Научная статья на тему 'Особенности кинематики упругого колеса мобильного транспортного средства в задачах устойчивости'

Особенности кинематики упругого колеса мобильного транспортного средства в задачах устойчивости Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Дворников В. И., Савенко Э. С., Грицук И. В.

Рассматривается кинематика упругого колеса, которое жестко посажено на общую ось, вместе с которой свободно вращается в подшипниках с определённой угловой скоростью и перекатывается по плоскости. Условиями решения задачи сила тяги передается с заданной установленной скоростью прямолинейно и расстояние её от горизонтальной плоскости постоянно. Из-за эластичности шин колес ось колеса поворачивается относительно продольной оси, совпадающей с направлением оси силы тяги, и поворачивается на угол вокруг оси колеса, что, в свою очередь, вынуждает колесо поворачиваться в целом вокруг вертикальной оси. Соотношения, полученные из приведённой расчётной схемы и физического процесса, позволили получить функциональные зависимости между кинематическими параметрами движущегося упругого колеса, которые положены в основу системы уравнений Лагранжа или Эйлера для решения практических задач устойчивости движения автотранспортного средства без учета влияния элементов подвески.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Особливості кінематики пружного колеса мобільного транспортного засобу в задачах стійкості. // Зб. наук. праць

Розглядається кінематика пружного колеса, що жорстко посаджено на спільну вісь, разом з якою вільно обертається в підшипниках з визначеною кутовою швидкістю і перекочується по площині. Умовами рішення задачі сила тяги передається з заданою встановленою швидкістю прямолінійно і відстань її від горизонтальної площини стала. Через еластичність шин коліс вісь колеса повертається щодо подовжньої осі, що збігає з напрямком осі сили тяги, і повертається на кут навколо осі колеса, що, у свою чергу, змушує колесо повертатися в цілому навколо вертикальної осі. Співвідношення, отримані з приведеної розрахункової схеми і фізичного процесу, дозволили одержати функціональні залежності між кінематичними параметрами пружного колеса, що рухається, які покладені в основу системи рівнянь Лагранжа або Эйлера для рішення практичних задач стійкості руху автотранспортного засобу без врахування впливу елементів підвіски.

Текст научной работы на тему «Особенности кинематики упругого колеса мобильного транспортного средства в задачах устойчивости»

УДК 629.113

Дворников В.И., д.т.н, профессор (ДНТУ) Савенко Э.С., ассистент (ДонНАСА) ГрицукИ.В., к.тн., доцент (ДонНАСА)

ОСОБЕННОСТИ КИНЕМАТИКИ УПРУГОГО КОЛЕСА МОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЗАДАЧАХ

УСТОЙЧИВОСТИ

На рисунке 1 схематически изображен движитель (тележка), колеса которого снабжены упругими шинами (к примеру, пневмо баллонами) и жестко посажены на общую ось СХС2, вместе с которой свободно вращаются в опорных подшипниках ВС с угловой скоростью ф и перекатываются по плоскости.

Рисунок 1 - Колесный скат с упругими шинами

Точка В, в результате действия на нее силы тяги, движется с заданной скоростью Ув прямолинейно и находится от горизонтальной плоскости на постоянном расстоянии к от опорной поверхности. Учитывая эластичность шин, ось колеса поворачивается относительно продольной оси, совпадающей с направлением оси силы тяги £>С, на угол а и поворачивается на угол ¡3 вокруг оси упругого колеса, что в свою очередь вынуждает колесо поворачиваться в целом вокруг вертикальной оси на угол у.

Задача работы состоит в том, чтобы установить связь угловых скоростей а, ¡3, у, ф со скоростью точки I) приложения силы тяги Уп при заданных значениях параметров г, 6, /, к и при условии отсутствия тангенциальных скольжений колес. Такого рода задачи возникают при изучении динамики различных транспортных средств, без учета действия элементов подвески, которые широко используются в настоящее время при рассмотрении задач устойчивости при перевозке грузозов.

Рассматривая тележку вместе с упругим колесом как единое твердое тело, отвлекаясь условно от того обстоятельства, что фактически данная система представляет собой композицию двух взаимно подвижных тел, введем систему углов Крылова: а - крен, (3 - тангаж, у - рысканье , для рассмотрения данной задачи.

На представленном рисунке эти углы изображены в их проекциях на соответствующие координатные плоскости подвижной системы х'у'г'. Начало этой системы совместим с точкой С приложения силы тяги, являющейся также общей и для оси тележки. Подвижную ось л-' направим вдоль тяги БС, ось у' - вдоль оси колеса (тележки), - перпендикулярно тяге £>С, чтобы система х'у'г' являлась направленной в право. На рис. 1, а, где изображена тележка в исходном, невозмущенном состоянии, показаны также две оси неподвижной системы координат х и у (ось 2 направлена перпендикулярно плоскости рисунка). Начало координат находится в плоскости качения.

В данном состоянии неподвижные оси х, у параллельны соответствующим осям х',у', а ось 2 совпадает с г'. Ъ силу принятых оговорок, точка Б приложения силы тяги движется прямолинейно вдоль оси х, то есть расстояние от этой точки до плоскости сохраняется постоянным, равным к.

Таким образом, в неподвижной системе точка Б имеет координаты хп (/) Д к (здесь хп (/) - некоторая функция от времени и в данной задаче не играет существенной роли).

Введем в рассмотрение радиус-векторы гСк (к = 1,2), направленные от

точки С к точкам Ск, и радиус-вектор гв, направленный из точки С в точку Б. Очевидно, (см. рис. 1, а, с) в подвижной системе х'у'г' эти векторы представляются в виде

гСк=±Ь]', гв=П', (1)

где //' - орты соответствующих осей х',у'. Здесь и далее верхний знак (в данном случае «плюс») соответствует к = 1, а нижний - к = 2. Эти же векторы в проекциях на неподвижные оси представим в виде

^ = ГСкх1 + ГСку1 + Скг^> = ГИх* + ГВу1 + ■>

причем проекции гСкх,гСку,гСкг и гВх,гВу,гВг определяются с помощью известных формул преобразований и с учетом (1)

(г Л (А А А~\(оЛ (г Л (А А

Скх ЛП 12 ^13 и 'Бх ^11 12 л13

'Ску \J~Ckz

А А А

Л21 л22 л23

А А А

V 31 л32 л33 у

+6

V0;

' Оу \jDzJ

Алал

о

А А А

Л21 л22 л23

/1/1/1

V 31 л32 л33 у

(3)

Матрица направляющих косинусов А^ для углов Крылова в силу принятых на рис. 1, с1, углов имеет вид

С сое Р сое у - сое Р вт у - вт Р ^

С08С!Г8т;к - БШ ОТ БШ/? СОБ Х СОБ ОС СОБ у + БШ ОС БШ /? БШ у — БШ ОС СОБ /?

вш ос вш у + сое ос вш Р сое у вш ос сое у — сое ос вш Р вш у сое а сое/?

(4)

где индекс / нумерует строки, а у - столбцы приведенной матрицы. Несложные вычисления согласно (3) с учетом (4) приводят к выражениям

ГСкх = ±ЬА12 > ГСку = ±ЬА22 , ГСкг = ±ЬАЪ2 , 1 ф

Определим также координаты всех поименованных точек, используя формулы преобразования проекций векторов, которые с учетом (5) записываются в виде

Гг Л Гг„л Гг л

Ув

Ус

Кгс у

'Их

'Цу

\JDZJ

(х л

Ск

Уск

\2ск у

Ус

\2с У

Гг Л

Скх ГСку \Jckz )

Как было оговорено выше, хв = хв (7), ув = О, гв = И, и поэтому с помощью полученных соотношений будем иметь

(х > Ск (х > лв (г 'Скх -Г Л 'Эх

Уск = 0 + ГСку ~ ГИу

\2Ск V Ь У УСкг ~ ГИг ^

(6)

Из этих выражений особый интерес представляет гСк, так как это есть фактически расстояния от точек Ск до плоскости качения. Следовательно, как видно из рис 1, Ь,

гСк = Гк С08 а :

где гк - радиус качения к-то колеса. Отсюда находим с учетом (5) и (6)

гк ='

Ъ±ЬАЪ1 - 1АЪХ

со ъа

(V)

Скорости точек Ск и Б в проекциях на неподвижные оси по формуле V = УГ + Ох г', в которой вектор г' по сути дела является вектором гСк или гв, которые представлены своими проекциями на подвижные (1) и неподвижные (2) оси координат. Если использовать их проекции на неподвижные оси, то есть (5), то и вектор О нужно представлять в проекциях на эти же оси. Поэтому воспользуемся для записи вектора О. выражениями:

Qx =á-yún/?, Q.y = -y^coscc-7sincccosД Qz = -/?sincc + 7coscccos/?. (8) Тогда в матричной форме получим

(V Л

Г ги-

Скх

Vcky \Yckz У

(угл ( о -а а, YO

Сх VCy

Л у

Qz О

у О

'Ску \Jckz J

(V Л

' (V

Dx

vDy

\YdzJ

(УгЛ ( о -а а, Yo

Сх VCy

yVczj

-Q

V J'

0

.y

o

' Dy \rDzJ

Во втором из этих матричных равенств учтем, что согласно с условиями задачи

VDx=Vd, VDy=0, VDz = 0,

и поэтому

(V > v Скх ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^Ску = 0 +

VCkz )

Г о

«Z

-Q

v у

о

О,

Q„ Y

У

-Q

о

ГСкх ~ rDx ГСку ~rDy \rCkz ~rDz у

(9)

Теперь рассмотрим вращение колес тележки в подвижной системе координат х'у'г'. Очевидно, в этой системе колеса имеют лишь одну степень свободы - поворот вокруг оси у' на угол ср. То есть в данном случае имеем чистое вращение тела в неинерциальной системе координат.

Абсолютная скорость точек этого тела (скорость в проекциях на неподвижные оси) определяется формулой

у=Ус+(П + ]'ф)хГ, (10)

где Г - радиус-вектор произвольной точки вращающихся колес.

С помощью формулы (10) запишем выражения для абсолютных скоростей точек контакта колес с плоскостью качения (точки Рк на рис. 1,

Ь), подставив сюда вместо К - вектор УСк, проекции которого определены соотношением (9), а вместо г' - вектор гРк, направленный из точки Ск в точку Рк. Но для этого вначале учтем, что

j' = AuI + A22j + A32k, (11)

а радиус-вектор г' = гРк в неподвижных координатах представляется в записи

Урк = ГРкх* + ГРку J + rPkz^ 5 (12)

где обозначено:

= ~rk sin « sin Г, грку = гк sin a cos у, rPkz = -rk cos а

Подставляя (12), (11) и (9) в (10), получим

(13)

(v > y Ркх

Vpky = 0 +

J^Pkz J

Q

V У

Z J

0 -С1Х о

rCfcc ~~ rDx + ГРкх ГСку ~ VDy + ГРку \rCkz ~ rDz + rPkz J

\ ( О -А А \( г \

^^ 'Ркх

х32

32 22

о -л.

12

V ^22 Á 2

о

Рку \ГРкг У

,(14)

Так как достоверно известно, что проекция скорости точки Рк на вертикальную ось 2 тождественно равна нулю (плоскость качения считается не деформируемой), то из (14) следуют два равенства

^х(ГСку rDy+rPky) Qy(rCkx rDx+rPkx)~ = Ф(А22ГРкх ~ АПГРку ) (k =

(15)

Далее, представим компоненты скорости точек контакта ¥Ркх и Угку в

форме разложений по двум направлениям - параллельно плоскости соответствующего колеса и в перпендикулярном направлении. Обозначим эти составляющие соответственно символами ¥{к (тангенциальная

скорость) и У1к (боковая или латеральная скорость). Из рис. 1 легко установить, что

Vtk = VPkx cos у + VPky sin у, Vlk = -VPkx sin у + VPky cos у

(16)

(здесь положительные направления У(к и У/к совпадают с направлениями соответственно осей д;' и у'). Подставляя У,,кх помощью (15), в (16), получим

и Урку, вычисленные с

Кк = + (гСкг -гВ2+гРкг)-П2 (гСку - гПу +гРку) + + Ф(А22гРк2 - А32гРку )] сое у +

ГИх + ГРкх ) ^ х (ГСкг ГЕ>г + ГРкг ) + Ф(А32 ГРкх

(17)

Утк = -\УВ + -а.г (Гсь - гПг + гРкг ) - П__ (гСку - гПу +гРку) + + Ф(А22ГРкг - А32ГРку )] вт г + ГОх+ГРкх) ^х(ГСкг ГОг + ГРкг ) + Ф(А32ГРкх А\2ГРкг )] С08 У-

(18)

Для отсутствия тангенциального скольжения колес необходимо и достаточно равенство нулю тангенциальной скорости, то есть У1к = О. Это означает, что через точки Рк проходит мгновенная ось вращения тележки (колеса). Итак, два уравнения, полученные с помощью (17),

у(ГСкг ГОг +ГРкг )~^ЛГску ~ГОу +ГРку) +

+ Ф(А22гРкг - А32гРку)] сое у + + (гскх -гох +гРкх)~(гСкг -гВг + гРк2) + ф(АЪ2гРкх - АпгРкг)]зту = О

(19)

совместно с двумя уравнениями (15) дают возможность однозначного представления четырех переменных а, р,у,ф в форме линейной зависимости от скорости Уп. В этом случае латеральные (боковые) скорости Уп и У¡2, вычисляемые по формулам (18), оказываются одинаковыми (Уп=У!2) и не равными нулю. Это означает, что при отсутствии тангенциальных скольжений колесо неизбежно испытывает боковое скольжение.

Вывод. Полученные соотношения (17), (18) и (19) используются при записи уравнений динамики рассматриваемой системы в форме уравнений Лагранжа или Эйлера для решения практических задач устойчивости движения транспортного средства без учета влияния элементов подвески.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.