Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОТОННАЖНОГО СПГ В РОССИИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОТОННАЖНОГО СПГ В РОССИИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СПГ / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / КПГ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ / АГНКС

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Романов Р.М., Кириченко О.С.

В данной работе предлагается вариант использования существующей инфраструктуры газозаправочных станций для получения СПГ на месте локального потребления. В качестве научной новизны представлена карта оптимального расположения модернизированных заправочных станций. Важным с точки зрения практической ценности является представленная принципиальная технологическая схема реализации получения СПГ на АГКНС, сделан вывод о перспективах роста потребления СПГ в случае модернизации КПГ-заправок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE CONCEPT OF LOW-TONNAGE LNG IN RUSSIA FOR LONG-DISTANCE ROAD TRANSPORT

This paper proposes a variant of using the existing infrastructure of gas filling stations for receiving LNG at the place of local consumption. As a scientific novelty the map of optimal location of modernized gas-filling stations is presented, important in terms of practical value is the presented principle technological scheme of realization of LNG receipt at AGKNS, the conclusion about prospects of growth of LNG consumption in case of modernization of CNG-filling stations is made.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОТОННАЖНОГО СПГ В РОССИИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА»

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОТОННАЖНОГО СПГ В РОССИИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА

Романов Р.М.

РОМАНОВ Родион Модестович - магистрант по направлению «Экономика», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Российская Федерация. E-mail: rodi-98@mail.ru

КИРИЧЕНКО Ольга Сергеевна (научный руководитель) - кандидат экономических наук, доцент департамента отраслевых рынков, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Российская Федерация. E-mail: olgaskirichenko@gmail.com

Аннотация. В данной работе предлагается вариант использования существующей инфраструктуры газозаправочных станций для получения СПГ на месте локального потребления. В качестве научной новизны представлена карта оптимального расположения модернизированных заправочных станций. Важным с точки зрения практической ценности является представленная принципиальная технологическая схема реализации получения СПГ на АГКНС, сделан вывод о перспективах роста потребления СПГ в случае модернизации КПГ-заправок.

Ключевые слова: сжиженный природный газ, СПГ, компримированный природный газ, КПГ, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, АГНКС.

Для цитирования: Романов Р.М. Особенности концепции развития малотоннажного СПГ в России для магистрального автотранспорта // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 147-160. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-147-160.

Введение

Сжиженный природный газ (далее - СПГ) является криогенным топливом, получаемым путем его сжижения до температуры конденсации -161,5 °C [1]. Основными особенностями СПГ являются меньшая по сравнению с керосином плотность и низкая температура кипения. Высокая теплотворная способность обеспечивает полное превращение тепловой энергии в механическую. Технологии низких температур позволяют получать СПГ в определяемых потребителем количестве и эффективно транспортировать на большие расстояния, хранить в крупных цилиндрических резервуарах. Заводы по производству сжиженного природного газа являются наиболее сложными и дорогостоящими объектами в звене обеспечения потребителя газом. За последнее время в мировой практике сложились два основных технологических направления по производству и сбыту СПГ (рис. 1) [2].

Крупнотоннажное производство сжиженного природного газа (далее - ктСПГ) отличается от малотоннажного производства сжиженного природного газа (далее - мтСПГ) в первую очередь высокими капитальными затратами на технологическое оборудование, длительным периодом строительства необходимой

Обозначения: 1 - магистральный газопровод; 2 - магистральная компрессорная станция; 3 - подземное хранилище газа (ПХГ); 4 - газораспределительный пункт; 5 - завод по производству ктСПГ с экспортным терминалом отгрузки в танкеры-газовозы; 6 - танкер-газовоз; 7 - морской терминал хранения СПГ; 8 - крупнотоннажный комплекс по регазификации СПГ; 9 - магистральная национальная газопроводная сеть; 10 - малотоннажное производство СПГ; 11 - транспортировка СПГ в автоцистернах и танк-контейнерах; 12 - криогенная автозаправочная станция СПГ; 13 - регазификационная станция заправки КПГ; 14 - малотоннажный комплекс по приему, хранению и регазификации СПГ; 15 - газификация производственных объектов; 16 - газификация энерго-, теплогенерирующих объектов; 17 - газификация населенных пунктов; 18 - заправка транспорта на КПГ (автомобильная, легковая коммерческая, грузовая); 19, 20 - заправка транспорта на СПГ (грузовая, легковая коммерческая, карьерная и железнодорожная техника, бункеровка судов)

Рис. 1. Производственная-логистическая карта поставок природного газа Источник: составлено автором.

инфраструктуры. Строительство заводов ктСПГ сосредоточено вблизи крупных газовых месторождений. Для транспортировки СПГ на судах-газовозах производства должны располагаться вблизи морских портов, для возведения береговых терминалов для загрузки танкеров. Поставки ктСПГ направляются на танкерах в терминалы приема и хранения страны-импортера, после чего СПГ либо регазифицируется и поступает в систему газоснабжения, либо перекачивается для транспортировки в автоцистерны или танк-контейнеры по железной дороге до места локального потребления [2].

Малотоннажное производство сжиженного природного газа на первом этапе своего развития было нацелено по аналогии с ктСПГ на экспортные рынки, что внушало доверие со стороны инвесторов. Однако объем инвестиций, направленных на реализацию проектов мтСПГ, сдерживался дуополией экспорта со стороны «Газпрома» и «Новатэка». В связи с принятой Энергетической стратегией до 2035 года, по результатам которой должна возрасти роль СПГ-отрасли в газовой промышленности РФ с 4,2% в 2018 г. до 22,4% в 2035 г., а целевой уровень

производства СПГ достигнуть 140 млн т в год, привлекательность СПГ-проектов для бизнеса возросла [3].

В 2021 г. Правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию рынка мтСПГ на период до 2025 г. Данный документ в первую очередь ориентирован на развитие внутреннего потребления СПГ. В частности, сжиженный газ призван обеспечить газом регионы, где сетевой газ недоступен, ввиду невозможности строительства инфраструктуры (рис. 2).

1200 I 1000

I

g 800

i 600

I

0

5 400

ф

Й 200

i=

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 Расстояние до потребителя, км

Рис. 2. Экономическая эффективность газификации объектов [2]

В их числе - регионы Дальневосточного федерального округа и Сибири. Расширение сети мтСПГ положительно скажется на темпах газификации российских регионов и улучшит экологическую ситуацию в данных регионах [4].

Цель данного исследования - анализ текущего состояния потребления сжиженного природного газа в качестве газомоторного топлива на магистральном грузовом транспорте с учетом особенностей текущего состояния инфраструктуры и малотоннажного производства сжиженного природного газа.

Особое внимание в данной научной работе уделено текущему состоянию сети КПГ-заправок, проанализированы рынок грузовой техники и ее технические характеристики.

Научная новизна заключается в расчете оптимального количества модернизированных газонаполнительных заправок на карте трассы Москва - Берлин с возможностью получения СПГ для формирования грузопотока из европейских стран с использованием сжиженного газа в виде топлива. Разработана принципиальная технологическая схема ожижения газа с применением блочно-модульного оборудования, вмонтированного в существующее, приводящая к снижению капитальных затрат на строительство. Сделан вывод о перспективах роста потребления СПГ в случае модернизации КПГ-заправок.

Объект исследования - применение сжиженного природного газа в качестве газомоторного топлива на грузовом транспорте.

Задачи, поставленные в данной работе:

1. Анализ развития рынка малотоннажного СПГ в РФ.

2. Анализ газозаправочной станции, поиск варианта ее модернизации.

3. Формулировка предложений по модернизации существующих газозаправочных станций на автомагистрали Е30 Берлин - Москва.

Информационной базой для проведения данного исследования стали научные статьи по теме исследования, аналитические отчеты компаний, проекты компаний по развитию мтСПГ вдоль магистральных трасс.

Практическая значимость заключается в возможности использовать результаты данной работы в разработке концепции развития газозаправочных станций ПАО «Газпром».

Основная часть

Анализ мероприятий, проводимых государством для формирования внутреннего рынка потребления СПГ

Правительство РФ предполагает перевести весь муниципальный и региональный транспорт на сжиженный метан. Для этого в дорожной карте были обозначены следующие целевые показатели, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Целевые показатели дорожной карты по развитию рынка малотоннажного СПГ

Показатель 2020 (факт) Целевые значения

2021 2022 2023 2024 2025

Суммарная установленная мощность действующих малотоннажных СПГ-производств, т/ч 21,7 28,7 50,8 60,8 76,8 83,3

Действующие объекты газозаправочной инфраструктуры СПГ, ед. 10 14 24 40 58 81

Источник: дорожная карта по развитию рынка мтСПГ в РФ на период до 2025 г.

В план мероприятий заложены следующие задачи: стимулирование инвестиций в газозаправочную инфраструктуру, исключение административных барьеров для строительства мтСПГ и заправочных станций, снижение эксплуатационных и капитальных затрат за счет пересмотра нормативно-правового регулирования в области пожарной и промышленной безопасности [4].

Первым распространенным в РФ применением природного газа в качестве топлива для транспорта являлся компримированный природный газ (далее -КПГ). Попытки повысить роль КПГ в топливном балансе страны принимались неоднократно еще в советское время, но только в 2013 г. был разработан комплексный документ по использованию газа в качестве газомоторного топлива.

В нем представлены сформированный перечень льгот на установку необходимого для эксплуатации КПГ-оборудования, транспортные льготы, инфраструктурные субсидии, отмена акцизов, что дало толчок развитию и применению КПГ в качестве топлива на автотранспорте.

Несмотря на государственную поддержку, сравнительно низкую цену газа (относительно цен на бензин или дизель), в России отсутствует широкая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС). Стоимость строительства АГНКС обходится бизнесу в 160 млн руб. при сроках окупаемости капитальных вложений в 12 лет. На данный момент в России функционируют 535 заправок, и их загрузка оценивается в 27%, при эффективном использовании мощностей станции в 65% [5]. Ключевой проблемой является небольшое количество автомобильных средств, использующих компримиро-ванный метан. В 2019 г данный показатель оценивался в 632 ед. при мощности для обслуживания 213,8 тыс. ед.

Согласно Долгосрочной программе развития мтСПГ, к 2035 г. объем потребления СПГ составит 5,5 млн т; основная же доля потребления придется на даль-немагистральные перевозки - 1,5 млн т. Отреагировали на перспективы развития потребления СПГ на дальнемагистральном транспорте компании «Газпром газомоторное топливо» и «Автодор» в совместном докладе «О планах по развитию газозаправочной инфраструктуры вдоль российского участка международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай» [6]. Проектом предусмотрено строительство 14 СПГ-заправок, а для их обеспечения сжиженным газом будет построено 6 мтСПГ производств (рис. 3).

Рис. 3. Проект развития газозаправочной инфраструктуры на маршруте Европа - Западный Китай

Источник: доклад компании «Газпром газомоторное топливо» и «Автодор» [6].

КриоАЗС. запланированные

В докладе отмечается полная готовность и развитость заправочной инфраструктуры с китайской стороны, однако Казахстан, в свою очередь, завершает строительство дорожных трасс и на данном этапе располагает исключительно КПГ-заправками. Необходимость строительства российской стороной больших объемов малотоннажных производств СПГ обосновывается возможностью экспорта Казахстану с минимальным плечом поставок от точек производства (рис. 4).

Рис. 4. Трасса Европа - Западный Китай

Источник: Доклад компании «Газпром газомоторное топливо» и «Автодор».

Отсутствие необходимой инфраструктуры у Казахстана является возможностью для России реализовать первоначальную задумку - создать мтСПГ-производства в целях экспорта и для покрытия внутреннего спроса. Внутренний спрос на СПГ в первую очередь будет создан за счет форсирования запуска магистральной грузовой трассы и прохода грузовых потоков машин со стороны Китая. Поставки в Казахстан могут осуществляться как на быстровозводимые заправки с наличием только СПГ-резервуаров, так и благодаря передвижным газовым заправщикам (далее - ПАГЗ).

Инновационная политика и финансирование Европейским союзом международного исследовательского проекта «Голубые коридоры» направлены на практическое применение и демонстрацию возможностей использования СПГ в качестве топлива для средних и дальних перевозок [7]. Проект предусматривает строительство 14 автозаправочных станций СПГ и внедрение по меньшей мере 100 СПГ-грузовиков, которые будут использоваться на трансъевропейском маршруте, охватывающем 12 стран - участниц проекта (рис. 5).

Рис. 5. Сети заправок СПГ в Германии Источник: Сайт IVECO Truck Gas Station Locator.

Грузовой транспорт, работающий на СПГ и КПГ, уже широко представлен в модельном ряду зарубежных производителей Iveco, Scania, Mercedes [12]. Основные характеристики транспортных средств представлены в табл. 2. В свою очередь, российский производитель грузовой техники «КАМАЗ», который является ключевым игроком на рынке автотранспорта РФ, с 2017 г. организовал серийное производство автомобилей КАМАЗ-КЗ, работающих полностью на СПГ. Важно отметить факт задержки активного развития сетей СПГ-заправок вдоль магистральных транспортных направлений, по которым прямые комплексные меры поддержки были приняты только в 2021 г.

Таблица 2

Характеристики транспортных средств, представленных на рынке производителей грузового транспорта

Характеристика IVECO Stralis Scania КАМАЗ К-5 VOLVO

Тип двигателя Газовый Газовый Газовый Газодизельный цикл

Мощность, л/с 460 340 410 460

Объем бака, л 1000 850 1060 500

Пробег на одной заправке, км До 1600 До 1000 До 1600 До 1000

Норма расхода, м3 25-30 25-30 25 28-35

Источник: сайты указанных в таблице компаний.

Экология сжиженного природного газа заключается в снижении дымных выбросов и парниковых газов на 10-12%, прямых выбросов сажи до 0, а также оксидов азота со 122 до 38 г на 100 км [8]. Анализируя все сказанное, можно с уверенностью сказать о готовности грузового автотранспорта к переходу на более экологически чистое топливо, такое как СПГ.

Реализация программы мероприятий по развитию мтСПГ предполагает строительство заводов вдоль магистральных автотрасс. При должном объеме инвестиций реализация принятых решений будет определенно выгодна для бизнеса, но насколько оптимальна с точки зрения затрат, инвестиций государственных средств загрузка построенной инфраструктуры - покажут развивающийся рынок и период эксплуатации. Конечно, если рассматривать Дальний Восток и Сибирь, то несомненно СПГ найдет своих потребителей и мощности простаивать не будут. Однако, если рассматривать Западное направление, то прямых потребителей наблюдается значительно меньше из-за развитости единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ), благодаря экспортным поставкам Газпрома. Все это говорит о высоких рисках продолжительности окупаемости проектов инфраструктуры газозаправочных станций и мтСПГ.

В связи с обозначенными рисками могут возникнуть сложности при реализации проектов, направленных на расширение использования СПГ в качестве газомоторного топлива.

Предложение по модернизации газозаправочных станций

Стандартная газозаправочная станция АГНКС-500 имеет следующие характеристики, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Технические показатели стационарной АГНКС-500

Показатель Значение

Производительность, заправок/сут. 500

Среднее количество обслуживаемых автомобилей 1122

Рабочее давление газа на входе, МПа 1,2-1,6

Рабочее давление газа на выходе, МПа 20

Количество компрессоров 5

Мощность компрессоров, кВт 800

Количество газозаправочных колонок 8

Объем двух аккумуляторов газа, м3 20

Численность обслуживающего персонала при трехсменной работе 15

Источник: Типовые технические требования на проектирование АГНКС; лекции РГУНиГ им. И.М. Губкина.

При этом имеются возможности монтажа на газозаправочных станциях дополнительного оборудования (теплообменников, арматуры, емкостей для хранения

СПГ и холодильной установки). Данное оборудование поставляется в блочно-модульном контейнерном исполнении, что значительно повышает скорость монтажных работ и отладку автоматики для запуска в эксплуатацию. Использование свободных компрессорных установок, например, в ночную смену для получения компримированного газа, позволяет производить 700-800 кг/ч СПГ [9].

Оборудование для получения СПГ работает по дроссельно-эжекторному циклу высокого давления с предварительным охлаждением. Особенность цикла -наличие эжектора, в котором создается область разряжения за счет прохождения высоконапорного газа с высокими скоростью и давлением через сужающее сечение. Низконапорный газ устремляется в область разряжения, смешиваясь с потоком высокого давления, после чего газовый поток расширяется без затрат внешней энергии, при этом выделяются капли СПГ

Использование сепаратора позволяет отделить часть жидкости от газового потока и направить его в дроссель, где жидкая фракция дросселируется до давления конденсации, после чего поток направляется в резервуары для хранения СПГ, а далее через специальные криогенные насосы подается в топливный бак автомобиля. Обратный холодный поток несжиженного природного газа используется в качестве рекуперации в теплообменниках, после чего направляется обратно на ВСАС компрессорных установок. Принципиальная технологическая схема представлена на рис. 6. [11].

Обозначения: 1 - вентиль; 2 - сепаратор; 3 - компрессорная установка; 4 - адсорбер; 5 - теплообменник; 6 - электроподогреватель; 7 - баллон высокого давления с КПГ; 8 - двухпоточный теплообменник; 9 - теплообменник холодильной установки; 10 - холодильная установка; 11 - эжектор; 12 - дроссель; 13 - резервуар для хранения СПГ; 14 - магистральный газопровод

Рис. 6. Принципиальная технологическая схема модернизации стационарной

АГНКС-500 для получения СПГ

Источник: составлено автором.

Модернизация существующих газозаправочных станций на автомагистрали Е30 Берлин - Москва

Россия как один из главных инициаторов проекта «Голубой коридор» развивает применение КПГ на автомобильном и грузовом транспорте, поэтому за долгое время на многих магистральных трассах, таких как Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва (международные трассы Е18 и Е108) и Москва - Минск - Варшава - Берлин (международная трасса Е30) сложилась сеть газонаполнительных станций типа АГНКС, к которой уже подведены все необходимые инженерные коммуникации газопровода, водоснабжения и электроснабжения. АГНКС (в связи с предъявляемыми к ним требованиями взрывопожароопасности) постоянно проходят необходимые технологические проверки оборудования - обновляются компрессорные установки, модернизируются системы отчистки и осушки природного газа и проч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранее приводилось значение загрузки текущих мощностей, равное 27%; этот показатель говорит о недозагруженности сети заправок, что плохо сказывается на эксплуатационных свойствах оборудования и, как следствие, - на амортизационных отчислениях.

Карта расположения КПГ-заправок, которые могут быть модернизированы под производство СПГ, представлена на рис. 7.

Рис. 7. Карта расположения КПГ-заправок, попадающих под модернизацию

Источник: составлено автором.

Проанализировав существующие АГКНС на примере трассы Москва - Берлин, были определены наиболее подходящие из них под модернизацию заправок. Оценка станций проходила на основании отзывов пользователей с портала «Яндекс.Карты» о качестве предоставляемых услуг, информации о прошедших модернизациях оборудования, количестве лет с момента открытия.

Двумя определяющими условиями для модернизации существующих установок является наличие постоянного источника расхода природного газа и свободных мощностей компрессорного оборудования. Сроки реализации проекта определяются поставкой блочно-модульного оборудования для сжижения газа и резервуаров хранения, а также временем монтажа и временем отладки оборудования. С учетом заводской готовности оборудования и длительности отладки автоматики срок реализации проекта составит 0,5-1 год.

Опыт реализации подобных проектов представлен в РФ станцией АГКНС-8 «Петродворец» и АГНКС-500 «Развилка». Сводная оценка преимуществ и недостатков проекта представлены в табл. 4.

Таблица 4

Преимущества и недостатки проекта

Преимущества Недостатки

Снижение капитальных затрат за счет использования существующих инженерных коммуникаций газопровода, водоснабжения, электроснабжения Необходимо поддержание расхода сырьевого природного газа от 2000 м3/ч

Простота настройки автоматики, управления и надежность работы оборудования Невозможность повлиять на состав получаемого при производстве конечного продукта

Расчетный коэффициент ожижения газа составляет 48% Малые объемы производства СПГ

Возможность переключения цикла как на производство КПГ, так и на производство СПГ

Источник: составлено автором.

Определение количества грузовых машин, заправляемых до полного бака на модернизированной газозаправочной станции

Примем следующие условия, представленные в табл. 5. Исходные данные приведены в кг для удобства вычислений. Производительность установки и время работы неизменны во времени.

Производительность установки:

Ообщ = Т Х Очас = 8 Х 700 = 5600 кг/ч.

Таблица 5

Исходные данные для расчета

Характеристика Параметр

Время работы установки, ч T = 8

Производительность с учетом свободных компрессорных мощностей, кг/ч Очас = 700

Объем СПГ-резервуара, кг ^ез = 28 200

Объем топливного бака потребителя с учетом полного его заполнения, кг ^топл = 850

Источник: составлено автором.

Время заполняемости СПГ-резервуара:

Количество грузовых автомобилей, заправляемых до полного бака:

Согласно полученным результатам и учитывая расход топлива для грузовых машин, заправленных сжиженным топливом, на 100 км, модернизация заправок для сценария длительностью 5 лет при умеренном росте потребления СПГ магистральным транспортом будет покрывать растущий спрос.

Заключение

В результате проведенных научных исследований представлен альтернативный взгляд на концепцию развития и расширения применения газомоторного топлива, в частности СПГ в РФ. С учетом особенностей текущего состояния отрасли и накопленного опыта реализации технических проектов предложен вариант модернизации существующих газонаполнительных станций на основе станции АГКНС-500. Сформирована карта потенциально возможных точек модернизаций. Согласно полученным аналитическим расчетам и имеющимся техническим характеристикам грузовых автомобилей, сделан прогноз о технической возможности покрытия растущего спроса за счет использования технологии дроссельно-эжекторного цикла в модульном исполнении на существующих КПГ-станциях.

Для дальнейших исследований необходимо сделать прогноз роста загруженности магистральных трасс, построить технологическую модель в программе Aspen HYSYS для определения оптимальных расходов газа и при необходимости ее оптимизировать; согласно всем предоставляемым мерам государ-

ственной поддержки и прямым мерам субсидирования рассчитать срок окупаемости проекта.

Таким образом, в результате проведенной работы были проанализированы газонаполнительные станции на предмет возможности их модернизации по предлагаемой в работе технологии на трассе Берлин - Москва. На основании проведенного анализа составлена оптимизационная карта модернизированных КПГ-заправок с возможностью получения СПГ, определено их оптимальное количество, учитывающее растущий спрос.

Источники

1. ГОСТ Р 57608-2017. Газ горючий природный. Качество. Термины и определения. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146521 (дата обращения: 05.09.2021).

2. БарминИ.М., Кунис И.Д. Сжиженный газ вчера, сегодня, завтра / под ред. А.М. Архарова. Москва : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 256 с.

3. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. URL: https:// clck.ru/Qc6Bx (дата обращения: 05.09.2021).

4. План мероприятий (дорожная карта) по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://clck.ru/UUKW7 (дата обращения: 05.09.2021).

5. Михаил Лихачев, глава «Газпром газомоторное топливо»: через четыре года средняя загрузка АГНКС вырастет с текущих 27% до 70%. URL: https://clck.ru/UUKUw (дата обращения: 05.09.2021).

6. Доклад о планах по развитию газозаправочной инфраструктуры вдоль российского участка международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай. URL: https:// clck.ru/UUKXv (дата обращения: 16.09.2021).

7. Проект «Голубой коридор». URL: https://clck.ru/UUKYh (дата обращения: 16.09.2021).

8. О применении сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива. URL: https://lenprom.spb.ru/upload/iblock/a60/%D0%A1%D0%9F%D0%93%20%D1%81%D0%BF %D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (дата обращения: 11.09.2021).

9. Типовые технические требования на проектирование АГНКС. URL: https://clck.ru/UUKSR (дата обращения: 14.09.2021).

10. Фёдорова Е.Б. Современное состояние и развитие мировой индустрии сжиженного природного газа: технологии и оборудование. Москва : РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011. 159 с.

11. АрхаровА.М., МарфенинаИ.В., МикулинЕ.И. Криогенные системы : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Машиностроение, 1996. 576 с.

12. LNG in Germany: Liquefied Natural Gas and Renewable. Methane in Heavy-Duty Road Transport. URL: https://clck.ru/UUKUH (дата обращения: 12.09.2021).

THE SPECIFICS OF THE CONCEPT OF LOW-TONNAGE LNG IN RUSSIA FOR LONG-DISTANCE ROAD TRANSPORT

Romanov R.M.

ROMANOV Rodion Modestovich - master degree student in «Economics», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: rodi-98@mail.ru

KIRICHENKO Olga Sergeevna (research advisor) - Ph.D. in economic sciences, associate professor of the Department of branch markets, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: olgaskirichenko@gmail.com

Abstract. This paper proposes a variant of using the existing infrastructure of gas filling stations for receiving LNG at the place of local consumption. As a scientific novelty the map of optimal location of modernized gas-filling stations is presented, important in terms of practical value is the presented principle technological scheme of realization of LNG receipt at AGKNS, the conclusion about prospects of growth of LNG consumption in case of modernization of CNG-filling stations is made.

Keywords: liquefied natural gas, LNG, compressed natural gas, CNG, automobile gas-filling compressor station, CNG filling station.

For citation: Romanov R.M. The specifics of the concept of low-tonnage LNG in Russia for long-distance road transport. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 147-160. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-147-160.

References

1. GOST R 57608-2017. Combustible natural gas. Quality. Terms and Definitions URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200146521 (accessed: 05.09.2021).

2. Barmin I.M., Kunis I.D. Liquefied gas yesterday, today, tomorrow / ed. by A.M. Arkharov. Moscow : Bauman Moscow State Technical University, 2009. 256 p.

3. Energy Strategy of the Russian Federation until 2035. URL: https://clck.ru/Qc6Bx (accessed: 05.09.2021).

4. Action plan (road map) to develop the market of low-tonnage liquefied natural gas and gas motor fuel in the Russian Federation for the period up to 2025 URL: https://clck.ru/UUKW7 (accessed: 05.09.2021).

5. Mikhail Likhachev, head of Gazprom Gazomotornoye Toplivo: In four years the average load of CNG filling stations will increase from the current 27% to 70%. URL: https://clck.ru/UUKUw (accessed: 05.09.2021).

6. Report on plans on development of gas fuelling infrastructure along Russian section of international transport route Europe - Western China. URL: https://clck.ru/UUKXv (accessed: 16.09.2021).

7. Project «Blue corridor». URL: https://clck.ru/UUKYh (accessed: 16.09.2021).

8. About application of liquefied natural gas as motor fueln. URL: https://lenprom.spb.ru/upload/ iblock/a60/%D0%A1%D0%9F%D0%93%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0% BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (accessed: 11.09.2021).

9. Standard technical requirements for design of CNG stations. URL: https://clck.ru/UUKSR (accessed: 14.09.2021).

10. Fedorova E.B. Modern state and development of the world industry of liquefied natural gas: technology and equipment. Moscow : Gubkin Russian State University of Oil and Gas, 2011. 159 p.

11. Arkharov A.M., Marfenina I.V., Mikulin E.I. Cryogenic systems : textbook. 3rd ed. Moscow : Mashinostroenie, 1996. 576 p.

12. LNG in Germany: Liquefied Natural Gas and Renewable. Methane in Heavy-Duty Road Transportation. URL: https://clck.ru/UUKUH (accessed: 12.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.