ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЗАЦИИ АРТЕФАКТОВ В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ1
THE PECULIARITIES OF ARTEFACTS' CATEGORIZATION IN RUSSIAN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS
Е.В. Дзюба
Когнитивная лингвистика, языковая категоризация, виды и структура категорий, научная и наивная картины мира.
В статье рассматриваются разл ич ия науч ной и наивной категоризации артефактов в русском языковом сознании, обусловленные спецификой существенных признаков, лежащих в основе формирования категорий. На примере анализа категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА показана методика описания структуры семантических категорий, члены которых распределяются по уровням в зависимости от степени типичности. Перечисляются объективные и субъективные факторы языковой категоризации. Подчеркивается значение изучения языковых категорий для лексикографической практики.
Изучение языковой категоризации - одна из актуальных проблем отечественной и зарубежной лингвокогнитологии (см. работы Э. Рош и ее коллег [1973; 1975а; 19756], Дж. Лакоффа [1987], А. Вежбицкой [1996], H.H. Болдырева [2014], О.О. Борискиной [2011], О.О. Борискиной и A.A. Кретова [2003], Е.С. Куб-ряковой [2004], Т.Г. Скребцовой [2011] и др.).
Определение сущности процесса категоризации, влияние особенностей человеческого сознания на формирование категорий - эти и некоторые другие вопросы на данном этапе развития науки вряд ли можно считать дискуссионными. Однако нельзя назвать полностью решенными следующие вопросы: о структуре категорий и их составляющих, о взаимоотношениях единиц категорий, о возможности конечного описания существенных признаков катего-
E.V. Dzyuba
Cognitive linguistics, linguistic categorization, the types and structure of the categories, the scientific and naive worldviews.
The differences of the scientific and naive categorization of the artefacts in Russian linguistic consciousness, conditioned by the specificity of the essential features, which are fundamental for the formation of the categories, are considered in the article. The method ofthe description of the semantic categories' structures, whose members are grouped according to the degree of typicality, is shown by the example ofthe analysis ofthe category HOUSEHOLD APPLIANCES. The objective and subjective factors of linguistic categorization are presented. The significance of the linguistic categories' study for the lexicographic practice is emphasized.
рий, о значении достижений теории категорий для лексикографической практики и т. п. Данное исследование предлагает вариант решения некоторых из указанных вопросов.
Под языковой категоризацией понимается членение онтологического пространства на классификационные рубрики (категории), нередко осуществляемое под влиянием языка, носителем которого является субъект познания. Систематизация знаний далеко не всегда происходит на научной основе. Очевидно, что наивное и экспертное знание могут существенным образом отличаться. Различие научной (физической) и наивной (языковой) картин мира можно продемонстрировать на примере анализа структуры семантической категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА сферы «Артефакты».
1 Публикация осуществлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект N9 15-54-00010 «а(ф)» Категоризация действительности в русском языковом сознании 2015 г.
Следует отметить, что собственно физической классификации бытовой техники в том виде, в каком она представляется носителю обыденного сознания (не физику-специалисту), не существует, так как сама по себе категория БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в физической картине мира не выделяется. Физика сосредоточивает внимание не на готовых функционирующих объектах, не на предметах техники вообще, но на конкретных физических явлениях, которые используются для создания разного рода приборов и устройств. Эти приборы и устройства, в свою очередь, оказываются элементами (деталями) определенного предмета техники, предназначенного для удовлетворения хозяйственных или иных нужд человека. Тем не менее физическую классификацию предметов бытовой техники можно представить, взяв за точку отсчета то физическое явление, которое лежит в основе действия бытового прибора.
Сложность рассмотрения физической классификации заключается в том, что отдельно взятый предмет бытовой техники может функционировать за счет действия разных физических явлений и, таким образом, с точки зрения физики относиться к разным категориям. Например, обыватели, как правило, не задумываются над различием физического устройства ламповых (кинескопных), плазменных, жидкокристаллических телевизоров, их больше интересуют цена, качество цвета и изображения, иные функциональные характеристики, но не особенности физического устройства телевизора. Однако принцип действия каждого из названных видов телевизоров основан на разных физических явлениях: ламповые телевизоры (с кинескопами) функционируют благодаря работе вакуумного полупроводника [Дмитриева, Прокофьев, с. 237]; плазменные телевизоры работают на основе действия плазмы, представляющей собой высокотемпературный газ [Светцов, 2003]; при функционировании жидкокристаллического экрана оказываются задействованными жидкие кристаллы, пропускающие лучи света (изображение). Таким образом, каждый из названных телевизоров будет относить-
ся к отдельной классификационной рубрике научной (физической) категоризации мира. Этот пример подтверждает идею о наличии существенной разницы в научной и наивной категоризации объектов вещественного мира.
В основе актуальной для данного исследования физической классификации бытовых приборов лежит один признак - физическое явление, обусловливающее основной принцип действия прибора или устройства. На этом основании выделяются: 1) приборы, превращающие энергию электромагнитного поля в световую энергию (все виды электрических светильников и ламп, в т. ч. ламповые телевизоры), в тепловую энергию (все нагревательные приборы) или в звуковые сигналы (аудиотехника); 2) приборы, основанные на действии электромагнитного поля на проводник с током (приборы с электродвигателем: стиральная машина, пылесос, кухонный комбайн, миксер и под.); 3) устройства, которые позволяют передавать тепловую энергию от тел менее нагретых телам более нагретым (холодильник, морозильная камера, кондиционер); 4) устройства, предназначенные для передачи информации посредством электромагнитных волн (мобильный телефон, телевизор, навигатор, телевизионные антенны и т. п.).
Безусловно, если рассматривать группы бытовых приборов с наивной точки зрения, то вряд ли холодильник, чайник и миксер (т. е. то, что обыватель называет кухонной техникой) будут отнесены к разным категориям.
Определение специфики категоризации БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ в наивной картине мира осуществлялось посредством проведения ассоциативного эксперимента, в котором участвовало 600 человек в возрасте от 17 до 63 лет. (Задание анкеты формулировалось следующим образом: Какие предметы Вы представляете, когда слышите выражение БЫТОВАЯ ТЕХНИКА? Запишите первые десять предметов, которые приходят Вам на ум.)
Данный эксперимент имел целью определение членства и структуры категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА. При обработке данных все указанные информантами образцы распределялись по
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
пяти группам в зависимости от степени типичности: от сверхтипичных, которые встречаются более чем в 80% ответных листах, до сверхнетипичных, представленных менее чем в 5 % анкет. Статистическая обработка данных показала, что к лучшим образцам категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в сознании носителей русского языка относятся холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, пылесос, утюг, газовая / электрическая плита, телевизор, электрочайник, мульти-варка, пароварка, посудомоечная машина, фен, компьютер.
Вероятно, именно данные предметы являются электроприборами первой необходимости, обеспечивающими основные потребности человека в питании, в уходе за собой, в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такое распределение предметов бытовой техники соотносится с известной теорией Абрахама Мас-лоу о существовании иерархии человеческих потребностей, которые предполагают стремление человека удовлетворить сначала примитивные (физиологические)потребности, а затем потребности более высокого уровня (познавательные, эстетические и др.) [10].
Показательно, что все лучшие образцы категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА являются электрическими приборами (исключение - газовая плита). Среди лучших образцов категории нет, по результатам опроса, механических приборов (ручных кофемолок, механических соковыжималок, мясорубок), что объясняется современным уровнем развития науки и техники и, вероятно, стремительным темпом течения повседневной жизни: с помощью техники современная хозяйка одновременно может стирать белье, мыть посуду, варить обед (в мультиварке) и отдыхать за просмотром телевизора или даже работать практически с эффектом присутствия на рабочем месте благодаря наличию электронных средств связи.
К худшим образцам изучаемой категории, по результатам опроса, относятся электрообогреватель, морозильная камера, швейная машина, музыкальный центр, электробритва, планшет, кофемолка, вытяжка, игровая приставка, стационар-
ный телефон, термопот, фритюрница, хлебопечка и мн. др. Принадлежность этих образцов к сверхнетипичным (худшим) может быть обусловлена субъективными и объективными факторами. К субъективным относятся следующие: стереотипное восприятие прибора как части более типичного образца (например, морозильная камера чаще воспринимается как часть холодильника, а не отдельный прибор); индивидуальный опыт носителя языка, заключающийся в традиционных для человека особенностях быта и досуга, а также профессиональной принадлежности (газонокосилка чаще является типичным образцом категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА для сельского жителя, нежели для горожанина; для многих жителей большого города актуальна хлебопечка, которая вряд ли в скором времени заменит печь в русской деревне или тандыр в аулах Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других азиатских стран); тендерная принадлежность носителя языка, которая влияет на актуализацию тех или иных бытовых приборов как типичных образцов категории (очевидно, что электробритва отмечается мужчинами, а фен и щипцы для завивки - женщинами; швейную машину также чаще упоминают женщины); ассоциативное и образное мышление, обусловливающее связь категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА со «смежными» категориями: ПОСУДА, МЕБЕЛЬ, КУХОННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и АКСЕССУАРЫ, а также ОГАРНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА и даже АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА (иными словами, все те приборы, которые в сознании человека связаны с повседневной жизнью, называются им БЫТОВАЯ ТЕХНИКА). К объективным факторам отнесения указанных образцов к сверхнетипичным (худшим) относится ситуативность (нередко климатические и иные внешние условия обусловливают актуальность тех или иных бытовых приборов); интенсивное развитие науки и техники, что обусловливает востребованность одних приборов и утрату других.
Распределение образцов категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в соответствии со степенями типичности от лучших к худшим, от ядра к крайней периферии (т. е. структура категории) отражено на рис.
Рис. Структура категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в языковой картине мира
Проведенное исследование позволяет отметить некоторые специфические черты категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА. Эта категория является собирательной, так как обобщает разные по конструктивному решению, функциональному назначению и сфере применения приборы. В силу того что сама процедура обобщения предметов в группу является сугубо ментальной, то это абстрактная категория, но имеющая соотнесение с предметным (вещественным) миром (в отличие, например, от категорий ИНТЕЛЛЕКТ, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ и под.). Это, в свою очередь, обусловливает в большей степени онтологическую природу категории (в меньшей степени - психологическую), так как формирование и само существование данной категории во многом предопределено достижениями науки, в частности физики и инженерии, одних из самых объектив-
ных областей научного знания. Это определяет и специфику объективных факторов формирования категории, которые подчеркивают зависимость структуры и членства категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА от уровня развития науки и техники. Так, практически никто из респондентов не отметил среди предметов бытовой техники механические устройства, что обусловлено высоким уровнем развития электроники в современном мире. Хотя очевидно, что на нашей планете немало таких регионов, где электротехнические устройства вряд ли используются вообще. Трудно себе представить, чтобы юрта эскимоса или бунгало представителя какого-нибудь африканского племени были оснащены кондиционером, электрокофеваркой или ультрабуком.
Однако нельзя полностью отрицать и психологическую природу категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА, на формирование которой влияют и субъ-
[233]
С т и
I
н
[=5
СР
о | ^
м н К и
рц
м т к
д к и т н о
рц <
о ^
ва р
о £ ^
Д Ъ
и ^
а щ
« д «
и
н
и
ш
СР
ективные факторы: место жительства, особенности национального быта, профессиональная принадлежность, индивидуальный жизненный опыт, тендерная принадлежность, психологические особенности субъекта категоризации.
Категория БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в сознании носителей русской лингвокультуры является категорией с размытыми, нечеткими границами. Во-первых, многие предметы, мыслимые как члены данной категории, ассоциативно связаны с членами иных категорий. Во-вторых, нередко один и тот же прибор бытовой техники может относиться к разным категориям. Так, компьютер является членом не только категорий ОРГТЕХНИКА и БЫТОВАЯ ТЕХНИКА. Если учесть, что в настоящее время компьютеризированы практически все приборы и машины, то это устройство может быть отнесено и к категории ТРАНСПОРТ (автомобиль, самолет и т. д.), и к категории МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА (например, рентгеновская) и т. д.
Особенности структуры (членства) категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА в научной и наивной картинах мира определяются набором существенных признаков категории. Для научной (физической) картины мира первостепенно физическое явление или процесс, лежащие в основе функционирования прибора. Для носителя обыденного сознания актуальна сфера использования прибора, что обусловливает развитую субкатегоризацию (разделение на технику для дома (бытовую), офисную технику (для учебы, работы), кухонную, для ванной комнаты, музыкальную и даже спортивную). Не менее важны для обывателя функция и целевое назначение прибора (техника для осуществления коммуникации, для красоты и здоровья, для развлечения, для воспроизведения звука, для занятий спортом и т. п.). Актуальны внешние параметры прибора (в частности, размер) и специфика функционирования или использования прибора (приборы с СО-носителями, приборы с иБВ-входом, вспомогательная техника, т. е. функционирующая только в сочетании с другими, вероятно, основными приборами (сканер, принтер и под.)). Показательно, что
для носителей языка в осмыслении бытовой техники важен и хронологический признак, в соответствии с которым техника подразделяется на устаревшую, устаревающую и новейшую (усовершенствованную). Для некоторых участников проведенного опроса оказался важным формальный признак - наименование прибора бытовой техники, что позволило им выделить отдельную группу машин (швейная, стиральная, посудомоечная).
Итак, в данной статье на примере изучения категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА были определены отличительные черты научной и наивной категоризации, выявлены существенные признаки формирования категории, графически представлена модель структуры данной категории в русском языковом сознании. Значение исследований, направленных на рассмотрение семантических категорий, актуально прежде всего для лексикографической практики, в частности для составления идеографических словарей. Результаты изучения именно категории БЫТОВАЯ ТЕХНИКА могут быть востребованы маркетологами и мерчандайзерами, которые с опорой на знание особенностей наивной категоризации могут увеличить объем реализации соответствующей продукции.
Библиографический список
1. Болдырев H.H. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 236 с.
2. Борискина О.О. Криптоклассы английского языка: монография. Воронеж: Истоки, 2011. 333 с.
3. Борискина О.О., Кретов A.A. Теория языковой категоризации: Национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса. Воронеж: ВГУ, 2003. 211 с.
4. Вежбицка А. Прототипы и инварианты // Язык. Культура. Познание: пер. с англ. М.: Русские словари, 1996. С. 201-231.
5. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л. Основы физики: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Высш. LUK., 2001. 527 с.
6. Кубрякова Е.С. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. (Языки. Семиотика. Культура).
7. Светцов В.И. Вакуумная и плазменная электроника: учеб. пособие. Иваново: Ивановск. гос. хим.-технол. ун-т, 2003. 172 с.
8. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: курс лекций. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. 256 с.
9. Lakoff G. Women Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 614 p.
10. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer & Row, 1954.
11. Rosch E. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. L., 1975a. P. 23-57.
12. Rosch E. Natural categories // Cognitive psychology. 1973. V. 4. P. 328-350.
13. Rosch E., Mervis C.B. Family Resemblances: Studies in the Internal Structure of Categories // Cognitive Psychology. 19756. V. 7. №. 4. P. 573-605.
<C
с m
о
b X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
b
1-4
<c n w с
s
X
H U
w
M