Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
591
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТЬ / КАЧЕСТВО / ЦВЕТОПЕРЕДАЧА / ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ДЕНСИТОМЕТР / ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ / РАСТИСКИВАНИЕ / БАЛАНС / КОНТРАСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

Рассмотрены проблемы воспроизведения цвета при печати, описаны методы контроля и расчета показателей оптической плотности, растискивания, баланса по серому, треппинга, контрастности печати и отклонения цветового тона. Приведены возможные причины нарушения цветопередачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR MANAGEMENT FEATURES IN PRINTING INDUSTRY

The problems of color reproduction during printing are considered, methods of control and calculation of indicators of optical density, dot gain, gray balance, trapping, print contrast and color tone deviation are described. Possible causes of color rendering violations are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ»

УДК 655.3.062.2

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ

О. А. Светлова

Рассмотрены проблемы воспроизведения цвета при печати, описаны методы контроля и расчета показателей оптической плотности, растискивания, баланса по серому, треппинга, контрастности печати и отклонения цветового тона. Приведены возможные причины нарушения цветопередачи.

Ключевые слова: печать, качество, цветопередача, цветовоспроизведение, денситометр, оптическая плотность, растискивание, баланс, контрастность.

Окружающий мир наполнен красками. Большинство людей даже не отдают себе отчета в том, как те или иные цвета воздействуют на них. Однако об этом очень хорошо знают маркетологи, привлекая внимание к товарам и стимулируя продажи при помощи броских упаковок и этикеток. В цветах заложено много смысла, поэтому очень важно обеспечить при печати максимально качественную и достоверную передачу всех цветов, тонов и переходов.

Печать этикеток может выполняться разными способами, этот выбор делается исходя из разных факторов, но в любом случае заказчик хочет получить продукт максимально высокого качества. В этой статье мы подробно рассмотрим вопросы качества цветовой передачи изображений и основные критерии, по которым это качество оценивается.

Стабильность изображений на протяжении печати всего тиража зависит от многих факторов, требующих измерения и контроля: толщина красочного слоя наносимого на бумагу, растискивание красок, соблюдение «баланса по серому», треппинг, контрастность печати и точность воспроизведения цветов [1].

Все это - составляющие, без которых невозможно получение качественного тиража. Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

1. Толщина красочного слоя. Если наносимый на запечатываемую поверхность слой краски будет слишком тонким - высока вероятность нарушения цветопередачи и контрастности изображения, слишком толстый слой продлит время закрепления краски на оттиске, что может привести к смазыванию изображения, слипанию листов или тенению.

Для контроля толщины красочного слоя используется денситометр, измеряющий оптическую плотность плашек. Оптическая плотность чаще всего связана с толщиной красочного слоя прямой зависимостью - чем толще слой краски, тем выше показатель оптической плотности. Нормальные показатели оптической плотности красок отражены в стандартах и спецификациях продукции. Важно помнить, что при высыхании красок изменяется их коэффициент отражения, что соответственно влияет и на оптическую плотность.

2. Растискивание. Несоответствие параметров элементов печатной формы и оттиска. Особенность, вызываемая давлением между запечатываемым материалом и печатной формой, из-за которого краска выходит за границы растровых точек. Растис-кивание контролируется при помощи денситометра. Оптический прирост растровых точек вызывается светопоглощением и рассеиванием света внутри запечатываемого материала, а также возникновением краевого эффекта по границам печатных элементов. Показатель растискивания зависит от разных факторов: свойств запечатываемого материала, выбранного типа красок, величины давления при печатном процессе, наличия механических неисправностей печатного оборудования и правильности его настройки, а также от размера и формы самого печатного элемента [2].

При печати тиража практически никогда не прибегают к построению кривых растаскивания, как правило, для измерения берутся две плашки 50% и 80%. Плашка 50% удобна тем, что именно ее параметры указываются в стандартах допустимого растаскивания для бумаги и оборудования.

Для вычисления относительной площади растровых элементов и их прироста, денситометры используют формулу Мюррея-Девиса:

1-10"°'

S=--XI00%, (1)

1-10 v

где Dr - плотность растрового фона; Dv — плотность плашки 100% поля.

Для более точного измерения при контроле офсетной печати дополнительно в расчет принимаются оптическое светорассеяние и воздействие непосредственно формы офсетной печати на измерения. Для этого вводится дополнительный поправочный коэффициент Юла-Нильсена:

1-10~т

S = -——ц- х 100%), (2)

1-10_т

где к- поправочный коэффициент Юла-Нильсена.

В денситометрах этот коэффициент составляет 1,15. Но значение коэффициента будет выше при большем рассеянии света печатным материалом.

Кроме стандартных измерений растискивания существует такой показатель как «растаскивание в полутонах», он выражается в разнице между максимальным и минимальным отклонением показателя растискивания краски относительно рекомендованного значения. В общем виде растаскивание в полутонах можно представить формулой:

5 = тах[ (Лс - АСо), {Ам - АМо), - AYq)] -- min[ 04с - АСо), (Ам - АМо), (AY - АУо)], (3)

где Ас- полученный показатель растискивания при измерении 50% элемента краски Cyan; Ar¡¡ - нормированный показатель растискивания краски Cyan; Ам - полученный показатель растискивания при измерении 50% элемента краски Magenta; Амо - нормированный показатель растискивания краски Magenta; Аг - полученный показатель растискивания при измерении 50% элемента краски Yellow; Аго - нормированный показатель растискивания краски Yellow.

3. Баланс «по серому». В установленных сочетаниях для светов, теней и полутонов серый цвет должен образовываться при смешении желтого, пурпурного и голубого. Если у контрольного цвета появляется посторонний оттенок, это сигнал о неравномерности толщины нанесенной краски или проблемах с растаскиванием одного из цветов.

Каждая из триадных красок имеет легкий серый оттенок, словно она загрязнена двумя другими. Определение доли серого красочного слоя проводится также с помощью денситометра. При этом триадные краски измеряются через красный, голубой и зеленый фильтры. После измерений доля серого цвета определяется по формуле:

Gé=^xl00%, (4)

D

где Dl - наименьшее значение плотности; DH - наибольшее значение плотности.

При правильном соблюдении цветового баланса по серому, полученные плотности за тремя фильтрами должны быть примерно одинаковы.

4. Треппинг. Красковосприятие (треппинг или краскоперенос) определяет, насколько хорошо краска из второго слоя закрепляется на уже нанесенной на запечатываемый материал краске. Этот показатель важен из-за того, что характеристики закреп-

ления краски на чистой поверхности бумаги значительно отличаются от характеристик закрепления красок на сырой красочной пленке, как отличаются и их показатели оптических плотностей [3].

Так как вторичные цвета образуются при сочетании голубого, пурпурного и желтого, величина теппинга позволяет оценить качество синего, красного и зеленого цвета. Для расчета проводятся измерения триадного и бинарного красочного слоя через все светофильтры денситометра. При известном порядке наложения триадных цветов расчет проводится по формуле:

Т = Вор ~А х! оо%, (5)

Б

2

где Иор - общая оптическая плотность оттиска, полученного путем наложения красок; Ц - плотность первого слоя краски; /Л - плотность второго слоя краски.

Измерение производится со светофильтром для второго нанесенного цвета. Краскоперенос со значением 100% считается идеальным. В этом случае второй слой краски закрепляется на первом также как на чистой бумажной поверхности и образует слой такой же толщины. Но такое значение достигается крайне редко. Удовлетворительные значения лежат в диапазоне от 80% до 90%, что говорит о том, что небольшая часть второй краски не закрепилась на первой. Если показатели краскопереноса достигают 60% или более низких значений, речь идет о крайне плохом закреплении второго слоя краски и некачественной цветопередаче, что не позволит воспроизвести достоверно памятные цвета.

5. Контрастность печати. Этот показатель тоже определяется при помощи денситометра и оценивает, насколько хорошо при печати воспроизводятся тени. Оценка контраста проводится по 75% или 50% полю. Для определения контраста используется формула Ширмера:

С = ^^ х 100%, (6)

где - плотность плашки; 1)„ - плотность 50% или 75% поля шкалы.

Показатель контраста печати будет выше при увеличении разницы между плашкой и контрольным полутоновым полем (или полем в три четверти тона) [4].

Высокий показатель означает более точное воспроизведение деталей в тегах. Низкий показатель говорит о том, что детали в тегах воспроизведены со слабой контрастностью, то есть плохо различимы. Чем тоньше слой краски, тем меньшую контрастность печати можно получить. При этом слишком толстый слой краски, также снижает контрастность, увеличивая растаскивание. Если значение контраста равно нулю, значит, на темных участках изображения потеряны все делали из-за того, что на растровом поле краской покрылись все пробельные элементы.

6. Ошибки цветового тона изображения. Проблемы цветового тона триадных красок начинаются в изначальном отсутствии чистоты цвета. Если измерить денситометром условно чистый желтый цвет, то показания выдаются только для него, а не для голубого и пурпурного. Так как краска содержит в себе небольшое количество двух других цветов и обладает неидеальными спектральными характеристиками, она поглощает свет не в одной зоне спектра, а в нескольких [5].

Чтобы установить ошибку в цветовом тоне, каждую краску измеряют с каждым световым фильтром. То есть, измеряя краску пурпурного цвета с использованием синего светофильтра денситометр определяет сколько лучей желтого цвета от нее отражается. При желтом светофильтре определяют загрязнение пурпурной краски голубым цветом. Для расчета берут формулу:

Н = Вм ~ /)т,п х 100%, (7)

шах тт

где Ом~ измеренное значение плотности; От1П~ наименьшее значение плотности; Аллг ~ наибольшее значение плотности.

Если при анализе краски, в ней выявляется наличие черного, речь идет о загрязненности цвета. Изменения цветового тона в такой ситуации не происходит. Загрязненность цвета оценивается по формуле:

G = х100%, (8)

D

max

Чаще всего загрязненность красок оценивается на входном контроле.

Современные печатные системы оснащаются встроенными системами контроля цвета, стремясь минимизировать человеческий фактор и позволяя поддерживать стабильность печати при работе с очень крупными тиражами. Однако вопрос воспроизведения цвета довольно тонок и требует участия человека в производственном цикле, потому что в конечном итоге именно на человека рассчитано влияние всего, что идет в печать.

Список литературы

1. Еще раз о контроле [Электронный ресурс]. URL: https://compuart.ru/ article/9155 (дата обращения: 03.10.2020).

2. Растискивание: что с ним делать и нужно ли. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kursiv.ru/kursivnew/format_magazine/archive/10/6.php (дата обращения: 04.10.2020).

3. Вилсон Д.Дж. Рулонная офсетная печатная машина. М.: Принт-Медиа центр, 2007. 424 с.

4. Денситометрия в офсетной печати. [Электронный ресурс] URL: https:// compuart.ru/article/B351 (дата обращения: 07.10.2020).

5. Системы контроля цвета. [Электронный ресурс] URL: https://compuart.ru/ article/8338#10 (дата обращения: 07.10.2020).

Светлова Ольга Александровна, магистрант, ola-000@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

COLOR MANAGEMENT FEATURES IN PRINTING INDUSTRY

O.A. Svetlova

The problems of color reproduction during printing are considered, methods of control and calculation of indicators of optical density, dot gain, gray balance, trapping, print contrast and color tone deviation are described. Possible causes of color rendering violations are given.

Key words: printing, quality, color rendering, color reproduction, densitometer, optical density, dot gain, balance, contrast.

Svetlova Olga Alexandrovna, master, ola-000@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.