Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / коррекционно-развивающие занятия / готовность к школе / сенсорная интеграция / телесно-ориентированная терапия / ароматерапия / children with disabilities / correctional and developmental activities / school readiness / sensory integration / body-oriented therapy / aromatherapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Швец Регина Ринатовна, Токмакова Наталья Юрьевна

Представлена коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья, включающая занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции, компьютерного стабилографического комплекса и ароматерапии. Определено, что применение разработанной программы позволяет ребенку прочувствовать свое тело, восстановить психоэмоциональное состояние, повысить концентрацию внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Швец Регина Ринатовна, Токмакова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL CLASSES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

A correctional and developmental program for children aged 5-7 years with disabilities is presented, which includes classes using bodily practices, sensory integration, a computer stabilographic complex and aromatherapy. It was determined that the application of the developed program allows the child to feel his body, restore the psycho-emotional state, increase concentration.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 796.011.1:376.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-55-61

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Р.Р. Швец, Н.Ю. Токмакова

Представлена коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, включающая занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции, компьютерного стабилографического комплекса и ароматерапии. Определено, что применение разработанной программы позволяет ребенку прочувствовать свое тело, восстановить психоэмоциональное состояние, повысить концентрацию внимания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекци-онно-развивающие занятия, готовность к школе, сенсорная интеграция, телесно-ориентированная терапия, ароматерапия.

Швец Регина Ринатовна, канд. пед. наук, декан факультета, Shvetsrr@yandex.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Токмакова Наталья Юрьевна, канд. биол. наук, доц., kny.87@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

В настоящее время на территории Российской Федерации по статистике проживает порядка двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом стоит отметить, что термин «дети с ОВЗ» не представляет собой синоним понятия «дети-инвалиды». Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия между собой связаны и пересекаются.

Дети с ОВЗ - это отдельная категория детей, которые не имеют группу инвалидности, но при этом у них имеются определенные зафиксированные нарушения физического или умственного развития, которые выступают как препятствие нормальной жизне -деятельности и социализации. Данные ограничения могут касаться как физиологических, сенсорных, так и психологических возможностей ребенка. Категория детей с ОВЗ очень разнообразна: к ней причисляют детей с на -

FEATURES OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL CLASSES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Shvets R.R., candidate of pedagogical sciences, dean of the faculty, Shvetsrr@yan-dex.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Tokmakova N.Yu., candidate of biology sciences, associate professor, kny.87@mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture

A correctional and developmental program for children aged 5-7 years with disabilities is presented, which includes classes using bodily practices, sensory integration, a computer sta-bilographic complex and aromatherapy. It was determined that the application of the developed program allows the child to feel his body, restore the psycho-emotional state, increase concentration.

Key words: children with disabilities, correctional and developmental activities, school readiness, sensory integration, body-oriented therapy, aromatherapy.

рушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аути -стического спектра, синдромом дефицита внимания, повышенной утом -ляемостью и двигательной расторможенностью [1-4].

Как правило, данная категория детей посещает общие дошкольные образовательные учреждения, при этом дальнейшее их обучение будет проводиться в общеобразовательных школах совместно со здоровыми сверстниками. В обучении дети с ОВЗ нуждаются в особых подходах, им необходимо уделять больше внимания, для них не подходят общепринятые методики и классические методы обучения, а имеющиеся отклонения могут оказать значительное влияние на состояние здоровья, успеваемость, социализацию и адаптацию в школе [5].

Цель исследования - рассмотреть влияние нетрадиционных средств коррекции: телесных практик, сенсорной интеграции, занятий с использованием компьютерного стабилографического комплекса и арома-терапии на психофизическое состояние ребенка с ОВЗ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть особенности познавательной сферы и двигательной памяти детей 5-7 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

2) разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения;

3) экспериментально проверить эффективность программы коррек-ционно-развивающих занятий для данного контингента.

Методика и организация исследования. Для диагностики познавательной сферы детей 5-7 лет использовались такие диагностические методики, как «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Найди отличия» (О.Н. Земцова), «Разрезные картинки» (С.Д. Забрамная), «Какие предметы спрятаны в рисунках» (Р.С. Немов), «Доска Сегена» и др. [6-8].

С целью коррекции, развития и подготовки к предстоящему обучению в общеобразовательных школах была разработана программа коррек-ционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения, которая предусматривает апро -бацию новых подходов к организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в рамках обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Программа комплексного коррекционно-развивающего сопровождения включала два этапа - основной и дополнительный.

Основному этапу предшествовала диагностика функционального и психологического состояния детей, которая позволила получить представление о состоянии ребенка и далее сформировать однородные группы для последующих занятий.

В рамках основного этапа ребенку предлагаются оздоровительные занятия с использованием телесных практик и сенсорной интеграции, которые предоставляют возможность прочувствовать свое тело, восстановить психоэмоциональное состояние, научить головной мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание.

Занятия на компьютерном стабилографическом комплексе проводятся индивидуально с каждым ребенком, у которого по результатам диаг -ностики отмечены показатели ниже среднего. Проведение блока занятий на компьютерном стабилографическом комплексе осуществляется совместно с акупунктурным аромамассажем терапевтическими маслами, кото -рые были подобраны заранее в процессе ароматестирования.

После завершения основного этапа было проведено повторное тестирование, которое позволило отследить динамику ряда показателей и дать промежуточную оценку эффективности программы.

На дополнительный курс оздоровительных занятий с использова -нием телесных практик и сенсорной интеграции приглашаются дети, у которых, по происшествии нескольких месяцев без занятий, тестируемые показатели снизились с 10 до 30 %. Тем детям, у которых показатели снизились более чем на 30 %, предлагаются оздоровительные занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции и компьютерного стабилографического анализатора.

Результаты исследования и их обсуждения. Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий была ориентирована на развитие двигательной активности детей с ОВЗ, совершенствование физических качеств, а также на устранение дефицитарности структур головного мозга, обеспечивающих базу для развития высших психических функций, для дальнейшего беспрепятственного обучения в образовательных учрежде-ниях наравне с физически здоровыми детьми.

Структурными компонентами программы коррекционно -развивающих занятий являются: диагностика функционального и психологического состояния, занятия с использованием телесных практик и сенсорной интеграции, занятия с использованием компьютерного стабилографиче -ского комплекса и ароматерапии.

Телесные практики представляют собой метод психологической коррекции личности через работу с телом человека. Путем выполнения элементов из телесно-ориентированной терапии ребенок учится управлять своим телом, взаимодействовать с окружающими, правильно выражать свои и чувствовать эмоции других людей [9, 10].

Проведение занятий с включением упражнений и заданий, ориентированных на развитие сенсорной системы, способствуют тому, что

головной мозг получает нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на системы человека (зрительную, слуховую, вестибулярную и т. д.) [11].

При занятиях на «Стабилане-01» детям необходимо было выполнять точные и плавные по своей структуре движения, за счет которых происходит обогащение афферентного потока восходящих нервных импульсов сигналами от мышц, связок и суставов, что проявляется новыми двигательными навыками и, как следствие, происходит выработка новых, не патологических, двигательных стереотипов движений. Применение обратной сигнализации помогает ребенку «найти» сенсомоторное ощущение правильного движения, которое закрепляется в повторных движениях и постепенно доводится до полного двигательного автоматизма. При этом про -исходит четкий визуальный контроль сигнала обратной связи уровня двигательной активности, который обеспечивается специализированной аппаратурой, что позволяет в значительной мере повысить информационную значимость поступающей двигательной афферентации в мозг [12, 13].

Еще одним компонентом программы является массаж с использованием масел. В ряде исследований определена эффективность использо -вания летучих фракций эфирных масел в качестве фитоадаптогенов. Осно -вываясь на данном свойстве, можно применять эфирные масла в педиатрии в комплексе лечебно-профилактических мероприятий. Использование эфирных масел при проведении массажа способствует стимуляции неспе -цифической защиты, иммунологической реактивности, а также снятию эмоционального стресса. При воздействии массажных приемов на рецеп -торы кожи и мышц возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Прикосновение к ребенку стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, включаясь в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие [14].

Предварительное исследование показало снижение объема памяти у детей, недостаточную быстроту и прочность запоминания, устойчивость внимания характеризовалась как сниженная в силу частых отвлечений. При этом достаточно у многих детей отмечались затруднения при выполнении инструкции, состоящей из нескольких этапов. Также стоит отме-тить, что при исследовании восприятия были выявлены затруднения интерпретации информации, что, скорее всего, связано с недостаточностью знаний и опыта. Навыки мыслительной деятельности малоустойчивые, слабо выражена способность к построению и установлению элементарных умозаключений.

Полученные результаты представлены в таблице.

Динамика развития познавательной сферы детей с ОВЗ до и после педагогического эксперимента, баллы

Показатели ФЗ ПЗ ИЗ р1-3

Память 2,05±1,03 3,21±1,03 5,48±1,18 <0,05

Внимание 3,02±1,33 4,53±1,41 6,01±1,58 <0,05

Восприятие 1,91±1,02 4,13±1,98 6,18±1,53 <0,05

Мышление 2,6±0,93 4,9±1,24 6,8±1,27 <0,05

Примечание: ФЗ - фоновые замеры, ПЗ - промежуточные замеры, ИЗ - итоговые

замеры, р1-3 - достоверность различий

После реализации программы была отмечена положительная динамика по всем исследуемым показателям, почти в два раза.

К концу эксперимента большинство детей начали осознавать воспринимаемый объект, образы восприятия в соответствии со своими зна -ниями и опытом, стали быстрее интерпретировать. При частичном зрительном анализе и практическом промеривании начали собирать целостное изображение.

Объем памяти можно оценить как достаточный, - к концу эксперимента дети стали воспроизводить 5-7 слов, тогда как в начале исследования - не более 3-4 слов. В процессе выполнения заданий снизилось коли -чество отвлечений, отмечалась достаточная концентрация и переключае-мость внимания. К концу эксперимента навыки мыслительной деятельно -сти стали достаточно устойчивые, при этом предложенную помощь начи -нали использовать продуктивно.

С помощью компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01» была проведена оценка объема двигательной памяти (тест «Треугольник»). Полученные результаты позволяют считать, что высшие отделы головного мозга готовы к формированию образа двигательного действия. Был проведен анализ времени выполнения движения по первоначально заданной траектории, которое на момент начала исследования на этапе повторного воспроизведения превысило в 2,7 раза первоначальное воспроизведение заданной фигуры. После проведенных занятий по программе показатели воспроизведения заданного треугольника существенно изменились. Так, различия времени прохождения фигуры на этапах обучения и анализа составили 0,5 раза. Положительная динамика времени воспроизведения заданной фигуры дает основание полагать, что под влиянием предложенных занятий наблюдается перестройка функциональных свойств и связей нейронных сетей головного мозга ребенка. Такая перестройка обеспечивает адаптивное изменение поведения благодаря сохранению памяти о приобретенном опыте.

Заключение. По результатам экспериментальной проверки эффективности программы коррекционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет с ОВЗ можно судить о том, что происходит более быстрое и качественное усвоение сложнокоординационных двигательных действий, а также отмечается положительная динамика по всем исследуемым показа -телям познавательной сферы детей.

Список литературы

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском воз -расте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2022. 474 с.

2. Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: практ. пособие для педагогов-дефектологов. М.: Владос, 2020. 292 с.

3. Евсеев С.П. Обучение двигательным действиям без ошибок: учеб. пособие. СПб.: Аргус СПб, 2020. 224 с.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической куль -туры: учебник. М.: Спорт, 2016. 616 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]. М.: ИЦ «Академия», 2016. 320 с.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно -развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. 224 с.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: ИЦ «Академия», 2015.

384 с.

8. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2015. 688 с.

9. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. М.: АЙРИС-пресс, 2022. 416 с.

10. Михайлов С.С. Биохимия двигательной деятельности: учебник. М.: Человек; Спорт, 2018. 290 с.

11. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. М.: Теревинф, 2022. 768 с.

12. Скворцов Д.В. Стабилометрия - функциональная диагностика функции равновесия, опорно-двигательной системы и сенсорной системы. М.: Генезис, 2017. 184 с.

13. Котова Н.Ю. Особенности постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича при исполь -зовании авторской программы: дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 124 с.

14. Нетрадиционные оздоровительные методики и технологии: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. 194 с.

References

1. Semenovich A.V. Nejropsihologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza [Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement ontogenesis]. M.: Genesis, 2022. 474 p.

2. Ryabova E.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. Kompleksy uprazhnenij dlya detej s DCP [Adaptive physical culture. Complexes of exercises for children with cerebral palsy]: practical. manual for teachers-defectologists. M.: Vlados, 2020. 292 p.

3. Evseev S.P. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam bez oshibok [Teaching motor actions without errors]: textbook. allowance. St. Petersburg: Argus St. Petersburg, 2020. 224 p.

4. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]: textbook. M.: Sport, 2016. 616 p.

5. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika [Psychological and pedagogical diagnostics]: textbook. allowance for students. higher ped. textbook institutions / I.Yu. Levchenko [et al.]. M.: ITs "Academy", 2016. 320 p.

6. Diagnostika i korrekciya zaderzhki psihicheskogo razvitiya u detej [Diagnosis and correction of mental retardation in children]: a guide for teachers and specialists in correctional and developmental education / ed. S.G. Shevchenko. M.: ARKTI, 2001. 224 p.

7. Luriya A.R. Osnovy nejropsihologii [Fundamentals of neuropsychology]. M.: ITs "Academy", 2015. 384 p.

8. Nemov R.S. Psihologiya [. Psychology]. M.: VLADOS, 2015. 688 p.

9. Kolganova V.S. Nejropsihologicheskie zanyatiya s det'mi [Neuropsychological studies with children]. M.: AIRIS-press, 2022. 416 p.

10. Mihajlov S.S. Biohimiya dvigatel'noj deyatel'nosti [Biochemistry of motor activity]: textbook. M.: Man; Sport, 2018. 290 p.

11. Bandi A., Lejn Sh., Myurrej E. Sensornaya integraciya: teoriya i praktika [Sensory integration: theory and practice]. M.: Terevinf, 2022. 768 p.

12. Skvorcov D.V. Stabilometriya - funkcional'naya diagnostika funkcii ravnove-siya, oporno-dvigatel'noj sistemy i sensornoj sistemy [Stabilometry - functional diagnostics of the balance function, musculoskeletal system and sensory system]. M.: Genesis, 2017. 184 p.

13. Kotova N.Yu. Osobennosti postural'nogo kontrolya u podrostkov so spasti-cheskoj formoj detskogo cerebral'nogo paralicha pri ispol'zovanii avtorskoj programmy [Features of postural control in adolescents with spastic cerebral palsy using the author's program]: dis. ... cand. biol. sciences. Chelyabinsk, 2012. 124 p.

14. Netradicionnye ozdorovitel'nye metodiki i tekhnologii [Non-traditional health-improving methods and technologies]: textbook. allowance. Yekaterinburg: Publishing House of RGPPU, 2013. 194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.