Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (нач. IX — XVI вв.)'

ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (нач. IX — XVI вв.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история средневековья / государство Корё / буд дизм / буддийская архитектура / medieval history / state of Goryeo / Buddhism / Buddhist ar chitecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Моргунова Полина Вячеславовна

Рассмотрена корейская буддийская архитектура пе риода государства Корё на примерах храма Пульгкса и грота Сокку рам. Проведено сравнение храмовой и светской архитектуры для вы явления стилистических особенностей первой. Рассмотрено и буд дийское прикладное искусство как неотъемлемая часть композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Korean Buddhist architecture (early IX — XVI centuries)

The article discusses the Korean Buddhist architecture of the period of the Goryeo state using the examples of the Bulgksa temple and the Seokkuram grotto. It also compares temple and secular architecture to identify the Buddhist stylistic features. Buddhist applied art is also mentio ned as an integral part of the composition.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (нач. IX — XVI вв.)»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.71.69.012

П.В. Моргунова

ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (нач. IX — XVI вв.)

Аннотация. Рассмотрена корейская буддийская архитектура периода государства Корё на примерах храма Пульгкса и грота Сокку-рам. Проведено сравнение храмовой и светской архитектуры для выявления стилистических особенностей первой. Рассмотрено и буддийское прикладное искусство как неотъемлемая часть композиции.

Ключевые слова: история средневековья, государство Корё, буддизм, буддийская архитектура.

Автор: Моргунова Полина Вячеславовна, студент первого курса магистратуры «Тихоокеанская археология» Дальневосточного федерального университета. E-mail: [email protected]

Morgunova P.V.

Features of Korean Buddhist architecture (early IX — XVI centuries)

Abstract. The article discusses the Korean Buddhist architecture of the period of the Goryeo state using the examples of the Bulgksa temple and the Seokkuram grotto. It also compares temple and secular architecture to identify the Buddhist stylistic features. Buddhist applied art is also mentioned as an integral part of the composition.

Keywords: medieval history, state of Goryeo, Buddhism, Buddhist architecture.

Author: Polina V. MORGUNOVA, Master's student at the Faculty of Pacific Archeology, Far Eastern Federal University (e-mail: [email protected]).

История

233

Религия занимает важную часть в самосознании любого народа и глубоко укоренена в его культуре. Одной из важнейших религий корейского народа является буддизм, попавший на территорию Корейского полуострова (государства Когурё) в 372 г. и окончательно обосновавшийся там к 527 г., когда был официально принят правителем государства Силла. До сегодняшнего дня буддизм широко исповедуется в южнокорейском обществе, он наложил глубокий отпечаток на национальную культуру, что уверенно подтверждается тем фактом, что более 70 % культурных ценностей страны связаны с буддизмом.

В рассматриваемый период в странах Корейского полуострова сложилась сложная система верований. Помимо заимствования из Китая даосизма, конфуцианства и китайской версии буддизма, в Корее с древнейших времен имелись и собственные верования. Однако из всех заимствованных религий именно буддизм проявил в Корее наибольшую гибкость и способность адаптироваться к местным традициям. В частности, период Силла стал кульминацией корейской буддийской культуры.

Как светская, так и храмовая архитектура в основном состояла из деревянных строений. Со временем стили строительства трех стран начали расходиться, так что начиная с XII—XIII вв. можно выделить более заметные различия. Деревянная архитектура Кореи во многих отношениях находится на полпути между Китаем и Японией. Основной корейский тип строительства — деревянная постройка на гранитной основе, или так называемый ханок.

Крыша. Виды кровли можно разделить на несколько основных категорий.

Двускатная крыша — самый распространенный вид крыши, использовавшийся при постройке известных традиционных зданий Кореи, включая зал Кынджонджон во дворце Кёнбоккун, а также многие важные здания, включая дворцы, конфуцианские академии и дома представителей традиционной знати.

Крыша «матбэ» (чем-то похожая на мансардную крышу): эта простая форма крыши была разработана раньше других и сейчас считается каноном формы традиционной крыши корейских домов. Пример — павильон Кыннакджон эпохи Корё в храме Понджонса.

Уджингак (шатровая) — крыша встречается в основном в частных домах, крышу уджингак также можно увидеть на воротах дворца.

Моым (собранная) — крыша: Другой тип шатровой крыши — каждая из граней поверхности кровли сужается по мере подъема, образуя вершину [Jackson ,2013, 47—49].

234

История

Крыши кива (черепичные) были более долговечными, чем крыши чхога (соломенные), и использовались для маркировки важности здания, а также более высокого статуса его жителей [Jackson, 2013, 47— 49]. Из эстетических соображений плитки изготавливались самых разных форм и иногда с нанесенными на них изображениями. Большинство черепиц, используемых для традиционных зданий, были украшены узорами в виде цветущих лотосов, облаков, лиц демонов или санскритских символов [Kim, 2006, 81—83].

Колонны можно рассматривать как одну из наиболее важных частей корейской архитектуры. Подготовке колонн всегда уделялось особое внимание. Во время строительства и подготовки древесины обязательно учитывалось, где у дерева находился раньше корень, чтобы не поменять концы колонны местами, это связано с шаманским поверьем о том, что установленные вверх ногами колонны принесут лому несчастье и разрушения. В Корее традиционно использовались различные приемы, чтобы колонны казались шире у основания, чем у вершины, или чтобы они расширялись в центре. Различные формы колонн в определенной степени указывали на социальный статус. Круглые колонны встречались в основном в королевских дворцах и буддийских храмах [Jackson, 2003, 50].

Бэхыллим обозначает хорошо известный европейской архитектуре со времен Древней Греции энтазис, практику делать колонны шире в средней части, чем в верхней и нижней частях. Обычно это делают для более эстетичного вида здания, подобный прием позволяет колонне выглядеть ровной по всей длине и не допускает, чтобы колонна выглядела тоньше в центре, позволяя ей создавать впечатление надежной опоры для тяжелой крыши.

Квисосым буквально означает «поднимающийся по углам». Этот термин относится к практике увеличения высоты колонн в здании от центра к углам, где они находятся на самом высоком уровне. Это постепенное увеличение высоты едва заметно невооруженным глазом и варьируется в зависимости от общего масштаба здания. Он разработан, чтобы компенсировать оптическую иллюзию, возникающую, когда все колонны имеют одинаковую высоту, в результате чего внешние края здания кажутся провисшими.

Анссоллим переводится как «наклон внутрь» и описывает способ возведения колонн под углом, при котором они совсем слегка наклоняются внутрь к центру здания. Этот метод также используется для избежания установки абсолютно вертикальных колонн на каждом конце здания, которые из-за оптической иллюзии кажутся наклоненными наружу, создавая видимость нестабильности. Этот прием ис-

История

235

пользовался при строительстве каменных пагод, а также деревянных построек [Park, Fouser, 2015, 97—98].

Окна и двери в корейской традиционной архитектуре, как правило, сделаны из дерева и полупрозрачной бумаги. Самый распространенный тип оконной конструкции — сетка из тонких, деревянных планок, переплетающихся друг с другом, известная как чхансаль. Эта структура сочетает в себе прочность и легкость, позволяя слоям бумаги, приклеенным к деревянному каркасу, пропускать свет и не давая им слишком легко рваться. Чхансаль также предоставляет возможность для создания замысловатых и красивых узоров. Когда-то в Корее для решетчатых окон часто использовались простые конструкции с вертикальными линиями. Однако во времена династии Корё узор решетки стал более изысканным. Именно в этот период в моду вошли природные узоры и изображения буддийских персонажей. В основном выделяют около 172 традиционных корейских узора.

Некоторые двери и окна ханока даже имеют ккотсаль, исключительно декоративную форму, которая выходит за рамки геометрических узоров, прямых деревянных частей и вместо этого использует декоративные узоры из резных цветов. Ккотсаль часто встречается в буддийских храмовых постройках [Kim, 2006, 83—85].

Ворота. Ворота были еще одной важной особенностью корейской традиционной архитектуры. Поскольку комплексы домов ханок обычно были окружены стенами, ворота представляли собой одно из немногих видимых впечатлений с улицы. Их различные формы использовались для обозначения социального статуса [Kim. 2006, 58].

Ворота очень важны в храмах, архитектура и планировка которых, как правило, отражают буддийские принципы и верования [Kim, 2006, 58]. Храмы и их территория представляют собой идеальное пространство в земном мире. Храмовые врата служили метафорическими и физическими границами между двумя разными мирами. В связи с этим ворота и двери храма были изящно украшены цветочными узорами и яркими красками [Suh, 2007, 155].

Вход и дорога восхождения к основным буддийским храмам включают трое главных ворот. Ворота ильджумун с колоннами и крышей, но без двери, указывают на начало территории храма. Хотя иль-джумун имеют простую структуру и состоят всего из двух колонн, их крыша чаще всего богато украшена. Наконец, хонсальмун представляют собой избавление от душевной боли и обретение просветления. Хонсальмун — это тип ворот, которые использовались для обозначения входа в священные места, такие, как королевские гробницы. Они намного легче по конструкции, чем обычные ворота, с двумя красны-

236

История

ми колоннами и несколькими простыми деревянными прутьями, расположенными вертикально в виде «шипов» вдоль верхнего пролета. Считалось, что хонсальмун окрашены в красный цвет, потому что раньше считалось, что этот цвет не нравится призракам [Jackson, 2013, 58].

От ворот шли стены. Самый красивый тип стены называется хвачходам или хвамундам, и на ней изображены цветочные или растительные узоры. В это время каменные стены намеренно строились с некоторыми неровностями. Считалось, что именно изгибы, а не прямая линия обеспечивают стене большую прочность, тогда как промежутки между камнями пропускают ветер и дождевую воду, уменьшая давление, которое в противном случае могло бы привести к обрушению стены [Suh, 2007, 155].

Важено и цветовое решение строения. В Корее эта колористическая концепция называлась танчхон, что раньше означало красный и синий. В целом узоры в танчхоне представляли собой растительные мотивы, особенно стилизованные цветы лотоса, но в зависимости от назначения здания, покрашенного тем или иным цветом или сочетаниями цветов, использовались и другие узоры (за исключением особых случаев, таких, как буддийские пагоды или храмовые залы со статуями) [Kim, 2006, 54—61].

Претерпели изменения в Корее и буддийские мотивы, как, например, Дракон. Это мифическое животное уже было знакомо корейскому народу до прихода буддизма, поэтому в новом ключе дракон прижился довольно быстро. Изображения дракона находились за пределами внутреннего зала, например, на передних опорах, карнизах, на наружной стороне лестницы. Голова дракона, вырезанная из дерева или камня, нередко украшала навес над алтарем, его внутренние опоры или висела под потолком. Иногда статуи драконов украшали и охраняли вход в храм. В буддийской мифологии изначально драконы были злыми и враждебно относились к вере, но после их просветления Буддой они пришли защищать буддийские реликвии. Тоже касается и Маски монстра. Страшные разноцветные лица без тела или конечностей являются составной частью украшений как внутреннего зала, так и наружных стен буддийского храма. Обычно живописные или резные изображения масок выглядывают из-под карнизов или располагаются на вершинах колонн перед залом, иногда они украшают алтарь внутри.

При пристальном изучении декоративной программы, к примеру, зал Кыннакчон храма Пончжонса, изображения рыб можно найти в нем практически повсеместно. Иногда рыба изображена отдельно,

История

237

иногда вместе с другими водными животными, такими, как крабы, черепахи, моллюски и лягушки. Часто рыба обнаруживается во рту дракона вместо жемчужины [Heo, 2005, 12—86].

Постепенно совершенствовались не только техничность и реалистичность изображения, но и создавались новые стили и колористические схемы настенных росписей. Так, центральное место павильона Чосаджон монастыря Пусокса занимает композиция с буддийскими божествами. Цветовой контраст киновари, золотисто-охристых оттенков и голубого фона, который художник использовал в своей работе, помог достигнуть запоминающегося эффекта, невольно побуждающего зрителей сосредоточивать внимание на лицах, руках и отдельных деталях изображения [Толстокулаков, 2002, 79].

Наибольшее распространение в этот период получает литье железных статуй. В X—XII вв. это были небольшие бронзовые и глиняные статуи буддийских божеств для домашних алтарей [Глухарёва, 1982, 112]. Показательным примером может послужить статуя Будды павильона Мурянсуджон монастыря Пусокса, вылепленная из глины и покрытая несколькими густыми слоями золотого лака. Будда сидит в традиционной позе со скрещенными ногами, лицо корейского фенотипа, спокойное, но не строгое, восходит к древним образцам. Знаменито и гигантское изваяние Майтрейи храма Кванчхокса, которое создавалось в течение 38 лет, и эта колоссальная скульптура высотой 21,5 м — самое крупное скульптурное изображение в стране. Статуя была вытесана из нескольких гранитных глыб. Голова, украшенная высокой пагодой, контуры тела и черты лица выполнены схематично [Воробьев, 2002б 88].

Храм Пульгукса был построен по всем стандартам того времени. Ядром храма Пульгукса является уникальная пара каменных пагод, стоящих в его главном дворе: Таботхап и Соккатхап. В некоторых пагодах есть изображения буддийских божеств или сложные «футляры» шарира (считается вместилищем кармы), вырезанные на четырех сторонах нижних ярусов. Иногда первый ярус заменяется четырьмя колоннами, однако, какие бы вариации мы ни рассматривали, ни одна другая пагода не может сравниться с Соккатхапом. Святилище разделено на два царства: землю Будды Шакьямуни и землю Амитабхи, Будды безграничного света. Главный двор, посвященный Будде Шакьямуни, включает в себя Тэунгджон, главный зал поклонения, в котором хранится триада Будды из позолоченной бронзы. Пара знаменитых пагод: Соккатхап и Таботхап стоят перед главным залом поклонения. Пагода Будды Шакьямуни представляет собой канон для корейских буддийских пагод [Kim, 2007, 147—151].

238

История

Храм-грот Соккурам расположен неподалеку от вершины горы Тохамсан, к востоку от города Кёнджу. Храм представляет собой весьма высокий уровень развития пещерного каменного зодчества. Специалисты отмечают некоторое сходство Соккурама с пещерными храмами Индии и Китая. Однако корейский пещерный храм отличается по конструкции от прототипов из-за геологических особенностей Корейского полуострова. Купол храма искусственно сложен из отдельных гранитных блоков, расположенных несколькими концентрическими кругами, причем одним концом каждый каменный блок наложен на лежащий под ним камень, а другим выступает по направлению к центру. Огромный каменный цветок лотоса служит замком свода, как бы завершая собой круглый зал, таким образом, купол представляет собой сочетание систем строения как ложного, так и истинного купольного свода [Yoon].

Главная скульптура Будды Соккурама представляет собой корейскую буддийскую скульптуру в зените развития натуроподобия в искусстве. Вырезанное из единого гранитного блока изображение Будды высотой 3,5 м сидит со скрещенными ногами на пьедестале-лотосе высотой 1,34 м. Левой рукой Будда указывает на землю, прося тем самым богов земли подтверждения того, что он избавился от наваждения демона Мары и достиг нирваны. На стене позади Будды установлен большой гранитный медальон, украшенный по краю лепестками лотоса, что создает иллюзию ореола вокруг его головы. Это одна из отличительных черт Соккурама. В большинстве других изображений Будды нимб обычно прикреплен к спине или голове [Kim, 2007, 131].

Период, начавшийся в эпоху Трех корейских государств, стал временем, когда были прочно заложены основы корейской буддийской культуры, происходит синтез буддизма не только с местными верованиями, но и с конфуцианством и даосизмом. Буддийский пантеон пополняется национальными духами и духами предков, а храмовый алтарь меняет свою форму. В сравнении со стилем Силла, где на первый план выступали выразительность и одухотворенность, скульптура и архитектура сон-буддизма периода Корё не достигают таких же высот по художественной значимости.

Вся традиционная архитектура Китая, Кореи и Японии в основном выполнялась из деревянных конструкций. Если сравнивать буддийскую и светскую архитектуру Кореи рассматриваемого периода, можно сделать вывод, что при наличии некоторых различий, зодчество Кореи развивалось в целом по китайскому образцу, мастера использовали тот же китайский вариант каркасно-столбовой конструкции. Храмы всегда украшались больше, чем другие сооружения,

История

239

благодаря чему параллельно развивались буддийская скульптура, живопись и прикладное искусство.

Сравнивая сон-буддийскую архитектуру на примере храмового комплекса Пульгукса и Соккурам с подобными храмами Китая и Индии, можно заметить отличия обычных корейских буддийских храмов в использовании иных материалов, а также в украшении комплекса как внешне, так и изнутри сон-буддийской символикой, в которой смешались индийские и китайские буддийские мотивы, а также корейские народные. От всех остальных схожих скальных храмов Сок-курам отличается масштабом. Из-за твердой почвы корейские строители не могли вырезать помещение внутри породы, как в Индии или Китае.

Несмотря на сохранение в корейской архитектуре большого количества заимствованных из Китая канонов, сон-буддийскую архитектуру нужно рассматривать в комплексе составляющих строения видов искусства, таких, как скульптура, монументальная живопись и декоративно-прикладное искусство, ведь именно в подобном взаимодействии сон-буддийский храм приобретает культурную ценность.

Библиографический список

Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2002. 192 с.

Глухарёва О.Н. Искусство Кореи с древнейших времён до конца XIX века. М.: Искусство, 1982. 256 с.

Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. 240 с.

Heo Gyun. Korean Temple Motifs: Beautiful Symbols of the Buddhist Faith. translated by Timothy V. Seoul: «Dolbegae Publishers», 2005. 332 p.

Jackson B. Korean Architecture: Breathing with Nature. Seoul: Seoul Selection USA, Inc, 2013. 117 p.

Jeon Ho-tae. Goguryeo: In Search of Its Culture and History. Seoul: Hollym International Corp, 2008. 288 p.

Kim Dong-uk. Palaces of Korea. Seoul: Hollym International Corp, 2006. 137 p.

Kim Lena. Buddhish Sculpture of Korea. Seoul: Hollym International Corp, 2007. 223 p.

Park Ki-seok. Korean Cultural Heritage Vol. 1: Seen through Pictures and Names. Seongnam: Sigong Tech Co.,Ltd. Sigong Media Co., 2012. 311p.

Park Nani, Fouser R.J. Hanok: The Korean House. Seoul: Tuttle, 2015. 176 p.

Suh Jae-sik. Korean Patterns. Seoul: Hollym International Corp, 2007. 240 p.

240

История

World heritage of Korea. Bulguksa [Электронный ресурс] // Korean national heritage online. URL: https://web.archive.org/web/20060628044455/http://www.herit age.go.kr/eng/her/her_02.jsp (дата обращения: 16.04.2021).

Yoon Chae-Shin. The Stones of Seokguram Speak: Floor Plan and Wall Design of Seokbulsa Grotto [Электронный ресурс] // Journal of architectural history. Korea Science. URL: https://www.koreascience.or.kr/article/JAKO202012758285218.page

References

Glukhareva O.N. Iskusstvo Korei s drevneyshikh vremen do kontsa XIX veka [Korean Art from Ancient Times to late XIX]. M.: «Iskusstvo», 1982. (In Russian). 256 p. (In Russian).

Heo Gyun. Korean Temple Motifs: Beautiful Symbols of the Buddhist Faith. translated by Timothy V. Seoul: «Dolbegae Publishers», 2005. 332 p.

Jackson B. Korean Architecture: Breathing with Nature. Seoul: Seoul Selection USA, Inc, 2013. 117 p.

Jeon Ho-tae. Goguryeo: In Search of Its Culture and History. Seoul: Hollym International Corp, 2008. 288 p.

Kim Dong-uk. Palaces of Korea. Seoul: Hollym International Corp, 2006. 137 p.

Kim Lena. Buddhish Sculpture of Korea. Seoul: Hollym International Corp, 2007. 223 p.

Park Ki-seok. Korean Cultural Heritage Vol. 1: Seen through Pictures and Names. — Seongnam: Sigong Tech Co.,Ltd. Sigong Media Co., 2012. 311p.

Park Nani, Fouser R.J. Hanok: The Korean House. — Seoul: Tuttle, 2015. 176 p.

Suh Jae-sik. Korean Patterns. Seoul: Hollym International Corp, 2007. 240 p.

Tolstokulakov I.A. Ocherk istorii koreyskoy kul'tury [Notes on the history of Korean art]. — Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2002.240 p. (In Russian).

Vorob'yev M.V. Ocherki kul'tury Korei [Notes on Korean Culture]. Sankt-Peterburg: «Peterburgskoye vostokovedeniye», 2002. 192 p.

World heritage of Korea. Bulguksa // Korean national heritage online. URL: https:// web.archive.org/web/20060628044455/http://www.heritage.go.kr/eng/her/her_02.jsp (accessed: 16.04.2021).

Yoon Chae-Shin. The Stones of Seokguram Speak: Floor Plan and Wall Design of Seokbulsa Grotto // Journal of architectural history. Korea Science. URL: https:// www.koreascience.or.kr/article/JAKO202012758285218.page (accessed: 20.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.