Научная статья на тему 'Особенности клинингового обслуживания производственных площадей в пищевой промышленности'

Особенности клинингового обслуживания производственных площадей в пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колупаева Ю.

При уборке производственных площадей на предприятиях пищевой промышленности гораздо эффективнее использовать услуги квалифицированных клининговых компаний. Это позволяет не только избежать ситуаций с загрязнением продукции и последующими проблемами с санитарно􏰀техни􏰀 ческими службами, но и значительно сэкономить средства компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special traits of cleaning services for production plants working space in the food processing industry

When cleaning production rooms and workshops space at production plants of the food processing industry it is much more effective to use the services of qualified cleaning companies. This measure allows you not only to avoid situations with product contamination and consequential problems with sanitation and technical authorities, but also gives you an opportunity to save the company’s money considerably.

Текст научной работы на тему «Особенности клинингового обслуживания производственных площадей в пищевой промышленности»

Особ

с1

1ности клинингового обслуживания

производственных площадей в пищевой промышленности

Ю.Колупаева

Клининговая компания «Премьер-Сервис»

Профессиональная уборка производственных помещений: роскошь или необходимость?

Зайдя в офис в конце рабочего дня, вряд ли кто-то удивится, увидев уборщика в фирменной униформе клинин-говой компании. И действительно, руководители компаний, в управлении которых находится офисная недвижимость, во многом осознали преимущества услуг профессиональных клинин-говых компаний. А как обстоят дела с цехами и производственными площа-|дями? Кто убирает их? Ведь эти помещения, как правило, не являются лицом компании, туда редко заходят посторонние люди, так имеет ли смысл использовать услуги профессиональных клининговых компаний для уборки производственных площадей? Имеет, поскольку в ряде областей промышленности необходимость соблюдения правил гигиены и санитарных норм не менее, а часто и более важна, чем в офисе. В данном материале мы рассмотрим особенности уборки на предприятиях пищевой промышленности.

Что такое клининг?

Для начала определим, что же понимаем под понятием «клининг». Термин произошел от английского глагола «to clean» (убираться) и подразумевает профессиональную уборку помещений и поддержание чистоты специализированным оборудованием. Далеко не каждый знает, что для чистки любого покрытия существуют свои технологии, специализированное оборудование и моющие средства, эффект от которых не может сравниться с обычной уборкой бытовым пылесосом или простой половой тряпкой.

Профессиональная уборка необходима не только с эстетической точки зрения, но и для экономии, ведь применение специальных технологий при восстановительных и поддерживающих уборочных работах позволяет отложить косметический ремонт на длительный срок (срок эксплуатации помещений, напольных покрытий, мягкой мебели увеличивается минимум

на 30 %). Сегодня клининговые компании обслуживают и частные квартиры, и офисы компаний, и автоцентры, и развлекательные комплексы, и, конечно, промышленные предприятия.

Ассортимент разовых услуг очень разнообразен - от чистки ковролина и мягкой мебели до мойки окон и фасадов альпинистами. Кроме того, предлагается комплексная уборка крупных объектов целым штатом уборщиц. Все больше и больше появляется огромных комплексов площадью в 10 тыс. м2 и более - как же поддерживать в них чистоту? Здесь и раскрываются возможности профессиональных уборочных компаний.

Рынокклининга

Вернемся немного назад и посмотрим, как давно начал развиваться кли-нинг на российском рынке и какие компании представлены в качестве основных игроков. В России клининг начал развиваться около десяти лет назад. Сначала он появился в крупных городах и до сих пор далеко за пределами центра воспринимается как экзотика. Уборка, конечно же, существовала и раньше, однако до появления клининговых компаний это был труд уборщиков, где главными инструментами были ведро и тряпка.

Одними из первых клининговые услуги в России предложили компании «Ронова Клининг», «Премьер-Сервис», «Примекс», «Ирис», «Каскад-Холдинг», «Радник-Сервис», «Ольва». Их клиентами становились преимущественно иностранные фирмы, для которых уборка с помощью профессионалов была делом привычным. В то же время российские компании с недоверием отнеслись к появлению на рынке услуги с необычным названием.

Но прошло несколько лет - и ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день большинство экспертов сходится во мнении, что рынок клининговых услуг в России сложился. Однако рано говорить о том, что потребности рынка полностью удовлетворены. По оценкам экспертов, в нашей стране профессиональной убор-

кой охвачено только 30 % офисных и производственных площадей, что создает перспективы для развития рынка. Помимо крупных игроков, постоянно появляются новые средние и мелкие компании. В небольших городах рынок клининга только начинает развиваться. Отметим, что если исходить из стоимости, то услуги клининговых компаний уже могут позволить себе не только крупные, но средние и даже мелкие фирмы: осознав преимущества работы с профессиональными уборщиками, они с удовольствием обращаются к услугам подрядчиков для проведения разовых работ.

Объем торговых площадей, охваченных профессиональным клинин-гом, постоянно увеличивается как за счет реконструкции старых помещений, так и за счет строительства новых. Так, обслуживание клининговыми компаниями крупных иностранных ги-пермаркетов с большими площадями составляет почти 100 %. Не пользуются услугами профессионалов только магазины маленькой площади либо универмаги и гастрономы старого типа. Главными причинами расширения рынка клининговых услуг стали интенсивный рост строительства в крупных городах, приток на российский рынок иностранных фирм, давно привыкших к услуге клининга, а также забота крупных компаний о своем имидже, который зависит, в том числе, и от чистоты принадлежащих им помещений.

Особенности уборки производственных площадей пищевой промышленности

Для обычной уборщицы вряд ли имеет значение: убираться в офисном помещении или в производственных цехах. Для сотрудника клининговой компании - имеет. Более того, существует ряд особенностей уборки, имеющих значение для каждой конкретной отрасли. Рассмотрим особенности уборки в пищевой промышленности.

К предприятиям, работающим в сфере пищевой промышленности, относятся: молокозаводы, маслозаводы и сырзаводы, фабрики по производству мороженого, мясоперерабатывающие предприятия, птицефабрики, пекарни и кондитерские фабрики, предприятия по производству кетчупов, майонезов, предприятия общественного питания.

На производственных предприятиях выделяют, как правило, три функциональных зоны:

• предзаводская, где размещаются здания административных и санитар-но-бытовых помещений, контрольно-пропускной пункт, площадки для стоянки личного транспорта, а также площадки для отдыха персонала;

• производственная, где расположены производственные здания, склады пищевого сырья и готовой продукции, площадки для транспорта, доставляющего сырье и готовую продукцию, котельная (кроме работающей на жидком и твердом топливе), ремонт-но-механические мастерские;

• хозяйственно-складская, где размещаются здания и сооружения подсобного назначения (градирни, насосные станции, склады аммиака, смазочных масел, топлива, химических реагентов, котельная на жидком или твердом топливе, площадки или помещения для хранения резервных строительных материалов и тары, площадки с контейнерами для сбора мусора и т. п.);

• так называемые зоны строгого режима вокруг артскважин и подземных резервуаров для хранения воды, а также санитарно-защитная зона -от очистных сооружений до производственных зданий.

Профессиональный уборщик твердо знает основное отличие уборки предприятий пищевой промышленности от уборки офисных помещений - кратность (периодичность), т. е. увеличение частоты проведения работ по уборке и дезинфекции помещения для соответствия гигиеническим нормам, что, соответственно, ведет к увеличению количества уборщиков. Вторая особенность профессиональной уборки в пищевой промышленности -строгое деление по зонам уборки (чистое/грязное). Третье отличие уборки производственных площадей от уборки в офисе - четкая цве-токодировка зон для обеспечения гигиенических требований.

Ниже мы рассмотрим эти пункты подробнее.

Почему профессиональная уборка необходима?

Итак, ни для кого не секрет, что важнейшей задачей, стоящей перед предприятиями пищевой промышленности, является выпуск продукции, безукоризненной с точки зрения органов санитарно-эпидемиологического контроля. Для ее решения необходимо соблюдать гигиенические требования на всем протяжении производственной технологической цепочки. Один из важнейших факторов риска, влияющих на возможность получить на выходе некачественный продукт, - перекрестное загрязнение. Перекрестным загрязнением называют возможность загрязнения исходного сырья, материалов, полуфабриката или готового продукта. Инфицирование пищевой продукции происходит от оборудования, персонала, других пищевых продуктов, а также при занесении бактерий с других участков производства.

HYGIENE AND SANITARY

Основной способ избежать перекрестного загрязнения на предприятии -постоянно совершенствовать систему гигиены. Для этого важно внедрить программу, которая обеспечит гигиену и сохранность пищевых продуктов. Задача профессиональной клининговой компании - разработать такую программу и обеспечить ее выполнение.

Один из основополагающих пунктов такой программы - необходимость разделения разнородных участков производства, например, горячая и холодная кухня, мясоразделочный участок и участок готовой продукции и т. д.

Помимо этого, важную роль в обеспечении чистоты и гигиенических требований на предприятиях пищевой промышленности играют: цветовое кодирование; обязательные требования к проведению работ; соблюдение стандартов уборки; профессионализм персонала.

Цветовое кодирование

Система цветового кодирования разрабатывается для облегчения оптимизации гигиены на производстве. Как правило, весь инвентарь представлен в определенной цветовой гамме. Например, если говорить о щетке, то ее щетина и основание имеют одинаковый цвет. Применение разноцветного инвентаря в различных цехах и на производственных участках позволяет уборщикам быстро определить, где может использоваться тот или иной инструмент, а также помогает избежать перемещения инвентаря из одной цветовой зоны в другую. Если ошибка все-таки происходит, то ее причину очень легко установить и, соответственно, исправить.

Обязательные требования к проведению работ

Помимо цветового кодирования, при уборке в пищевой промышленности необходимо придерживаться обязательных требований к проведению работ:

• оборудование, используемое в работе, должно быть профессиональным, износостойким и сертифицированным;

• влажную уборку помещений нужно проводить с использованием лицензионных дезинфицирующих средств и моющих средств с дезинфицирующими свойствами;

• проведение профилактической обработки (дезинфекции, дезинсекции, дератизации) должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами организации, аккредитованными на данный вид деятельности;

• в помещениях, требующих особого санитарного режима (в заквасочной,

отделении упаковки сыра в пленку или расфасовки детских молочных продуктов, лабораторных боксах и т. п.), следует предусматривать установку бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха (режим работы бактерицидных ламп должен соответствовать требованиям инструкции по их эксплуатации).

Стандарты профессиональной уборки

Еще один немаловажный критерий качественной уборки - соответствие процесса и результата установленным стандартам. При организации уборочного процесса крупные компании руководствуются рядом обязательных норм и правил, таких, как ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги по уборке зданий и сооружений», требованиям СЭС, отраслевые стандарты на уборку производственных помещений, стандарты производителей оборудования и расходных материалов.

В пищевой промышленности, как и, например, в медицинской сфере, очень ответственно относятся к соблюдению общепринятых стандартов, которые определяют следующие нормативные документы:

СанПиН 2.2.4.Б.48~9б «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;

СанПиН 2.3.2.360 «Об обеспечении качества и безопасности продуктов питания»;

СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продукции»;

СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1116-02 (пищевая промышленность, медицинские учреждения, дома отдыха, коттеджи, поселки, микрорайоны) - «Получение обессоленной технической воды (водогрейные котельные, электронная, фармацевтическая, стекольная промышленность)»;

СанПиН 42-123-5774—91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое».

Контроль качества

Помимо того, какими стандартами регулируется качество услуги, важно и то, КАК осуществляется контроль над соблюдением стандартов. Крупные клининговые компании с надежной репутацией обычно используют многоступенчатую систему контроля. Администраторы и управляющие оценивают качество уборки непосредственно на объектах. Следующая ступень — служба независимых супервайзеров, которые регулярно посещают все объекты и оценивают качество работ более чем

по 100 пунктам. В некоторых компаниях имеются технологические карты, в которых содержится полный перечень выполняемых работ и сроки их проведения.

Например, в компании «Премьер-Сервис» - это так называемые чек-листы, проверку по которым ведет независимый контролер, а порядок проведения работ определяют технологические карты. Они содержат полный перечень работ на объекте, нормы их выполнения и описание соответствующих техноло-I гий. В карте учитываются такие параметры, как общая площадь убираемых помещений и сложность доступа к ней, тип покрытия пола и стен, время и продолжительность уборки и многие другие.

Требования к химическим средствам, применяемым в пищевой промышленности

В пищевой промышленности кли-нинговые компании очень ответственно подходят к подбору химических средств. Для каждого предприятия существуют свои «санитарные правила», в которых в качестве приложения идут характеристики моющих средств, которыми должна производиться уборка помещений и мытье оборудования.

Большинство клининговых компаний представляют образцы и сертификаты химических средств в лабораторию предприятия (если от них поступило подобное требование), специалисты лаборатории тестируют его и принимают решение, использовать его или нет.

Методы работы с персоналом, обучение, контроль, графики работы, меры безопасности

Проверенный надежный персонал -еще одна обязательная составляющая положительного эффекта от уборки, результат которой устроит как заказчика, так и исполнителя.

Вот лишь основные требования к персоналу:

• уборочный персонал должен быть обучен и иметь производственные медицинские книжки;

• для уборки санузлов и помещений личной гигиены женщин должен быть выделен специальный персонал, привлечение которого для уборки других помещений категорически запрещено;

• производственный персонал, выполняющий работу (в том числе временную) во всех производственных помещениях, должен иметь два комплекта сменной одежды и обуви.

И конечно, персонал должен пройти обязательное обучение и знать технику безопасности обращения с химическими средствами.

Как выбрать?

При выборе клининговой компании обязательно обратите внимание: на опыт работы компании на рынке; репутацию компании (компании, работающие с солидными клиентами, как правило, в состоянии предоставить от них рекомендации); предлагаемый спектр услуг (чем шире предлагаемый спектр услуг, тем лучше); технологическую оснащенность компании; подготовленность персонала; прозрачность ценообразования; сертификацию услуг и используемых химических средств.

И в заключение хотелось бы еще раз отметить, что при уборке производственных площадей на предприятиях пищевой промышленности гораздо эффективнее использовать услуги квалифицированных клининговых компаний. Это позволяет не только избежать ситуаций с загрязнением продукции и последующими проблемами с санитарно-техническими службами, но и значительно сэкономить время руководителя и средства компании.

ЕигоМр1с15

Международная выставка масел, жиров и технологий их переработки

Сырье

Организатор

Технологии

Продукты олеохимии

Научные исследования и контроль качества

Информация

messe frankfurt щ ausstellungen Телефон +49(0)611-951 66 28 [email protected]

В сотрудничестве с

Euro Fed Lipid

Редакция журнала «Масложировая промышленность» организует поездку группы специалистов в Германию.

В программе поездки - посещение выставки БигоПр^з во Франкфурте, машиностроительных предприятий и завода по производству биодизеля. Дополнительная информация:

www.foodprom.ru (раздел «Конференции и семинары»); е-таП: [email protected] тел. (095)207-17-70, 207-79-58, 975-40-04; факс (095)207-28-61

Ноябрь 2-4, 2005 • Мессе Франкфурт, Германия

www.eurolipids.de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.