Научная статья на тему 'Ситуативная обусловленность как фактор девиантного поведения подростков'

Ситуативная обусловленность как фактор девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ADOLESCENT / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / CRITICAL SITUATION / СИТУАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / SITUATIONAL REACTIONS / "ЗАЩИТНО-КОМПЕНСАТОРНЫЕ" ОБРАЗОВАНИЯ" / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ / INDIVIDUAL STYLE OF EXPERIENCE / PROTECTIVE ANDCOMPENSATORY ENTITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безносюк Е.В.

В данной статье рассмотрено влияние факторов ситуативной обусловленности на совершение девиантных действий подростками, проанализированы особенности переживания подростками критических ситуаций в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безносюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONALLY DETERMINED AS A FACTOR OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

An analysis of research suggests that the occurrence of deviations in adolescence contributes to its dependence on external influences, which can be attributed to situational factors, and therefore, all the more urgent becomes the problem of their identification, as well as search the negative effects of the correction methods on the part of social workers, educational psychologists and other specialists. This has contributed to the choice of the topic of a scientific article.Critical situation in puberty are defined in science as a result of active interaction with the environment of a teenager. The very situation of a minor who is in the period of puberty is a way to organize the phenomena of the external world. By the terms of provoking the emergence of critical situations, the author also considers:emotsiogenny source (environment, which affects the adolescent and is "significance" for him); adverse social environment (family, school, reference group);individual and psychological features of the person; personal experience of the situation, which resulted in favor of its subjective image. Situational reaction acting as a situational defensive automatisms are objective evidence of experience minor emergency.By repeating the negative incentives situational protective automatism can go into a protective style, a form of expression which are the different types of deviations. At the level of consciousness of the experience of critical situations it is expressed in the form of coping (coping strategies) as a conscious way of unconscious defenses. Coping strategies are called conscious effort of the individual at the time of the psychological threat to the coping, and other events that give rise to concern.At the heart of style protective automatism is subjective "style to overcome," which implies systematically repeated and gradually worked through self-help methods in conflict situations. Within these "protection" are a kind of information processing techniques, appropriate capabilities of the individual, to protect against the most serious consequences for her. The subjective experience of style leads to a sense of overcoming conflicts. Non-adaptive passive dysfunctional coping strategies that are enshrined in the form of automatism defense style, may be protective and compensatory education.Thus, from the foregoing, it can be concluded that the deviant behavior of teenagers as protective and compensatory education can be considered as generated unconsciously and inappropriately used their way to overcome critical situations. At the level of consciousness experiencing critical situations in the form of acts of this type of coping behavior as a coping strategy. The main areas of critical situations affecting the formation of the deviations in adolescents, are the family, school and the inner world. However, it is the scope of the parent-child relationship is one of the most important in the formation of at minors of both positive and negative ways of experiencing a critical situation in which he finds himself. Therefore, in the work of social workers, educational psychologists, social services and other agencies, the focus is aimed at the prevention, timely detection and correction of potential causes of emergencies, leading to the formation of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Ситуативная обусловленность как фактор девиантного поведения подростков»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 9-15.

УДК [37.013.42:364.27] -53.6

СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Безносюк Е. В.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: katti.ya@mail.ru

В данной статье рассмотрено влияние факторов ситуативной обусловленности на совершение девиантных действий подростками, проанализированы особенности переживания подростками критических ситуаций в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит.

Ключевые слова подросток, девиантное поведение, критическая ситуация, ситуационные реакции, «защитно-компенсаторные» образования», психологическая зашита, копинг-стратегии, индивидуальный стиль переживания.

ВВЕДЕНИЕ.

На протяжении всего жизненного пути человек сталкивается с критическими ситуациями, возникающими при решении экзистенциальных проблем. Характер переживания критических ситуаций влияет на действия, поступки и на развитие личности в целом. В подростковом возрасте «неудачные» переживания, выступая как псевдопреодоление, усиливают общую кризисную ситуацию возраста, ведут к дезадаптации личности, нарушают нормальное протекание жизнедеятельности. Вследствие этого могут возникать защитно-компенсаторные образования, в том числе и в виде таких отклонений в поведении подростков как асоциальное, антидисциплинарное, аутодеструктивное и другие виды девиантного поведения. Таким образом, появлению девиантного поведения в подростковом возрасте способствует его зависимость от внешних влияний, к которым относятся ситуативные факторы, в связи с чем все актуальнее становится проблема их выявления и поиска методов коррекции негативных последствий со стороны социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов. Этим и обусловлен выбор данной темы научной статьи.

Развернутое объяснение девиации впервые дал Дюркгейм Э., который ввёл понятие аномии. Проблемой изучения феноменологии, причин, истоков и видов девиантного поведения занимаются такие ученые как Бородулина С. Ю.,

9

Галагузова М. А. , Змановская Е. В., Ильин Е. П., Подласый И. П., Шнейдер Л. Б. Вопросу о влиянии ситуации на развитие девиантного поведения у подростков посвящены работы Амбрумовой А. Г., Бурлачук Л. Ф., Грановской Р. М., Духновского С. В., Никольской И. М., Тумановой Е. Н.

Цель данной статьи: рассмотреть влияние фактора ситуативной обусловленности на совершение девиантных действий подростками.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

В настоящее время понятие «ситуация» рассматривается как результат более или менее активного взаимодействия подростка со средой, приводящего к выделению из объективной реальности совокупности явлений, которые организовываются в некоторое целостное образование лишь в связи с актуальной позицией самого подростка в окружающем мире. Ситуация является способом организации подростком явлений внешнего мира. При этом среда представлена как в предметной и функциональной форме, так и как совокупность общественных и межличностных отношений. Совокупность психологических ситуаций обусловливает социализацию субъекта и формирование элементов образа Я [2, с. 73 - 74].

С. В. Духновский в своих исследованиях указывает, что поскольку приоритет в образовании ситуации может быть отдан как внешним условиям, так и психологической готовности подростка включаться в условия, необходимые для образования ситуации, можно выделить два класса ситуаций:

- класс объектных ситуаций - противодействующее значение принадлежит внешним обстоятельствам;

- класс субъектных ситуаций - представлен ситуациями, которые вызываются почти исключительной психологической готовностью подростка, его актуальными потребностями [3, с. 54].

Особое влияние на формирование индивидуального опыта переживания ситуации, а также на развитие личности подростка и его поведение, оказывает переживание критических ситуаций.

К условиям возникновения критических ситуаций автор также относит:

- эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, воздействующий на подростка и представляющий определенную «значимость» для него;

- неблагоприятную социальную среду (детско-родительские отношения, школа, сверстники);

- индивидуально-типологические особенности личности подростка (особенности формирующегося характера и потребностно-мотивационной сферы);

- индивидуальные восприятия ситуации, результатом которых выступает её субъективный образ.

Таким образом, под критической ситуацией понимается вид социальных ситуаций, складывающийся в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего и внутреннего мира, преломленных в психике подростка. Она сопровождается ситуационными реакциями - ситуационными защитными

10

автоматизмами, способными переходить в стереотипы поведения - стилевые защитные автоматизмы, которые могут закрепляться в виде «защитно-компенсаторных» образований [3, 5].

Ситуационные реакции выступают как ситуационные защитные автоматизмы, являющиеся объективными признаками переживания подростком критической ситуации. Амбрумова А. Г. выделяет шесть типов реакций: пессимистическая реакция, реакция эмоционального дисбаланса, реакция демобилизации, реакция дезорганизации, реакция оппозиции и отрицательного баланса. Важную роль при возникновении и развитии ситуационных реакций играют индивидуальные «восприятия-когниции» ситуации, так как характер индивидуального восприятия и оценки подростком ситуации определяет степень её трудности, «критичности» [1, с. 107 - 109]. Кроме этого, необходимо учитывать, что у подростков могут проявляться выделенные Личко А. Е. поведенческие модели, специфически -подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: реакция группирования со сверстниками, реакция эмансипации, реакция увлечения (хобби - реакция). У подростков также могут отмечаться детские поведенческие реакции: реакция имитации и отрицательной имитации, реакция компенсации и гиперкомпенсации. В связи с этим при анализе поведения подростков необходимо дифференцировать реакции, обусловленные возрастными особенностями, и ситуационные реакции как ситуационные защитные автоматизмы, появляющиеся при переживании критических ситуаций. Считается также, что эти реакции могут взаимообуславливать друг друга. Это зависит от того, по какому пути (личностному или ситуационному) развивается критическая динамика. Поэтому строгую линию провести между ними довольно проблематично [6, с. 110 - 121].

При повторении патогенных стимулов ситуационные защитные автоматизмы способны трансформироваться в стилевой защитный автоматизм, который может выражаться в девиациях поведения как форме компенсации и защиты. Под стилем защиты понимают относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного отношения к своему «Я».

Таким образом, девиантное поведение подростков рассматривается как бессознательно выработанный и используемый конкретным подростком неадекватный способ переживания критических ситуаций. «Защитно-компенсаторные» образования в виде отклонений в поведении не только выступают как следствия имевших место однажды в прошлом причин, но они также являются попыткой некоторого нового синтеза жизни, к чему, однако, надо прибавить неудавшиеся попытки, которые все же остаются попытками, не лишенными внутренней ценности и смысла.

Никольская И. М. и Грановская Р. М. считают, что объяснение отклоняющегося поведения как защитно-компенсаторного образования необходимо строить с учетом личности подростков в отношении устойчивости к средовым (социальным) ситуационным воздействиям. Обоснованием этого служит то, что травматический

11

характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для подростка, то есть от «личностного смысла» воздействующего стимула. Без учета личностных особенностей, детерминирующих образование смысла, нельзя адекватно определить не только интенсивность воздействия, его характер, но и сам факт существования критической ситуации. Однако роль личности не должна ограничиваться выполнением функции смыслового опосредования, так как переживание критической ситуации может трансформировать буквально все психические структуры и процессы личности. Девиантное поведение подростков, как результат их «выхода» из критической ситуации, приобретает для них определенный смысл; подростки ищут смысл в искусственном возбуждении себя, вступают в различные группировки или становятся «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т. п. [7, с. 138-157].

На сознательном уровне переживание критических ситуаций выступает в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит. Копинг-стратегиями (совладающим поведением) называют сознательные усилия личности в ситуации психологической угрозы для совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями [7, с. 157].

Таким образом, действие психологической защиты является обязательным условием переживания критических ситуаций независимо от его модальности (положительное оно или нет). Её объективными проявлениями являются ситуационные и стилевые защитные автоматизмы, отражающие переживание на бессознательном уровне, так как их «включение» происходит неосознанно для человека. На сознательном уровне переживание критических ситуаций выступает в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит.

Змановская Е. В. в своих работах указывает, что основными сферами возникновения критических ситуаций у подростков с девиантным поведением являются: детско-родительские отношения, школа, внутренний мир. Каждая из этих сфер содержит критические события, входящие в её состав [4, с. 66].

В качестве копинг-стратегий, используемых подростками с отклоняющимся поведением, выступают: отказ от участия в происходящем, ограждение себя, замыкание в себе, осмотрительность; высокомерное, вызывающее отношение к окружающим; бегство в иллюзорный, искусственный мир, в котором все приближается к тому, что хотелось бы видеть; отказ от борьбы и поиск устойчивой и безопасной обстановки. Копинг-стратегии подростков с отклоняющимся поведением можно охарактеризовать как псевдоадаптивное дисфункциональное и пассивное, дезадаптивное копинг-поведение [7, с. 208 - 210].

При этом используются пассивные и активные копинг-стратегии с преобладанием первых, а также предполагается исход в виде дезадаптации и социальной изоляции. Стратегии совладающего поведения, закрепляясь в виде одного из возможных способов реализации копинг-поведения, могут выступать как стилевые защитные автоматизмы психологической защиты.

12

В основе стилевых защитных автоматизмов лежит индивидуальный «стиль переживания», определяемый как часто повторяющиеся и постепенно отрабатываемые способы помощи себе при конфликтах. Внутри них лежат специфические приемы переработки информации, соответствующие возможностям личности, предохраняющие от наиболее серьезных для неё последствий. Индивидуальный стиль переживания приводит к субъективному ощущениюослабления конфликтов. Однако необходимо отметить, что субъективное ослабление конфликта может не означать его позитивного разрешения или элиминирования вообще. Неадаптивные пассивные дисфункциональные копинг-стратегии, закрепляясь в виде стилевых защитных автоматизмов, могут представлять защитно-компенсаторные образования [2, 4, 7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков как защитно-компенсаторное образование можно рассматривать в качестве бессознательно выработанного и неадекватно используемого ими способа преодоления критических ситуаций, совладания с ними. На сознательном уровне переживание критических ситуаций выступает в форме совладающего поведения (копинг-стратегий) как осознанных вариантов бессознательных защит. Основными сферами возникновения критических ситуаций у подростков с девиантным поведением выявлены: детско-родительские отношения, школа, внутренний мир самого подростка. Каждая из этих сфер содержит критические события, входящие в её состав. Однако именно сфера детско-родительских отношений является определяющей в формировании у подростков как положительных так и отрицательных способов преодоления критической ситуации в которую он попадает. Поэтому в работе социальных педагогов, педагогов -психологов, социальных служб и других учреждений основное внимание направлено на профилактику, своевременное выявление и коррекцию возможных причин возникновения критических ситуаций, приводящих к формированию девиантного поведения.

Список литературы.

1. Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А. Г. Абрумова // Психологический журнал. - 2001. - № 6. - С. 107 - 115.

2. Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурдачук, Е. Ю. Коржова. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

3. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие / С. В. Духновский. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 124 с.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Л.: Медицина, 2000. - 256 с.

6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. -СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

13

UDC [37.013.42:364.27] -53.6

SITUATIONALLY DETERMINED AS A FACTOR OF DEVIANT BEHAVIOR

OF ADOLESCENTS

Beznosyuk E. V.

Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea

E-mail: katti.ya@mail.ru

An analysis of research suggests that the occurrence of deviations in adolescence contributes to its dependence on external influences, which can be attributed to situational factors, and therefore, all the more urgent becomes the problem of their identification, as well as search the negative effects of the correction methods on the part of social workers , educational psychologists and other specialists. This has contributed to the choice of the topic of a scientific article.Critical situation in puberty are defined in science as a result of active interaction with the environment of a teenager. The very situation of a minor who is in the period of puberty is a way to organize the phenomena of the external world.

By the terms of provoking the emergence of critical situations, the author also considers:emotsiogenny source (environment, which affects the adolescent and is "significance" for him); adverse social environment (family, school, reference group);individual and psychological features of the person; personal experience of the situation, which resulted in favor of its subjective image. Situational reaction acting as a situational defensive automatisms are objective evidence of experience minor emergency.By repeating the negative incentives situational protective automatism can go into a protective style, a form of expression which are the different types of deviations. At the level of consciousness of the experience of critical situations it is expressed in the form of coping (coping strategies) as a conscious way of unconscious defenses. Coping strategies are called conscious effort of the individual at the time of the psychological threat to the coping, and other events that give rise to concern.At the heart of style protective automatism is subjective "style to overcome," which implies systematically repeated and gradually worked through self-help methods in conflict situations. Within these "protection" are a kind of information processing techniques, appropriate capabilities of the individual, to protect against the most serious consequences for her. The subjective experience of style leads to a sense of overcoming conflicts. Non-adaptive passive dysfunctional coping strategies that are enshrined in the form of automatism defense style, may be protective and compensatory education.Thus, from the foregoing, it can be concluded that the deviant behavior of teenagers as protective and compensatory education can be considered as generated unconsciously and inappropriately used their

14

way to overcome critical situations. At the level of consciousness experiencing critical situations in the form of acts of this type of coping behavior as a coping strategy.

The main areas of critical situations affecting the formation of the deviations in adolescents, are the family, school and the inner world. However, it is the scope of the parent-child relationship is one of the most important in the formation of at minors of both positive and negative ways of experiencing a critical situation in which he finds himself. Therefore, in the work of social workers, educational psychologists, social services and other agencies, the focus is aimed at the prevention, timely detection and correction of potential causes of emergencies, leading to the formation of deviant behavior.

Keywords: adolescent, deviant behavior, critical situation, situational reactions, protective andcompensatory entities, psychological defense, coping strategies, individual style of experience

References

1. Ambrumova A.G. Analysis of the state of psychological crisis, and their dynamics / A.G. Abrumova // Psychological magazine. - 2001. - №6. - P.107-115.

2. Burlachuk L.F. Psychology of life situations / L.F. Burdachuk, E.Y. Corjova. - Moscow : Russian pedagogical agency, 1998. - 263 p.

3. Duhnovsky S. V. Psychological support of adolescents in critical situations: Textbook / S. V. Duhnovsky. - Kurgan: Publishing House of the Kurgan State University Press, 2003. - 124 p.

4. Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): A manual for students in higher education / E.V. Zmanovskaya. - Moscow : Publishing Center "Academy", 2003. - 288 p.

5. Licko A.E. Psychopathy and the accentuation of character in adolescents / A.E. Licko. - L .: Medicine, 2000. - 256 p.

6. Nikolskaya I.M. Psychological protection of children / I.M. Nicholskaya, R.M. Granovskaya. -St. Petersburg: Rech, 2000. - 507 p.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.