Научная статья на тему 'ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ'

ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
465
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛЕКСОГРАФИЯ / ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА / РАСТРОВАЯ ГРАФИКА / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЦВЕТ / FLEXOGRAPHY / PREPRESS / VECTOR GRAPHICS / RASTER GRAPHICS / REPRODUCTION / COLOR

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Соколова Ольга Вячеславовна

Рассматриваются сложности, возникающие при флексографской печати и способы их устранения на этапе допечатной подготовки. Описывается специфика допечатной подготовки векторных и растровых элементов изображения, работа с точностью воспроизведения цветов и переходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINT PREPARA TION IN FLEXOGRAPHY

The difficulties arising in flexographic printing and the ways to eliminate them at the stage of prepress are considered. The specificity of prepress preparation of vector and raster image elements, work with the accuracy of color reproduction and transitions are described.

Текст научной работы на тему «ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ»

МАШИНЫ, АГРЕГАТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 655.2; 655.326.1

ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ

О.В. Соколова

Рассматриваются сложности, возникающие при флексографской печати и способы их устранения на этапе допечатной подготовки. Описывается специфика до-печатной подготовки векторных и растровых элементов изображения, работа с точностью воспроизведения цветов и переходов.

Ключевые слова: флексография, допечатная подготовка, векторная графика, растровая графика, воспроизведение, цвет.

Процесс цифровизации с каждым днем все глубже внедряется в современную жизнь, работу предприятий и организаций. Не стала исключением и полиграфическая отрасль, к примеру, с развитием компьютерных технологий практически все допечатные процессы стали выполняться в цифровом виде. Но специфика проведения допечатной подготовки макетов различается в зависимости от способа печати, для которого она предназначена.

Рассмотрим подробнее особенности допечатных работ во флексографии.

Сложность стабильности флексографской печати заключается в ее работе с гибкими печатными формами, неравномерностью запечатываемой поверхности и спецификой флексографских красок с низкой вязкостью.

В процессе печати гибкая печатная форма в зоне контакта с запечатываемой поверхностью вдавливается в нее, что приводит к растеканию низковязких красок и соответственно визуально утолщает наносимое изображение, рис. 1.

Натиск

Рис. 1. Растекание краски при контакте печатной формы и запечатываемого материала

Для того чтобы результат соответствовал ожиданиям, на этапе допечатной подготовки при разработке макета учитываются все особенности печатного процесса, используемого материала и красок, и вносятся соответствующие корректировки.

524

Качество печатной продукции определяется тремя основными характеристиками: воспроизведением мельчайших деталей, цветовоспроизведением, тоновоспроизве-дением.

Для каждого их этих параметров существуют свои требования и условия, соблюдение которых будет способствовать получению качественной работы. Рассмотрим подробнее особенности допечатной флексографской подготовки.

Работа со шрифтами. Свойство флексографских красок растекаться при печати влияет на качество воспроизведения мелких шрифтов или их мельчайших деталей. Нечеткость воспроизведения также может быть связана со спецификой шрифта, например, если его гарнитура включает большое количество засечек, обеспечивающих большую выразительность (рис. 2).

Рис.2. Шрифт с засечками

В связи с этим рекомендуется по возможности избегать сложных шрифтов с мелкими деталями, а также обращать внимание на узкие просветы между знаками, так как межбуквенные просветы могут раздавливаться при печати.

Треппинг. Независимо от того, растровые или векторные изображения используются в работе, необходимым условием для получения качественной печати является выполнение треппинга. То есть наложения друг на друга двух красок при их стыке в изображении. Пример внешнего треппинга представлен на рис. 3.

Рис. 3. Внешний треппинг

Выбор цветового пространства. При воспроизведении в электронном виде оригиналов используются сканеры - устройства, анализирующие в цветовом отношении двухмерные изображения, разделяя их на мельчайшие элементы (пиксели).

В процессе работы сканер измеряет количество света, отраженного от пикселей при помощи трех фотосенсоров: красного, зеленого и синего. Изображение, переведенное в цифровой вид, как правило, отображается в цветовой модели RGB. Для получения более достоверной цветопередачи при печати, цветной объект рекомендуется преобразовать в CMYK, чтобы точнее рассчитались необходимые в четырехкрасочной печати цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный.

При работе с объектами, имеющими заливку, надо следить, чтобы оттенок границ заливки и самой заливки не отличался.

Расположение важных составляющих макета не должно находиться близко к линиям разреза или высечки.

Допуски и приводки. Расчет допуска для линий вычески берется исходя из материала, используемого при печати - чем плотнее материал, тем больше будет величина допуска. Рекомендуемые размеры указываются в спецификации.

При печати двух стоящих рядом слов разными цветами требуется отдалить их друг от друга на расстояние, превышающее двойное значение треппинга. Такие приемы позволят избежать наложения слоев и искажения выравнивания [1].

Работа с текстом. Правильное позиционирование текста обеспечивается благодаря использованию табуляции вместо пробелов. В этом случае при изменении шрифта стабильность позиционирования не исказится.

Используемые шрифты рекомендуется преобразовывать в кривые, чтобы показатель разрешения не менялся независимо от программ обработки, используемых в дальнейшей работе, а также на случай не распознавания определенного шрифта той или иной программой, или непосредственно устройством вывода.

Использование специальных цветов. При работе с файлом, в котором используются специальные цвета, образующие новый цветовой оттенок при наложении друг на друга, создают два файла: закомпонованный и с двумя отдельными слоями. В этом случае цветопробы должны сопровождаться инструкциями, описывающими создание нового оттенка с указанием количественного соотношения красок, создающих его.

Баланс по серому. Этот параметр представляет из себя характеристику оттенка краски, толщину ее красочной пленки, размер точки и находится под влиянием очередности цветов, треппинга краски, растискивания и непосредственных характеристик печатной машины. Так как в реальности краски не являются идеальными светофильтрами, при попытке создать баланс по серому, использовав смесь одинакового размера точек пурпурного, желтого и голубого цветов, в итоге получится бурый.

Для создания серого следует уменьшать размер точек желтого и пурпурного оттенка относительно точек голубого. Процент уменьшения будет зависеть от чистоты цветов.

Построение переходов цвета. Минимальный размер точки перехода цвета в областях высоких светов не должен быть меньше, чем минимально допустимое значение секции печати и не должен быть больше ее максимально допустимого значения для области теней [3].

Переход одного специального цвета в другой. Для создания перехода одного специального цвета в другой специальный цвет, требуется создать два отдельных файла: закомпонованный и производственный с двумя отдельными переходами. В этом случаем в специальной аннотации слоя делается отметка на пробе о том, каким образом создается данный переход: процентное соотношение цветов, накладываемых друг на друга. Альтернативным вариантом может стать замена специальных цветов на основные [1].

Для создания перехода специального цвета к белому нужно указать минимальный процент точек специального цвета на светлом конце перехода.

Много сложностей возникает с треппингом переходов цвета. Чаще всего при этом темный цвет печатается сверху светлого, но при работе с переходами цвета эта последовательность меняется.

Если размещать текст или графику поверх цветового перехода и использовать при этом обычный треппинг, могут возникнуть нежелательные последствия.

Еще одной проблемой с переходами является их растрирование. Иллюстрации, содержащие большое количество переходов, значительно снижают скорость обработки. Поэтому при работе с макетом лучше совмещать растровую и векторную графику. Векторная графика лучше подходит при работе со шрифтами и элементами, требующими четкой проработки деталей, а растровая для работы с цветом и его переходами.

Оптическая плотность плашек. Качество и точность воспроизведения цветов определяются при помощи измерения их оптической плотности денситометром.

На высохших цветовых пробах значение отклонений оптической плотности должны попадать в интервал ±0,007 для плашек пурпурного, голубого и черного цвета, и в интервал ±0,05 для желтого цвета, относительно заданных значений оптической плотности [2].

Значения оптической плотности для разных типов плашек представлены в таблице.

Плотность плашек

Вид рулона Материал C M Y K

Широкий рулон Бумага 1,25 1,25 1,0 1,5

Пленка 1,25 1,2 1,0 1,4

Узкий рулон Бумага 1,25 1,25 1,0 1,5

Пленка 1,25 1,2 1,0 1,4

Растискивание. Сбалансированного тоновоспроизведения можно достичь, если основывать общее растискивание на профиле печатной машины. Допустимые отклонения для машинных проб негативов 30% и 70% составляют 5% для площади точки полученной при построении характеристики машины.

Если растискивание точки пурпурного цвета машиной цветопробы соответствует -5% относительно эталона, поддержание баланса будет осуществляться, если оставшиеся цвета будут иметь растискивание равное эталонному значению или превышать его.

Чтобы понять, насколько качественно проведена допечатная подготовка, проводится оценка тоновоспроизведения при печати. Для контроля печатного процесса используется денситометр.

Проблема контроля оптической плотности во флексографии связана с использованием специфических материалов, например, обладающих высокой степенью глянца. Подобные оптические свойства поверхности делают некорректными прямые денсито-метрические измерения.

Казалось бы, в этом случае большую точность измерений можно получить спектрофотометром, но спектральные характеристики красок во флексографиии зачастую отличатся от традиционных, что приводит к сильной погрешности измерений. Выбирая их двух более точный метод, останавливаются на денситометре [4].

Большая часть денситометров использует при расчете формулу Шебер-стова-Мюррэя-Девиса:

1 - 10°'П

= Х100, (1)

г 1 -Ю°КР

где Ь] - площадь растрового элемента ього поля оттиска в процентах; - оптическая плотность ього поля; - оптическая плотность эталонной красочной плашки.

Но по общим представлениям размер растрового элемента определяется следующими величинами:

$,ОТТ = /Ф + ^МЕХ + , (2)

где БЮТТ -площадь растрового элемента ього поля оттиска (%); /Ф -площадь растрового элемента ього поля фотоформы (%); -механическое растискивание растрового элемента ього поля оттиска (%); АЗЮПТ -оптическое растискивание растрового эле-

Однако при использовании этого алгоритма, достоверность расчета будет зависеть от запечатываемого материала. Растискивание будет включать все три показателя при печати на впитывающих материалах, при которой каждая из величин растискивания является переменной. Если печать осуществляется на невпитывающих материалах, механическое растискивание будет практически неизменно.

Исходя из результатов измерений, выполненных на невпитывающих материалах, возможна неправильная интерпретация результатов из-за того, что изменение площади растровой точки формируется при изменении только оптического растискивания (светорассеяния).

мента ього поля оттиска (%).

Поэтому денситометрический метод измерения, основанный на формуле Ше-берстова-Мюррэя-Девиса при оценке печати на невпитывающих материалах не полностью достоверен. Для получения более точных результатов дополнительно должен учитываться показатель светорассеяния Юла-Нильсена. Поэтому денситометр во флексо-графской печати должен работать по алгоритму, учитывающему поправочный коэффи-ицент.

Список литературы

1. FIRST (Flexographic Image Reproduction Specification & Tolerances) - Воспроизведение изображения флексографским способом: допуски и спецификации / пер. с англ. Киев: Украинская Флексографская Техническая Ассоциация, 2002. 172 с.

2. Научно-технический журнал «Флексо Плюс - флексография и специальные виды печати». М.: Изд-во «Курсив», 2006. №4 (52).

3. Допечатная подготовка. [Электронный ресурс] URL: https://slovodelo.ru/ poleznye-materialy/dopechatnaya-podgotovka (дата обращения: 29.10.20).

4. Замечания о корректности измерения тоновоспроизведения во флексографии. [Электронный ресурс] URL: http://www.flexoplus.ru/archive/15/nissa1.html (дата обращения: 29.10.20).

Соколова Ольга Вячеславовна, магистрант, sokolovalova.lova@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PRINT PREPARATION IN FLEXOGRAPHY O.V. Sokolova

The difficulties arising in flexographic printing and the ways to eliminate them at the stage of prepress are considered. The specificity of prepress preparation of vector and raster image elements, work with the accuracy of color reproduction and transitions are described.

Key words: flexography, prepress, vector graphics, raster graphics, reproduction,

color.

Sokolova Olga Vyacheslavovna, undergraduate, sokolovalova. lova@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.