Научная статья на тему 'Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики'

Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТРУИЗМ / ГЕДОНИЗМ / МУСУЛЬМАНСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ / РЕЛИГИЯ / НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА / ДОБРО / МОРАЛЬ / СЧАСТЬЕ / ALTRUISM / HEDONISM / MUSLIM THINKERS / RELIGION / NORMATIVE ETHICS / GOOD DEED / MORALITY / HAPPINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саидова Гулхумор Зинатовна

В статье представлен сравнительный анализ эгоизма и альтруизма на основе нескольких принципов этики (психологических, рациональных). Сравнение общих представлений об эгоизме и альтруизме в традиционном мусульманском философском знании показывает направления возможного синтеза этих знаний для создания системной антропологической концепции. В этой системе просматриваются также методологические принципы формирования эгоистических и альтруистических идей во взглядах мусульманских философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the concept of selfishness and altruism in the structure of the Muslim ethics

The article presents a comparative analysis of selfishness and altruism based on several principles of ethics (psychological, rational). Comparison of the general concepts of selfishness and altruism in the traditional Muslim philosophical knowledge indicates a possible synthesis direction of this knowledge to create a system of anthropological concepts. In this system, the study reviews the methodological principles of selfish and altruistic ideas in the views of Muslim philosophers.

Текст научной работы на тему «Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики»

УДК 17.035.1:297.1

https://doi.org/10.24158/fik.2017.4.10

Саидова Гулхумор Зинатовна

старший преподаватель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ЭГОИЗМА И АЛЬТРУИЗМА В СТРУКТУРЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭТИКИ

Saidova Gulkhumor Zinatovna

Senior Lecturer, Philosophy Department, Tajik State Pedagogical University

FEATURES OF THE CONCEPT OF SELFISHNESS AND ALTRUISM IN THE STRUCTURE OF THE MUSLIM ETHICS

Аннотация:

В статье представлен сравнительный анализ эгоизма и альтруизма на основе нескольких принципов этики (психологических, рациональных). Сравнение общих представлений об эгоизме и альтруизме в традиционном мусульманском философском знании показывает направления возможного синтеза этих знаний для создания системной антропологической концепции. В этой системе просматриваются также методологические принципы формирования эгоистических и альтруистических идей во взглядах мусульманских философов.

Ключевые слова:

альтруизм, гедонизм, мусульманские мыслители, религия, нормативная этика, добро, мораль, счастье.

Summary:

The article presents a comparative analysis of selfishness and altruism based on several principles of ethics (psychological, rational). Comparison of the general concepts of selfishness and altruism in the traditional Muslim philosophical knowledge indicates a possible synthesis direction of this knowledge to create a system of anthropological concepts. In this system, the study reviews the methodological principles of selfish and altruistic ideas in the views of Muslim philosophers.

Keywords:

altruism, hedonism, Muslim thinkers, religion, norma-tive ethics, good deed, morality, happiness.

Эгоизм и альтруизм как важнейшие проблемы этики начали активно разрабатываться только с XIX в. благодаря проникновению в сознание европейцев идеи индивидуализма. Задолго до этого интерес к ним проявляли еще древнегреческие философы, а затем мусульманские мыслители и философы эпохи Возрождения.

Истоки концепции эгоизма и альтруизма, вероятнее всего, следует искать в традиции греческого гедонизма, в учениях Платона, Аристотеля, Эпикура, вплоть до неоплатоников и представителей более поздних философских школ. В учениях этих и других философов Древней Греции обосновывалось концептуальное положение о том, что индивид должен получать от жизни только удовольствие и наслаждение, т. е. жизнь должна быть свободна от страданий и боли. Такое стремление к наслаждению, как известно, стали называть гедонизмом, который считается одной из форм эгоизма. Этот подход греческих философов к «оценке» жизни получил широкое распространение в учениях мусульманских мыслителей. Последние толковали его в рамках этической структуры общеисламского мировосприятия. Что же собой представляет эта структура и каково в ней место гедонизма, эгоизма и альтруизма?

Как учение, посвященное вопросам о целесообразности бытия, нормативная этика оперирует таким понятием, как разумная творческая воля (Творец), или, говоря языком Аристотеля, понятием «энтелехия». Приверженцы этой части нормативной этики настаивают на признании или отрицании должного и недолжного, правильного или неправильного, хорошего или плохого в поведении индивида в соответствии с результатом определения в его действиях добра и зла и всего, что с ними связано.

Соответственно второй части нормативной этики, особенности самого действия, независимо от уровня блага, которое последует за ним, могут сделать это действие правильным и необходимым. Например, преданность по отношению к выполнению обещания Богу или государству считается справедливым делом. С позиции деонтологии особенности могут сделать выполнение этого обещания хорошим, плохим или необходимым, несмотря на то, что что-либо для них специально не организуется. В отличие от деонтологии, телеонтология признает эффективными только те особенности, которые ведут к правильному или неправильному действию как критерию какой-либо вещи.

К какой из этих двух категорий принадлежит исламская этика? По нашему мнению, исламская этика ориентирована на телеологический принцип, а не на деонтологический. Это утверждение может вызвать недоумение, но оно основано на том, что в исламских религиозных текстах (в том числе Коране и хадисах) в качестве поощрения и призыва к выполнению добрых дел подчеркивается, что эти действия должны вести к счастью, комфорту, уверенности, радости, удовольствию

и т. п. В этой цели по телеологическому принципу должны быть установлены пределы, особенно если это касается привязанностей человека. Так, аль-Газали писал: «Знай, что у человеческого сердца существует привязанность к каждому из указанных воинств, пребывающих внутри него. От каждого из них в нем проявляются определенная черта натуры и качество. Некоторые из таких черт натуры, умерщвляя его, являются плохими. Другие - хорошими, приводящими его к счастью. Все черты натуры хотя и разнообразны, но сводятся к четырем видам: черты натуры домашних животных, черты натуры диких животных, дьявольские черты натуры и черты натуры ангелов» [1, с. 38].

Телеологические принципы в этической системе ислама можно разделить на эгоцентричные и утилитарные. Соответственно первым, намеревающийся достигнуть цели всегда ставит своей целью извлечение максимум удовольствия, прибыли и выгоды в своих действиях. При этом важно хорошее для себя, но не для других. Это моральное своекорыстие, или эгоизм. Забегая вперед, скажем, что мусульманские мыслители негативно отзываются о человеке, целью которого является своекорыстие. Например, Абу Бакр ар-Рази отмечает, что «воистину человек, считая какое-либо состояние наиболее величественным и блистательным, стремится к нему и прилагает усилия для достижения его. Он не сомневается в том, что люди, уже достигшие этого состояния, испытывают неописуемое блаженство и радость от пребывания в оном. Однако, достигнув сам этого состояния и обретя такое положение, он испытывает радость и удовлетворение лишь очень короткое время, то есть пока не освоится с ним, не привыкнет к нему и не будет известно людям его положение. В это коротенькое время он кажется себе счастливым и радуется этому. Но когда искомое положение, которое было его мечтой, достигнуто, и его бытие в нем незыблемо, власть прочна, а слава разнеслась широко среди людей, душа его устремляется еще выше, и он уже связывает свои мечты с еще более высокими, нежели эта, сферами. Начиная уже считать свое нынешнее состояние и положение, которое еще совсем недавно было для него пределом желаний и надежд, мелким и ничтожным, человек в то же время вновь попадет в тиски печали и страха. Им овладевает страх нисхождения вниз с достигнутой высоты и обретенного положения и печаль по поводу того, как добиться еще более высокого положения» [2, с. 52].

Что касается утилитарных принципов, то, по мнению тех, кто их придерживается, правильное и неправильное, добро и зло определяются через общественные, групповые и даже семейные интересы, а не через добро или зло по отношению к одному человеку. Возникает вопрос: какие из этих принципов относятся к исламской этической системе и имеют эгоистический или альтруистический уклон? Ответ заключается в следующем: в соответствии с положениями исламского учения, его этическую систему в целом можно отнести к эгоцентрической телеологии, но при этом нельзя игнорировать альтруистические тенденции в этой системе. Это означает, что, во-первых, моральный акт в исламе имеет намерение (цели), а во-вторых, эти цели связаны с намерением действователя и в нем поочередно проявляются и эгоизм, и альтруизм. В этом можно частично убедиться на примере вышеприведенной цитаты, но, думается, более четко оно отражено в словах другого мусульманского мыслителя - Насир ад-Дина ат-Туси: «Если он действительно выполняет акт, который является причиной пользы и выгоды чего-то другого в первичном намерении, он не выполняет это для чего-либо другого, а внимание к этому иному проявляется согласно вторичному намерению; так как его акт в первичном намерении существует ради непосредственно самого акта, то есть непосредственно достоинства и непосредственно блага, ибо его акт является чистым достоинством и благом. Следовательно, его действие не должно быть направлено ни на привлечение выгоды, ни на устранение вреда, ни ради тщеславия, властолюбия или любви к щедрости. Это является целью мудрости и кульминации счастья. Однако человек не достигает этой степени, пока он полностью не искоренит свои желания относительно внешних вещей и все духовные акциденции; и пока случайные мысли, являющиеся результатом тех акциденций, полностью не исчезнут и не испарятся у него; и пока его душа не зарядится божественным ощущением и божественной энергией» [3, с. 90-91].

Человек по натуре эгоистичен. Это свойство исходит из некоторых других частных свойств, среди которых особое место занимает тщеславие. Об этом Абу Бакр ар-Рази писал: «Воистину тщеславие возникает из любования каждого человека самим собой, когда он оценивает заложенную в себе хорошую черту выше, чем она того заслуживает, а скверную свою черту считает не таковой, какова она есть на самом деле... По той причине, которую мы указали, если в человеке есть хоть малое достоинство, в его собственных глазах оно вырастает в великое и ему хочется, чтобы его восхваляли за это сверх меры.» [4, с. 52].

Человек в своем поведении старается, чтобы его действия были оценены как благие. При этом, прежде чем другие оценят его поступок, первым «оценщиком» является он сам: «Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда же человек приписывает себе благие качества, добрые поступки, которых у него нет, то в нем вырабатывается ложное самомнение. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство» [5, с. 19].

Само понятие «эгоизм», согласно «Ал-Мавсу'а ал-'арабийа ал-муйассара» (Облегченной арабской энциклопедии), - это предпочтение себя перед другими, когда человек добивается какой-то вещи для своей выгоды [6, с. 233]. Там же подчеркивается, что эгоизм в терминологии обозначает «яйность», которая по сути неестественно принадлежит душе, независимо от позиций сторон, их интересов, чувств и непрерывных усилий по присвоению всех благ. Эгоизм с позиции общественных норм формирует негативный образ человека и наносит ущерб его репутации, сочетая в нем алчность, жадность, зависть и корысть.

Противоположностью эгоизма является альтруизм, который «опровергает эгоистическую корысть, призывает к совершению добрых дел в пользу реализации интересов другого человека или общества» [7]. Так, если альтруизм возникает из веры и доверия к Богу, а также щедрости и доброжелательности, то эгоизм - из дефицита сдержанности. Этот дефицит порождает самоисключительность, корыстолюбие, скудность доверия к Богу и неверие в божественное вознаграждение. Этим самым значение альтруизма ставится выше эгоизма, что можно видеть и в хадисах. Например: «Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то же, что и для себя» [8, с. 67].

Как же обстоит дело с альтруизмом? Здесь считаем уместным вспомнить одну кораниче-скую суру, в которой довольно ясно определяется значение альтруизма: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды в том, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» [9, 59:9]. Это означает, что, жертвуя своими личными выгодами ради интересов общего дела, человек поступает как альтруист. Аль-Фараби рассматривает это на примере правителя добродетельного города, который должен «управлять городом так, чтобы устанавливались взаимосвязь и взаимосогласованность частей города и достигался такой порядок, при котором [жители] помогают друг другу в искоренении зла при обретении благ, и рассматривать все то, что дано небесными телами, сохраняя и увеличивая то, что как-то содействует и приносит пользу достижению счастья, стараясь сделать полезным то, что приносит вред, и устраняя или уменьшая то [вредное], что нельзя сделать [полезным]» [10, с. 133-134].

Так, в учении аль-Фараби в отношении проблемы эгоизма и альтруизма наблюдаются две позиции. Во-первых, он специально не занимался проблемой эгоизма - альтруизма, но не мог устраниться от ее рассмотрения в своем учении. Во-вторых, абстрагируясь от проблемы происхождения этих категорий, мыслитель считает, что представленная им этическая система способна устранить эгоизм из жизни людей.

Существуют и иные толкования, например известного аль-Газали, который утверждает следующее: «Знай, человек был сотворен не для игр и пустого времяпрепровождения, но ему предстоит великое дело и крупная ставка. Ибо, несмотря на то, что он не изначален, но - вечен. И хотя тело его смертно и низменно, истина его духа возвышенна и божественна. Когда суть его, хотя вначале замешенную и сцепленную с дикими, хищными, дьявольскими качествами, опустишь в горнило внутренней борьбы, она очистится от этой смеси и осквернения, став достойной покровительства Владыки господства. С самых низов до самых верхов все взлеты и падения зависят от его действий. Самые низы для него представляют собой нисхождение к стоянке диких животных и хищников, когда он становится пленником страстей и злобы. Самым верхом для него является достижение степени ангелов, когда он освобождается от страсти и злобы, и обе они становятся его пленницами, а он - их царем» [11, с. 18].

Таким образом, можно заключить, что теория эгоизма и альтруизма в той или иной интерпретации рассматривается и в исламской философии, и в исламском мистицизме, и даже в религиозных текстах. Но при этом основополагающие теоретические обоснования эгоизма и альтруизма можно отнести к попытке решения важнейших вопросов о самолюбии или чужелюбии, любви к существованию себя самого или чужого, к совершенству, наслаждению и удовольствию.

Ссылки:

1. Аль-Газали. Кимийа-йи са'адат = Эликсир счастья. Ч. 1 / пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. М., 2011. 464 с.

2. Ар-Рази Абу Бакр. Духовная медицина. Душанбе, 1990. 88 с.

3. Ат-Туси Насир ад-Дин. Насирова этика / пер. с перс., предисл. и коммент. У.А. Гаффаровой. Душанбе, 2014. 404 с.

4. Ар-Рази Абу Бакр. Указ. соч. С. 52.

5. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. М., 2015. 879 с.

6. - .Sj^jJI iujJl ^cjmjJI Ал-Мавсу'а ал-'арабийа ал-муйассара = Облегченная арабская энциклопедия. Бейрут, 2010. 3771 с.

7. Там же.

8. Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. М., 2005. 238 с.

9. Коран. Перевод смыслов / пер. Э. Кулиева. М., 2012. 808 с.

10. История этических учений. С. 133-134.

11. Аль-Газали. Указ. соч. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.