Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / КОГНИТИВНАЯ НАУКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ТРУДНАЯ ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусс Александр Игоревич

В данной статье производится сравнение когнитивной науки и философской антропологии как двух различных дисциплин, созданных для изучения человека. Рассматриваются возможности и ограничения обоих подходов с учетом психофизической проблемы и проблемы человека как относительно нового и недолговечного концепта. В результате было показано, что, во-первых, философская антропология и когнитивная наука принимают во внимание как субъективный опыт конкретного человека, так и полученные в рамках естественных наук данные о человеке как о биологическом существе, живущем в мире физических законов. Во-вторых, в отличие от когнитивной науки, в рамках которой картезианский дуализм приводит к серьезным теоретическим проблемам, философская антропология стремится рассматривать дуализм разума и тела в качестве возможности для дальнейших теоретических и концептуальных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COGNITIVE SCIENCE AND PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY IN THE CONTEXT OF HUMAN STUDY

This article compares cognitive science and philosophical anthropology as two different approaches, which aimed at studying a human. Both approaches have its opportunities and limitations in investigation of the psycho- physical problem, the human problem, and the concept of human itself. Results: firstly, philosophical anthropology and cognitive science take into account both the subjective experience of a particular person and the data obtained from the sciences about a human as a biological being that lives in a world of physical laws. Secondly, unlike cognitive science, in which Cartesian dualism leads to serious theoretical problems, philosophical anthropology examines dualism of mind and body as an opportunity for further theoretical and conceptual developments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 141.112

Александр Игоревич Мусс, аспирант кафедры философской антропологии, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА

В данной статье производится сравнение когнитивной науки и философской антропологии как двух различных дисциплин, созданных для изучения человека. Рассматриваются возможности и ограничения обоих подходов с учетом психофизической проблемы и проблемы человека как относительно нового и недолговечного концепта. В результате было показано, что, во-первых, философская антропология и когнитивная наука принимают во внимание как субъективный опыт конкретного человека, так и полученные в рамках естественных наук данные о человеке как о биологическом существе, живущем в мире физических законов. Во-вторых, в отличие от когнитивной науки, в рамках которой картезианский дуализм приводит к серьезным теоретическим проблемам, философская антропология стремится рассматривать дуализм разума и тела в качестве возможности для дальнейших теоретических и концептуальных разработок.

Ключевые слова: концепт человека, философская антропология, когнитивная наука, психофизическая проблема, трудная проблема сознания.

Введение

Современная тенденция к междисциплинар-ности позволяет использовать для целей исследователя теоретический аппарат и методы различных научных дисциплин. В отношении исследования человека все большую популярность обретает когнитивная наука как междисциплинарное направление, объединяющее, как минимум, философов, психологов, антропологов, лингвистов, нейрофизиологов и инженеров, занимающихся проблемой разработки искусственного интеллекта и моделирования информационных процессов [6].

Однако на теоретическом уровне когнитивная наука оказывается в плену ряда серьезных проблем и противоречий, таких как, например, трудная проблема сознания [5, 8]. Данная проблема оказывается связанной с разнородностью философских оснований когнитивной науки, в которую вошли дисциплины, изучающие различные объекты [12]. Исходя из представленных теоретических сложностей, цель данной статьи - раскрыть и проследить теоретические источники трудной проблемы сознания.

Кроме того, важно также посмотреть на примере других философских концепций, в частности, философской антропологии, которая также занимается, опираясь на схожие философские основания, исследованием сложной природы и сущности человека, но предлагает кардинально иной взгляд на рассматриваемую проблему, какие возможности и ограничения предлагают к проблеме человека эти альтернативные идеи и подходы.

Таким образом, в рамках данной статьи будут рассмотрены теоретические возможности и ограничения когнитивной науки и философской антропологии как подходов, изучающих человека.

Основная часть

В отношении своих основных теоретических положений и научных идей когнитивная наука следует учению о двух субстанциях Р. Декарта [2], островной, в частности, аналитической философии, прагматизму Дж. Дьюи в отношении междис-циплинарности как возможности получения большего количества данных об исследуемом объекте за счет привлечения различных методов исследования и ориентации на решение прикладных, то есть связанных с актуальными для жизни людей задачами [11], бихевиоризму Дж. Уотсона в отношении экспериментального метода в психологическом исследовании и модели «стимул-реакция» в качестве основы исследования человека [13] и необихевиоризму Э. Толмена, предложившему понятие «когнитивные карты» в качестве возможной промежуточной переменной между стимулом и реакцией [10].

В настоящий момент когнитивные исследователи, в том числе философы сознания, стремятся предложить адекватные решения проблемы соотношения разума и тела или в более привычной для русскоязычного исследователя - психофизической проблеме. Сложности в решении этой проблемы оказываются связаны, во-первых, с терминологическим аппаратом когнитивной науки, в рамках которого исследователям приходится искать возможность и способы взаимодействия между протяженной и мыслящей субстанцией, которые, согласно формулировкам Декарта [2, 5], кардинально различаются и принципиально несводимы друг к другу, хотя и достигают взаимодействия в человеке. При этом эти же исследователи оказываются ограничены идеей физикализма, требующей последовательной редукции изучаемых феноменов, в том числе психических явлений и сознания, сначала к биологическим, а затем - к физическим основаниям [5, 6, 8].

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

С одной стороны, такое противоречие может порождать желание вовсе отказаться от сознания как субъективного опыта или признать его тривиальным физическим процессом, который из-за терминологических разногласий кажется сложнее, чем он есть на самом деле, или увидеть источник сознания, понимаемого в качестве субъективного опыта, в постепенном последовательном усложнении физических структур, приводящих к появлению сознания как качественно новому свойству материальных структур [5].

С другой стороны, именно субъективный опыт -квалиа [8] - становится для когнитивной науки и философии сознания источником трудной, согласно Д. Чалмерсу, проблемы сознания, которая в рамках строго сформулированных физикалистских объяснений оказывается принципиально неразрешимой и требующей выхода за пределы лежащих в основе когнитивной науки философских идей [8].

Таким образом, заданное на уровне терминологии различие между разумом и физическим миром, вступившее во взаимодействие с необходимостью сведения всех изучаемых процессов к физическим, становится источником многочисленных дискуссий, которые, к сожалению, не могут выйти за пределы уже сформулированных в рамках современной философии сознания языковых игр [10, 12].

Согласно некоторым исследователям, такая ситуация оказывается не только неразрешимой, она также показывает, что сведение объектов изучения (выраженных в порой несовместимых по объему и содержанию понятиях) различных научных дисциплин к унифицированным основаниям оказывается невозможным по причине принципиальных ограничений человеческого познания, выведенных еще И. Кантом [12].

Такая констатация проблемы сама по себе мало что может дать исследователю, кроме того, чтобы призвать его к скептическому отношению к изучаемому подходу и его перспективам, однако когнитивные исследования могут похвастаться сравнительно большим количеством практических разработок, польза которых кажется бесспорной. Кроме того, существуют другие научные и философские области, в рамках которых указанные проблемы либо в отношении терминологии, либо в отношении теорий могут предложить выход из сложившейся ситуации.

В качестве одного из таких подходов можно предложить философскую антропологию - направление в философии, появившееся примерно на 20-30 лет раньше когнитивной науки как самостоятельной дисциплины. При внимательном рассмотрении оказывается, что и когнитивная наука, и философская антропология опираются на схожие посылки, включающие натуралистический взгляд на внешний мир и опору на эмпирические данные естественных наук, а также, частично, на пред-

ставление о человеке как о единстве тела и разума [1, 3, 4, 9].

Однако в то же самое время философская антропология, занимаясь изучением человека, опирается также на данные феноменологии Э. Гуссерля, то есть дисциплины, изучающей сознание согласно его собственным внутренним законам, развивая ее в отношении поиска точек соприкосновения гуманитарного и естественнонаучного знания, которое, правда, может быть оценено сомнительно с точки зрения процедуры трансцендентальной редукции. И если в отношении дуалистической природы человека, когнитивным исследователям видится ошибка или проблема, то для философской антропологии, в том числе для ее основателей Х. Плеснера, А. Гелена и М. Шелера, такая постановка проблемы рассматривается как возможность для дальнейшей концептуальной работы.

Так, например, Х. Плеснер в своей работе «Ступени органического» предлагает оценивать двуаспектность человека как фундаментальное свойство живого вообще, а самого человека рассматривать как одну из закономерных ступеней развития окружающего мира, различающийхся способом своей организации [1]. Иными словами, дуализм души и тела, физического и психического, материального и идеального понимается здесь не как проблема, а как некое необходимое условие существования живого, и, возможно, отличие живой природы от неживой. Такая дуалистическая позиция во многом может быть сопоставима с позицией таких философов сознания, как Д. Чалмерс [8] или, скорее, Дж. Серль [6], которые, соответственно, говорят о необходимости введения, в дополнение к физическим, психофизических законов и, соглашаясь с данными биологии, настаивают на том, что не все мыслительные операции поддаются подсчету и алгоритмизации.

А. Гелен в своей работе «О систематике антропологии» [1] предлагал рассматривать действие как точку, в которой протяженное и мыслящее в человеке объединяется, то есть можно говорить о том, что такой способ - поиск общего, позволяет, если не решить психофизическую проблему, то перейти к таким основаниям, в плоскости которых эта проблема не исчезает, а теряет свое значение.

Третий основатель философской антропологии М. Шелер [9], рассматривает разные точки зрения на человека как принципиально различные, а потому необходимо опираться не на данные отдельных дисциплин, а на общие представления о человеческой природе. Частично с таким представлением пересекается точка зрения современного философа - Габриэля Вакариу [12] - создателя теории «эпистемологически различных миров».

Таким образом, уже при рассмотрении основных работ создателей философской антропологии мы наблюдаем, как минимум, три возможности

рассмотрения человека и его сознания за пределами проблемного характера картезианского дуализма. Во-первых, сам дуализм может стать основанием для рассмотрения и исследования, во-вторых, зная о дуалистичной природе человека, можно найти точку соприкосновения между физическим и психическим, и, в-третьих, перейти от принципиально различающихся оснований, являющихся объектами исследования различных дисциплин, к концепту человека как к объекту отдельной философской дисциплины.

При всех рассмотренных возможностях, указанный подход также не лишен проблем и трудностей. Так, согласно М. Фуко [7], концепт человека как понятие, объединяющее всех людей вне зависимости от их происхождения, социального положения, целей и ценностей, является сравнительно недавним изобретением, появившимся в конце XVIII века. Кроме того, в связи с тем, что уже в конце XIX века была провозглашена смерть Бога как ключевого концепта, вслед за ним «умирает» и обретший самостоятельность концепт человека. Ведь вместе с однообразностью и всеобщностью, вместе с конкретной формулировкой того, что такое человек сейчас, в данный конкретный период, вслед за любыми даже незначительными изменениями такого концепта, сам концепт человека распадается на составляющие его части и затем вовсе пропадает, оставляя перед исследователем перспективу конечности существования, бессмысленности и абсурда.

В этом ключе можно поставить вопрос об изучении проблемы человека, представленной в начале данной статьи в следующем виде - на что в кон-

тексте изучения человека лучше опираться - на недолговечное, хрупкое, но имеющее определенную формулировку и выведенное за пределы привычных проблем теоретическое основание в виде концепции, которая позволяет изучать человека и его жизнь в более широком контексте его существования, повседневной жизни, окружающих его знаков, а также его столкновением с другим, с необходимостью и неизбежностью жизни и смерти или на неопределенный концепт, который кажется убедительным за счет данных, которые данный подход призваны обосновать и который опирается на несколько удачных технологий, разработанных в рамках него?

Заключение

Таким образом, в данной работе кратко с позиции возможностей и ограничений были рассмотрены два подхода к изучению человека - когнитивная наука и философская антропология. Поскольку на данный момент, по-видимому, не существует принципиальной возможности преодоления этих ограничений, это значит - исследователь, в том числе философ или психолог, может опираться на эти подходы в пределах тех вопросов и проблем, для которых эти подходы предназначены и с которыми данные походы могут справиться.

С другой стороны, описанная в данной статье ситуация открывает возможности как для дальнейшего совершенствования обоих подходов, так и для разработки новых теорий, направленных на изучение человека и прояснения специфических вопросов его появления, жизни, существования и смерти.

Литература

1. Гелен, А.О систематике антропологии / А.О. Гелен // Проблема человека в западной философии / под ред. Ю.Н. Попова. - Москва: «Прогресс», 1988. - C. 152.

2. Декарт, Р. Сочинения в двух томах / Р. Декарт. - Т. 2. - Москва: Мысль, 1994. - С. 3-72.

3. Марков, Б.В. Философская антропология (Очерки истории и теории) / Б.В. Марков. - Санкт-Петербург: «Лань», 1997. - 384 с.

4. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / Х. Плеснер. -Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

5. Ревонсуо, А. Психология сознания / А. Ревонсуо. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 336 с.

6. Серль, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серль. - Москва: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

7. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. - Санкт-Петербург: A-cad, 1994. - 408 с.

8. Чалмерс, Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории / Д. Чалмерс. - Москва: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 512 с.

9. Шелер, М. Проблемы социологии знания / М. Шелер. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 304 с.

10. Costall, A. 'Introspectionism' and the mythical origins of scientific psychology / A. Costall // Consciousness and Cognition. - 2006. - Vol. 15. - Vol. 4. - pp. 634-654.

11. Dewey, J. The reflex arc concept in psychology / J. Dewey // Psychological review. - 1896. - Vol. 3. -Vol. 4. - p. 357.

12. Vacariu, G. Mind, brain, and epistemologically different worlds / G. Vacariu // Synthese. - 2005. -Vol. 147. - Vol. 3. - pp. 515-548.

13. Watson, J.B. Psychology as the behaviorist views it / J.B. Watson // Psychological review. - 1913. -Vol. 20. - Vol. 2. - p. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.