Научная статья на тему 'Особенности корпоративного управления в России в трансформируемой экономике'

Особенности корпоративного управления в России в трансформируемой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2532
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцев Илья Сергеевич

Рассматриваются основные подходы к формированию национальной модели корпоративного управления, анализируются характерные особенности российской модели. Исследуются проблемы становления корпоративного управления в России и направления его совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности корпоративного управления в России в трансформируемой экономике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186). Экономика. Вып. 25. С. 130-134.

И. С. Румянцев

особенности корпоративного управления в россии в трансформируемой экономике

Рассматриваются основные подходы к формированию национальной модели корпоративного управления, анализируются характерные особенности российской модели. Исследуются проблемы становления корпоративного управления в России и направления его совершенствования.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, корпоративное поведение.

В течение последних лет политики, представители органов регулирования и участники рынка во всех странах мира всё больше говорят о необходимости надлежащей политики и практики корпоративного управления. Появляется всё больше примеров того, что эффективное корпоративное управление способствует повышению конкурентоспособности, облегчает для компаний доступ к рынкам капиталов и тем самым содействует развитию финансовых рынков и обеспечению экономического роста в целом.

В настоящее время как российские, так и иностранные инвесторы уделяют всё больше внимания тому, как осуществляется управление компаниями и как компании откликаются на их нужды и запросы. Всё большее число инвесторов готово платить высокую цену за акции хорошо управляемых компаний, придерживающихся стандартов наилучшей практики в организации совета директоров, обеспечивающих раскрытие информации и финансовую прозрачность и уважающих права акционеров. Хорошо управляемые компании могут также лучше других выполнять свои экономические, экологические и социальные обязанности и способствовать обеспечению устойчивого экономического роста.

Улучшение практики корпоративного управления может способствовать повышению качества как внутри, так и между органами управления компании, тем самым повышая эффективность её финансово-хозяйственных операций. Повышение качества корпоративного управления также ведёт к улучшению системы отчётности и ответственности, снижает риск мошенничества и злоупотреблений со стороны должностных лиц компании. Эффективная система управления должна способствовать выполнению компанией всех требований законодательства, что позволяет существенно снизить судебные издержки. Кроме того, российские компании получают выгоду от укрепления

своей репутации как внутри страны, так и на международной арене.

Развитие финансового рынка России неразрывно связано с совершенствованием корпоративного управления. Уровень корпоративного управления является необходимым фактором, определяющим инвестиционный климат в стране.

Политическая и макроэкономическая стабилизация в России и связанные с ней темпы экономического роста, создали условия для того, чтобы российский бизнес начал переход от краткосрочной стратегии развития к долгосрочной. Позитивные изменения произошли и на уровне законодательного регулирования отношений в сфере корпоративного управления. Введены нормы, направленные на защиту прав акционеров, существенно улучшена система раскрытия информации. Национальные стандарты корпоративного управления были закреплены в Кодексе корпоративного поведения, который дал основу для системного анализа практики корпоративного управления и для формирования этических стандартов в сфере корпоративного управления.

Соблюдение положений Кодекса корпоративного поведения российскими компаниями позволит стать им более прозрачными и привлекательными для потенциальных инвесторов. Практика последних лет показывает, что улучшение корпоративного управления начинает рассматриваться российскими компаниями как важнейший ресурс повышения их конкурентоспособности. Соблюдение требований корпоративного законодательства и основных положений Кодекса корпоративного управления является условием выхода компаний на организованный рынок капитала, а следовательно, привлечение ими более дешёвых ресурсов на этом рынке.

Несмотря на многочисленные утверждения об усиливающемся сходстве моделей корпора-

тивного управления, между ними по-прежнему есть существенные различия. Все страны имеют свою уникальную историю, культуру и законодательную базу, и каждый из этих факторов оказывает влияние на систему корпоративного управления.

Структура управления корпорацией в различных странах определяется законодательной базой, регулирующей корпоративные отношения. В каждой стране структура управления корпорацией имеет определённые элементы, которые отличают её от структур других стран. Исследователи выделяют три основные модели управления корпорацией: англо-американская, германская и японская модель. Причём первые две являются господствующими на развитых рынках капитала. При рассмотрении англоамериканской модели необходимо выделить такие её основные достоинства, как высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок и лёгкость перелива между компаниями и отраслями, а также высокая информационная прозрачность компаний. В качестве недостатков можно отметить ориентацию преимущественно на достижение краткосрочных целей, жёсткие требования к доходности инвестиционных проектов и др. К главным преимуществам германской модели можно отнести приверженность долгосрочной стратегии, высокую финансовую устойчивость компаний. Недостатками же выступают недостаточное внимание к правам мелких акционеров, невысокая степень информационной прозрачности. Оценивая перспективы формирования национальной модели корпоративного управления, необходимо опираться на анализ реальных социально-экономических процессов. В России складывается собственная, специфическая модель корпоративного управления, включающая в себя характеристики уже существующих классических моделей.

Фактически в России в настоящее время формально присутствуют разрозненные компоненты всех традиционных моделей: относительно распылённая собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы); явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (при отсутствии адекватного финансирования и эффективного мониторинга) и элементы перекрёстных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа (при отсутствии тяготения к

какому-либо типу). Можно отметить и следующие тенденции:

— с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошёл поворот в сторону японской модели — более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании;

— замечено сходство с англо-американской моделью: в российской модели также в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, её прибыльности в краткосрочной перспективе;

— можно отметить и нацеленность на поддержание высокой гибкости систем управления, на приспособление компаний к внешней среде, ин-новативность и риск.

Таким образом, в России сложилась ситуация, когда один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования.

В целом же в России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного управления необходимо выделить:

— перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;

— специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;

— слабую или нетипичную роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);

— значительную долю государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;

— федеративное устройство и активную роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причём субъекта, действующего в рамках конфликта интересов — как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий (хозяйствующий) агент);

— неэффективный и (или) выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).

Вместе с тем существует ряд проблем концептуального характера, усложняющих развитие национальной модели корпоративного управления:

Отсутствие единого подхода и единого направления развития системы корпоративного управления для стран с переходной экономикой. Так, Джозеф Стиглиц в 1999 г. отмечал необходимость усиления внимания к роли инсайдеров, которые в контексте проблем связи между собственностью и управлением будут благоприятно воздействовать на сокращения цепочки агентских отношений. Также в 1999 г. Европейский банк реконструкции и развития в качестве одного из принципиально важных направлений на следующее десятилетие указывает необходимость борьбы с «интересами окопавшихся инсайдеров».

В более широкой постановке вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории — в последнее время он всё чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики (к примеру, проблемами, порождёнными российской приватизацией).

Структура собственности корпораций в России находится в стадии формирования, продолжаются и процессы консолидации акционерного капитала, в связи с чем выводы о тяготении к той или иной классической модели структуры владения и корпоративного управления пока преждевременны.

В России остро стоит проблема аффилированных отношений и бенефициарного владения (последнее понятие в российском праве вообще отсутствует).

Перечисленные характерные специфические черты формирующейся национальной модели корпоративного управления создают ощутимые трудности для принятия решений в области права и экономической политики. При этом необходимо помнить, что в долгосрочном плане следует учитывать общемировую тенденцию к унификации моделей корпоративного управления (взаимное заимствование различных компонентов и механизмов). Само по себе правовое оформление модели корпоративного управления (правовой инструментарий) вторично и лишь основано на реальных экономических процессах, в том числе глобализационных. Фундаментальная задача с точки зрения государства — это рассмотрение корпоративного управления в контексте защиты и гарантий прав собственности (прав инвесторов, прав акционеров) и обеспечение баланса интересов (прав) всех участников корпоративных отношений. Именно в данном контексте корпо-

ративное управление должно рассматриваться как важнейшее институциональное условие экономического роста.

Проблема «корпоративного управления» стала особенно актуальной в России со второй половины 1990-х гг. Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США и ряде других стран в 1980-е гг. (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций при одновременном усилении институциональных инвесторов), мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками.

Подписание в 1999 г. Принципов корпоративного управления ОЭСР стало обобщением опыта государств — членов ОЭСР в этой области, а сами Принципы — потенциальным модельным сводом стандартов и руководств, в том числе для стран с переходной экономикой. Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, является эффективность корпоративного управления. Характерными чертами эффективного корпоративного управления, по определению Всемирного банка, являются:

— прозрачность;

— раскрытие финансовой и другой информации о деятельности компании;

— внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента;

— защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров;

— независимость директоров в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений, в назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.

Организация экономического сотрудничества и развития выделяет следующие черты эффективного корпоративного управления:

— честность — уверенность инвесторов в защите своих средств;

— прозрачность — своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о своём финансовом положении;

— подотчётность — менеджеры подотчётны собственникам компании;

— ответственность — соблюдение компанией законов и этических норм.

Результат эффективного корпоративного управления проявляется как на локальном, так и на глобальном уровне:

— на уровне компании эффективное корпоративное управление обеспечивает получение компанией максимальной прибыли при соблюдении интересов акционеров и всех заинтересованных лиц;

— на уровне государства эффективное корпоративное управление способствует развитию частного сектора, фондового рынка и в целом экономики;

— на мировом уровне эффективное корпоративное управление позволяет снизить риски наступления финансового кризиса при формировании структуры международного финансового рынка.

Согласно традиционной концепции корпоративного управления с повышением благосостояния компании повышается благосостояние её акционеров. Однако современная концепция признаёт, что благосостояние акционеров отличается от благосостояния компании, что связано с тем, что компания и её акционеры могут иметь различные цели. Поэтому цель эффективного корпоративного управления — обеспечение баланса интересов всех участников корпоративных отношений.

Анализируя ситуацию, связанную с развитием корпоративного управления в России, можно выделить следующие современные тенденции:

— слияние «контролирующих акционеров» и «менеджеров»;

— низкая вероятность расширения в ближайшие годы внешнего акционерного финансирования как принципиальной экономической предпосылки эффективного корпоративного управления;

— концентрация акционерного капитала и консолидация контроля;

— усиление борьбы акционеров за свои права и осознание своей роли.

При этом можно выделить следующие основные проблемы в системе корпоративного управления российских компаний:

— информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцах компании;

— заказное правоприменение в решении корпоративных конфликтов с использованием так называемого административного ресурса;

— финансовая отчётность, не соответствующая международным стандартам;

— низкая эффективность мониторинга за деятельностью высшего менеджмента;

— низкие эффективность и профессионализм в работе совета директоров, незначительное число в его составе независимых директоров.

Данные проблемы решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к раскрытию информации, издан российский Кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний (принятие ими собственных кодексов поведения). Правила и стандарты корпоративного управления являются важными компонентами механизма рыночной экономики. Принятие российскими компаниями кодексов корпоративного поведения или управления необходимо рассматривать в качестве позитивного фактора, как для самих компаний, так и для инвесторов в связи преимущественным акцентированием кодексами деятельности компаний по раскрытию информации, повышению эффективности совета директоров и улучшению защиты прав акционеров. При этом необходимо иметь в виду, что у компаний, планирующих работать в качестве «публичных», и у компаний, намеренных существовать в качестве «закрытых» обществ, направления совершенствования корпоративного управления внутри организации существенно разнятся. Так, первые, осознав, что без привлечения средств новых акционеров они не смогут успешно развиваться в долгосрочной перспективе, тесно привязывают все управленческие решения к системе приоритетов инвесторов, для которых первостепенное значение имеют такие вопросы, как наличие у компании независимого и квалифицированного регистратора, достаточное количество независимых директоров в составе совета директоров компании и эффективность их работы и совета директоров в целом, процедура принятия решений на общем собрании акционеров и порядок участия в его работе и т. д. Для вторых же перспективы и направления совершенствования корпоративного управления более скромны. Их программа в этой области нацелена на повышение качества управленческих решений, создание эффективной системы взаимодействия и мотивации всех заинтересованных лиц. Общим же для всех корпораций является то, что если они сумеют трансформировать системы корпоративного управления в соответствии с надлежащей международной практикой, то окажутся в невыгодной конкурентной позиции,

пытаясь мобилизовать капитал для финансирования своего роста. Строгие стандарты корпоративного управления будут иметь существенное значение для привлечения и удержания инвесторов в условиях интернационализации рынков капитала.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день корпоративное управление претерпевает значительные изменения во всём мире. В первую очередь корпоративное законодательство вынуждено реагировать на новые экономические реалии, крупные корпоративные скандалы, а также процессы глобализации и интеграции, как на межгосударственном уровне, так и в рамках бизнес-процессов. Сегодня в России подготовлена концепция развития корпоративного законодательства, определяющая основные приоритеты и основанная на комплексном подходе. Один из разделов данной концепции посвящён регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным захватам. Согласно оценке независимых экспертов,

с июля 2004 по октябрь 2005 г. в России возникло не менее 60 публичных корпоративных конфликтов с общей стоимостью вовлечённых в них активов более 4 млрд долл. США.

Значительное внимание в концепции также уделяется реорганизации юридических лиц. В рамках совершенствования законодательства о реорганизации необходимо принятие единого федерального закона, посвящённого вопросам реорганизации юридических лиц. Кроме того, одним из важнейших направлений является совершенствование правового регулирования аффилированных лиц. Существенной проблемой российского корпоративного законодательства является совершенствование организационно -правовых форм юридических лиц.

Корпоративное законодательство затрагивает всех без исключения участников хозяйственной деятельности, его развитие требует системного подхода и непосредственно отражается на качестве корпоративного управления в той или иной стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.