМИНИЙ / РЕФОСФОРАЦИЯ / ДЕФОСФОРАЦИЯ / IF-STEEL / PHOSPHORUS / LADLE TREATMENT / ALUMINUM / A REFOSFRATION / A DEFOSFORATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Соколова Екатерина Владиславовна, Соколов Иван Леонидович

Рассмотрены особенности ковшевой обработки IF-стали c регламентированным содержанием фосфора. Предложен вариант повышения эффективности перехода фосфора из шлака в металл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Соколова Екатерина Владиславовна, Соколов Иван Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LADLE TREATMENT IF-STEEL WITH THE REGULATED CONTENT OF PHOSPHORUS

Features of ladle treatment of IF-steel with the regulated phosphorus content are considered. The option of increase in efficiency of transition of phosphorus from slag in metal is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности ковшевой обработки IF-стали с регламентированным содержанием фосфора»

УДК 669.1

Соколова Е.В., Соколов И. Л.

ОСОБЕННОСТИ КОВШЕВОЙ ОБРАБОТКИ №-СТАЛИ С РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ФОСФОРА

Аннотация. Рассмотрены особенности ковшевой обработки Ш-стали c регламентированным содержанием фосфора. Предложен вариант повышения эффективности перехода фосфора из шлака в металл.

Ключевые слова: Ш-сталь, фосфор, ковшевая обработка, алюминий, рефосфорация, дефосфорация.

Автомобильная промышленность - одна из основных отраслей потребления металлургической продукции. Так, в среднем на российский легковой автомобиль приходится 75% готового проката, метизов и стальных труб, а 25% составляют литейный чугун, цветные металлы, пластмассы, резина, стекло и прочие материалы [1].

В последние годы в мировом автомобилестроении началось широкое использование оцинкованного холоднокатаного листа для изготовления наружных элементов кузовов автомобилей. Для изготовления такого листа используется особый металл: Ш-стали (стали без элементов внедрения, а точнее, с очень низким содержанием углерода и азота). Они обладают хорошей пластичностью и штампуемостью при невысокой прочности. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» занимает лидирующую позицию по производству оцинкованного холоднокатаного листа. Производство Ш-стали для автомобилестроения - одно из важнейших направлений работы предприятия.

Кроме цинкования поверхности листов, разрабатывают и применяют другие методы защиты кузова автомобиля от коррозии. Особое место занимают Ш-стали с регламентированным содержанием фосфора, который наряду с повышением коррозийной стойкости стали увеличивает ее прочность.

Рассмотрим особенности технологии производства такого металла на примере стали марки HX220BD.

В табл. 1 представлен химический состав этой марки стали [2].

Таблица 1

Химический состав стали марки HX220BD

Химический элемент С Si Мп Р S А1

Содержание, % <0,005 <0,03 0,4-0,6 0,04-0,06 <0,009 0,05-0,07

В конвертере плавка ведется по обычной технологии, за исключением того, что на выпуске в стале-разливочный ковш наряду с другими добавками подается феррофосфор (примерно две трети от общего расхода). Затем плавка поступает на участок ковшевой обработки - самое важное звено в производстве

Ш-стали с регламентированным содержанием фосфора. В данном случае технология ковшевой обработки осуществляется по трехстадийной схеме: установка печь ковш (УПК) - установка вакуумирования стали (УВС) - УПК.

Первый этап: при поступлении металла на УПК производят трехминутный нагрев, затем отбор проб металла и шлака, замеры температуры и его окислен-ности. Металл нагревают до необходимой температуры с одновременной присадкой шлакообразующих, при необходимости легируют ферромарганцем и фер-рофосфором.

На втором этапе ковш с металлом поступает на УВС, где происходит обезуглероживание и дегазация металла. По окончании обработки на УВС производится отбор пробы металла и шлака.

На третьем этапе плавку снова обрабатывают на УПК: вводят алюминиевую катанку, феррониобий и ферротитан при помощи четырехручьевого трайбаппа-рата. После этого производится замер температуры, отбор проб металла и шлака. По результату их анализа, если необходимо, осуществляют дополнительную корректировку химического состава и температуры стали. Затем металл перемешивают не менее 8 мин и передают на машину непрерывного литья заготовок.

Одним из наименее изученных процессов является поведение фосфора по ходу ковшевой обработки стали. Для изучения этого процесса на опытной плавке отбирались дополнительные пробы металла и шлака.

В табл. 2 и на рисунке представлено изменение содержания фосфора в металле и шлаке по результатам химического анализа проб металла по ходу ковшевой обработки стали.

Таблица 2

Изменение содержания фосфора в металле и шлаке по результатам химического анализа проб металла по ходу ковшевой обработки стали

Номер пробы Время от начала обработки, мин Содержание фосфора,%

в металле в шлаке

0 0 0,0300 Нет данных

1 7 0,0327 2,012

2 57 0,0400 2,945

5 77 0,0410 Нет данных

6 86 0,0446 2,784

7 100 0,0427 Нет данных

8 110 0,0422 2,565

© Соколова Е.В., Соколов И.Л., 2016

Раздел 3

Изменение содержания фосфора в металле и шлаке по результатам химического анализа проб металла

по ходу ковшевой обработки стали: - изменение содержания фосфора в шлаке по ходу ковшевой обработки;

--изменение содержания фосфора в металле по ходу ковшевой обработки;

АВ-97 - алюминиевая первичная катанка; ФФ23 - марка феррофосфора; ФНб-60 - марка феррониобия; ФТи-70 - марка ферротитана

Во время выпуска металла из конвертера наряду с ферромарганцем, алюминием и твердой шлакообра-зующей смесью подается первая порция феррофосфора (67% от общего расхода). Поэтому, как видно из рисунка, в начале обработки на УПК содержание фосфора в металле и в шлаке увеличивается. До передачи ковша на УВС в металл добавили еще 27% феррофосфора от его общего расхода. Поэтому на УВС, по-видимому, наблюдается прирост содержания фосфора в металле и в шлаке.

После обезуглероживания и дегазации металла начинается заключительный третий этап обработки на УПК. Для раскисления металла и шлака подается алюминиевая катанка. Затем начинается этап активного перемешивания и добавления оставшегося объема феррофосфора (6% от общего расхода). Здесь содержание фосфора заметно увеличилось, а в шлаке уменьшилось.

Далее идет этап легирования ферротитаном и феррониобием. В свою очередь, часть ферротитана переходит в виде оксида в шлак, восстанавливая оксид фосфора. Фосфор в металле растет, соответственно в шлаке уменьшается.

Из рисунка видно, что наибольшее увеличение содержания фосфора наблюдалось после раскисления стали (0,0446%).

По ходу ковшевой обработки такой стали происходят окислительно-восстановительные реакции ре-фосфорации и дефосфорации. Использование алюми-

ниевой катанки способствовало переходу фосфора из шлака в металл:

3(P2O5)+10Al=6[P]+5(Al2O3).

(1)

При этом происходит восстановление фосфора двумя путями:

2[P]+5(FeO)= (P2O5)+5[Fe];

(2)

3Ca3(PO4)2+10Al=3[P]+9CaO+5AhO3. (3)

Общее количество фосфора в металле и шлаке определяется приходом его из конвертера, а также легированием с помощью феррофосфора.

Как видно из рисунка, от раскисления металла и шлака алюминием во многом зависит восстановление фосфора и его содержание в стали. Поэтому возможным вариантом повышения эффективности перехода фосфора из шлака в металл является частичная замена алюминиевой катанки алюминиевой дробью. Ее применение целесообразно проводить на третьем этапе обработки, после обезуглераживания перед вводом катанки. В это время металл уже раскислен, что позволит предотвратить окисление фосфора и переход его обратно в шлак.

Список литературы

1. Гринев В.А. Современные тенденции металлургии в автомобилестроении [Электронный ресурс] // Metallurgical and Mining Industry: электрон. науч. журн. 2016. URL: http://www.metaljournal.com.ua/new-tendensions-in-cars-

30

Теория и технология металлургического производства

production (дата обращения: 12.11.2016)

2. Производство IF-стали в кислородно-конвертерном цехе: ТИ-101 -СТ-ККЦ-93-2015. Магнитогорск: ОАО ММК, 2015.

3. Бигеев В.А., Валиахметов А.Х., Степанова А.А. Особенности изменения содержания кремния в малоуглеродистой стали во время ковшевой обработки

// Сталь. 2004. №7. С. 22-23.

4. Результаты обработки расплава стали на агрегате ковш-печь с полыми электродами / Бигеев В.А., Агапитов Е.Б., Ерофеев М.М., Захаров И.М., Самойлин С.А. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2007. №1. С. 36-37.

Сведения об авторах

Соколова Екатерина Владиславовна - аспирант института металлургии, машиностроения и материаллообработки, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: katish_moon@mail.ru

Соколов Иван Леонидович - подручный сталевара, ОАО «ММК», Магнитогорск, Россия.

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

FEATURES OF LADLE TREATMENT IF-STEEL WITH THE REGULATED CONTENT OF PHOSPHORUS

Sokolova Ekaterina Vladislavovna - Postgraduate Student, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. E-mail: katish_moon@mail.ru

Sokolov Ivan Leonidovich - assistant steelmaker, Magnitogorsk Iron and Steel Works, Magnitogorsk, Russia.

Abstract. Features of ladle treatment of IF-steel with the regulated phosphorus content are considered. The option of increase in efficiency of transition of phosphorus from slag in metal is offered.

Keywords: IF-steel, phosphorus, ladle treatment, aluminum, a refosfration, a defosforation.

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.