ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА АМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ В ОСТРОВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ (АНТИГУА И БАРБУДА, БАРБАДОС, ГАЙАНА, СОДРУЖЕСТВО ДОМИНИКИ, ГРЕНАДА)
Н.В. Володина
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ул. 2-я Звенигородская, 15, Москва, Россия, 123022
Рассматриваются особенности отношений государства и религиозных объединений, конституционные принципы светскости государства и в сфере свободы совести в островных странах, таких как Антигуа и Барбуда, Барбадос, Гайана, Содружество Доминики, Гренада, в которых одним из основных считается недопустимость дискриминации по признаку вероисповедания. Отмечается, что, несмотря на провозглашенную независимость от Великобритании, до сих пор эти государства существуют в прямой зависимости от этой страны, так как в них, как указывается в конституциях рассматриваемых островных государств, действует вестминстерская модель организации политической власти, где главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором. Также сделаны выводы о низкой конфликтности в этих государствах, что связано с религиозной однородностью, где большинство населения придерживается христианских воззрений.
Ключевые слова: государственно-правовой механизм, религия, религиозные направления, религиозные течения, конфессия, государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, права и свободы человека и гражданина, свобода совести, светское государство, вероисповедание, вестминстерская модель организации политической власти, отмывание нелегальных доходов для финансирования наркотрафика и религиозной экстремистской деятельности.
На общественную жизнь людей, конфликтность на религиозной основе существенно влияет религиозная принадлежность населения той или иной страны.
До сих пор не отработаны основные термины с юридической точки зрения и не включенные в международные правовые акты понятия в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, но достаточно часто употребляемые в юриспруденции. Для эффективного применения конституционно-правовых норм в той или иной стране мира по вопросам регулирования государственно-конфессиональных отношений необходимо прокомментировать некоторые терминологические вопросы.
Под термином «религия» понимается особый социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и несводимый к более крупным организмам подобного характера [1]. Часто встречается понятие «религи-
озные направления», считающиеся ветвями основных религий, имеющих свою специфику. Например, в христианстве выделяются такие направления, как православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, в мусульманской религии (исламе) — суннизм, шиизм, хариджизм, в буддизме — тхеравада, махаяна, ваджраяна, в индуизме — вишнуизм, шиваизм, шактизм. В последнее время научная литература, в том числе и юридическая, использует понятие «религиозные течения», для которых характерно большая внутренняя близость по сравнению с религиозными направлениями. Так, протестантизм включает такие религиозные течения как англиканство, анвентизм, баптизм, кальвинизм, лютеранство, методизм, пятидесятничество и другие.
Отметим, что религиозные образования, включающие религиозные направления и соответственно религиозные течения, называют конфессиями, т.е. религиозные образования, так называемого второго и третьего уровня. Существует и четвертый иерархический уровень — религиозные организации, или по-другому их называют деноминации. К примеру, в православии определены самостоятельные или, как их называют, автокефальные церкви, такие как Вселенская (Константинопольская) православная церковь, Русская православная церковь и др. Религиозные организации или деноминации — это подразделения одной конфессии.
Государственно-правовой механизм обеспечения права на свободу совести — это система государственных органов и правовых средств, с помощью которых достигается полная и эффективная реализация права на свободу совести в законных интересах человека и гражданина. Важнейшим является конституционное право на свободу совести, представляющее как право каждого человека, закрепленное в Основном Законе (Конституции), выбирать мировоззрение, определять отношение к религиозным верованиям или иметь атеистические убеждения, оставаясь свободным от идеологического контроля со стороны государства. Государственно-конфесиональные отношения, другими словами, отношения государства и религиозных объединений — это система взаимодействия государственных органов и религиозных объединений на основе Конституции, национальных законов и других нормативных правовых актов. В основе этих отношений лежат юридически закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, сферах деятельности и их компетенции.
При современных характеристиках правовых систем значимым термином в современном мире считается «светское государство» как конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности, равные права верующих и неверующих граждан. Статья 14 Конституции РФ, провозглашая светский характер государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной [2].
Однако в разных государствах регулирование государственно-конфессиональных отношений имеет свои уникальные особенности.
Касаясь международного опыта, в частности, островных стран Карибского бассейна и Океании, можно выделить следующее: во-первых, Антигуа и Барбу-
да, Барбадос, Гайана, Содружество Доминики, Сент-Винсент и Гренадины бывшие колонии Великобритании. Таким образом, влияние в этих странах правовой англо-саксонской системы на построение механизма государственно-конфессиональных отношений на современном этапе очевидно; во-вторых, даже такие малочисленные по территории и количеству населения государства юридически в своих конституциях закрепляют светский путь развития, но в отдельных странах проявляются пока еще малозаметные «ростки» клерикализа-ции общества. Возможно, последнее связано с практически однородной религиозной принадлежностью населения (христианством) того или иного островного государства.
Антигуа и Барбуда. Столицей Антигуа и Барбуда является Сент-Джонс, и располагается эта страна в Вест-Индии на трех островах, где проживают около 80 тысяч человек. Независимость от Великобритании государство получила лишь в 1981 г., и в этом же году, 1 ноября, принята Конституция, гарантирующая основные права и свободы человека и гражданина, в том числе и на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 11 Конституции). По Основному закону страны ни одна религия не имеет официального статуса. В Антигуа и Барбуда создано министерство по делам религий, министр этой структуры не имеет права быть членом парламента этой страны.
Конфликты в государстве на религиозной почве практически отсутствуют, так как преобладает религиозная однородность, на этой территории проживают более 90% христиан и лишь 6% атеистов и 2% других вероисповеданий. Около 25% от общей численности населения — последователи англиканской церкви, что связано с влиянием длительной колонизации Великобританией, кроме того, ведут свою деятельность пятидесятники, католики, адвентисты седьмого дня, баптисты, последователи Моравской церкви и Церкви Бога и других христианских течений.
Государство развивается по светской модели взаимоотношений государства и религиозных объединений, религия отделена от школьного образования и в политике играет незначительную роль, хотя в 2003 г. основана первая христианская демократическая партия Этбертом Дзозефом и Норрисом Харрисом, но в законодательный совет (парламент) эта партия пока не входит. Однако факт создания христианско-демократической партии в Антигуа и Барбуда свидетельствует о первом шаге к клериализации и постепенном растущем влиянии христианских воззрений в этой стране.
Вызывает опасения в сфере международной безопасности, что эта страна является транзитной зоной для наркотрафика, следующего в Европу и США, а также к ней предъявляла претензии ФАТФ о непротиводействии отмыванию денежных средств банками Антигуа и Барбуда. Можно предположить, что эта страна как-то связана с финансированием экстремистов и терроризма на территории Европы и других стран мира, использующих банковскую систему этого государства для отмывания нелегальных доходов и получения доходов от наркотрафика.
Государство Барбадос. Это государство также находится в Вест-Индии, на острове Барбадос, открытом европейцами в XVI в. и до ноября 1966 г. являю-
щегося колонией Великобритании. Столицей Барбадоса является Бриджтаун. В этой стране проживает около 280 тысяч человек, почти 90% темнокожих, а также выходцы из Азии и мулаты, а также отметим и всего 4% белого населения. В 1995 г. назначена специальная Конституционная комиссия для проведения реформ по созданию гуманистического общества, для перехода к республиканской форме правления и заменой монарха на выборного президента страны. Но пока действует Основной закон — Конституция, принятая в 1966 г., вступившая в юридическую силу 30 ноября, согласно которой установлена парламентская модель, где главой государства является монарх Великобритании (генерал-губернатор).
Отметим, что в этой стране отсутствует система самоуправления, а сама страна является унитарным государством. Согласно Конституции (1966 г.) не установлена государственная (официальная) религия, а государство законодательно закрепляет светский путь развития. В связи с колонизацией Великобританией этого государства в настоящее время одной из основных религий является англиканство (около 40% придерживаются этого религиозного течения). Более половины населения исповедуют христианство, из них 67% последователи религиозного направления — протестантизма, включающего религиозные течения, такие как англиканство, пятидесятничество, методисты и другие, кроме того, там проживают католики (не более 4% от общего населения) и, что очень удивительно, — 17% атеистов.
В связи с религиозной однородностью в Барбадосе не выявлено радикально настроенных групп (в том числе и религиозных), нелегальных сепаратистских движений, угроза терроризма также отсутствуют. Возможно, эти тенденции связаны и с низким уровнем коррупции в этом государстве, а также проблема избыточной миграции не существует (источник Transparency International).
Кооперативная Республика Гайана. Независимость от Великобритании получила в 1966 г., которая с середины XVIII столетия получила контроль над территорией Гайаны. В настоящее время в этой стране проживают свыше 750 тыс. человек. Столицей является Джорджтаун.
С 6 октября 1980 г. действует Конституция, гарантирующая право на свободу совести, безопасность и др. Основной закон не определил статус государственной (официальной) религии. Особенность Гайаны в том, что вероисповедание рассматривается как дополнительный критерий к политической самоин-дентификации индивида, как и этническая принадлежность. В настоящее время важной проблемой в этом государстве является межэтническое взаимодействие, этнический состав разнообразен: выходцы из Индии — 43%, из Африки—30, смешенного происхождения — 17, индейцы — 9%.
Около 60% населения государства Гайана — христиане (пятидесятники, англикане, адвентисты седьмого дня и пр.), а также около 30% — индуисты и 7% мусульмане.
Присутствие не только христиан, но и индусов и мусульман влекут конфликты. Например, в 2008 г. произошло нападение афрогайанской группы Рон-дела Роулинса на выходцев из Индии, повлекшее жертвы среди населения — индусов, что порождает вероятность перехода социального конфликта в рели-
гиозный экстремизм. К тому же в стране распространена коррупция, включая суды, полицию, органы власти, а также организованная преступность. По данным Госдепартамента США ежегодный доход, например, только от наркоторговли составляет 20% ВВП Гайаны. Пока государство не сталкивается с проблемами религиозного экстремизма и терроризма, но эта малоизвестная и небольшая по численности страна является удобным местом для наркотрафика из некоторых стран Азии, а политическая система и экономическая слаборазви-тость способствуют преступности и коррупции в Гайане.
Содружество Доминики. Находится на острове Доминика из группы малых Антильских островов в Карибском море. Столицей является Розо. В начале XIX в. остров Доминика приобретает статус колонии Великобритании и независимым как государство становится лишь в ноябре 1978 г., но влияние Великобритании до сих пор велико. Численность населения Содружества Доминики составляет около 70 тысяч человек, из них более 61% населения исповедуют католицизм, около 6% — пятидесятники, 4% — баптисты, около 4% — методисты, около 2% — Свидетели Иеговы, 1,3% — растафариане и другие. В Содружестве действуют и более 6% атеистов. Несмотря на провозглашенную светскость и равноправие религий, существуют нарушение религиозных прав конфессиональных меньшинств (известна, например официальная заявка растафа-риан). В 1978 г. вступила в юридическую силу Конституция Содружества Доминики, в которой предусмотрен светский характер. В частности, ст. 9 Конституции страны указывает на недопустимость дискриминации по признаку вероисповедания. По Конституции религиозные объединения имеют право по организации образовательных религиозных программ. Протестантские воззрения в стране популярны наряду с католическими, несмотря на католическое большинство. Отметим, что в Содружестве Доминики низкий уровень коррупции и угроза экстремизма и терроризма охарактеризована как крайне низкая (источник Transparency International), что, возможно, связано с религиозной однородностью христианского типа.
Гренада. Островное государство в Карибском бассеине (занимает острова, относящиеся к группе Наветренных островов Вест-Индии), с населением численностью 109 тысяч человек, преимущественно являющимися выходцами из Азии и Африки, а также проживают карибские индейцы и мулаты. Это государство получило независимость от Великобритании в 1974 г., и в этом же году 27 октября вступила в юридическую силу Конституция Гренады. В части первой Основного Закона страны закреплены основные права и обязанности гражданина и человека, в том числе и на свободу совести. Статья 9 Конституции указывает на свободу вероисповедания, выбора и смены религии. Официальной религии в стране не имеется.
В островном государстве активно ведут миссионерскую деятельность французы, распространяя католицизм, что определило наибольшее количество последователей Римско-католической церкви — более 53% от общего количества населения, представители англиканской церкви составляют 14% и приверженцев других протестантских течений — 33%.
Отметим, что по ст. 19 Конституции главой в Гренаде является британский монарх, который назначает генерал-губернатора.
За последнее десятилетие не зарегистрировано ни одного террористического акта, не зафиксированы радикально настроенные группы, но уровень коррупции охарактеризован как средний (источник Transparency International). Гренада находится в черном списке стран, не предпринимающих достаточных мер для борьбы с отмыванием нелегальных денег, включая и полученных преступным путем, поэтому можно предполагать о причастности этого государства к глобальной сети по финансированию экстремизма.
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными заведомо незаконным путем. В международном праве легализация преступных доходов — преступление международного характера, как указывает Страсбургская конвенция 1990 г. о розыске, получении и конфискации незаконных средств, полученных преступным путем [3].
Таким образом, обеспечение права на свободу совести и свободу вероисповедания зависит от организации деятельности государственной власти и управления на пути его реализации в том или ином государстве. Приоритеты регулирования отношений государства и религиозных объединений определяются правовыми, политическими, социально-экономическими условиями, изменяющимися на протяжении всех этапов развития общества. Механизмы регулирования вопросов положения вероисповеданий разнообразны, среди них выделяется государственно-правовой как основной. Развитие взаимодействия государства и религиозных объединений шло по пути постепенного усиления правового механизма применительно к различным правовым системам.
В отношениях с религиозными объединениями любое государство играет доминирующую роль, что является особенностью правового регулирования этой сферы в современном мире, в том числе и в рассматриваемых островных государствах.
Наиболее актуальным в этом отношении принято считать вопрос о степени независимости религиозных объединений от государства. Отметим также, что религия имеет качество нормативности. Создание гарантий обеспечения права на свободу совести и свободу вероисповедания в сфере правового регулирования отношений государства и религиозных объединений определяется историческими традициями общества, обеспечивающими удовлетворение потребностей гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира. —М.: Изд-
во Московского университета, 2010.
[2] Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь. — 3-е изд., перераб. и доп..
— М., 2001.
[3] СухаревА.Я. Большой юридический словарь. — М.: ИНФРА-М., 2004.
FEATURES OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND RELIGIOUS COMMUNITIES IN THE AMERICAS IN THE ISLAND COUNTRIES (ANTIGUA AND BARBUDA, BARBADOS, GUYANA, DOMINICA, GRENADA)
N.V. Volodina
Academy General Prosecutor of the Russian Federation
15, 2nd Zvenigorodskaya, Moscow, Russia, 123022
The peculiarities of relations between the state and religious associations, the constitutional principles of the secular state and freedom of conscience in the island countries such as Antigua and Barbuda, Barbados, Guyana, Dominica, Grenada, which is considered one of the main non-discrimination on grounds of religion. It is noted that, despite the proclaimed independence from Great Britain, still these states there are directly dependent on the country, as they have, as stated in the Constitution shall be island states, operates Westminster model of the organization of political power, where the head of state is the British monarch represented by the Governor-General. Also concluded that a low conflict in these countries, due to the religious homogeneity, where the majority of the population adheres to Christian beliefs.
Key words: state legal mechanism, religion, religious movements, religious movements, religious denomination, church-state relations, religious groups, rights and freedoms of man and citizen, freedom of conscience, secular state, religion, Westminster model of the organization of political power, money laundering to finance drug trafficking and religious extremism.
REFERENCES
[1] Kaz'mina O.E., Puchkov P.I. Religioznye organizacii sovremennogo mira. — M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2010.
[2] Krutskix V.E. Yuridicheskij e'nciklopedicheskij slovar'. — 3-e izd., pererab. i dop. — M., 2001.
[3] SuxarevA.Ya. Bol'shoj yuridicheskij slovar'. — M.: INFRA-M., 2004.