Научная статья на тему 'Особенности коммуникации в блогосфере'

Особенности коммуникации в блогосфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2169
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАДИСКУРС / ДИСКУРС В БЛОГОСФЕРЕ / ВУЛЬГАРИЗМЫ / СТЕРЕОТИПИИ / ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / COMPUTER INFORMATION TECHNOLOGIES / MEDIA DISCOURSE / DISCOURSE IN BLOGS / BARBARISMS / VULGARISMS / STEREOTYPES / CREATIVITY IN THE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бушев Александр Борисович

Статья посвящена социальным и культурным аспектам блогерства, особенностям языкового и коммуникативного взаимодействия, видам дискурса в современной блогосфере. Проводится анализ политического дискурса в Интернете на примерах масс-медийного освещения предвыборных кампаний. Подчеркиваются характерные изменения дискурса и его представления в эпоху компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Cultural Phenomenon of Communication in Blogs

The paper sheds light upon social and cultural implications of creating blogs in the Internet, it discusses the characteristic traits of this discourse and dwells on its cultural value. The paper is devoted to the analysis of political discourse in the Internet. The author tackles various examples of mass media discourse of electoral and political campaigns and highlights the way the Internet media changed it.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникации в блогосфере»

ФИЛОЛОГИЯ

А.Б. Бушев

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В БЛОГОСФЕРЕ

Коммуникация, компьютерные информационные технологии, медиадискурс, дискурс в блогосфе-

ре, вульгаризмы, стереотипии, лингвокреативность.

Целью настоящей статьи является анализ опыта коммуникации в блогосфере. Объектом исследования является социальный и культурный феномен блогерства, а предметом - особенности коммуникативных процессов одного из видов такой коммуникации - медиадискурса. Интерпретации в статье подвергается материал блогосферы русского и английского сегментов Интернета. Поставлены задачи рассмотреть особенности влияния блогерства на коммуникацию и масс-медиа и дать представление о языковой специфике дискурса блоге-ров. Новизна исследуемого феномена очевидна: феномену как таковому меньше пяти лет; а в связи с его социальной, политической, культурной ролью становится явственна актуальность его изучения.

Посылкой к обсуждению блогерства служит понимание роли сетевых масс-медиа. Симптоматичны наметившиеся междисциплинарные стремления российских исследователей осмыслить социальные и культурные эффекты интернетизации масс-медиа. Эти эффекты значимы при обсуждении мировых событий, а главное, при полученном людьми самостоятельном доступе к океану знаний, накопленных во всем мире. Около десяти лет назад Интернет появился в нашей жизни, и электронные ресурсы мира оказались в буквальном и переносном смысле «на кончиках пальцев». Информационные ресурсы - это серьезный феномен, качественным образом сказывающийся на обществе [Новые инфокоммуникационные технологии... 2003; Новые университеты... 2003; Вершинин 2009]. Налицо их необозримость в Интернете, отсюда возникают необходимость вести поиск, потребность ориентации в ресурсах. Стали появляться работы, осмысляющие отдельные социальные аспекты и последствия новых информационных технологий, в том числе и для открытости общества. Сформировалось мнение, что важен, как никогда, свободный, интуитивно понятный, а главное, самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всем мире. В формировании общества XXI века общепризнанна роль информационного ресурса, обеспечивающего движение поверх национальных барьеров. Происходит универсализация знания. Так, старая идея о ноосфере приобретает новое звучание.

Гипернет - гипермедийная инфокоммуникационная инфраструктура становления качественно нового мира, определяющей характеристикой которого является универсализация принципов международных взаимодействий в различных сферах человеческого общежития - в экономике, в политике, в праве, в науке, в образовании, культурной и социальной сфере [Вех 2001; МиШсикига^т 2009]. Это имеет свои плюсы и минусы. Важным в таких

условиях становится обучение технике интеллектуальной работы. При этом оказывается, что творчество заключается не только в изменении и последовательном преобразовании объекта творчества, но (и это главное) субъекта творчества (человека). Происходит понимание того, что творчество, как и культура, должно пронизывать всю жизнь человека и, безусловно, всю систему образования.

Эффективное использование возможностей электронной коммуникационной среды немыслимо без лингвистических, социологических, психологических исследований компьютерно-опосредованной коммуникации, ее специфических особенностей как нового средства общения. E-communication вызывает изменения в менталитете, формах представления информации, восприятии и понимании известных явлений.

Сегодня отсутствует адекватное академическое представление о виртуальной действительности, мало научных работ, анализирующих виртуальную действительность. Однако явственен интерес к форме информации, понятно, что оперативность, доступность, открытость коммуникации - несомненные достоинства новых коммуникационных технологий. Феномен глобальной сети способствует осознанию и преодолению коммуникативных барьеров.

Характерно широкое междисциплинарное обсуждение комплекса проблем, связанных со стремительным развитием новых медиа- и телекоммуникационных технологий, которые за последние двадцать лет радикальным образом изменили не только повседневность, но также способы политической коммуникации, формы культурного производства и потребления, сферу экономических отношений и модели образования. Для стран бывшего социалистического блока формирование нового медийного ландшафта и приход новых технологий коммуникации происходили одновременно с преобразованиями во всех других сферах и, более того, в известном смысле стали движущей силой и основой этих процессов.

Так, есть основания полагать, что, благодаря развитию спутникового телевидения и Интернета, жители стран Восточной Европы, некогда отделенные от остального мира непроницаемым «железным занавесом» и получавшие строго дозированную информацию о внутренних и внешних событиях, смогли ощутить себя жителями единой «глобальной деревни», и этот фактор имеет решающее значение для анализа политических и культурных процессов в регионе.

Приходилось встречать утверждения, что формирование альтернативной или контрпубличной сферы становится возможным в первую очередь благодаря Интернету и связанным с ним формам медиаактивности.

Впервые после создания веб-страницы, рассылки, чата, форума иная возможность публичной интеракции есть на блоговых сайтах - новая возможность интерактивной коммуникации. На такого рода коммуникации по политическим вопросам хочется остановиться особо. Это возможность действительно политического дискурса в виртуальной форме - не коммуникации, строго упорядоченной и ограниченной (разрешили, о чем и как сказать), а вполне понятного существования в дискурсивном пространстве и высказывания впечатлений от политики = политическому дискурсу.

Начнем с рассмотрения политической риторики в блогосфере, характеризующейся прежде всего расширением субъектов информационного взаимодействия.

Так, книга «The Audacity of Hope» («Дерзновение надежды») Барака Обамы переведена на русский язык и продается в книжных магазинах. Сайт amazon.com представляет рецензию на книгу и дает возможность читателям высказаться в блогах по поводу книги.

A conservative reviews Senator Obama's latest book..., October 17, 2006

By Dr. Emil Shuffhausen (aka Tom Bombadil)

It is too often here on Amazon, we review only those books and authors with which we totally agree...or totally disagree.and give little regard to the quality of the actual contents of the book. And then, our fellow Amazon viewers come along and rate our reviews strictly on the basis of their own partisan biases. This is not very helpful.

I set out to read and review Senator Barack Obama's latest book, not because I agree with everything he has to say, but because in some ways, I had respected him because he seemed to be a thoughtful and eloquent American with a compelling story. I give the book 4 stars for style and significance in our culture, but much less for substance.

Характерно для рецензий представление разных точек зрения. Показательны вышеприведенные заявления об отказе от партийной риторики (амер. партизанской риторики) и политических пристрастий в оценке дискурса.

Существует возможность оценки и комментирования размещенных рецензий типа счетчика (27 of 33 people found the following review helpful).

Утилитарная польза книги и сайта подчеркивается в виде ответа на вопрос, предлагаемый посетителям сайта, была ли эта рецензия полезна им.

Здесь же ссылки на интервью с автором. Он сравнивает работу над написанием своей первой и второй книги и т. д.

Весь предвыборный тематизм служит предметом обсуждения блогеров, накопления суждений из блогов со всего мира. Наряду с этим показательно оперативное представление разных точек зрения. Интерактивность СМИ - характерная черта нового этапа масс-медиали-зированного общества. Существуют сайты Би-Би-Си, других крупных газет и журналов, блоги на сайтах формируют повестку дня (agenda-setting).

Обсуждение узловых вопросов (issues) показательно и характерно. Система перекрестных ссылок (сетевой принцип), позволяющая получить необходимую информацию, - характеристика нового этапа медиализированной информосферы. Изменились методы представлений и хранения информации. Информация систематизируется на сайтах, рубрициру-ется. Доступ к записям на электронных носителях свободен. Тем самым тексты СМИ перестают быть однодневными, эфемерными, сиюминутными. Их доступность для анализа позволяет исследовать смену социальных представлений, тематики и пропагандистских клише.

Глобальные качественные СМИ (ведущие англоязычные качественные каналы и газеты) подают информацию, и сегодняшний Интернет-формат позволяет проследить ее в динамике, в сопоставлении, проводить критический анализ подаваемой информации.

Комментарии блогеров более свободны, однако необходимо учитывать маргинальность блогеров, причудливость их политических воззрений. Известны пристрастные суждения блогеров по политическим вопросам.

Оценочная избитая метафора, модальность предположения, специфика построения фразы в блоге (имитация спонтанной устной речи в беседе, модальность суппозиции, клиширо-ванность и стереотипичность вокабуляра) - обращающие на себя внимание характерные черты данного рода сообщений.

Приведем пример из англоязычного Интернета (сайт Би-би-си)7. Так, например, в ответ на статью с заголовком Chess Champ Jailed Over Anti-Putin Protest публикуются следующие сообщения блогеров:

by Aminion (896851) on Saturday November, 24

I hope that you are right, but if the world hasn't been able to do anything about Russia's horrible crimes against the people of Chechnya, how big are the chances that Kasparov can make a difference? Also, don't forget that Putin's approval ratings are pretty high even if

1 Интернет-источник: www.bbc.com.

you disbelieve the official statistics from the Kremlin, i.e. the Russians themselves might not even care about this and that is what's really required here. You can't force changes like this from the outside (are you going to sanction Russia? Use military force? Hardly), it has to come from the people of Russia.

И здесь мы видим оценочную избитую метафору, модальность предположения, специфику построения фразы в блоге (имитация спонтанной устной речи в беседе). В других сообщениях блогеров обращают на себя внимание все те же особенности (имитация разговорности, модальность суппозиции, клишированность и стереотипичность вокабуляра).

В связи с активным внедрением новых информационных технологий проводилась разработка интерпретации таких текстов и представлений о возможностях такого формата. При рассмотрении особенностей языкового и коммуникативного поведения в блогосфере целью выступает рассмотрение особенностей современного русского языка и - шире - дискурса в новых средах коммуникации - в пронизанных взаимозависимостью с другими дискурсами и языками блогах и глобальной медиасистеме. Анализируются языковое своеобразие и особенности коммуникативного взаимодействия, характерные для новых фактур речи.

Поскольку изучаемый феномен возник совсем недавно, то анализируемый материал совершенно нов: недавно мы решили посмотреть, о чем пишут в «Живом журнале»2. За последние годы параллельно реальному возник новый, виртуальный мир со своей культурой. Даже на уровне языка он загадочен для непосвященного: тэги, посты, аккаунты, комьюни-ти, блоги, форумы, комменты, френдленты... Слова брандмауэр, файл, браузер, сканер, анимация, утилиты, секвенсоры, самплеры, спам, мультисессионные диски вошли в обиход новой информационной культуры. В языке появляются слова, призванные отражать реалии. Избежать столкновения с английским языком на компьютерном поприще невозможно. Не чужды новому языку оказались и разговорные выражения, собственный сленг. Вместе с ним пришли - кто или что это?! - рипперы, граберы, клипарты, гоферы, антивирусы, зиперы, экстракторы. Свой сленг требует понимания: знаете ли вы, что такое «меня забанили»?! Sapienti sat - для понимающего достаточно.

Блогерство является сравнительно новым феноменом. Блогеры - создатели сетевых дневников. Феномену блогерства более пяти лет. Блоги - это крайне демократичные, неиерархи-езированные структуры. Авторы дневников - простые частные люди - выступают в качестве авторов историй, публикуют статьи, а также фотоматериалы. Задача - не просто публиковать абы что, а то, что интересно, чтобы ваш опыт был полезен. Впрочем, можно просто публиковать о том, куда ходил, с кем тусовался. Порою привлекательна сама обыденность. Дневники - подвид мемуарной литературы, возможность заглянуть во внутренний мир рядового человека. Многие блоги в ЖЖ гораздо талантливее того, что предлагают нам маститые писатели. Желательно отсутствие ошибок. Рекомендуется пользоваться спел-чеккером перед отправкой текстов.

Впрочем, в сети возникает так называемый «изык падонкафф». Это не фонетическое письмо, а намеренное искажение языка, его крайние формы искажения, метаирония над грамотностью: туд вместо тут, пачиму вместо почему, остаецца, христаматийный, фелосо-фия, тродиция, афтор, кисларод, дагадацца, нихачу, фупазор, мысли вазникайют в маей измученной навасями галаве, вофсе нед, кетайский школьнег, красавчег и т. д. Иные падонки уже становятся культовыми персонажами. Этот сленг называют олбанским. На сайте udaff.ru «тусуются» тысячи человек ежедневно. Есть мнение, что любой текст, написанный на языке падонкофф, теряет агрессию и пафосность. Ведь чувствуются элементы иронии: почетайте, я запейсал, пшел вон, чмовый тролль, диссиденты, онегдоты, жадноклассники, ну вот нах спрашиваеЦЦа.

2 Интернет-источник: www.livejoumal.ru.

Плюс создается впечатление о криптолалической функции такого языка для посвященных: я сабж разлочил, каменты отключаю, поскольку откоментились все уже, под катом -фотки к посту, френдлента, имхо, к-а, под катом лидочки опять флешмоб, в ютубе.

Блогосфера воспринимается как пространство прайваси и свободы, простирающееся, как известно, пока оно не нарушает свободы другого, не идет на преступления, предусмотренные УК. Оценочность постоянно присутствует в сообщениях: возбуждение животного по-треотизма, порадировать, мундаки, нипайду, пшел вон, чуня.

Показательные поползновения к регламентации общения в Интернете не находят поддержки и - что самое отрадное - технической базы регулирования этого общения.

Полагают, что неумеренный мат в олбанском звучит даже нежно. Некоторые исследователи пишут, что идеология падонкофф строится на отрицании образования, стремлении к оригинальности и протесте против несвободы. Вот такой коктейль. Под редакцией С. Минаева выходят сборники прозы падонкофф (феномен «Литпром»).

С места в карьер может нарочитая неграмотность и раздражать читателя: спрашиваеЦЦа, кросавчеги, нарочитое удвоение букв сппросит, юннности...

Наряду с блоггерством возникает интерактивное радио - новая школа журналистики. Участвует в новом текстовом мире и мобильная телефония - с телефона, с которым многие ходят в обнимку, можно набрать текст и послать его на блог. Блогосфера являет собой новую информосферу. Блоггеры отражают спектр общественных настроений. Интерес к «Живому журналу» связан с падением доверия к традиционным масс-медиа. Аналитика в них неоперативна, уступила место пропаганде, плюс характерное на сегодня почти полное устранение просветительского научного дискурса из СМИ.

Философы говорят, что наступает мусорная цивилизация - в ней все сохраняется. Впервые фиксация не только ценного, но и субъективного, частного. Все фиксируется, и происходит девальвация ценности. Личное творчество, которое человек увековечивает, получает приоритет.

Для ЖЖ характерно формирование виртуальных сообществ. Эта форма объединения людей по интересам изучается социологами (социальный виртуальный солипсизм). Умение са-мопрезентироваться - одно из ключевых умений блоггеров. Впрочем, есть мнение, что в Интернете все притворяются перед всеми. И особенно перед самими собой. Ярко и со вкусом подайте информацию о себе - учат в инструкции к ЖЖ. Умение общаться, проявить интерес к партнеру по коммуникации не менее важно. Общайтесь с другими пользователями в вашей ленте друзей, комментариях и сообществах: большинство пользователей разрешает комментировать свои записи, благодаря чему можно с толком побеседовать, поспорить, обменяться мнениями и найти новых друзей. Ещё один способ познакомиться с интересными людьми - участие в сообществах (общие журналы, в которых разные люди могут писать на общую тему). Можно читать чужие тексты, особенно тех, кому в силу каких-либо причин нет доступа в иные средства масс-медиа. Выбор в море информации, умение самоп-резентации - ключевые навыки блогера.

Вышеуказанные особенности языкового функционирования в блогосфере заставляют нас вновь поразмышлять над динамикой русской лексики последних десятилетий [Бушев 2004, 2005, 2006]. Рассмотренный нами языковой материал коммуникации в блогосфере позволяет сделать следующие выводы. Типичными для русского языка в новой информосфере являются:

1. Жаргонизация, широкое присутствие арготизмов, молодежного сленга, компьютерного сленга.

2. Интеллектуализация, языковая игра, карнавализация.

3. Варваризация, заимствования (транслитерации и кальки).

4. Бюрократизация.

5. Интертекстуальность и языковая игра текстов текстов и лингвокреативность; лингво-центризм, присущий даже жаргону, как отражение рефлексии над языком; лингвокре-ативность, присущая даже неологизмам.

6. Широкое заимствование элементов рекламы, слоганов, политического новояза. Продемонстрированные в работе примеры убеждают: эпоха Windows - эпоха больших

объемов информации - качественно изменила информационную культуру в образовании и медиа и требует развития информационной рефлексии.

Библиографический список

1. Бушев, А.Б. Наука о языке и вульгаризация речи в СМИ / А.Б. Бушев // Российская наука и СМИ: сб. статей / под. ред. Ю.Ю. Черного. - М.: Информнаука, 2004. - С. 121-129.

2. Бушев, А.Б. Современные особенности языка российских СМИ (социолингвистические заметки) / А.Б. Бушев // Вестник ЦМО МГУ. - № 5. - Ч. 1-2. Филология. Культурология. Методика. -М.: Изд-во МОЦ МГ, 2005. - С. 67-72.

3. Бушев, А.Б. Неориторические исследования / А.Б. Бушев // Русская речь в современном вузе: материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции. 15 октября - 15 декабря 2005 г., Орел / отв. ред. Б.Г. Бобылев. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2006. - С. 245-254.

4. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М.С. Вершинин // www.ruscom, библиотека сайта Российской коммуникативной ассоциации.

5. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: материалы международной Интернет-конференции / под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003.- С. 462.

6. Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С. 260.

7. Bex, T. Variery in Written English. Texts in Society. Societies in Text / Bex T. - Routledge, 2001.

8. Multiculturalism // Wikipedia on-line http:// en.wikipedia.org/wiki/Multiculturalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.