Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / КОПИНГ - РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абрамова В.Д.

Проявление и причины девиантного поведения рассмотрены с позиции когнитивного подхода. Изучается взаимосвязь отклоняющегося поведения с копинг-стратегиями.Symptoms and causes of deviant behavior considered from the perspective of the cognitive approach. Study the relationship of deviant behavior with coping strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ»

каждый этап и договариваясь о переходе на следующий уровень взаимоотношений.

Использованные источники:

1.А.Я. Анцупов А.И. Шипилов Конфликтология. [329-с]

2.И.Е. Ворожейкина. Я. Кибанов Д.К. Захаров Конфликтология УДК 331.1(075.8) ББК 65.240я73 В75[176-с]

3.УДК 159.93 Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-еизд. — СПб.: Питер, 2006 [11-с]

УДК 159. 922. 7(045)

Абрамова В.Д. студент

4 курс, факультет «Психолого - педагогический» Крымский инженерно - педагогический университет

Россия, г. Симферополь Научный руководитель: Ушакова В.Р., к. психол. Н Преподаватель кафедры психологии ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ Аннотация: Проявление и причины девиантного поведения рассмотрены с позиции когнитивного подхода. Изучается взаимосвязь отклоняющегося поведения с копинг-стратегиями.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, совладающее поведение, копинг - стратегии, копинг - ресурсы.

SPECIFICITY COPING STRATEGIES OF TEENAGERS WITH DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR Abstract: Symptoms and causes of deviant behavior considered from the perspective of the cognitive approach. Study the relationship of deviant behavior with coping strategies.

Keywords: deviant behavior, deviant behavior, coping behavior, coping -strategies, coping - resources.

Психология девиантности является молодой наукой, в которой до сих пор многие взгляды на причины возникновения тех или иных девиаций являются спорными и дискуссионными. Это может быть следствием того, что в нашем динамичном мире с его изменчивыми социальными явлениями, сложно чётко «ухватить» то или иной аспект реальности, который может служить подходом к пониманию отклоняющегося поведения[1].

На данный момент существует множество подходов к пониманию девиантного поведения. Если их систематизировать, то получим следующее: это поведение, действие или поступок, носящие постоянный характер и отклоняющееся от принятых норм и правил, установленных в данном социуме, которое может повлечь за собой, в случае их обнаружения, неодобрение и наказание со стороны объектов такого поведения[2,3].

В психологии в 60-х гг. XX века ведущими концепциями девиантного поведения были бихевиоральная и инстинктивная. В сегодняшнем мире большую значимость начинает приобретать когнитивная теория[4].

В рамках когнитивного направления, причиной отклоняющегося поведения лежит в реагировании человека на разнообразные внешние воздействия, при этом большую роль играет личностная интерпретация социальные взаимодействия. В этом случае, как индивид осмыслит те или иные ситуации, он может повести себя либо «нормально», либо, напротив -«девиантно». Это значит, что в основе девиации лежит реакция на стимул, исходящей из внешней среды[4].

Слово «интерпретация», как описательный механизм девиантного поведения также звучит в когнитивной модели Аарона Бека. По его мнению, то, как индивидуумы интерпретируют стрессовые ситуации, характеризует их поведение. Определённые способы толкования всех тех ситуаций, с которыми сталкивается человек, Бек называет конструкторами. Он говорил, что в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы или конструкты. Это значит, что неадекватные когниции становятся причиной появления неадекватных чувств и действий [5].

Интерпретация индивидуумом влияние стрессора рассматривалась в рамках совладающего поведения. На сегодняшний день, в когнитивном направлении становится актуальным изучение поведения человека в стрессовых ситуациях [6].

Преодоления стрессовых ситуаций называется «совладающим поведение», а сам процесс «совладением». При этом, зачастую можно слышать такое понятие как «копинг», т.е. преодоление.

N. Наап трактует понятие «копинг» в рамках способности «Эго», т.е. это некий психологический механизм защиты, что ослабляет психологическое напряжение в стрессовых ситуациях [7]. Существует иной взгляд к описанию совладющего поведения. В своих работах J.H. Amirkhan изучает копинг в рамках черт личности (диспозиционные концепции копинга) [8]. Это может означать, что копинг является относительно постоянной склонностью человека отвечать на стрессовые факторы из внешней среды специфическим для него образом.

В свою очередь, Р. Лазарус в использовал понятие копинг для того, чтобы описать осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими сложными жизненными ситуациями, которое может стать причиной тревожности [9]. Изначально, совладние ограничивалось лишь определением способов преодоления детьми кризисов собственного развития.

Отметим, что Weber утверждал, что психологическая функция копинг - поведения является в том, чтобы повысить уровень адаптации личности в различных жизненных ситуациях, помогая совладать с ней [10]. Таким образом, что основная задача копинга - поддержание психического и физиологического благополучия человека, а также дает возможность ему чувствовать удовлетворенность социальными отношениями.

Наряду с копинг-стратегиями существуют и копинг-ресурсы личности — вся совокупность реальных условий, из которых человек «черпает» силы, чтобы справиться с воздействиями внешней среды. Среди основных ресурсов выделяют: физическое здоровье, социальную поддержку, материальные возможности, а также психологические особенности, такие как интеллект, уровень социальных контактов, моральные убеждения и ценности, юмор[5].

Для того чтобы изучить взаимосвязь совладющего и отклоняющего поведения было проведено исследование на базе СОШ № 40 г. Симферополя среди 30 учеников 9х классов в возрасте от 13 - 15 лет. Была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орёл; опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана (WCQ) в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, а также опросник стилей юмора Мартина (Humor Styles Questionnaire, HSQ) разработанный Р. Мартином и П. Дорис. Целью исследования явилось изучить особенности юмора, как основного психологического ресурса для совладания с стрессогенными факторами внешней среды.

В ходе исследования 30 испытуемых были разделены на основную группу, дети склонные к девиантному поведению, и группу сравнения. Для подсчёта различий между 2 группами использован математический метод расчёта t-критерия Стьюдента.

После подсчёта использования копинг - стратегий между основной девиантной группой, выявились различия между использованием таких стратегий как «самоконтроль» (t=2,7), «принятие ответственности» (t=2,9) и «положительная переоценка» (t=3,5). Это свидетельствует об использовании адаптивных копингов среди школьников группы сравнения, что и является причиной их высокой стрессоустойчивости. И наоборот большие различия между такими шкалами как «избегание» (t=2,7) и «конфронтация» (t=2,8) говорит об использовании девиантными подростками неадаптивных копинг стратегий, что и приводит к низкому уровню стрессоустойчивости.

Также имеются существенные различия между использованием стилей юмора у двух групп. В оси значимого различия лежит шкала самоподдерживающего стиля юмора (t= 2,7), что говорит о том, что группа подростков не имеющих склонности к девиантному поведению, использует данный вид юмора, так как он демонстрирует оптимисичный взгляд на жизнь, своеобразный регулятор эмоций в сложной ситуации и является механизмом совладающего поведения. А различия в использовании самоуничижительного юмора (t=2,9) свидетельствуют о том, что девиантные подростки склонны использовать данный вид для того чтобы снискать расположение значимых для них лиц путём высмеивания самих себя.

Выводы. Психология девиантности является молодой наукой, в которой до сих пор взгляды на причины возниконовения девиаций являются спорными и дискуссионными. В сегодняшнем мире большую значимость

играет когнитивная теория, в рамках которой причины отклоняющегося поведения лежит в неадаптивном реагировании человека на разнообразные внешние воздействия. Интерпретация индивидуумом влияние стрессора рассматривалась в рамках совладающего поведения. Психологическая функция копинг - поведения является в том, чтобы повысить уровень адаптации личности. Подростки, склонные к девитантному поведению, используют такие неадаптивные копинг - стратегии, как «избегание» и «конфронтация», а также используют самоуничижительный неадаптивный стиль юмора. Это является причиной их низкой стрессоустойчивости, что и влечёт за собой девиантное поведение.

Использованные источники:

1.Гилинский Я.Г. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

2.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. В: Социология сегодня.- М.: Прогресс, 1965. С.520-521.

3.Goode E. Deviant Behavior. Second Edition. - New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. p.17

4.Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию/учебное пособие/ -Ростов-на-Дону, 2003. 343с.

5.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр.

— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4.

6.Бурдье П. Социология политики. - М.,1993.с.

7.Haan N. Coping and defense mechanism related to personality inventories // Journal of Consulting Psychologist. 1965. Vol. 29.

8.Amirchan J.H. Criterion validity of a coping measure // J. Pers. Assess. - 1994.

- Vol.62, № 2. - P. 242-261.

9.Lazarus, R.S. Emotion and Adaptation. — New York: Oxford University Press,

1991.

10.Weber, H. Belastungsverarbeitung/H. Weber//Z. furKlinische Psychologic. -

1992. - Bd. 21. - H. l. - S. 17-27.

11.Coyne J.C, Aldwin C., Lazarus R.S. (1981) Depression and Coping in stressful episodes. Journal of Abnormal Psychology, 90:439-447.

Информация о себе: +79788073519, redwood18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.