УДК 821.161.1.09 «1917/1991»
ББК 83.3 (2 Рос=Рус)
П 16
Панеш У.М.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-agu@mаil.ru
Сиюхов С. Н.
Корреспондент редакции газеты «Кошехабльские вести», e-mаil: filfak-agu@mаil.ru
Особенности конфликта дилогии А. Евтыха «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь» и решение темы идентификации
самодостаточной личности
(Рец ензирована)
Аннотация:
Исследуются особенности конфликта и концепции характера в дилогии А. Евтыха «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь». Отражается также эволюция конфликта в творчестве разных писателя 60 - 70-х гг., анализируются проблемы идентификации личности и расстановки персонажей в названных романах. Устанавливаются структурно-стилевые особенности жанра, определенные усилением конфликта, углублением художественной проблемности, решением актуальных тем: человек и окружающий его социум, герой и национальные ценности, личность и семейный уклад. Определяются и формируются черты нового творческого почерка, вызванные идейно-эстетическими исканиями времени: движение к многоплановому характеру, амбивалентной личности, сложному стилю изложения. Делаются выводы об образной системе писателя, которая отражает художественные искания отечественной литературы 60 - 70-х гг.
Ключевые слова:
Конфликт, художественная концепция личности, идейно-эстетические искания, тема ответственности и выбора, особенности стиля, творческий почерк, образное мышление, особенности психологического анализа, многоплановый характер, идентификация личности, расстановка персонажей.
Panesh U.M.
Doctor of Philology, Professor of the Literature and Journalism Department, Dean of Philological Faculty of the Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Siyukhov S.N.
Correspondent of the "Koshekhablskie Vesti" newspaper editorial office, e-mail: [email protected]
Features of the conflict in the dilogy of A. Evtykh «Street throughout
its length», «A door is wide open» and the solution of a problem of identification of the self-sufficient personality
— ill —
Abstract:
The paper examines the features of the conflict and the concepts of character in A. Evtykh's dilogy «Street throughout its length» and «A door is wide open». We show the evolution of the conflict in creativity of various writers of the 1960 - 1970s and analyze problems of identification of the personality and arrangement of characters in the mentioned novels. Also we shed light on the structural and style features of the genre determined by conflict strengthening, by deepening of art problematical character, and by the solution of hot topics: the person and the surrounding society, the hero and national values, the personality and family lifestyle. The lines of a new hallmark caused by ideological and esthetic searches of time are defined: the movement to multifaceted character, to the ambivalent personality, and to composite style of a statement. Conclusions are drawn about image system of the writer which reflects art searches of domestic literature of the 1960 - 1970s.
Keywords:
Conflict, art concept of the personality, ideological and esthetic searches, subject of responsibility and choice, features of style, hallmark, figurative thinking, features of the psychological analysis, multifaceted character, identification of the personality, arrangement of characters.
Новые тенденции в мировосприятии и художественном показе А. Евтыха в 60 -70-е гг. связаны с «возросшим интересом к человеку», который, в свою очередь, приводит к «освобождению от стереотипных, ограниченных в идеологическом плане и упрощенных представлений о жизненных конфликтах» [4: 108] Своеобразие и новое качество художественного конфликта дилогии А. Евтыха отмечали многие исследователи. Н. Джусойты, к примеру, писал в свое время: «Евтых смел и последователен в анализе конфликта и характера, более реалистичен в обрисовке персонажей, нигде не переходит за грань объективности в освещении явлений и характеров. Словом, уровень реализма Евтыха безусловно выше, о подлинных конфликтах и насущных проблемах нашего бытия он думает напряженнее, глубже, с благородной внутренней тревогой» [2: 93].
Отличительной чертой дилогии А. Евтыха, как видно, становится нетрадиционное отображение и художественное исследование долгого и болезненного процесса разрешения противоречий на селе. Речь идет о том, что столкновения, лежащие в основе художественной концепции личности, «с точки зрения выверенности структуры художественной мысли и убе-
дительности воплощенного в ней взгляда на человека» [5: 27] уходят «с событийной «поверхности» повествования в подводные слои сюжета» [3: 112]. Потому привычная для литературы коллизия, отражающая противостояние председателя-самодура Х. Шалахова и человечного бригадира Моса Устокова, обнажает существенные проблемы человеческого бытия.
Новая концепция характера реализуется писателем через идентификацию самодостаточной личности. Автор обращается к внутреннему миру, к духовному, нравственно-этическому облику каждого героя дилогии как представителя конкретной культурно-исторической и национальной реальности и в то же время всего человеческого сообщества. При этом чувство собственного достоинства каждого должно проявляться по А. Евтыху в уважении к себе, уважении к другим людям и в нравственных поступках, достойных почитания. Это триединство позволяет автору дилогии определить такие личностные качества героев, как цельность и ценность, которые измеряются через отношение к труду, к людям, к семье, к природе, к национальным ценностям.
В дилогии А. Евтыха каждый из героев делает свой выбор сам. Мы видим,
как в непростой обстановке люди движутся по различным путям. Одни (семьи Фро-ликовых и Шалаховых, Нашхо, Азаноков) легко уступают обстоятельствам, норовят приспособиться к ним, чтобы преуспеть и устроиться в этой жизни. Таков, к примеру, председатель колхоза, приспособленец Хатажук Шалахов. Совершенно в других измерениях живут Мос Устоков, Федор Грибцов, Майданка, Исмаил Тох, Сафер-би Мешлоков и другие. Приспособленчество как образ жизни противоречит их жизненной позиции. Они ни в чем не уступают обстоятельствам, непримиримы к несправедливости, подлости, равнодушию. При любых жизненных обстоятельствах они остаются настоящими людьми: верны себе, своему делу и той правде, в которую верят. Эти обитатели «улицы» не плывут по течению «жизни». Они давно определились с направлением своего жизненного пути, знают цену и себе, и жизни, твердо стоят на своих позициях. Это самостоятельные, с чувством собственного достоинства люди, а значит, - самодостаточные личности. Так идентифицируются персонажи и таким образом реализуется авторская мысль в содержании характеров «Улицы во всю ее длину».
Сила противников «шалаховщины» в отсутствии страха за свое благополучие и существование, в отсутствии боязни упустить выгоду, вызвать неудовольствие вышестоящих. Возможность руководствоваться в жизни своим свободным выбором для них дороже обеспеченного положения, поскольку этот выбор воспринимается ими как условие полноценной жизни. Именно поэтому они без трепета и страха противостоят такому злу, как «ша-лаховщина», какой бы угрожающе сильной и «непотопляемой» она ни казалась.
Наибольшей остроты это противостояние достигает во второй книге дилогии «Двери раскрыты настежь», в которой весомей становится и социальная проблематика. При этом следует отметить, что изображение противоречивых жизнен-
ных обстоятельств, противостояния «ша-лаховщины» и «улицы» для писателя второстепенно. Главное для А. Евтыха - показать, как в процессе этого противоборства мужает «улица», меняется мировосприятие, мировоззрение ее обитателей и раскрыть процесс становления личности, рост самосознания героев через усиление чувства сопричастности с судьбой аула. Герои «улицы» - люди, осознающие себя силой, способной противостоять такому злу, как «шалаховщина», и изменить жизнь аула к лучшему. Так, Мос Устоков в споре с женой, предлагающей продать дом и уехать в город после осуждения Федора Грибцова, возражает ей: «Потащат меня трактором, так и тогда не сдвинусь с места ... Ты думаешь, на этом и закончилось? Нет, милая, начинается, да, да, начинается наш самый главный разговор... мой, Федора, Исмаила, Кушмизова, - разговор с Хатажуками, Азаноковыми, Ад-жаковыми, Нашхо...». И далее возмущенно восклицает: «Тут, в нашем ауле, на нашей улице, идет та борьба, которая идет повсюду... Да, да, самая настоящая битва! ... Так что же ты от меня требуешь - чтоб я струсил перед Шалаховыми, Фролико-выми и прочими, бежал отсюда?». Ему вторит старик Унароков, который «ничего и никого не боится»: «А ты думаешь, дураки мы, да? И, значит, ничего не понимаем?». И сам же отвечает: «Понимаем и верим. Верим мы в наших парней. Придет время - одолеют Хатажука, одолеют!». Символичны в плане сказанного и слова деда Унарокова: «И у аула есть своя сила, да, да! Покрепче всякой той силы!».
Следует, таким образом, отметить, что А. Евтых сумел ввести в сюжет дилогии «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь» образ большого эпического мира, сформированного в рамках размышлений самоопределяющейся личности. Через анализ индивидуальных качеств характеров своих героев писатель переходит к обобщениям, выходит через личное и социальное к общечеловеческим
проблемам, отображая, говоря словами А. Бочарова, «не только личность во времени, но и время в личности» [1: 73]. Движение художественной мысли произведения не ограничивает при этом сферу проявления идейно-нравственных и психологических качеств каждого жителя «улицы», напротив, расширяет возможности их самоанализа с целью преодоления собственных слабостей, познания самого себя и своего места в жизни и глубокого осмысления такого разного по содержанию внутреннего мира героев. Таковы параметры авторской прозы, найденной А. Евтыхом в ходе его раннего творчества и развитой им в дилогии «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь» и в последующих произведениях.
Новые герои Евтыха - это цельные натуры, душевную силу которых питает кровная связь с землей, но в то же время это люди, несвободные от внутренних раздоров, мучительных сомнений, напряженных духовных поисков своего места в изменяющемся мире. Они представлены через взаимоотношения с другими обитателями «улицы», родственниками, через отношение к национальным традициям и обычаям (адыгству). Это новый тип личности с амбивалентным мышлением, но в то же время с индивидуализированным взглядом на жизнь, с чувством собственного достоинства, задумывающийся о своем месте в жизни, о своей значимости, самостоятельно определяющий свой жизненный путь, способный принимать свободное, а не навязанное кем-то нравственное решение.
А. Евтых все чаще обращается к характерам, которые противостоят обстоятельствам в повседневной жизни и берут на себя ответственность за все происходящее, чувствуют сопричастность происходящим переменам. Показателен в этом плане образ Майданки Фроликовой. С самого начала героиня восстает против мира Фроликовых и Шалаховых. Она проходит в жизни через сомнения и невероятные
трудности. Во время войны Майданка не осталась в селе, не стала трудиться на захватчиков. И это оказывается формой протеста. После она отказывается стать прислужницей в семье богатой сестры, хотя именно здесь у нее была прямая выгода. И потом, не боясь молвы, идет работать на свиноферму, чтобы попытаться помочь окружающим в благоустройстве их жизни. Конфликт с теми, кто наживается на коллективном хозяйстве, продолжается. Силы здесь, казалось бы, неравны - мир Шалаховых кажется сплоченным и невероятно живучим, а высшее руководство, в чем убеждается Майданка, оказывается неосведомленным в том, что творится в адыгейской глубинке. Но такая картина происходящего, по автору, только объективная видимость. Тому подтверждение неукротимая вера самой героини в победу добра и справедливости и поддержка простых людей - Ф. Грибцова, М. Устока, И. Тоха и др. Контрастное действие, связанное с поведением Майданки и других персонажей, представляющих народ, позволяет писателю решать проблему выбора в духе эстетики революционного реализма. Выбор, оказывается, подвластен анализу и оценке, а то, что происходит в реальности, на самом деле не фатально. Каждый, даже маленький человек, может вмешаться в жизнь и оказать воздействие на происходящее. Такое движение авторской мысли и определяет характер действия и оптимистический в общем финал произведения.
Итак, содержание конфликта, характер его разрешения определяют, как показывает анализ, выделение в дилогии двух типов личности: эгоцентрического и нравственного. Изображение акцентированных характеров осуществляется в этом случае через показ их поведения, отношения к другим людям, обществу. Актуальные нравственные проблемы преломляются также через раскрытие темы семьи, дружбы, созидательного труда, отношения к природе, женщине и т.д. Сохранение семейных отношений, основанных на истин-
ных нравственных принципах народной скими ценностями, становится доминан-
жизни и соотнесенных с общечеловече- той художественной мысли дилогии.
Примечания:
1. Бочаров А.Г. Литература и время: из творческого опыта прозы 60-80 гг. М.: Худож. лит., 1988. 383 с.
2. Джусойты Н.Н. Двери открыты настежь // Вопросы литературы. 1976. № 5. С. 88-95.
3. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы. М.: Наука, 1983. 336 с.
4. Панеш У.М., Сиюхов С.Н., Казанова И.И. Э. Хемингуэй и А. Евтых: типологические связи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2015. Вып. 3 (164). С. 105-111.
5. Султанов К. Преемственность и обновление: современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. 64 с.
References:
1. Bocharov A.G. Literature and time: from the creative experience of prose of the 60-80s. M.: Khudozh. lit., 1988. 383 pp.
2. Dzhusoyty N.N. The doors are wide open // Problems of literature. 1976. No. 5. P. 88-95.
3. Kovsky V.E. Literary process of the 60-70s: dynamics of development and problems of studying contemporary Soviet literature. M.: Nauka, 1983. 336 pp.
4. Panesh U.M., Siyukhov S.N., Kazanova I.I. E. Hemingway and A. Evtykh: typological relations // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2015. Iss. 3 (164). P. 105-111.
5. Sultanov K. Continuity and renewal: contemporary prose of the North Caucasus and Dagestan. M.: Znanie, 1985. 64 pp.