Научная статья на тему 'Особенности комплектования групп и качество подготовки'

Особенности комплектования групп и качество подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПРОФИЛЬ / А. МАСЛОУ / БИХЕВИОРИСТЫ / ЛАКУНА / ИНФОМЕДИАПРОСТРАНСТВО / PSYCHO-PROFILE / A. MASLOW / BEHAVIORISTS / LACUNAE / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несвит Виталий Дмитриевич, Богданов Евгений Владимирович, Бондарец Олег Анатольевич, Степанищев Николай Николаевич, Евсюков Виктор Алексеевич

В современном быстроменяющемся мире поток информации увеличивается, даже, неизвестно в какой прогрессии, поэтому для современного студента гораздо сложнее усваивать то количество материала, без которого современный специалист, отвечающий всем требованиям того же современного работодателя, не может претендовать на хорошо оплачиваемое место. Поэтому для студента первого курса важно уметь воспринимать и переосмысливать тот материал, который он получает от множества новых преподавателей, излагающих этот материал по новой для студента методике, не такой, как в школе. Для этого, именно, университеты должны уметь быстро адаптировать бывшего абитуриента к методике Высшей школы, учитывая, что практически у всех поступивших разная подготовка и различная скорость восприятия материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несвит Виталий Дмитриевич, Богданов Евгений Владимирович, Бондарец Олег Анатольевич, Степанищев Николай Николаевич, Евсюков Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF GROUPING AND QUALITY OF TRAINING

In a modern rapidly changing world, the flow of information is increasing, it is not even known in what progression, therefore, it is much more difficult for a modern student to absorb the amount of material without which a modern specialist who meets all the requirements of the same modern employer cannot claim a well-paid job. Therefore, it is important for a first-year student to be able to perceive and rethink the material that he receives from many new teachers who present this material in a new way for a student, not the same as in school. For this, namely, universities should be able to quickly adapt the former applicant to the methodology of the Higher School, given that almost all applicants have different training and different speed of perception of the material.

Текст научной работы на тему «Особенности комплектования групп и качество подготовки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И КАЧЕСТВО

ПОДГОТОВКИ

Несвит В.Д.1, Богданов Е.В.2, Бондарец О.А.3, Степанищев Н.Н.4, Евсюков В.А.5 Email: Nesvit17143@scientifictext.ru

'Несвит Виталий Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент;

2Богданов Евгений Владимирович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой;

3Бондарец Олег Анатольевич - старший преподаватель; 4Степанищев Николай Николаевич - старший преподаватель;

5Евсюков Виктор Алексеевич - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Луганская народная республика

Аннотация: в современном быстроменяющемся мире поток информации увеличивается, даже, неизвестно в какой прогрессии, поэтому для современного студента гораздо сложнее усваивать то количество материала, без которого современный специалист, отвечающий всем требованиям того же современного работодателя, не может претендовать на хорошо оплачиваемое место. Поэтому для студента первого курса важно уметь воспринимать и переосмысливать тот материал, который он получает от множества новых преподавателей, излагающих этот материал по новой для студента методике, не такой, как в школе. Для этого, именно, университеты должны уметь быстро адаптировать бывшего абитуриента к методике Высшей школы, учитывая, что практически у всех поступивших разная подготовка и различная скорость восприятия материала.

Ключевые слова: психопрофиль, А. Маслоу, бихевиористы, лакуна, инфомедиапространство.

PECULIARITIES OF GROUPING AND QUALITY OF TRAINING Nesvit V.D.1, Bogdanov E.V.2, Bondaretz OA.3, Stepanishev N.N.4,

Evsyukov V.A.5

'Nesvit Vitaliy Dmitry - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

2Bogdanov Eugene Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department; 3Bondaretz Oleg Anatolyevich - Senior Teacher; 4Stepanishev Nikolai Nikolayevich - Senior Lecturer;

5Evsyukov Victor Alekseevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, MATERIALS RESISTANCE AND THEORETICAL MECHANICS, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION LUGANSK NATIONAL AGRARIAN UNIVERSITY, LUGANSK, LUGANSK PEOPLE 'S REPUBLIC

Abstract: in a modern rapidly changing world, the flow of information is increasing, it is not even known in what progression, therefore, it is much more difficult for a modern student to absorb the amount of material without which a modern specialist who meets all the requirements of the same modern employer cannot claim a well-paid job. Therefore, it is important for a first-year student to be able to perceive and rethink the material that he receives from many new teachers who present this material in a new way for a student, not the same as in school. For this, namely, universities should be able to quickly adapt the former applicant to the methodology of the Higher School, given that almost all applicants have different training and different speed ofperception of the material. Keywords: psycho-profile, A. Maslow, behaviorists, lacunae, media space.

УДК 378.147.88

Основная часть. Для того чтобы понять, как аудитория воспринимает излагаемый преподавателем материал, написаны тысячи статей. Однако на сегодняшний день лакуна между тем объемом материала, который на каждой лекции, семинаре или практическом занятии, старается донести преподаватель до студента, и тем, который на этом занятии сможет воспринять сам студент, будет увеличиваться, если не применить соответствующих мер (5). Даже в подготовке вопросов для

обратной связи преподавателя с аудиторией заметно уже начало реакции в понятиях и усвоении материала. Опытные преподаватели понимают, что на их вопросы, как правило, отвечает не общая масса студентов, которая должна это делать. Отвечают некоторые студенты, на которых потом и базируется свое понимание усвоения материала всеми студентами (3). Иногда мы забываем, что одна ласточка весны не делает. Дело в том, что современное формирование групп студентов, после того, как произошло зачисление, происходит как бы автоматически, с небольшим разнообразием. Некоторые по принципу, чтобы в группе были фамилии, начинающиеся с разных букв; группа по принципу землячества: с одних районов в одну группу и т.д. У деканата нет сведений о качестве подготовки каждого студента, а тем более о его психопрофиле. Для того чтобы в идеале группа работала, как это представляется, то должен соблюдаться усвоенный работниками высшей школы из педагогики: принцип класса. Проще говоря, классическим классом (извиняемся за тавтологию) является класс, в котором дети одного возраста с примерно одинаковыми знаниями. Но никто не добавляет: с одинаковым уровнем ^ и с одинаковой скоростью восприятия окружающих сигналов: будь то вербальные или другие.

Все люди одинаковые, но не все. Самое простое деление на: экстравертов, интровертов и амбовертов. Кроме того, у каждого из этих типов психофизически восприятие миров, есть еще и уровень нейротизма (см. предыдущие статьи авторов). И соответственно: экстраверта с низким уровнем нейротизма и интроверта с высоким ни в коем случае нельзя запереть в одну подгруппу. У них разная скорость восприятия получаемых сигналов, разная скорость принимаемых решений и главное, разное понимание смысла изложенного. И если, например, в рядах космонавтов с самого начала заложены принципы подбора по совместимости (куда включены не только психофизическая совместимость, но и скорость восприятия, и т.д.), то почему-то в группу, которая четыре или шесть лет будет одним коллективом, такие принципы не закладываются: работает постулат: и труба пониже и дым потише. И у преподавателя, который входит в аудиторию для чтения лекций, нет времен на определение «кто есть, кто» в данном коллективе и поэтому он начинает чтение лекции, руководствуясь постулатом: все студенты, сидящие перед ним, усвоили все, что им излагали предыдущие лекторы и могут воспринимать материал, который преподносит им он.

Но кроме этих причин есть еще одна: мотивация. Известно, что человек может по-разному заниматься тем, что требует общество. Например, все СМИ делают упор, что стране нужны специалисты по обработке металлов, дерева и т.д., а абитуриенты упорно подают заявления на менеджеров, юристов и т.д., хотя этих специалистов переизбыток. Дело в том, что те, кто отвечает за политику подготовки не имеют достаточно средств для того, чтобы «героизировать» необходимых специалистов, а потребители (олигархи) хотят получить готовых специалистов, не вкладывая больших финансовых вливаний в эту работу. С этой точки зрения хорошо работал принцип табачных манатов. Когда «за бугром» (давно) запретили рекламу сигарет, табака и т.д., один из крупных табачных фабрикантов вышел на Голливуд и сказал: не показывайте рекламу сигарет в фильмах, показывайте героев, которые курят эти сигареты. Для того, чтобы оптимизировать студентами усвоение всего того, что требует программа ВУЗа и этот материал прочно оседал в памяти будущих флагманов производства, бизнеса и т.д. Необходимо начинать все с формирования групп в ВУЗах. Исторически сложилось, что группы формируются исходя из опыта предыдущих поколений преподавателей. И на каком-то этапе, когда было модно перенимать опыт у лучших вузов забугорных стран, было принято то, что в той или иной мере существует в вузах наших постсоветских стран. Особенно стало общепринятым внедрение т.н. Болонской системы. Сама система потихоньку съехала к положению: пациент скорее мертв, чем жив - осталась только сто бальная система и масса ненужных бумаг (во всех странах по уверению международного союза студентов, образование с вводом БС стало хуже и дороже). Приводились примеры с комплектованием групп в Йельском и других университетах. Но... В Йельский университет поступят только богатые отпрыски и только очень хорошо подготовленный, поскольку в нем нет «блата» и невозможно даже очень богатому человеку получить оценку не по знаниям. Кроме того, там есть то, о чем упорно не желают знать наши законодатели педагогики. Т.е. масса поощрений и наказаний, которых нет и вероятно долго не будет в наших вузах. Плохое обучение там стоит около 100000 зеленых. И. «професион де фуа» воспитанных в истинных капиталистических традициях студент не позволит себе (да и ему не позволят) потерять эти деньги, если его отчислят за неучение. А в капиталистических джунглях не позволят повысить оценку из жалости, но и главное, на попечительский совет университета никак не повлияет потеря оплаты от данного студента (в попечительском совете или миллионеры или миллиардеры). В богатых странах Востока другие стимулы, у которых нас нет: в Японии самурайский дух, который заставляет

школьников дома сидеть в специальных боксах, изолированных от окружающей среды, чтобы, не отвлекаясь получать максимум знаний и т.д.

Мы хотим сказать, что те явные или скрытые побудительные причины формирования групп, сложившиеся на Западе у нас, не работают. В ЛНАУ нами на инженерном (факультете механизации сельского хозяйства ранее) факультете проведен эксперимент. (2). С разрешения декана факультета перед началом занятий в группах был проведен расширенный тест, по результатам которого и были сформированы группы: по знаниям и скорости прохождения тестов. Четыре группы были сформированы из более активных студентов, а в три вошли остальные студенты. Преподаватели не знали об этом, а все группы были распределены в два потока. Преподаватели при осуществлении обратной связи естественно в разных потоках получали разную реакцию аудитории и естественно с разной скоростью этот выпуск был наиболее эффективный - большее число дипломов с отличием и большее число высоких баллов. Но за неимением времени был проведен еще один тест: побудительные мотивы высшего образования и ожидание результатов этого высшего образования, т.е. как выпускник представляет свою дальнейшую карьеру: надеется он только на себя или надеется получить помощь от своего клана. Иначе говоря, необходимо получить результаты мотивационного поведения будущего выпускника ВУЗа.

Все дело в том, что бихивтористы во главе с теми корифеями, которые и создавали теорию мотивационного поведения (в частности А. Маслоу) [5, 6], утверждают, что человека можно на что-то подвигнуть только если создать в этом потребность. Но все люди разные и соответственно разные потребности, например, в зарплате. Одни устроит 200$, других и 10000$ не устроит. Это только американцы говорят, что все люди разные и только полковник Кольт уравнял всех в правах. Но в современных вузах нет такого универсального аппарата.

На самом деле для того, чтобы все студенты достаточно одинаково все воспринимали, для всех нужно создавать разные потребности. Для этого, хотя бы в первом приближении преподаватели перед началом должны перед собой иметь психопрофиль студентов. Мы не описываем все преимущества этого, но... Космонавтов, которые находятся рядом месяц, подбирают по психологической совместимости, а студентов, которые находятся четыре года в одном помещении и не думают подбирать по любым показателям: лучше по научно обоснованным. Выводы:

1. Для оптимизации подготовки из студентов специалистов необходимо выработать (на уровне министерства, собрав для этого конференцию) принцип подбора групп. Исходя из того, что эти индивиды будут находиться в ограниченном пространстве (без учета особенностей каждого в личном обороняемом пространстве).

2. Определить до начала лекционных занятий уровень восприятия каждого студента и составить психофизиопортрет в группах для использования преподавателем.

Разработать и утвердить на уровне правительства ранги выпускников для оценки их «стоимости» при поступлении на работу: т.е. определенному специалисту водится коэффициент для работодателя.

Список литературы / References

1. Богданов Е.В., Бондарец О.А., Несвит В.Д., Овсиенко Г.М. Интенсификация самостоятельной работы студентов в СДО. Научный вестник государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет»,. 2018. № 2. С. 136-144.

2. Вольвак С.Ф., Несвит В.Д., Кириченко В.Е., Бондарец О.А., Нестерец О.Н. Особенности внедрения системы дистанционного образования. Вестник науки и образования, 2018. Т. 2. № 2 (38). С. 69-72.

3. Ильина Е.А. Использование принципа профессиональной направленности при самостоятельной работе студентов / Е.А. Мотивация человека. Макклелланд Д. СПб., 2007. 672 с. (Сер. «Мастера психологии»).

4. Маслоу А. Мотивация и личность, 1999. 478 стр. ISBN: 5-80710016-6.

5. Несвит В.Д., Вольвак С.Ф., Нестерова Н.В., Бондарец О.А. О внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вузов Вюник Украшського ввддшення Мгжнародно! академй аграрно! освгги, 2015. № 3. С. 218-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.