Костыря И.А.
ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА МОРСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена быстрыми темпами развития морского рынка труда в современных условиях. В морской сфере деятельности человеческие ресурсы являются одним из наиболее ценных активов любой судоходной компании. Привлечение и набор высококвалифицированных кадров представляет собой одну из важнейших задач для судовладельцев, так как конкурентоспособность судоходной компании напрямую зависит от наличия конкурентоспособных морских специалистов в ней. Учитывая специфику морского бизнеса и специфику деятельности отдельных судоходных компании, чаще всего квалифицированные кадры на долгосрочную перспективу формируются и создаются непосредственно в самой компании. В статье рассмотрены основные составляющие понятия «конкурентоспособные человеческие ресурсы» на морском рынке труда, а также отражены основные тенденции отбора морских кадров.
Ключевые слова. Человеческие ресурсы; конкурентоспособность человеческих ресурсов; морской рынок труда; отбор персонала; рекрутинг; морской бизнес.
Kostyrya I.A.
FEATURES OF COMPETITIVENESS OF HUMAN RESOURCES IN MARITIME LABOR MARKET
Abstract The relevance of the article is substantiated by high rate of maritime labor market development in current market-driven economy conditions. Human resources are the most valuable assets of every shipping company. Recruiting of skilled workforce is one of the most important missions for ship-owners, as the competitiveness of any shipping company depends on the availability of competitive marine specialists in it. Considering the specific nature of maritime business and particular characteristics of shipping company's activities, we can admit that the most highly qualified personnel grows up and develops directly inside the company. The articles describes the main components of the concept of "competitive human resource " on the maritime labor market, as well it reflects the main trends in the recruitment of maritime personnel. The article analyzes maritime practical reports and practice of maritime recruitment in crewing companies.
Keywords. Human resources, human resources competitiveness, maritime labor market, staff recruitment, maritime business.
Говоря о конкурентоспособности человеческих ресурсов в области морского транспорта, мы затрагиваем сложный вопрос, так как мы говорим о комплексном влиянии множества факторов, таких как организационная структура в судоходных компаниях, технологическая обеспеченность, социальный микроклимат на борту судна, многонациональная рабочая среда, организационная культура, безопасность и др. В данной статье мы попытаемся выделить наиболее значимые факторы, которые могут быть рассмотрены при обсуждении конкурентоспособности человеческих ресурсов в морской сфере
ГРНТИ 06.52.01 © Костыря И.А., 2017
Илона Александровна Костыря - аспирант кафедры экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: Санкт-Петербург, ул. Ольги Форш, д. 1/4, кв. 163 (Russia, St. Petersburg, Olgi Forsh str., 1/4, 163). Тел.: 8 (921) 565-96-68. E-mail: [email protected].
деятельности, и подходы, которые должны быть приняты во внимание для достижения более высокого уровня конкурентоспособности.
Сегодня уделяется большое внимание исследованиям влияния человеческого фактора в морской сфере деятельности. Ранее существовало устоявшееся мнение, что именно «человеческая ошибка» является главной причиной всех несчастных случаев на борту, сейчас же оно оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что человеческие ошибки являются симптомом более глубоких проблем в системе управления человеческими ресурсами. Плохо составленный план, некачественное обучение, неадекватная или узкая система управления внутри судоходной компании могут повлечь за собой ошибки. Более того, некоторые учёные утверждают, что современные технологии достигли точки, где повышение безопасности может быть достигнуто только на основе лучшего понимания человеческого фактора в системе управления.
Конкурентоспособной морской компанией является та, которая может сочетать четко заявленную миссию, отражающую приверженность международным стандартам морской транспортной деятельности (International Maritime Organization, ИМО), умеет идентифицировать и быстро адаптироваться к потребностям клиента, а также имеет возможностям обеспечить высокое качество, предоставляемых услуг в области судоходства. Следующие элементы являются определяющими международной конкурентоспособности фирмы: (1) целевые активы (направленные на развитие производственных мощностей); (2) ключевые компетенции (узкоспециализированные компетенции, которые будут повышать конкурентное преимущество судоходной компании, такие как: репутация в морском бизнесе; инновации в области судостроения, проектирования судов или технической эксплуатации; судовые услуги и т.д.).
При рассмотрении общей картины морского бизнеса, рекрутинг и обучение персонала являются одними из важнейших аспектов, влияющих на конкурентоспособность компании, безопасность внутри неё, помимо налаженного организационного процесса внутри судоходной компании, социального климата на борту, многонациональной рабочей среды, корпоративной культуры, технологии процесса, безопасности и других, не менее важных факторов.
Бизнес-среда быстро меняется и появляются новые требования к квалификации морского персонала, а также новые пути повышения производительности труда. Рост и диверсификация морской деятельности, привели к увеличению и развитию различных специфических угроз, таких как: угрозы в сфере навигации, увеличение числа несчастных случаев на борту, терроризм и пиратство, иммиграция, незаконная торговля, повышенные риски загрязнения окружающей среды. В такой среде конкурентоспособными являются моряки с высокой профессиональной подготовкой, которые могут обеспечить наименьший уровень риска, а также несут ответственность за свою работу и состояние окружающей морской среды.
Традиционным способом изучения качества рабочей силы в морской сфере деятельности является анализ отчетов об авариях или, более точно, анализ конкретных несчастных случаев. Восемьдесят процентов морских аварий вызваны «человеческим фактором» или «человеческой ошибкой». Эксперты, которые составляют отчеты о несчастных случаях, в первую очередь оценивают качество работы морских специалистов в конкретной ситуации в сравнении с нормативными показателями эффективности труда. В соответствии с международными правилами, после любого инцидента, нуждающегося в привлечении властей, первым делом инспектор Морского следственного отдела прибывает на борт судна, чтобы проверить компетентность и профессиональную подготовку моряков парохода [3].
Морская компания может сохранить конкурентное преимущество на долгосрочную перспективу путем сосредоточения внимания на стратегии развития человеческих ресурсов, которая может быть достигнута путем соблюдения определенных действий, таких как: клиентоориентированность; поддержание прозрачности информации, необходимой HR-отделам любой другой судоходной компании; создание и поддержание новых каналов обмена и передачи данных между HR-отделами судоходных компаний; улучшение коммуникативного климата в компании, как формального, так и неформального; развитие профессиональных способностей и навыков межличностного общения у экипажа (сотрудничество между собой, повышение мотивации, стрессоустойчивости, а также умение работать в команде).
Стратегия управления человеческими ресурсами (УЧР) в сфере морского транспорта специфична вследствие того факта, что в большинстве случаев экипажи являются транснациональными. Важным
150
Костыря И.А.
элементом является определение общей цели на среднесрочную и долгосрочную перспективу в отношении стратегии развития кадровых ресурсов. Для формирования своей собственной стратегии УЧР судоходная компания должна учитывать повышение эффективности транспортных услуг на национальном и международном рынках, чтобы увеличить рентабельность предоставляемых услуг. Высокое значение имеет сотрудничество судоходных компаний с образовательными учреждениями, крюинговыми компаниями и HR-компаниями, которые специализируются на предоставлении профессиональных услуг по обучению морского персонала.
Учитывая масштабы мирового морского рынка труда, привлечение высококвалифицированных моряков и перспективных кадетов представляет собой одну из основных стратегий по повышению конкурентоспособности морских организаций. Рекрутинг является важнейшим процессом привлечения новых моряков в компанию. В нем большое значение должно уделяться высокой профессиональной подготовке моряков и вербовке квалифицированных морских специалистов в целях поддержания высокого качества и безопасности морских операций [2].
На первый взгляд, процесс отбора моряков может показаться не столь сложным процессом, но можно с уверенностью сказать, что это трудоёмкий поэтапный процесс, который требует профессиональных знаний в морской области, навыков и умений ото всех специалистов, вовлеченных в проце-дуру отбора. Рекрутинг моряков на морском рынке труда может проводиться среди определённого уже существующего пула (англ. pool - общий котел; в морском бизнесе некая база моряков) международно-обученных моряков по ряду причин: в связи с расширением компании, продвижением по службе, учебным отпуском, а также выходом на пенсию или в случае болезни.
Исторически сложилось, что международные судоходные компании, имеют традицию самостоятельно проводить кадетские программы, чтобы иметь возможность «выращивать» своих моряков, прививать лояльность, корпоративную культуру и корпоративные ценности с раннего возраста. Но данный способ набора и «воспитания» своих собственных морских кадров заметно утратил свою популярность за последнее десятилетие. Сегодня судоходные компании предпочитают пользоваться услугами крюинговых организаций, которые являются посредниками между моряками и судовладельцами. Плюсом использования крюинга является сокращение документальной работы в офисе судоходных компаний, но при этом уменьшается лояльность со стороны моряков. И это становится реальной проблемой для судовладельцев.
Обучение, подготовка транспортных документов и международных сертификатов, безусловно, поможет повысить конкурентоспособность работника, улучшить навыки моряка, иными словами -создаются профессионально ценные кадры; но какой в этом смысл если при этом не приобретается лояльность моряков, в которых вкладываются финансовые средства? Следовательно, перед судоходной компанией стоит крайне важная задача - оценить не только профессиональные навыки, но и личные качества моряка, который сможет высокопрофессионально выполнять свои рабочие обязанности, а также станет частью команды, будет придерживаться корпоративной этики, будет лояльным к судовладельцу. Важно учитывать все качества, ожидаемые от кандидата, подходящего на открытую позицию в команде. Данная задача ложится в том числе и на крюинговые компании.
В каждой успешной морской организации у моряков воспитывается «чувство причастности» (англ. «sense of belonging»), путем создания привлекательных условий в компании. Вместо этого, в низкорейтинговых компаниях экипажи мотивируются исключительно финансово. От этого в компании уменьшается эффективность труда. Для того чтобы стать конкурентоспособными и приобрести бизнес-опыт в морском бизнесе, руководство морской компании должно сформулировать четкое видение корпоративной стратегии так, чтобы члены экипажа могли понять ожидания руководства. Для создания корпоративной стратегии в конкретных областях деятельности персонала, в соответствии с конкретными условиями международной интернациональной среды смешанных экипажей, в первую очередь, должно уделяться внимание развитию партнерских отношений и командного духа на судне; а также, в целях разработки и реализации стратегии, необходима непрерывная профессиональная подготовка моряков [1].
Морская компания, стремящаяся к совершенству, прежде всего, должна уделять внимание многонациональному взаимодействию, сотрудничеству и общению с членами своих экипажей; а также вводить поощрения за развитие навыков в сфере коммерческого управления, управления рисками и обеспечить конкурентное преимущество для человеческих ресурсов компании на морском рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Barsan Е., Surugiu F., Dragomir С. TransNav // International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. 2012. № 1.
2. Проблемы качества образования: материалы XXXVI между народно й научно-методической конференции. Владивосток: МГУ им. Г.И. Невельского, 2013. 240 с.
3. Минтранс России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php? SECTION_ID= 1063 (дата обращения 11.05.2017).