177-179
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
оценивался согласно градации ВОЗ . Анкета разработана автором исследования .
Результаты. Установлено, что 50,6% респондентов самостоятельно ищут вышеозначенную информацию в повседневной жизни . При этом 52,1% из них отметили, что не всегда понимают специализированные термины и не могут полноценно пользоваться найденной информацией; 21,9% предпринимают попытки оценить и применить найденную информацию, но не всегда это удается; лишь 15,1% респондентов отметили, что полностью понимают найденную информацию, имеют возможность ее критически осмыслить и осознанно принять решение по вопросам в сфере здоровья Выявлено, что у 20,5% респондентов были случаи отказа от приема назначенных лекарственных препаратов из—за непонимания связанной с ними информации
Заключение. В результате проведенного исследования выявлено, что значимая часть экономически активного населения имеет недостаточный уровень санитарной грамотности по фармацевтическим вопросам, что может негативно сказываться при использовании фармакотерапии . Данный вопрос требует дальнейшей разработки и активизации усилий всех заинтересованных сторон для сохранения здоровья социума
177 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА DTSQ ДЛЯ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЕМ АНЕМИИ СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ГЕМОДИАЛИЗЕ
КУТЕЙНИКОВ В.Ю., АБОЛЬЯНЛ.В.
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им . И . М . Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия
Цель. Изучить возможность использования русскоязычной версии опросника DTSQ для оценки удовлетворенности лечением анемии среди пациентов с ХПН на гемодиализе .
Материал и методы. Опросник DTSQ (Diabetes Treatment Satisfaction Quality) разработан для использования при оценке удовлетворенности лечением сахарного диабета . Для оценки возможности использования опросника DTSQ в лечении анемии нами анализировались качество данных при заполнении опросника (информативность) и степень его надежности (коэффициент Кронбаха) . В исследовании участвовали 692 пациента с ХПН 5 ст. диализных центров г. Москвы . Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 22 .
Результаты. Средний возраст опрошенных — 58,7 лет; медиана длительности гемодиализа — 48 (22; 86) мес . (Me; Q1; Q3); медиана длительности лечения анемии — 3 (1,5; 5) года (Me; Q1; Q3) . Опросник заполнен полностью в подавляющем большинстве случаев — 634 опросника из 692 (91,6%) . Для итоговой шкалы опросника DTSQ коэффициент Кронбаха равен 0,706. Достаточная величина этого показателя демонстрирует, что вопросы опросника внутренне не противоречивы . Достоверные значения коэффициентов корреляции вопросов DTSQ (6 из 8) с итоговой шкалой демонстрируют удовлетворительное внутреннее постоянство опросника
(Р=0,01).
Заключение. В исследовании продемонстрированы информативность и удовлетворительная надежность русскоязычной версии опросника DTSQ для оценки удовлетворенности лечением анемии среди диализных пациентов В связи с этим он может быть использован для комплексной оценки эффективности проводимой лекарственной терапии анемии среди этой группы пациентов . Тем не менее, требуется разработка специального опросника по оценке удовлетворенности лечением анемии, как наиболее частого сопутствующего заболевания при ХПН
178 ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ГРИГОРЯНИ.Э., БАЙМУКАНОВА.М.
ГБУЗ "ГКБ имени В . М . Буянова ДЗМ", НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия
Цель. Описать особенности концентрации медицинской помощи, выделить положительные и негативные аспекты .
Материал и методы. Проведён обзор отечественных и зарубежных статей и отчетов . Выделяют вертикальную и горизонтальную концентрацию медицинской помощи (КМП) . Первая формируется при слиянии медицинских организаций разных уровней (например, поликлиник и больниц), в то время как горизонтальная концентрация характерна при объединении равнозначных организаций (например, больниц с созданием филиалов) . Нами выделены как положительные, так и негативные аспекты. КМП дает возможность для маневра ресурсами . Это объясняется фактором централизованного решения: становится проще и доступнее закрыть или перепрофилировать мощности, определить и сконцентрировать дефицитные ресурсы, перегруппировать отдельные медицинские службы с целью более эффективного использования ресурсов . Создаются условия для оказания высокотехнологической помощи . Направление средств напрямую целевым образом поддерживает финансовую стабильность и обеспечивает большую прозрачность финансовых потоков в здравоохранении . КМП в федеральных и национальных медицинских исследовательских центрах способствует научному и практическому развитию здравоохранения . При вертикальной интеграции лучше настроена маршрутизация пациентов, что повышает качество оказания медицинской помощи .
Результаты. Негативным последствием КМП является снижение качества помощи в других медицинских организациях Это происходит по ряду причин: снижается престиж работы в медицинской организации 1 и 2 уровня, многие специалисты, особенно молодые, стремятся работать в крупных учреждениях, что приводит к кадровому дефициту, сравнительно ниже финансирование . Многие медицинские организации выполняют сложнейшие медицинские услуги, которые по критериям подходят под оказание высокотехнологической помощи, хотя при этом квоты они не получают. Чаще всего квоты распределяются между учреждениями — "гигантами"; многие региональные медицинские организации стремятся направить пациентов сразу в стационар третьего уровня; из— за отдаленного расположения медицинской организации не всегда есть возможность своевременно направить пациента до медицинского учреждения, особенно при оптимизации и интеграции медицинских организаций .
Заключение. Концентрация медицинской помощи является ответственной задачей перед руководством с множественными подводными камнями . Она способствует более организованной маршрутизации пациентов, созданию сильных профессиональных коллективов в медицинских организациях, улучшению качества оказываемых услуг. Однако, для эффективной работы таких укрупненных организаций необходимо изменение финансирования, создание условий для лучшего взаимодействия сотрудников, повышение престижа специальности, усовершенствование цифровых технологий, телемедицины и информационных систем .
179 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
СОЛТАМАКОВА Л.С., ПОЛУНИНА Н.В.
ФГАОУ ВО РНИМУ им . Н . И . Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
Цель. Изучить эмоциональное состояние преподавателей технических и гуманитарных ВУЗов .
Материал и методы. В технических и гуманитарных ВУЗах обследовано 935 педагогов, документами сбора материала была разработанная в ходе исследования выборочная карта из медицинской документации
Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(2S):3—190. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-S2
65