Научная статья на тему 'Особенности китайского управления'

Особенности китайского управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коломейцев А. А., Казакова А. Н.

Рассмотрены проблемы взаимоотношений российских и китайских бизнесменов, восточная модель управления, выявлены основные мотивы поведения китайцев, их слабые и сильные стороны, которые должны учитывать российские предприниматели, стремящиеся установить тесное сотрудничество с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности китайского управления»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ний, экзамена или проверке системы качества в органе по сертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.

Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5 лет [1].

Несмотря на то, что сертификация персонала только набирает обороты и приобретает важность в

России, ее процедура обретает четкие очертания и этапы проведения. Таким образом, схема проведения сертификации персонала становится более ясной для организаций и физических лиц.

Библиографические ссылки

1. Рушев В., Ананьев Е., Закатин С., Якимов А. От сертификации - к профессиональному росту // Служба кадров и персонал. 2007. № 3.

2. Патраков Н. Н., Кочерыгина, Т. П., Раков А. В. Система добровольной сертификации персонала // Сертификация. 2008. № 3.

3. Ананьев Е. Система сертификации персонала // Служба кадров. 2009. № 2.

© Карпекина А. Н., Подвербных О. Е., 2010

УДК 658.6

А. А. Коломейцев Научный руководитель - А. Н. Казакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрены проблемы взаимоотношений российских и китайских бизнесменов, восточная модель управления, выявлены основные мотивы поведения китайцев, их слабые и сильные стороны, которые должны учитывать российские предприниматели, стремящиеся установить тесное сотрудничество с Китаем.

Сотрудничество между Россией и Китаем набирает все большие обороты, российские предприниматели стремятся наладить регулярные поставки дешевой китайской продукции в больших объемах, и в тоже время российский рынок сбыта очень привлекателен для китайских бизнесменов. Но зачастую российские бизнесмены сталкиваются со странными особенностями китайцев, с их непониманием элементарных вещей. Дело тут не в китайских «странностях», а в том, что в общении с китайскими партнерами подавляющее большинство бизнесменов, нацелившихся на рынок КНР, исходят из европейской системы координат [1]. А, между тем, у китайцев свои правила поведения, выработанные тысячелетиями. В отличие от европейской мысли китайская традиция никогда не противопоставляла стратегию «честному общению» людей и тем более ценностям публичной политики. Стратегический элемент органически присущ жизненным принципам и практической мудрости китайцев. Это обстоятельство в былые времена нередко побуждало европейцев обвинять китайцев в коварстве и хитрости.

Популярная китайская поговорка учит: «Торговый зал - это поле боя». По сути они просто называет вещи своими именами с непривычной для европейцев откровенностью [2]. На постулатах «Искусный полководец побеждает без боя» и «Величайший воин не воюет» основаны все секреты, вся простая мудрость китайской «науки побеждать». То, что мы называем коварством, на Востоке называется умом.

Здесь руководители пользуются утонченными техниками, которые мы не изучали, и которых избегали наши наставники, считая их недопустимыми и опасными.

Китайский стратег избегает открытого противоборства не потому, что считает войну «грязным делом», а потому, что всякая конфронтация непродуктивна, разрушительна для обеих сторон и в войне не бывает полного победителя. Этот принцип порожден не пацифизмом, а высокоразвитым стратегическим мышлением. Любая война когда-нибудь заканчивается. И достигнутый успех будет тем более выгодным и прочным, чем меньше разгул хаоса и масштабы потерь в прошедшей войне. Обеспечить хорошую дельту (читай - прибыль) между потерями и приобретениями в войне - вот истинная задача полководца. «Сто побед, одержанные в ста битвах, не являются доказательством военного искусства. Его высшим проявлением будет подчинение вражеских сил без сражения. Наилучшим способом для этого является разрушение планов противника; следующим полезным средством является разрушение его союзов; затем идет атака на его войска; наихудшим средством является; нападение на его защищенные города».

Сложный восточный стиль управления состоит из множества простейших приемов и поэтому живуч как вирус. Восточная система ценностей нацелена на получение власти или привилегий. Идти к власти по-китайски нужно через систему уступок, и сиюминутные желания здесь вредят. Сначала человека

Секция «Современные проблемы управления человеческими ресурсами»

учат подчиняться, и лишь потом допускают к власти. Только пройдя систему жестких запретов, он готов управлять. В Китае говорят: «если человек не умеет подчиняться, он не оправдает доверия» [3].

На Востоке высокая плотность и высокая конкуренция. Они ни за что не признаются, что чего-то не могут сделать, так как это противоречит их внутренней организации. Они не могут показать слабость перед иностранцем, они просто должны быть сильнее - сильнее чужака и обстоятельств [4].

Некоторые характерные особенности китайского бизнеса:

- Менять сторонников. И периодически наказывать союзников. Это правило выживания. Он легко переходит от конфликта к коалиции и наоборот, если ему так нужно в данный момент.

- Бюрократия. Особенно значима роль бюрократического регулирования в стратегических секторах, таких как производство автомобилей и высокотехнологичной продукции.

- Жесткая борьба между центром и провинцией. Федеральное правительство снижает торговые барьеры и стремится повысить конкуренцию, но местные боссы, опасающиеся роста безработицы и нестабильности на управляемых ими территориях, отказываются ему помогать.

- Неограниченная власть чиновника. В Китае она выше, чем власть закона. Разрешения выдают представители политической власти, которые часто руководствуются личными мотивами. В связи с этим много случаев коррупции на местах.

- Отсутствие хорошего закона о банкротстве,

который бы защитил предпринимателей. Китайское законодательство почти повсеместно допускает «двойное толкование» [5].

Власть на Востоке - самый сладкий и желанный кусок, который только может достаться человеку. Поэтому, даже простой человек старается «держать лицо» и выглядеть красивее, чем он есть. Общественное мнение и собственный облик - вот то, что заботит восточного управленца. Отсюда их высокомерие, отсюда же и неспособность справляться с критическими ситуациями.

Библиографические ссылки

1. Колесов Е. Пересадить гостя на место хозяина // ChinaPro. 2010. Янв. URL: http://www. chinapro.ru/rubrics/21/3388/

2. Малявин В. В. Китайская военная стратегия. М. : Астрель, 2002. С. 432.

3. Садыков А., Садыкова Е. Восточная школа управления. Чему она учит ? // The Union Consulting Group. 2007. Нояб. URL: http: //www. unioncon-sulting.ru/articles/eastschool.

4. Садыков А. Китайское стратегическое искусство // The Union Consulting Group. Гонконг. 2006. Июнь. URL: http://www.unionconsulting. ru/articles/art5.

5. Кормилицин Д. Как российским компаниям извлечь выгоду из китайской экономики // ООО «НТ-Консалтинг». 2007. URL: http://www.lobanov-logist. ru/index.php?newsid=815.

© Коломейцев А. А., Казакова А. Н., 2010

УДК 669.713.7

Е. В. Конева Научный руководитель - А. Н. Казакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АУТСТАФФИНГ И ЛИЗИНГ ПЕРСОНАЛА

Проведено сравнение таких видов кадровых услуг, как аутстаффинг и лизинг. Выявлены основные проблемы, которые препятствуют эффективному внедрению этих услуг на практике.

Аутстаффинг - это технология кооперации кадровых процессов, путем передачи ряда функций по управлению персоналом внешним организациям. Сущность механизма аутстафинга заключается в выводе персонала за штат компании и оформление его в штат компании аутстаффера (провайдера), с последующим предоставлением этого персонала организации-заказчику от имени аутстаффера за вознаграждение. При такой схеме, сотрудник как и прежде продолжает выполнять свои обязанности на том же месте работы, но трудовыми отношениями он связан уже с компанией аутстаффером, являющейся теперь по отношению к нему работодателем. Преимущественно посредством аутстаффинга привлекается вспомогательный и обслуживающий пер-

сонал, не участвующий в основном производстве. Так же целесообразным является привлечение из вне специалистов для выполнения определенных задач на время выполнения определенного проекта. Аутстаффер (провайдер) не принимает на себя никаких обязательств по оказанию услуг заказчику, кроме как обязанности по предоставлению квалифицированного персонала. Аутстаффер (провайдер) не несет никакой ответственности за результаты выполнения работ (услуг), выполняемых предоставленным им персоналом [1].

Помимо аутстаффинга компании могут использовать такую услугу как лизинг персонала. В традиционном понимании лизинга, средства производства находятся в собственности лизингодателя. Понятно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.