УДК 330 ББК 65
ОСОБЕННОСТИ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАНИИ
*
Н.В. Василенко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191185, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Последние годы характеризуются активным развитием консалтинга. Сегодня сфера консалтинговой деятельности в России расширилась до профессионального обучения решению проблем в управлении бизнесом, в трудовых отношениях, образовании, здравоохранении, государственной службе, социальном обеспечении, отдыхе, религии, реабилитации, психологической помощи и т. п. Причины этого многие усматривают в необходимости интеграции различных источников знаний и опыта для решения повседневных задач в условиях социально-экономических трансформаций. Данная статья посвящена анализу специфики и тенденций развития консалтинга в сфере российского образования.
Наблюдаемое на большинстве экономических рынков усиление конкурентной борьбы обусловливает рост неопределенности будущего и рисков, связанных с тем, что затраты на получение информации для принятия решений несоизмеримы как с возможными потерями, так и с выигрышами. В таких условиях как отдельный человек, так и организация ищут способы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, и роль профессионального консалтинга становится весьма значительной. Выделяют несколько тенденций, обусловливающих в настоящее время развитие консалтинговых услуг:
- технический прогресс, приводящий к усложнению разрешения проблем взаимозависимости, благосостояния, образования, лидерства, принятия решений и, как следствие, повышению потребности в сотрудничестве между отдельными людьми и группами;
- кризис человеческих ресурсов, проявляющийся в их нерациональном использовании, в частности, недостаточном учете особенностей этнических меньшинств, женщин, молодежи, людей с ограниченными способностями, пожилых граждан, людей без образования;
Василенко Наталья Валерьевна, доктор экономических наук, доцент.
Тел.: 8 911 991 45 36; e-mail: [email protected]
- наличие консалтинговых возможностей работников различного ранга, проявляющееся в том, что многие из этих работников имеют потенциальные навыки консультантов, тренеров, преподавателей, инструкторов, советников и при соответствующем обучении могут выполнять функции внутренних консультантов в своих организациях и группах [1].
В результате, с одной стороны, потребность в интеллектуальной помощи растет быстрее, чем происходит подготовка профессиональных помощников - консультантов, инструкторов, преподавателей, с другой -овладение консультативными навыками как дополнительными к своей основной специальности является крайне перспективным для профессиональной реализации специалистов и руководителей.
Указанные тенденции затрагивают и сферу образования, где консалтинг в настоящее время занимает особое место. Это обусловлено тем, что система российского образования переживает период широкомасштабных реформ и изменений, связанных с продолжением перехода к рыночным отношениям, свертыванием государственной поддержки образования, появлением новых возможностей для развития образовательных услуг и повышением соответствующих рисков образовательных учреждений и обучающихся.
Консалтинг в образования имеет свои особенности, обусловленные спецификой рассматриваемой области. С одной стороны, сами образовательные структуры оказывают услуги консалтингового характера различным организациям и группам населения, с другой - эти структуры и отдельные работники образовательной сферы могут быть потенциальными потребителями консалтинга в сферах профессионального роста и личностного развития, ресурсного обеспечения учебного процесса и научных исследований, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр.
Как показывает анализ практики консалтинговой деятельности, к числу образовательных структур, занимающихся консалтингом, можно отнести высшие учебные заведения, научно-образовательные центры, агентства. Они предоставляют следующие виды консалтинговых услуг:
- помощь в разработке программ развития школ, колледжей, вузов посредством корпоративного, группового и индивидуального консультирования и обучения;
- осуществление инновационных разработок в области образования детей и взрослых в рамках государственного заказа и по контрактам с различными фирмами;
- проведение различных видов диагностики и локальных социальнопедагогических исследований для научно-методических центров, образовательных учреждений инновационного типа и экспериментальных
площадок с целью обобщения опыта работы и определения перспективных направлений развития;
- содействие в обобщении и представлении результатов опытной и экспериментальной работы в области образования, в том числе корпоративного обучения и дистанционных технологий;
- психолого-педагогический аудит и независимая гуманитарная экспертиза технологий и средств обучения;
- информационная поддержка в оформлении заявок на гранты в сфере образования и различных областях наук;
- помощь учащимся различного возраста (и при необходимости - их родителям и другим членам семьи) в выборе образовательных маршрутов и решении проблем, связанных с трудностями в обучении;
- реализация различных программ повышения квалификации для сотрудников, в том числе организация индивидуальных и групповых стажировок и подготовка тьюторов;
- услуги по научно-методическому сопровождению исследований в различных областях наук;
- помощь в разработке издательских проектов, создании и предиздательской подготовке научных и научно-методических текстов;
- разработка информационных ресурсов, в том числе Интернет-сайтов, по вопросам образования и просвещения;
- научная, методическая и организационная помощь в проведении конференций по проблемам образования;
- консультации в области образовательного и трудового законодательства;
- помощь представителям национальных диаспор в адаптации к условиям российского (зарубежного) обучения.
Быстрыми темпами в настоящее время развивается и потребление образовательными структурами консалтинговых услуг, предлагаемых специализированными консалтинговыми компаниями, а также консалтинговыми центрами учреждений и организаций других отраслей экономики. Обобщая результаты проведенных исследований, можно выделить следующие перспективные области сотрудничества:
- проведение различного рода исследований (социологических, маркетинговых и т.п.) в сфере образования;
- правовое обеспечение образовательной деятельности в учреждениях и организациях различного типа и уровня;
- научно-методическое сопровождение образовательного процесса, в том числе процедур лицензирования, аттестации и аккредитации деятельности;
- управленческий консалтинг, включая применение средств информатизации систем управления учебным заведением и дистанционное обучение.
Примером первого из указанных направлений - проведения независимых исследований - может служить социологическое исследование,
посвященное изучению качественного состава выпускников педагогических вузов, которое провела в 2007 г. компания «ИМА-консалтинг» (холдинг «Группа ИМА») [2]. В рамках проекта было опрошено 2155 студентов выпускных курсов из 51 педагогического вуза и классического университета в 38 субъектах Российской Федерации. Разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием по оптимизации политики в области государственного заказа на подготовку педагогических кадров посредством учета социального и профессионального портрета выпускников педагогических специальностей, а также установок выпускников в сфере профессиональной деятельности.
Правовое обеспечение образовательного процесса в настоящее время реализуется в следующих направлениях работы:
- правовая экспертиза документов, регулирующих процессы в образовательной организации или системе;
- подготовка пакета учредительных документов учебного заведения и их правовая экспертиза;
- оказание услуг по формированию нормативной базы образовательной структуры, в том числе разработка локальных нормативных актов, положений, инструкций и пр.;
- составление гражданско-правовых договоров в сфере образования, в том числе на оказание образовательных услуг, трудовых договоров с научно -педагогическими и административными работниками;
- подборка пакета нормативно-правовых актов по вопросам, интересующим клиента, и комментарии к ним;
- консультации по вопросам налогообложения и организации делопроизводства в образовательных организациях, регулирования трудовых отношений в сфере образования, а также отношений с потребителями образовательных услуг.
Методическое сопровождение образовательного процесса посредством консалтинга осуществляется посредством:
- разработки образовательных программ, учебных планов и учебных программ, а также учебно-методических материалов по реализации этих программ;
- проведения консультаций по вопросам организации образовательной деятельности, например, в условиях нелинейного расписания;
- формирования данных ежегодной отчетности по деятельности вуза, в том числе для модуля «Рейтинг вузов и специальностей»;
- сопровождения процедур лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации направлений, специальностей обучения, включая проведение консультаций по действующим лицензионнонормативным требованиям к образовательным организациям и оказание услуг по подготовке пакета документов по лицензированию.
Управленческий консалтинг в сфере образования в настоящее время направлен на решение следующих задач:
- разработка стратегии образовательного учреждения, консультации по созданию попечительского совета учебной организации, переходу в статус автономной организации, формированию фонда целевого капитала и пр.;
- формирование более адекватной организационной структуры, оптимизация процессов на основе применения автоматизированных и информационных систем;
- совершенствование системы аттестации и стимулирования сотрудников и преподавателей;
- помощь в урегулировании конфликтных и нестандартных ситуаций в образовательной системе или организации.
Помимо собственно образовательных организаций и консалтинговых компаний, обслуживающих широкий спектр экономических отраслей, сегодня формируется еще один тип консалтинговых фирм, специализирующихся на консалтинговых услугах, связанных с образованием. Они ориентированы на работу с персоналом и создание корпоративных обучающих ресурсов, а также тренинги для различных групп населения. Такие фирмы интегрируют образовательные и консалтинговые услуги, образуя специфический сектор в сфере консалтинга и в сфере образования.
Можно выделить следующие основные направления обучения населения в таких образовательно-консалтинговых организациях:
- сплочение управленческой команды;
- техника решения проблемных ситуаций;
- диагностика и управление корпоративной культурой учебного заведения;
- базовая и расширенная подготовка в области информационнокомпьютерных технологий (с последующей сертификацией по международному стандарту ECDL-старт);
- построение и администрирование локальных сетей учреждения (на основе MS Server);
- проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения;
- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;
- дидактика высшей школы;
- дифференциальная диагностика уровня интеллектуального развития ребенка;
- эффективные способы влияния на поведение ребенка, решение проблемы детской дисциплины;
- игровые технологии в образовании, психологическом консультировании и бизнесе;
- коррекция эмоциональных состояний.
Консалтинг в образовании в настоящее время развивается в рамках нескольких содержательных направлений:
- педагогический консалтинг;
- социально-педагогический консалтинг;
- психологический консалтинг;
- управленческий консалтинг.
Педагогическое консультирование представляет собой профессиональную помощь в организации и осуществлении процесса обучения и включает в себя:
- сопровождение детей, подростков и взрослых в образовательном процессе и оказание консультационной помощи им и членам их семей в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью;
- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала.
Социально-педагогический консалтинг затрагивает вопросы социализации и социальной адаптации учащихся, включая работу с трудными детьми, социально-реабилитационные мероприятия с обучаемыми, имеющими ограничения в здоровье, поддержку детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Здесь же рассматриваются семейные проблемы, осуществляется консультирование членов семьи по поводу особенностей общения и выстраивания, развития и коррекции отношений, а также по проблемам обучения, воспитания, просвещения и формирования личности в семье. Социально-педагогическая помощь содействует повышению педагогического потенциала семьи, способствует проявлению заботы семьи о детях, гармонизирует влияние на ребенка педагогов, родителей, сверстников.
Консультационная деятельность в рамках данного направления имеет следующие задачи:
- соединение усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству;
- включение детей и подростков в школьную и общественную жизнь;
- повышение адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье.
Психологическое консультирование включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса по проблемам личностного развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и рассматривается как одно из направлений работы психологической службы образовательных учреждений.
Поводом для обращения взрослых к психологу являются обычно взаимоотношения с детьми, беспокойство взрослых об их состоянии, поведении, проблемы обучаемости/необучаемости детей, конфликты и связанные с этим переживания родителей и учителей.
Консультативная работа с родителями предполагает индивидуальное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить: предоставление психологической информации о различных аспектах развития детей; развитие навыков успешного родителя; работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы с детьми; индивидуальное консультирование родителя по проблемам ребенка. Работа с педагогами подразумевает индивидуальное или групповое консультирование, целью которого может являться: предоставление
необходимой информации по вопросам детской и подростковой психологии; работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких учащихся; обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с обучаемыми.
Маленькие дети не являются клиентами, потому что клиентом психолога-консультанта может быть лишь тот, кто осознанно ищет помощи в решении затруднений. Поводом для подростковых запросов, связанных с проблемами адаптации, самопознания, саморазвития и трансформации, обычно являются межличностные и внутриличностные конфликты.
Особым видом психологического консультирования считается профориентационное консультирование. Е.А. Климов различает две самостоятельные задачи профконсультации: помощь человеку, вступающему в трудовую жизнь, правильно решить вопрос о выборе профессии; обеспечить наилучшую адаптацию человека к профессии, помочь ему найти себя в данной области, выработать свой стиль, свой почерк в работе [3: 6]. В настоящее время профессиональное консультирование направлено на решение следующих задач:
- совершенствование профессионального просвещения, включающего профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию;
- реализация профессиональной диагностики, профессиональной ориентации, профессионального подбора и профессионального отбора;
- выбор профессии и оценка профессиональной пригодности;
- обоснованная смена профессиональной деятельности в случае необходимости.
В рамках нашей темы актуальным является психологическое консультирование по вопросам профессионального роста педагога, затрагивающее вопросы совершенствования и развития у человека
профессиональных способностей; организации его труда; сохранения и повышения работоспособности и т.д.
В практической деятельности образовательных учреждений периодически возникают ситуации, требующие привлечения консультантов по управлению. К таким ситуациям относятся:
- осуществление крупного инновационного проекта, например, в рамках НП «Образование», имеющего разноплановые цели и охватывающего различные аспекты деятельности школы,
- разработка концепций и программ развития учебного заведения, а также отдельных сторон или направлений его деятельности, например, воспитательной работы и пр.;
- подготовка и проведение лицензирования образовательных программ, аккредитации или аттестации образовательного учреждения;
- возникновение кризисных явлений, связанных со снижением спроса на образовательные услуги, недостатком финансирования, изменениями в законодательстве и пр. и требующих быстрого и квалифицированного реагирования.
В таких ситуациях актуальными направлениями консультационной деятельности в образовательной системе становятся:
- помощь в совершенствовании организации образовательного процесса учебных заведений в целом и отдельных его составных частей;
- правовое и научно-методическое обеспечение международных образовательных проектов с участием образовательных учреждений и органов управления образованием;
- разработка и обновление технологий сопровождения профессионального роста научно-педагогических работников и руководителей учебных заведений; осуществление повышения квалификации учителей;
- помощь в поиске и рациональном использовании финансовых и информационных ресурсов для осуществления образовательной деятельности.
Смыслом деятельности консультантов по вопросам управления является достижение существенных изменений в различных сторонах жизнедеятельности образовательной системы или организации, иными словами, осуществление процесса ее инновационного развития.
Оценивая перспективы развития российского консалтинга в целом и в образовании в частности, можно обозначить следующие тенденции развития рынка консалтинговых услуг:
- некоторое снижение относительных темпов роста юридического, финансового и налогового консалтинга, где достигается насыщение и клиенты ищут поставщиков комплексных решений;
- продолжение роста сектора информационных технологий, включая его комбинацию с другими направлениями консалтинга, например, финансами или системой мотивации сотрудников;
- уменьшение доли стратегического консалтинга, а с другой - рост «рекрутингового» сектора консалтинга, что может быть обусловлено растущим профессионализмом российских менеджеров;
- сохранение темпов роста и усиление конкуренции на рынках
маркетинговых услуг;
- стабилизация общего спроса на услуги в области управления
персоналом, включая помощь в его подборе, отборе, оценке и обучении.
Однако в России существует еще множество проблем консалтинговой деятельности. Среди них:
- недостаточная отрегулированность нормативно-правовой базы;
- нехватка квалифицированных специалистов, порождающая вопрос
качества предоставляемых консалтинговых услуг;
- неадаптированность некоторых методик консалтинговой деятельности к условиям российской экономики;
- сложности оценки результатов консалтинговой деятельности.
Все это вызывает необходимость проведения научных исследований в области консалтинга с дальнейшим применением результатов на практике, необходимость развития образовательных программ для консультантов в различных областях, а также мер государственной поддержки данного вида деятельности. Для развития консалтинга нужно наладить систему справочной информации о фирмах и организациях сети управленческого консультирования, характере и условиях предоставляемых ими услуг. Это один из путей формирования устойчивого спроса на консультации по управлению, активно используемый за рубежом, где издаются специальные справочники, содержащие подробную информацию об организациях, оказывающих управленческие услуги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липпит, Г. Консалтинговый процесс в действии / Г.Липпит, Р.Липпит; пер. с англ. -СПб.: Питер, 2007. - С. 14-16.
2. Материалы компании «ИМА-консалтинг». Ц^: http://www.ima-consulting.ru/
3. Профессиональное консультирование школьников: пособие для студентов психологопедагогических специальностей. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005.