Научная статья на тему 'Особенности когнитивного компонента самосознания студентов заочной формы обучения'

Особенности когнитивного компонента самосознания студентов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самосознание / структура профессионального самосознания / когнитивный компонент профессионального самосознания / professional identity / the structure of professional identity / the cognitive component of professional identity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Елена Александровна

В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятиям «профессиональное самосознание» «структура профессионального самосознания», «представление о профессии как когнитивный компонент профессионального самосознания». Раскрываются особенности когнитивного компонента профессионального самосознания студентов очной и заочной форм обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides evidence for the relevance of studying the problem of professional identity of students, presents a theoretical analysis of the main approaches to the concepts of "professional identity" "the structure of professional identity", "of the profession as a cognitive component of professional identity". The article reveals the features of the cognitive component of professional identity of students attending full-time and part-time forms of learning at the university.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивного компонента самосознания студентов заочной формы обучения»

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Е. А. Семенова

В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятиям «профессиональное самосознание» «структура профессионального самосознания», «представление о профессии как когнитивный компонент профессионального самосознания». Раскрываются особенности когнитивного компонента профессионального самосознания студентов очной и заочной форм обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, структура профессионального самосознания, когнитивный компонент профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание является сложным личностным образованием, формирующимся под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами, активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно конкретизируется, проявляет специфику за счет особенностей профессиональной деятельности. С точки зрения Е. А. Климова, профессиональное самосознание выступает частью самосознания личности и включает в себя следующие характеристики: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в системе профессиональных ролей; степени его признания в профессиональной группе; знание своих сильных и слабых сторон, путей самосовершенствования, вероятных зон успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем [1, с. 39]. По мнению автора, становление профессионального самосознания непосредственно связано с развитием личности в целом. В процессе включения в ту или иную деятельность субъект осознает уникальность своих возможностей, соотносит эти возможности с условиями их реализации, оценивает свое соответствие выбранным идеалам, корректирует представление о себе. Автор подчеркивает, что «образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих» [2, с. 41].

Самосознание рассматривается В. В. Столиным как уровневое образование, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (определенное представление и мнение об объекте); аффективного (положительное и отрицательное отношение к объекту); поведенческого (готовность к определенному образу действий в отношении объекта) [3, с. 28]. По мнению психологов, когнитивный компонент профессионального самосознания включает в себя профессиональные пред-

ставления, образ будущей профессии [4, с. 158]. Как считает Б. Г. Ананьев, «Организация представлений в сознании человека имеет системный характер, определяемый сложными взаимодействиями между отдельными его компонентами, имеет свою структуру» [5, с. 47]. Структурной характеристикой представлений является единство информативных и смысловых составляющих на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Представления в виде первичного образа-цели управляют учебной и любой другой деятельностью, они составляют основное содержание знаний, умений и навыков, особенно тех, которые связаны с профессиональной деятельностью.

Проблема развития и формирования профессионального самосознания и представлений о профессии неоднократно рассматривалась разными авторами (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, Е. Ю. Пряжникова и др.). Несмотря на обилие соответствующих исследований, вопрос становления профессионального самосознания студентов заочной формы обучения изучен недостаточно. При заочной форме обучения студенты изучают учебный материал образовательной программы в том же самом объеме, что и при очной, однако доля самостоятельной работы значительно больше. Актуальность исследования проблемы когнитивного компонента профессионального самосознания у студентов заочной формы обучения обусловлена необходимостью поиска эффективной системы подготовки будущего специалиста. Для формирования профессиональной позиции и профессиональных представлений необходимо изучение Я-образов и образов профессионала, формирующихся у студентов-психоло-гов за период обучения в высшей школе. Цель нашего исследования: выявить особенности представлений о профессии у будущих психологов в зависимости от курса и формы обучения. Мы предположили, что существуют значимые различия между представлениями о профессии психолога в сознании студентов очной и заочной формы обучения. С целью выявления и анализа когнитивного компонента самосознания студентов был произведен сравнительный анализ образов профессионального психолога студентов психологических специальностей разных курсов, а также определены отличия образов у студентов очной и заочной форм обучения. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методик: «Структура образов человека (иерархическая)» «СОЧ(И)» В. Л. Ситникова, «20 высказываний» М. Куна, «20 определений компетентного психолога» и др.

Обработка осуществлялась методом контент-анализа, предложенного В. Л. Ситниковым (совместно с С. И. Кедич и И. Ю. Шиловым), благодаря чему были выделены основные характеристики профессионала. Конвенциональные - общепринятые объективные характеристики (человек, девушка, брат и т. п.); условное обозначение - «к». Социальные - характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (отзывчивый, агрессивный, склонный к эмпатии и т. п.); условное обозначение - «с». Интеллектуальные - ха-

рактеристики интеллектуально-творческой сферы личности (думающий, анализирующий, стремящийся к знаниям и т. п.); условное обозначение - «и». Характеристики интеллектуально-социальной сферы личности, т. е. характеристики в области социального взаимодействия, умения понимать другого человека, социальный интеллект (культурный, расчетливый и т. д.); условное обозначение - «ис». Деятельностные - характеристики особенностей поведения личности как субъекта деятельности (трудолюбивый, аккуратный, ленивый и т. п.); условное обозначение - «д». Поведенческие - характеристики особенностей поведения личности, проявляющихся как во взаимодействии, так и в деятельности (активный, осторожный, внимательный и т. п.); условное обозначение - «п». Эмоциональные - эмоциональноличностные характеристики (оптимистичный, эмоциональный, угрюмый и т. п.); условное обозначение - «э». Волевые характеристики (волевой, целеустремленный, упорный и т. п.); условное обозначение - «в». Телеснофизические характеристики (спортивный, подвижный, подтянутый и т. п.); условное обозначение - «т». Материальные характеристики (обеспеченный, имеет квартиру, материально зависим и т. п.); условное обозначение - «мат». Метафорические характеристики (цветок, зайчик, солнышко и т. п.); условное обозначение - «м». Если некоторые ответы попадали в несколько категорий, они учитывались в каждой категории. Статистическое сравнение показателей проводилось по 1-критерию Стьюдента. Исследование проводилось на факультете права, социологии и СМИ ИрГТУ Всего в опросе приняли участие 166 студентов, обучающихся по специальности «психология»: 155 девушек и 10 юношей в возрасте от 17 до 40 лет.

В нашем исследовании проведен сравнительный анализ содержания образов компетентного психолога в сознании студентов психологических специальностей очной и заочной формы обучения в вузе. Представления о своем профессиональном будущем, о своем месте в профессии, о том каким должен быть психолог, во многом определяют будущую профессиональную позицию нынешних студентов. Поэтому изучение образов компетентного психолога, формирующихся в сознании студентов психологических специальностей за период обучения в вузе, выявление их отличий на разных курсах и формах обучения (очной, заочной, вечерней) представляет практическую значимость.

Как показало исследование, у студентов всех курсов очной формы обучения первые места занимают социальные характеристики. На втором месте студенты первого курса располагают интеллектуально-социальные описания личности профессионала, третий и пятый курсы располагают на этой ранговой позиции интеллектуальные определения. Вероятно, на первом курсе в личности компетентного психолога более значимо умение профессионала разбираться в нюансах человеческих отношений, оценивать и прогнозировать поведение других людей. Для студентов старших курсов становятся значимыми характеристики интеллектуальной сферы.

У первокурсников эмоциональные характеристики занимают третье место, на третьем и пятом курсе - четвертое. Студенты акцентируют внимание на телесных характеристиках в образе компетентного психолога, что говорит о значимости для студентов очной формы обучения внешнего вида психолога, его телесных и физических характеристик. Они даже соперничают с волевыми компонентами профессионала.

В частотных словарях первокурсников очной формы обучения наиболее употребительными являются характеристики «общительный» (93%), «искренний» (87%), «понимающий» (86%). В определениях компетентного психолога на старших курсах чаще можно встретить профессиональную терминологию, они переходят с обывательского на научный язык. Помимо понятия «сопереживающий» встречаются термины «способный (склонный) к эмпатии», «уверенный в себе» и др. Появляются такие определения, как «легко адаптирующийся», «гуманный», «логически мыслящий», «центрированный на клиенте», «эмоционально стабильный». Характеристики познавательной сферы психолога определяются понятиями «культура речи», «гибкость мышления», «творческое воображение» и т. д. Студенты, составляя словесный образ компетентного психолога, чаще оперируют понятиями, усвоенными в процессе профессионального образования. В частотных словарях старшекурсников наиболее употребительными становятся характеристики «компетентный», «образованный». Студенты осознают значимость для личности психолога получаемого профессионального образования. Большинство из них видят в психологе не только доброго и умного человека, но и компетентного, грамотного профессионала. Видимо, это связано с осмыслением огромного количества теоретических знаний и практических навыков, необходимых для деятельности психолога. Такое качественное изменение словаря может объясняться тем, что от курса к курсу студенты начинают осмысливать то, какими качествами должен обладать реальный психолог. Отсюда следует вывод, что осмысление ведет к самосовершенствованию, саморазвитию, самокритичности и, в конечном результате, развитию профессионального самосознания будущих психологов.

Рассмотрим специфику образов компетентного психолога в сознании студентов, обучающихся на заочном факультете. Первые и вторые ранговые места у студентов всех курсов занимают социальные и интеллектуальные характеристики. Далее студенты первого и третьего курсов располагают эмоциональные описания личности профессионала, выпускной курс размещает на этой ранговой позиции интеллектуально-социальные определения. Вероятно, для старшекурсников заочного факультета в личности компетентного психолога более значимым становится умение профессионала разбираться в человеческих отношениях, оценивать и прогнозировать поведение других людей. Волевые компоненты у студентов-заочников имеют тенденцию усиливаться в зависимости от срока обучения и занимают на шестом курсе четвертое место. Наиболее высокий уровень во-

левых характеристик у студентов-заочников на шестом курсе, на наш взгляд, можно объяснить особенностями переживания нормативного кризиса профессионального выбора.

По мнению Э. Ф. Зеера, этот кризис наиболее остро переживается именно на первом и последнем курсе профессионального образования, и его преодоление может усиливать в личности студента волевые компоненты. Телесные характеристики на всех курсах занимают шестое место, т. е. внешний образ компетентного психолога является значимым для студентов, независимо от формы их обучения. Любопытным является тот факт, что в обобщенных словарях заочников встречается гораздо меньше дословных совпадений, чем у студентов очной формы обучения. На всех курсах заочного факультета дословные совпадения выявлены только по характеристикам «общительный» и «профессионал». Такое различие можно объяснить тем, что у студентов шестого курса было больше возможностей оценить собственные и необходимые психологу качества в условиях практики и реальной практической деятельности. У первокурсников такой возможности еще не было, перечисленные качества существуют на уровне обыденных представлений.

Можно сделать вывод о том, что содержательная сторона образов компетентного психолога у заочников является более разнообразной. Возможно, на разнообразие образов профессионала в сознании студентов данной формы обучения оказывает влияние профессиональная деятельность, особенно в системе «человек-человек». Студенты первого курса, описывая профессионального психолога, в первую очередь говорят о доброте (92%), отзывчивости (91%), внимательности (89%), компетентности (83%), способности сопереживать (82%), умении выслушать (82%). На первом курсе можно наблюдать наибольшее количество дословных совпадений в определения компетентного психолога у студентов очного и заочного факультетов. Это можно интерпретировать как обобщенный образ профессионала, основанный на ранее услышанном и увиденном о профес-

сии психолога, но еще слабо конкретизированный. Образ компетентного психолога у первокурсников в основном составлен из характеристик, которые можно отнести к общечеловеческим ценностям: «ответственный», «образованный», «трудолюбивый», «вежливый» и т. д. Можно отметить, что на заочном факультете выявлены более существенные отличия в образах компетентного психолога у студентов первого и выпускного курсов.

Далее мы сравнили особенности образов профессионального психолога в сознании студентов очной и заочной формы обучения (табл.).

Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать вывод, что количество различий по компонентам образов компетентного психолога имеет тенденцию к увеличению от младших курсов к старшим. На первом курсе различия выявлены по четырем компонентам структуры образа. Отличия наблюдаются по интеллектуально-социальному, эмоциональному и телесному компонентам, преобладающим у студентов очной формы обучения. На заочном факультете больше используется интеллектуальных компонентов. У третьекурсников отличия наблюдаются также по четырем характеристикам. Наибольшее количество отличий между студентами очной и заочной форм обучения наблюдается на выпускном курсе (по 7 из 11 рассматриваемых компонентов). Это свидетельствует о том, что представления о профессионале становятся более дифференцированными, в образах компетентного специалиста студенты проецируют собственную индивидуальность, отражают внутреннюю позицию, собственный взгляд на профессию и место человека в ней. Так, студенты-заочники больше внимания уделяют волевым, деятельностным и интеллектуальным характеристикам. Студенты очной формы обучения чаще используют для определения компетентного психолога интеллектуально-социальные, социальные, телесные и эмоциональные характеристики. Показатели по конвенциональным, поведенческим, материальным и метафорическим характеристикам незначительны и существенных различий не имеют. Образ компетентного психолога, создаваемый заоч-

Таблица

Различия образов компетентного психолога в сознании студентов очной и заочной форм обучения

Компонент Первый курс ^критерий Третий курс ^критерий Пятый (шестой) курс ^критерий

образов СОФ СЗФ СОФ СЗФ СОФ СЗФ

С 10,38 10,33 - 10,63 9,27 2,43 9,18 8,62 0,74

И 5,31 6,27 -2,18 5,72 5,55 - 5,71 7,08 -3,71

И/С 6,15 4,73 3,93 5,27 4,13 1,67 5,35 4,46 1,88

Э 5,54 5,11 2,12 4,81 5,18 -2,15 5,17 3,77 3,93

В 2,92 3,12 - 3,45 3,64 - 3,35 4,15 -1,27

Т 3,23 1,84 3,98 2,64 2,73 - 2,65 2,08 0,58

Д 0,85 0,99 - 1,00 1,02 - 1,12 2,08 -2,05

П 0,38 0,52 - 0,64 1,45 -1,08 1,35 1,17 -

К 0,31 0,29 - 0,27 0,27 - 0,06 0,08 -

Мат 0,31 0,16 - 0,27 0 - 0,06 0 -

М 0 0 - 0 0 - 0,18 0 -

Примечания. СОФ - студенты очной формы обучения; СЗФ - студенты заочной формы обучения; С - социальный; И - интеллектуальный; И/С - интеллектуально-социальный; Э - эмоциональный; В - волевой; Т - телесный; Д - деятельностный; П - поведенческий; К - конвенциональный; М - метафоричный; Мат - материальный.

никами, содержит больше положительных характеристик. У студентов очной формы обучения в данном образе преобладает число нейтральных характеристик. Наличие в образах отрицательных характеристик очень незначительно и существенных отличий не несет.

Интересным является также то, что наибольшее количество дословных совпадений в образах компетентного психолога можно наблюдать на первом курсе. Вероятно, это связано с тем, что профессиональные представления первокурсников зачастую связаны с ранее услышанным и увиденном о профессии психолога. В сознании студентов первого курса компетентный психолог - это прежде всего хороший человек, обладающий высокоморальными качествами («добрый», «открытый», «ответственный»). На старших курсах образы психолога становятся разнообразными и вариативными, студенты используют большее количество определений. На наш взгляд, это говорит о том, что образ профессионального психолога в сознании студента находится в тесной связи с личной внутренней профессиональной позицией. От курса к курсу данная позиция претерпевает изменения, в большинстве случаев становясь все более сформированной. Безусловно, это находит отражение в представлениях студентов об образе профессионала. Использование указанных выше характеристик для описания профессиональных качеств старшекурсниками свидетельствует о сформированности структурно-семантической основы когнитивного компонента профессионального самосознания будущего психолога. Другими словами, концептуальная основа, в терминах которой могла бы анализироваться собственная психологи-

ческая деятельность, где могут быть осознаны свойства и особенности собственного «Я» как профессионально значимые, на уровне самосознания, формируется от курса к курсу.

Сопоставляя характеристики компетентного психолога из обобщенных образов студентов очной и заочной формы обучения, можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, представление о компетентном психологе у первокурсников более типичное, чем представление у старшекурсников. Во-вторых, чем старше курс, независимо от формы обучения, тем больше для определения психолога используется профессиональная терминология. В-третьих, содержательная сторона образов компетентного психолога у студентов-заочников является более разнообразной и содержит больше положительных характеристик. В-четвертых, прогрессивные качественные изменения от курса к курсу претерпевает когнитивный компонент профессионального самосознания, что обеспечивает саморазвитие личности, потребность в самоактуализации, в расширении своих возможностей у будущих психологов.

1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 350 с.

2. Там же.

3. СтолинВ. В. Самосознание личности : монография. М., 1983. 284 с.

4. Кирт Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 158 с.

5. Ананьев Б. Г Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. I. 230 с.; Т. II. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.