Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 1990-Х ГГ.'

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 1990-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская реклама / плакат / XX век / коммерция / потребитель / Russian advertising / poster / XX century / commerce / consumer

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поведайко Я.В.

В статье рассматриваются особенности коммерческой рекламы в России 1990-х годов. Представлены примеры креативных рекламных кампаний в России того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMERCIAL ADVERTISING IN RUSSIA IN 1990S

The article examines the features of commercial advertising in Russia in the 1990s. Examples of creative advertising campaigns in Russia at that time are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 1990-Х ГГ.»

УДК 659

Поведайко Я.В.

студентка факультета рекламы и связей с общественностью Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 1990-Х ГГ.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности коммерческой рекламы в России 1990-х годов. Представлены примеры креативных рекламных кампаний в России того времени.

Ключевые слова: российская реклама, плакат, XX век, коммерция, потребитель.

Последнее десятилетие ХХ века стало прорывным для российского рекламного бизнеса в связи с рядом глобальных событий. Следует подчеркнуть, что ранее не существовало рынка СМИ, а экономическое состояние страны находилось в упадке из-за последствий Великой Отечественной и холодной войн.

Однако, в 1990-е годы началось очень активное развитие рекламной сферы. Темпы роста были настолько велики, что лишь за одно десятилетие российские специалисты в сфере РЯ смогли освоить наиболее эффективные инструменты, которые применялись зарубежными коллегами на протяжении всего ХХ столетия.

Так, для рекламного бизнеса в России в начале 90-х годов были характерны следующие признаки:

1. На рекламном рынке был кадровый дефицит,

2. Отсутствовала коммуникативная система с иностранными специалистами и мировым рекламным рынком в целом,

2487

3. Специалисты не обладали должной компетенцией для внедрения национальных рекламных традиций, сформированных в XIX вв [1, с. 20].

Также следует отметить, что в первой половине 1990-х годов существовал недостаток российских товаров массового спроса, и именно поэтому зарубежные производители заняли практически половину потребительского рынка. Важно подчеркнуть, что большинство рекламных кампаний, созданных в видеоформате специально для телевидения, были иностранными. Новизна технологии обуславливала ее дороговизну, поэтому большинство отечественных производителей не имели финансовых возможностей для оплаты подобных методов продвижения.

Следует отметить, что отсутствие четкого регламента для рекламных компаний хоть и влияло на активный рост рекламного бизнеса, но также имело и негативные последствия. Обилие наружной рекламы, вызванное ростом импорта и появлением малого бизнеса, стало портить вид российских городов. Вместе с тем особой популярностью в 1990-х гг. пользовались также рекламные растяжки и различные рекламные инсталляции, которые также ухудшали визуальный облик городов. Зачастую у таких рекламных форм отсутствовала общая стилистика и единые элементы кроме формы, поэтому они зачастую не сочетались с иными уличными элементами и зданиями.

При этом, наружной рекламой пользовались не только крупные предприятия, но и представители малого и среднего бизнеса. Так, улицы были переполнены, поэтому эффективность наружной рекламы была низкой из-за того, что люди попросту не могли ознакомиться с большинством вывесок.

Важным элементом коммерческой культуры в России 90-х годов являлись также рекламные плакаты. На таких плакатах того периода изображались яркие и цветные композиции, в рамках которых изображались рекламируемые продукты, бренды и оригинальные слоганы [2, с. 40]. Рекламные плакаты в постсоветской России были ориентированы не только на предоставление информации о товаре, но и создание эмоциональной связи с

2488

потребителями, в том числе за счет отражения духа коммерческого бума и стремления к осуществлению новых возможностей.

Стоит отметить, что основными рекламодателями в наружной рекламе в виде плакатов являлись табачные бренды (Philip Morris, RJR Tobacco и др.), поэтому города были наполнены рекламой табачной продукции. Такие плакаты отличались выразительными изображениями, создающими атмосферу стиля и свободы. Они не только привлекали внимание своей эстетикой, но и создавали ассоциации с определенным образом жизни, связанным с курением [1, с. 145].

Важно подчеркнуть, что наиболее эффективной в то время являлась телевизионная реклама, отличавшаяся высоким уровнем креативности и оригинальности. Ярким примером эффективной рекламы того времени можно назвать рекламу зубной пасты «Blend-a-med». Она является примером обращения к авторитету, поэтому взывает доверие со стороны потребителей. Так, про преимущества пасты рассказывали доктора в халатах, а знаменитый опыт с яйцом хотел повторить практически каждый ребенок 90-х.

Несмотря на то, что российская коммерческая реклама во многом копировала зарубежный практики она все же отличалась от зарубежной не только по уровню креатива, но и по замыслу. Так, в российской рекламе того периода наблюдались национальные идеи, идущие со времен активного развития ярмарок. Примером такой рекламной кампании может послужить проект Coca-Cola «Пей легенду», который на тот момент являлся самым дорогим на российском рынке. Данная рекламная кампания была запущена в 1998 г. и состояла из рекламных роликов и иных материалов с национальными сюжетами, отдающими дань российскому фольклору и народным сказкам.

Необходимо подчеркнуть, что к концу 1990-х годов реклама перестала быть средством самовыражения для специалистов и начала предлагать товар более традиционными способами. Так, продукция стала самостоятельной и уникальной, в телевизионных роликах начали рассказывать о ней подробнее, сравнивать с аналогами, а также создавать различные символы.

2489

Таким образом, российская коммерческая реклама в 1990-е гг. была достаточно разнообразной и креативной, что было обусловлено активным развитием рекламного рынка в стране. Коммерческая реклама стала важнейшей составляющей российской рекламы 90-х годов, поскольку рынок требовал применения разнообразных рекламных технологий для привлечения внимания потребителей и увеличения продаж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Замараева, Ю. С. Российская реклама и традиционные российские ценности / Ю. С. Замараева, Н. Н. Пименова // Северные Архивы и Экспедиции. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 19-27;

2. Шевченко, Д. А. Рынок рекламы в России: исторические заметки и современные тенденции / Д. А. Шевченко // Практический маркетинг. - 2015. -№ 11(225). - С. 39-48;

3. Шестаков, Ю. А. История рекламы: Учебное пособие / Шестаков Ю.А., -Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 259 с

Povedaiko Yu.V.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

FEATURES OF COMMERCIAL ADVERTISING IN RUSSIA IN 1990S

Abstract: the article examines the features of commercial advertising in Russia in the 1990s. Examples of creative advertising campaigns in Russia at that time are presented.

Keywords: Russian advertising, poster, XX century, commerce, consumer.

2490

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.