Научная статья на тему 'Особенности конструирования каузации равновесия'

Особенности конструирования каузации равновесия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / ФРЕЙМИНГ / ДИНАМИКА СИЛЫ / МЕТАФИГУРИРОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВА / CONSTRUING / FRAMING / FORCE DYNAMICS / METAFIGURING / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фурс Людмила Алексеевна, Копырюлина Людмила Юрьевна

В статье рассматриваются когнитивные основы конструирования каузации равновесия. К ним относятся принцип динамики силы и принцип метафигурирования и когнитивный механизм перспективизации, а также описывается фрейм КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ и зависимые от него концепты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CONSTRUING THE BALANCE CAUSATION

The article considers the cognitive basis of construing the balance causation, such as the principles of force dynamics and metafiguring and the cognitive mechanism of perspective. It also describes the frame BALANCE CAUSATION and concepts which depend on its cognitive context.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования каузации равновесия»

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАУЗАЦИИ РАВНОВЕСИЯ1

Л. А. ФУРС, Л. Ю. КОПЫРЮЛИНА

В статье рассматриваются когнитивные основы конструирования каузации равновесия. К ним относятся принцип динамики силы и принцип метафигурирования и когнитивным механизм перспекти-визации, а также описывается фрейм КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ и зависимые от него концепты.

Ключевые слова: конструирование, фрейминг, динамика силы, метафигурирование, перспектива.

При изучении процессов структурирования знаний и их репрезентации в языке в последнее время наметилась тенденция соотносить эти процессы с конструированием. Понятие конструирования как когнитивной процедуры применяется в связи с возможностью по-разному организовать информацию о событиях реального мира (см. работы Р. Лэнекера, У. Крофта, А. Круза и др.). В виду того, что процессы конструирования события имеют выход в сферу сознания человека и интерактивности его мышления, сферу, скрытую от прямого наблюдения, представляется возможным описать эти процессы на основе объяснения их когнитивных основ.

Конструирование каузации равновесия представляет собой сложный процесс, в котором выделяется нескольких уровней. На каждом уровне сознание человека оперирует особыми форматами знания. Под форматом понимается способ представления знания. Так, на уровне восприятия имеет место активизация определенных когнитивных моделей, воспринимаемых сознанием человека в качестве опор для структурирования мысли. Интерпретация роли когнитивных моделей именно в таком ключе признается и когнитивной психологией, и когнитивной лингвистикой и сводится к обсуждению ассоциативно-образных основ человеческого мышления [5; 6; 7; 18]. Связь когнитивных моделей с процессами категоризации проявляется в том, что посредством данных моделей проводится когнитивная обработка эмпирических

1 Научно-исследовательская работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.2772.2011 и в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт № П382, проект «Исследование типов и форматов знания в языке».

фактов на уровне восприятия. Эта связь основана на следующих положениях:

1) главная часть наших концептуальных систем непосредственно основана на восприятии, на движении нашего тела и на физико-социальном опыте человека;

2) мысль образна: концепты, не прямо основанные на опыте, используют метафору, метонимию и «ментальную образность», что выходит далеко за рамки зеркального отражения, или репрезентирования, внешней реальности;

3) мысль обладает гештальтными свойствами, а потому не атомистична; концепты имеют общую структуру, выходящую за пределы простого соположения понятийных «строительных блоков»;

4) мысль - нечто большее, чем механическое манипулирование абстрактными символами и обладает экологической структурой: эффективность когнитивной переработки (например, при обучении и запоминании) зависит от общей структуры концептуальной системы и от того, какие именно понятия из нее задействованы в данный момент [4].

Подчеркивая фундаментальную значимость когнитивных моделей «благодаря своей способности органично вписываться в рамки доконцеп-туальной структуры» [6; с. 182], Дж. Лакофф выделяет несколько типов когнитивных моделей, в частности, пропозициональные, метафорические, метонимические и образно-схематичные, позволяющие структурировать опыт человека и представить значение языковой единицы в виде мыслительных категорий [7].

Как точно заметила Е. Г. Беляевская, «представляя собой абстрактную концептуальную схему, которая определяет структурацию признаков обозначаемого и задает указание на фокус микрофрейма», когнитивная модель может «наклады-

ваться» на некоторые мыслительные пространства, передавая им заложенное в модели видение события [1]. Обращение к когнитивным моделям позволяет дать объяснение процессам конструирования смысла в коммуникации на уровне восприятия. Формат когнитивной модели в дальнейшем служит основой для концептуализации воспринимаемой ситуации с последующим проецированием характеристик того или иного концепта и их репрезентацией на уровне языка.

В данной работе в качестве основы конструирования каузации равновесия рассматривается такой тип когнитивной модели, как образно-схематичная (в дальнейшем - образная схема). Согласно М. Джонсону, образные схемы являются «повторяющимися динамическими образцами наших процессов восприятия и наших моторных программ, которые придают связность и структуру нашему опыту» [12]. По мнению У. Крофта и А. Круза, образные схемы конструируют опыт [16]. Аналогичный подход встречается и у С. Д. Кацнельсона, рассматривавшего роль опытного знания в рамках проблемы взаимодействия языка и сознания человека. По мнению ученого, «воспоминания о событиях, относящихся к жизненному опыту личности, сохраняются в виде наглядно-чувственных образов» [2]. Необходимо подчеркнуть, что именно образные схемы являются основой для конструирования смысла на уровне восприятия окружающего мира, одним из проявлений которого выступает каузация равновесия.

Равновесие - это состояние покоя, в котором находится тело или система под воздействием равных, противоположно направленных сил; состояние спокойствия, уравновешенности в настроении, в каких-нибудь отношениях [8]. Изучение ситуации равновесия играет значительную роль в познавательных процессах, так как отражает внутренний и внешний микромир человека.

В основе осмысления каузации равновесия лежит принцип динамики силы. Согласно данному принципу, взаимодействие различных сущностей друг с другом объясняется с точки зрения силы и сводится к таким характерным ее проявлениям, как непосредственно демонстрация силы, сопротивление силе, преодоление сопротивления, блокирование силы, устранение блокирования и т. п. [20]. Сило-динамические отношения получили научное обоснование с точки зрения физических законов, так как именно физика изучает фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира, изучает материю, формы ее движения и силы, управляющие движением материи.

Понятие равновесия - одно из самых универсальных в естественных науках. С точки зрения физики, система находится в равновесии, если все действующие на нее силы полностью уравновешены между собой, т. е. нейтрализуют друг друга. Силы, действующие на систему в состоянии равновесия, компенсированы друг другом. В физике выделяются статический и динамический аспекты равновесия, которые лежат в основе классификации сило-динамических отношений в ситуации равновесия [11]. Понятие каузации равновесия принято соотносить с воздействием некоторой силы, охарактеризованной М. Джонсоном следующим образом:

1) любая сила воспринимается в ходе взаимодействия;

2) сила характеризуется направленностью воздействия;

3) сила связана с движением;

4) у силы определяется источник, направление и цель движения;

5) сила измеряется степенью интенсивности;

6) на основе силы сознанием человека осмысляется любой акт каузации [19]. Таким образом, статический аспект равновесия представляет собой равновесное положение как конечный результат каузации или же состояние равновесия, предшествующее любому воздействию силы. Динамический аспект связан с любым силовым воздействием на объект и рассматривается как процесс достижения равновесия или отклонения от точки равновесия.

Данные положения являются ключевыми для определения фрейма КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ. Традиционно выделяются такие компоненты каузации, как «каузатор», «акт каузации», «объект каузации», «результат каузации» [9]. Соответственно характер ситуации определяет и тип каузации - каузация равновесия. С учетом принципа динамики силы и выделенных выше характеристик образной схемы FORCE представляется логичным выделить такой фреймовый компонент, как «сопутствующие обстоятельства». В качестве сопутствующих обстоятельств могут служить источник, направление и интенсивность воздействия, временные и пространственные характеристики и т. п. Когнитивный контекст фрейма КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ выступает основой для активизации таких концептов, как COMPULSION, BLOCKAGE, COUNTERFORCE, REMOVAL OF RESTRAINT, ENABLEMENT, DIVERSION, ATTRACTION, REPULSION, BALANCE, которые по своей содержательной структуре представляют различные типы сило-динамических отношений [19].

Необходимо подчеркнуть, что данные концепты имеют статус зависимых концептов, так как их содержательный план структурируется на основе вспомогательного когнитивного контекста [14]. Таким вспомогательным контекстом выступает когнитивный контекст образной схемы FORCE. Проведенный концептуальный анализ одноименных лексем [13; 15] позволил установить концептуальные характеристики выделенных выше зависимых концептов, которые являются значимыми для сознания человека в ходе интерпретации каузации равновесия. Для концепта COMPULSION значимой характеристикой является «принуждение под воздействием силы»; для концепта BLOCKAGE - «блокирование силы»; для концепта COUNTERFORCE - «появление сдерживающей силы»; для концепта REMOVAL OF RESTRAINT - «устранение сдерживающей силы»; для концепта ENABLEMENT -«наделение силой»; для концепта DIVERSION -«изменение направления силы»; для концепта ATTRACTION - «сила притяжения»; для концепта REPULSION - «сила отталкивания»; а для концепта BALANCE - «уравновешивание разнонаправленных сил, равновесное положение».

Рассмотрим далее когнитивные принципы и механизмы, лежащие в основе формирования каузации равновесия.

Активизация фрейма КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ или некоторых его компонентов определяется механизмом перспективизации. Механизм перспективизации квалифицируется У. Крофтом и А. Крузом как точка зрения на ситуацию, обусловленная возможностями ее интерпретации говорящим [16]. Данный когнитивный механизм обеспечивает альтернативное конструирование одной и той же ситуации. Сравним:

(1) Her hands had felt stiff, and she couldn’t

concentrate [B.Parker].

(2) We let her concentrate.

(3) We made her concentrate.

(4) She managed to concentrate.

(5) Her ability to concentrate attracts me.

В первом случае (1) ситуация интерпретируется с точки зрения появления сдерживающей силы, мешающей сконцентрироваться; в примере (2) значимым является факт наделения объекта силой для достижения концентрации внимания, а в примере (3) акцентируется принуждение объекта к концентрации внимания под воздействием внешней силы. В предложении (4) ситуация интерпретируется с точки зрения устранения некоторой сдерживающей силы и достижения равновесного положения. В последнем примере оцени-

вается привлекательность способности концентрироваться.

В этой связи важно подчеркнуть, что возможность конструирования ситуации в соответствии с когнитивным механизмом перспективизации сопряжена с когнитивной операцией рефреймин-га. Рефрейминг, как отмечает Т. Гивон, является частным проявлением общей способности сознания человека устанавливать причинно-следственные связи между различными ситуациями [17]. Фактически, рефрейминг - это результат контекстуально обусловленной интерпретации ситуации.

Рефрейминг обеспечивается за счет принципа метафигурирования, который заключается в проецировании характеристик целого на возможные альтернативные конфигурации элементов. Данный принцип раскрывает сущность мониторинга когнитивных процессов по обработке получаемой из внешнего мира информации. Например, конструирование каузативной ситуации в совокупности всех отмеченных характеристик базируется на конфигурации «каузатор - акт каузации - объект каузации - результат каузации». Однако конструирование каузативного смысла за счет альтернативных конфигураций, в которых не представлены отдельные элементы каузативной ситуации, также возможно: Scott got a little confused [B.Parker] [10].

Обратимся далее к анализу средств репрезентации фрейма КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ.

Фактологический анализ свидетельствует, что конструирование каузации равновесия часто сопряжено с характеристикой внутреннего и внешнего мира человека и охватывает следующие аспекты его жизненного равновесия: физический, ментальный, эмоциональный, социальный, финансовый и нравственный.

1. Физический аспект каузации равновесия

When I awoke in the recovery room, the doctor told me that my blood pressure had remained stable throughout and no hydrocortisone had been given to me [E. Cayce].

В этом случае репрезентируется концепт BALANCE и его характеристика «равновесное положение», которая представляет статический аспект каузации в виде результативного состояния. В качестве каузирующей силы этого состояния выступает объект hydrocortisone, устанавливаемый на основе контекста.

The rush of oxygen made him drunk, almost euphoric [B. Parker].

Активизация фрейма КАУЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ сопровождается репрезентацией концепта

COMPULSION и такой его характеристикой, как «принуждение под воздействием силы».

Dan kept his voice under control [B. Parker].

В этом предложении репрезентируется концепт REMOVAL OF RESTRAINT и характеристика «устранение сдерживающей силы». Удержание равновесия достигается путем устранения тех факторов, которые мешают достижению контроля над своим состоянием.

For several minutes Elaine was too stunned to move from the room [B. Parker].

Появление некоторой сдерживающей силы, мешающей реализации движения, является значимым для говорящего в данном случае. Соответственно это сопровождается активизацией концепта COUNTERFORCE.

2. Ментальный аспект каузации равновесия Examining the world helps us understand that each of us is affected by global interdependence... [D. Kendall].

Появление силы, способствующей реализации действия, является перспективой высказывания. Это сопровождается репрезентацией концепта ENABLEMENT и его характеристики «наделение силой».

Kelly was so scared, she couldn’t concentrate on the music [B. Parker].

В этом примере в качестве перспективы избрано появление некоторой сдерживающей силы, мешающей сконцентрироваться на музыке, в результате чего получает репрезентацию концепт COUNTERFORCE.

3. Эмоциональный аспект каузации равновесия He desperately wanted to overcome his negative emotions, especially fear, which he believed to be an obstacle to his progress [S. Bodian].

В данном примере активизация фрейма КАУ -ЗАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ сопровождается репрезентацией двух концептов - концепта REMOVAL OF RESTRAINT с доминирующей характеристикой «устранение сдерживающей силы», на что указывает словосочетание to overcome his negative emotions, и концепта COUNTERFORCE с характеристикой «появление сдерживающей силы», объективируемой словосочетанием an obstacle to his progress.

4. Социальный аспект каузации равновесия Martha and I are friends, but she is starting to be a pain [B. Parker].

В данном случае ситуация равновесного положения конструируется за счет представления равноправного положения обоих участников. Однако из-за появления других интересов у одного из участников изменяется гармония отношений,

что приводит к активизации концепта DIVERSION и его ключевой характеристики «изменение направления силы».

Russ and I were attached to each other like no other people could ever be [A. Carroll].

В данном примере активизация фрейма КАУ -ЗАЦИЯ PAВH0ВECИЯ сопровождается репрезентацией концепта ATTRACTION и его характеристики «сила притяжения».

5. Материальный аспект каузации равновесия

Rick would sooner run us into bankruptcy [B. Parker].

В этом примере нарушается равновесное положение из-за каузации нежелательного состояния, представленного лексемой bankruptcy. В качестве перспективы определена характеристика «принуждение под воздействием силы» концепта COMPULSION.

Money enabled everything in her life [P. Gaus].

Репрезентация концепта ENABLEMENT и его характеристики «наделение силой» позволяет подчеркнуть роль денежных средств в жизни героини.

6. Нравственный аспект каузации равновесия

Нравственный аспект включает систему норм, оценок, установок, согласно которым принято поступать в данном обществе.

Never beg a woman. It’s weak. You must stay in control. If you let women tell you what to do, they don’t respect you [B. Parker].

Данный пример демонстрирует, в чем заключается гармония отношений между мужчиной и женщиной. По мнению наблюдателя, мужчина должен контролировать ситуацию и не позволять женщине управлять собой. Нарушение этого баланса сил может привести к тому, что женщины перестают уважать мужчин. Так, словосочетание stay in control объективирует концепт BALANCE и его характеристику «уравновешивание разнонаправленных сил, равновесное положение». Примером гармоничных отношений выступает уважительное отношение друг к другу, а нарушение этого баланса репрезентируется отрицательной формой глагола don’t respect. Причиной нарушения этого баланса является разрешение управлять собой. Эта структура знания представлена концептом ENABLEMENT и его характеристикой «наделение силой».

Таким образом, структурирование каузации равновесия связано с активизацией одноименного фрейма и репрезентацией таких зависимых от когнитивного контекста данного фрейма концептов, как COMPULSION, COUNTERFORCE, REMOVAL OF RESTRAINT, ENABLEMENT, DI-

VERSION, ATTRACTION, BALANCE. В качестве когнитивных принципов конструирования каузации равновесия признаются принцип динамики силы и принцип метафигурирования. В качестве когнитивного механизма избран механизм пер-спективизации. Конструирование каузации равновесия осуществляется на уровне восприятия на основе образной схемы, на концептуальном уровне за счет активизации компонентов фрейма и характеристик зависимых от него концептов. Данные положения представляют в совокупности особенности когнитивной деятельности человека по структурированию знаний о ситуации каузации равновесия.

Литература

1. Беляевская Е. Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структура представления знаний в языке. М., 1994. С. 92-106.

2. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. 3-е изд. стереотип. М., 2004. С. 111.

3. Коржук А. Н. Когнитивные основы формирования значения партитивности в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2011.

4. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. С. 57.

5. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. С. 12-51.

6. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1996. С. 143-184.

7. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М., 2004.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999.

9. Фурс Л. А. Когнитивные аспекты синтаксиса английского простого предложения. Тамбов, 2005.

10. Фурс Л. А. Метафигурирование и конструирование смысла // Международный конгресс по когни-

тивной лингвистике: сб. мат-лов. Тамбов, 2010. С. 284-287.

11. Физический энциклопедический словарь. М., 1983.

12. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997. С. 347.

13. Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. The University of Birmingham, 2001.

14. Cervel S. P. Subsidiarity relationships between image-schemas: an approach to the force schema // Journal of English Studies I, 1999. P. 203.

15. The Concise Oxford Dictionary of Current English/ ed. by R. E. Allen. Oxford, 1990.

16. Croft W., Cruse D. A. Cognitive linguistics. Cambridge, 2004. P. 45.

17. Givon T. Context as other minds: the pragmatics of sociality. Cognition and communication. NY, 2005. P. 232, 234.

18. Jackendoff R. Languages of the Mind. Essays on Mental Representation. Cambridge, 1995.

19. Johnson M. The body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Reason and Imagination. Chicago, 1987. P. 43-44.

20. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Vol. 1: Concept Structuring Systems. Cambridge, Massachusetts, 2000. P. 409.

* * *

SPECIFICS OF CONSTRUING THE BALANCE CAUSATION

L. A. Furs, L. Yu. Kopiryulina

The article considers the cognitive basis of construing the balance causation, such as the principles of force dynamics and metafiguring and the cognitive mechanism of perspective. It also describes the frame BALANCE CAUSATION and concepts which depend on its cognitive context.

Key words: construing, framing, force dynamics, metafigur-ing, perspective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.