Научная статья на тему 'Крюинговые услуги как фактор повышения конкурентоспособности судоходных компаний'

Крюинговые услуги как фактор повышения конкурентоспособности судоходных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЮИНГОВЫЕ УСЛУГИ / МОРСКОЙ ПЕРСОНАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОРСКОЙ БИЗНЕС / МОРСКОЙ РЫНОК ТРУДА / SERVICES CREWING / HUMAN RESOURCES / TRAINING / COMPETITIVENESS / MARITIME BUSINESS / MARITIME LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костыря Илона Александровна

Тема повышения эффективности и сокращения издержек крайне актуальна для любой компании, морская сфера деятельности не стала исключением. Основные составляющие конкурентоспособности это профессионализм и высокая производительность, а также сокращение затрат. Но конкурентоспособные морские компании не сокращают расходы с помощью системы обучения для моряков. Инвестиции в программы набора и подготовки морских кадров дают судоходным компаниям конкурентное преимущество. Судоходные компании предпочитают пользоваться услугами крюинговых компаний для эффективного управления морским персоналом, которые в полной мере курируют мореплавателей. В статье рассматривается процесс обучения, подготовки и переподготовки морских кадров, как на законодательном уровне, так и со стороны судовладельца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topic of increasing efficiency and reducing costs is extremely relevant for any company; the maritime industry has not become an exception. The main components of competitiveness are professionalism and high productivity, as well as cost reduction. Nevertheless, competitive marine companies do not cut costs by the training system for seafarers. Investments in recruitment programs and training of marine personnel give to navigational companies a competitive advantage. Shipping companies prefer to use the services of manning agencies for effective management of maritime personnel, where seafarers are fully supervised by crewing managers. The article describes the process of training maritime personnel, both at the legislative level and on the part of the ship-owners.

Текст научной работы на тему «Крюинговые услуги как фактор повышения конкурентоспособности судоходных компаний»

Костыря И.А.

КРЮИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация. Тема повышения эффективности и сокращения издержек крайне актуальна для любой компании, морская сфера деятельности не стала исключением. Основные составляющие конкурентоспособности - это профессионализм и высокая производительность, а также сокращение затрат. Но конкурентоспособные морские компании не сокращают расходы с помощью системы обучения для моряков. Инвестиции в программы набора и подготовки морских кадров дают судоходным компаниям конкурентное преимущество. Судоходные компании предпочитают пользоваться услугами крюинговых компаний для эффективного управления морским персоналом, которые в полной мере курируют мореплавателей. В статье рассматривается процесс обучения, подготовки и переподготовки морских кадров, как на законодательном уровне, так и со стороны судовладельца.

Ключевые слова. Крюинговые услуги, морской персонал, человеческие ресурсы, обучение, конкурентоспособность, морской бизнес, морской рынок труда.

Kostirya I.A.

SERVICES CREWING AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF SHIPPING COMPANIES

Abstract. The topic of increasing efficiency and reducing costs is extremely relevant for any company; the maritime industry has not become an exception. The main components of competitiveness are professionalism and high productivity, as well as cost reduction. Nevertheless, competitive marine companies do not cut costs by the training system for seafarers. Investments in recruitment programs and training of marine personnel give to navigational companies a competitive advantage. Shipping companies prefer to use the services of manning agencies for effective management of maritime personnel, where seafarers are fully supervised by crewing managers. The article describes the process of training maritime personnel, both at the legislative level and on the part of the ship-owners.

Keywords. Services crewing, human resources, training, competitiveness, maritime business, Maritime Labor market.

Основная цель образования и дополнительного профессионального обучения в морской сфере деятельности - получение высококвалифицированных специалистов, эффективно выполняющих свою работу. На сегодняшний день, под влиянием мирового финансового кризиса, морская бизнес-среда изменилась, происходит сильное давление на морские организации, становится сложно «держаться на плаву». Это приводит к тому, что любая, даже маленькая ошибка или замешательство могут обернуться для компании большими потерями, учитывая специфику работы в море, как финансовыми, так и человеческими. Чтобы оставаться впереди конкурентов, морские компании должны «работать на опережение», путём стимулирования нововведений и реноваций.

ГРНТИ 06.52.01 © Костыря И.А., 2017

Илона Александровна Костыря - аспирант кафедры экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, ул. Ольги Форш, д. 1, к. 4, кв. 163 (Russia, St. Petersburg, Olgi Forsh str., 1/4, 163). Тел.: 8 (921) 565-96-68. Е-mail: ilonchik@bk.ru. Статья поступила в редакцию 08.06.2017 г.

Стратегическое позиционирование процесса обучения и системы развития морских кадров напрямую способствует чёткой организации бизнес-целей и задач любой морской организации, так как все сферы деятельности в морском бизнесе взаимосвязаны. Главная цель стратегического позиционирования обучения - определить максимально выгодную систему подготовки и переподготовки морских специалистов, учитывая опыт конкурентов. Современные тенденции подчеркивают важность подготовки морских кадров и развития их интеллектуального капитала, так как эти составляющие являются критическим фактором конкурентного преимущества морских компаний.

Развитие партнерских отношений и создание платформы для обмена знаниями (например, консультантов и/или академических научных партнёров в качестве профильных экспертов в предметной области) улучшилось. Для разработки специализированных учебных программ в системе корпоративного обучения, на уровне образовательных учреждений, морские центры часто тесно сотрудничают с партнёрами из научных академических кругов, чтобы иметь возможность подготовить перспективных моряков с высоким потенциалом, которые впоследствии займут руководящие позиции на судне. Чаще всего организацию и контроль обучения морских специалистов в судоходных компаниях проводят крюинговые компании, отвечающие за документальную и профессиональную готовность морских кадров, направляя моряков в морские тренинговые центры дополнительного профессионального образования, где они проходят необходимую подготовку.

Стратегия по обучению персонала очень важна для судовладельцев. Непрерывное обучение морских специалистов способствует приобретению ими знаний и навыков, что впоследствии повышает эффективность работы их судоходной компании. Роль HR-отдела заключается в создании, развитии и внедрении продуманного до мелочей плана стратегического профессионального обучения, развитии персонала и в организации процесса повышения квалификации без отрыва от рабочего процесса. Отправной точкой является глубокое понимание морской бизнес-среды, знание стратегических целей организации, четкое понимание процесса обучения и развитие различных возможностей по повышению эффективности работы моряков. HR-отдел должен разработать стратегический план обучения (на высоком уровне, принимая во внимание все действия, которые организация осуществляет по увеличению конкурентоспособности), который должен соответствовать коммерческим целям и финансовым показателям судоходной компании.

Специфика деятельности судоходных организаций, бизнес-цели, навыки, подготовка, опыт и численность человеческих ресурсов напрямую влияют на выбор программы обучения, которой должен придерживаться отдел по работе с морскими кадрами. Эффективность работы судоходной компании может быть достигнута уже на ранней стадии подбора персонала. Для отбора членов экипажа, морские компании проводят психометрические тесты, интервью, проверку профессиональных способностей и пытаются составить набор личных установок кандидата.

На начальном этапе существует ряд обязательных морских курсов, которые должен закончить любой член экипажа. Обязательный список подготовок, которые должен пройти моряк в зависимости от должности, прописан в «Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками», Конвенция ПДМНВ 78, STCW (International convention on standards of training, certification and watchkeeping for seafarers,1978, as amended). Обязательные для всех членов экипажа курсы STCW включают в себя 5 обязательных подготовок:

• Basic Safety Training and Instruction - начальная подготовка и инструктаж по вопросам безопасности;

• Advanced Fire Fighting - борьба с пожаром по расширенной программе;

• Medical First Aid certificate - оказание первой медицинской помощи на судне;

• Proficiency in survival craft and rescue boats other than fast rescue boats - специалист по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками;

• Training for seafarers with designated security duties - подготовка моряков, имеющих назначенные обязанности по охране.

А также следует упомянуть обязательные курсы для командного состава палубных офицеров:

• ECDIS - использование электронной картографической навигационной информационной системы (ЭКНИС);

• ARPA - использование системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП);

136

Костыря И.А.

• RADOPS - использование радиолокационной станции;

• GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) - ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии).

Все названия подготовок указаны, в первую очередь, на английском языке, так как английский язык является международным языком у моряков дальнего плавания. По конвенции ПДМНВ 78 данные сертификаты имеют срок действия 5 лет. Профессиональная грамотность приобретается после прохождения квалификационных курсов, где обучение построено как на изучении теории, так и на применении её на практике, путём учебного моделирования на специальных тренажерах-симуляторах и имитации опасных ситуаций на воде - в бассейне. Также для приобретения профессиональных навыков очень важным пунктом является аттестация и наставничество со стороны опытных моряков со стажем уже непосредственно на борту судна во время прохождения учебной практики.

Именно поэтому для получения морского рабочего диплома необходимо иметь стаж плавания в море не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев с выполнением обязанностей в должности -для командного состава, и стаж плавания в море не менее 2 месяцев для начальной позиции рядового состава. Стаж плавания, список необходимых документов и сертификатов для получения рабочего диплома, а также процедура дипломирования прописаны и закреплены на государственном уровне в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

Помимо обязательных курсов существует огромное количество дополнительных сертифицированных подготовок, в зависимости от специфики перевозимого груза, типа судна или каких-либо иных пожеланий по совершенствованию тех или иных компетенций экипажа. Совершенствование навыков поддерживается путём тренировок и расширенного моделирования (на тренажёрах нового поколения, создающих имитацию различных географических положений, погодных условий, нестандартных ситуаций на судне), курсов по лидерству и командообразованию, а также практикуются индивидуальные тренинги и подготовки в соответствии с требованиями судоходной компании.

Постоянный анализ и контроль эффективности нужен для поддержания актуальных результатов деятельности компании. Поэтому система обучения, которой должна придерживаться конкурентоспособная судоходная компания, не должна ограничиваться только корабельными курсами. Морские подготовки предполагают также и внешние курсы, помимо обязательных по конвенции ПДМНВ 78. Существует ряд подготовок, направленных на улучшение эффективности и личных качеств, негласно ставших обязательными для «топового» состава экипажа, которые входят в матрицу обязательных подготовок почти каждой конкурентоспособной судоходной компании, например:

• Bridge Team and Resource Management - организация ходовой навигационной вахты (для палубных офицеров);

• Engineroom Recourse Management - управление составом вахты машинного отделения на уровне эксплуатации (для механиков);

• Leadership & Teamwork - навыки руководства и работа в команде;

• Crew Recourse Management - Управление ресурсами экипажа.

Выбор курсов связан с политикой безопасности, производительности и контроля потерь. Цели структурированного обучения на борту судна - приобретение теоретических знаний, ознакомление и учебно-тренировочные занятия по различным направлениям, расширение компетенций, развитие процесса наставничества и планирование обучения следующего ранга. Разработанная программа по сертифицированной подготовке и обучению моряков добавляет ценности и повышает уровень безопасности на судне, повышая рейтинг судоходной компании. Обучение высокого качества и соответствующей квалификации является необходимым условием для поддержания высоких стандартов работы судоходной компании. Именно поэтому, как уже было сказано, кроме законодательно обязательных свидетельств о квалификации (рабочий диплом и различные сертификаты о прохождении курсов), в соответствии с ПДМНВ 78, необходимо понимать стратегическую важность грамотного управления судном и взаимодействия с командной высшими членами экипажа.

Для моряков, претендующих на высшие позиции, обучение и повышение квалификации является законодательно обязательным для продвижения по службе. Существует ряд программ, а также набор «знаний, пониманий и профессионализма», обязательных для изучения на той или иной позиции в

составе экипажа судна. Соответственно, чем выше должность, тем больше список обязательных подготовок, по окончании которых моряк получает сертификат международного образца, которые нужно пройти. Подтверждать квалификацию необходимо раз в 5 лет или при переходе на новую позицию. Чаще всего судовладелец, заботящийся о процветании своей компании, помимо обязательных курсов по конвенции ПДМНВ 78, разрабатывает собственную программу обучения, самостоятельно формирует свою матрицу подготовок и курсов, обязательных, именно в этой компании, для различного уровня должностей. Разработанная система помогает улучшить квалификацию экипажа, укрепить корпоративную культуру и повысить безопасность на судне.

Именно поэтому, большое количество компаний сегодня создают HR-отделы, отделы по управлению человеческими ресурсами, вместо традиционного «отдела кадров», которые существовали в прошлом [1, 2 и др.]. Чаще всего в структуре управления судоходной компании это та часть компании, которая несет ответственность перед генеральным директором, советом директоров и акционерами за быстрое и успешное решение оперативных вопросов внутри команды. Морская компания должна видеть развитие своих сотрудников, для этого разрабатывается «План контроля за эффективностью деятельности компании» («Performance Management Plan»).

Это стратегический инструмент, в котором разрабатываются стратегические цели компании и пути их достижения. Цели этого инструмента заключаются в принятии взаимосвязанных решений, планов по развитию потенциала экипажа, созданию эффективной системы вознаграждения и поощрения команды, а также помощи в принятии объективных и справедливых решений. Используя план управления производительностью, руководство может определить потребности в обучении [4].

Подводя итог, отметим, что квалифицированный морской персонал является наиболее ценным активом для судовладельца на борту [3]. Поэтому компании должны соответствовать требованиям, за которые они несут прямую ответственность, а хорошо обученный экипаж играет важное значение для любой морской компании, которая хочет продемонстрировать то, что ответственность имеет огромную роль в управлении компанией. Это показатель того, что клиент может доверить компании свой груз и быть спокойным, так как ответственность за свою команду и её развитие - это качества устойчивой конкурентоспособной судоходной компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников В.А., Дривольская Н.А. Мотивационный климат как элемент внутренней институциональной среды организации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3 (ч. 2). С. 680-684.

2. Пшеничникова С.Н., Рыбакова Е.А. Проблемы подготовки рабочих кадров для инновационного развития экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 3 (29). С. 21-24.

3. Костыря И.А. Особенности конкурентоспособности человеческих ресурсов на морском рынке труда // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 148-151.

4. Barsan E., Surugiu F., Dragomir C. TransNav // International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.