Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / БУРЯТЫ / РУССКИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ОПЫТ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очирова О.А., Башинова Т.Д.

В статье рассмотрены особенности изучения проблем национально-кадровой политики в Российской Федерации на примере Республики Бурятия. Приведены основные положения наработанных авторским коллективом социально-исторических аспектов исследуемой проблемы, результаты анализа средств массовой информации, статистических данных, а также опыта в области национально-кадровой политики Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NATIONAL PERSONNEL POLICY PROBLEMS STUDYING IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA

The article considers the peculiarities of studying the problems of national and personnel policy in the Russian Federation on the example of the Republic of Buryatia. The main provisions established by a team of social-historical aspects of the problem, the results of the media analysis, statistics, and experience in the field of national personnel policy of China.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

О. А. Очирова, д-р социол. наук, проф., e-mail: 180750@rambler.ru, Т.Д. Башинова, канд. ист. наук, доц., e-mail: tudaba@yandex.ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УДК 316.356.4:316.334.22

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье рассмотрены особенности изучения проблем национально-кадровой политики в Российской Федерации на примере Республики Бурятия. Приведены основные положения наработанных авторским коллективом социально-исторических аспектов исследуемой проблемы, результаты анализа средств массовой информации, статистических данных, а также опыта в области национально-кадровой политики Китая.

Ключевые слова: национально-кадровая политика, Республика Бурятия, буряты, русские, межнациональное согласие, опыт Китая.

O.A. Ochirova, D. Sc. Sociology, Prof.

T.D. Bashinova, Cand. Sc. History, Assoc. Prof.

FEATURES OF NATIONAL PERSONNEL POLICY PROBLEMS STUDYING

IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article considers the peculiarities of studying the problems of national and personnel policy in the Russian Federation on the example of the Republic of Buryatia. The main provisions established by a team of social-historical aspects of the problem, the results of the media analysis, statistics, and experience in the field of national personnel policy of China.

Key words: national personnel policy, Republic of Buryatia, Buryats, Russians, interethnic harmony, the Chinese experience.

В рамках выполнения госбюджетной темы, касающейся кадровой политики в национальных республиках, кафедрой социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ), в ходе постановки исследуемой проблемы обнаружились ее сложность, многоаспектность, а также трудности методологического характера.

Для описания проблемы выбраны следующие методы исследования: наблюдение, сравнительно-исторический метод, традиционный анализ документов, метод статистического анализа, результаты вторичных исследований по данной теме, анализ средств массовой информации. С помощью такого многомерного инструментария возможны описание и анализ проблемы с учетом исторической ретроспективы в конкретных социально-экономических условиях, привлечение специальной литературы, материалов СМИ, а также статистических данных. Считаем, что в исследовании данной проблемы нецелесообразно опираться на сбор общественного мнения методом массового опроса, поскольку качественный вопросник возможно построить лишь после проведения исследования и после выявления основных признаков проблемы. Ситуация носит латентный характер, поэтому только сбор и системный анализ фактов могут дать объективную картину реального положения дел.

Таким образом, на начальном этапе исследования нами выделены следующие направления изучения поставленной проблемы: социально-исторический аспект, анализ СМИ, анализ статистических данных, наблюдения, изучение зарубежного опыта.

Социально-исторические аспекты

Должны быть учтены, прежде всего, история взаимоотношений между братскими народами, хотя и столь внешне разными, - русскими и бурятами.

История вхождения республики в состав Российского государства известна, имеется множество свидетельств событиям, которые по идеологическим или другим соображениям подверглись соответствующим интерпретациям. Но «расчищать исторические завалы» - это дело историков. Известно доподлинно следующее. Территория нынешней Бурятии интересовала Русское царство (1547-1721) по многим причинам, к важнейшим из которых относилось облегчение торговых связей с Китаем. Первоначально отдельные бурятские роды впустили к себе русских, что было связано с существующим тогда законом, когда одна сторона соглашалась платить ясак и предоставлять ополчение другой взамен на охрану ее территории от набегов. До русских буряты были зависимы от монгольских князей, хотя сами собирали дань с кыштымов. Но монголы, собрав дань, сразу же уезжали в свои земли. Предполагая подобную зависимость, часть бурятских родов согласилась зайти под покровительство более сильной России. Но в скором времени русские начали строить остроги и обосновываться на их территории [1].

Сравнительно за короткий промежуток времени появились: в 1652 г. - Баунтовский острог, в 1653 г. - Иргенский, в 1658 - Телембинский и Нерчинский, в 1662 г. - Кучидский, в 1665 г. - Селенгинский, в 1666 г. - Удинский, в 1674 г. - Тункинский, в 1679 г. - Итанцинский. Кроме того, проводилась жесткая политика против местных религий, традиций, что, конечно, настроило бурят против русских: часть бурят стала договариваться с монголами, часть выезжать со своих земель. Но нашлись все же русские люди, которые не только использовали противоречия между бурятами и тунгусами-кыштымами (действовавших таким же образом азиатов называют не умными, а коварными), ведя сбор расспросных данных с последних, но и изучали взаимоотношения между племенами, кланами и использовали их для вхождения в доверие к тем или иным бурятским родам. Так, через несколько десятков лет противостояния бурятское население постепенно признало Российское господство.

История показала, что вместе с огромной территорией и пусть экономически на сегодня неэффективным, но имеющим столь мощный духовный окрас озером Байкал, великолепными просторами, лесными и природными богатствами, Россия на границах с Монголией и Китаем получила поддержку со стороны бурятского населения во всех делах и начинаниях.

Анализ СМИ

В последнее время появились публикации по поводу правил ведения национально-кадровой политики в республике. Все они написаны людьми, не являющимися специалистами в данной области, но по какой-то причине решившими, что это надуманная проблема, и в целом предлагающими про нее просто забыть. Такая постановка доказывает поверхностное ее видение, поскольку сводит ее в конечном счете лишь к пропорциональному подходу в кадровой политике. Если бы все решалось только математически, пропорционально! Самый сложный и базовый фактор развития общества - это человеческий фактор. Общество - это не простой набор «шахматных» правил передвижения таких социальных общностей, как этносы, по строго отведенным им дорогам. Это пересечение многих линий: образовательных, генетических, возрастных, психологических, профессиональных, религиозных, языковых и т.д. [2]. То есть все, что на современном этапе закрепилось за понятием «человеческий капитал», и даже шире, если затрагивать духовную часть.

Еще в 1990-х гг. в своих публикациях в СМИ д-р филос. наук В.И. Антонов, предупреждал: «Что значит управлять национальными процессами? Как должно осуществляться управление сферой национальных отношений? Давайте будем до конца откровенны, оно реально возможно прежде всего через такой важнейший канал, как национально-кадровая политика. Если хотим быть объективными, то необходимо признать, что полноценная национально-кадровая политика, по существу, представляет собой ключевой вопрос в государственной нацио-

нальной политике РБ как субъекта Федерации. Потому здесь закономерно напрашивается специальный раздел с мощным аналитическим материалом о состоянии национально-кадровой политики в РБ» [3].

Анализ статистических данных

Следующий фактор стабильного межнационального состояния в республике - это распределение по сферам деятельности. Известно, что отраслевая структура при рассмотрении кадровой политики характеризуется следующими составляющими: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды бытового обслуживания населения, социально-культурная сфера: здравоохранение, образование, культура, наука, искусство и др.

Наблюдается такое явление в развитии этносов, как отраслевой фактор, т.е. специализация этноса. Также статистические данные подтверждают наблюдения: если рассматривать две крупные общности русских и бурят, то исторически произошло распределение этнических ресурсов компактно по отраслям. Образовательные стратегии в развитии этносов также различаются между собой [4].

Анализ зарубежного опыта на примере национально-кадровой политики Китайской Народной Республики

Данная тема, безусловно, сложна и многогранна. Поэтому при ее изучении невозможно обойти зарубежный опыт построения многонациональных сообществ. Ярким примером собственного специфического взгляда на проблему национально-кадровой политики является Китайская Народная Республика.

Китай - государство с богатой историей и многовековыми традициями. Китайское общество отличается своей неоднородностью и культурным плюрализмом. В настоящее время в КНР проживают 56 этнических групп. При этом основную долю населения, а именно 91,59%, составляют ханьцы, и лишь 8,41% населения приходится на долю 55 национальных меньшинств [5].

По данным всекитайской этнической переписи населения (ноябрь 2000), ханьцы составляют 1,22 млрд. человек, доля национальных меньшинств составляет 111,3 млн. человек [6].

К крупным национальным меньшинствам можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, му-лао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие - это малочисленные народы [7].

Китай - унитарное государство с административными автономиями. В Китае имеется пять автономных районов - автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район и Тибетский автономный район, а также 30 автономных округов, 120 автономных уездов (хошунов), более 1300 национальных волостей [8].

Органами государственной власти в местах национальной автономии являются Собрания народных представителей (СНП) и народные правительства автономных районов, округов и уездов (хошунов). В местах национальной автономии председателем (или заместителем председателя) постоянного комитета местного СНП избирается представитель титульной национальности. Аналогичного принципа придерживаются и в кадровой политике на уровне правительств автономных районов, округов и уездов.

Принцип «демонстративного представительства» нацменьшинств соблюдается и в ВСНП. Там все национальности представлены в зависимости от их численности, но у каждой есть хотя бы один представитель. 15% депутатов ВСНП - представители нацменьшинств.

По статистическим данным (1989), на уровне провинций, городов центрального подчинения и автономных районов лица, относящиеся к национальным меньшинствам и занимающие должности председателя и заместителя председателя ПК СНП, составляли 17,27%, а должности председателя и заместителя председателя провинций - 12,66%.

В городах провинциального подчинения и автономных округах представителей национальных меньшинств среди председателей и заместителей председателей ПК СНП было 14,2%, среди мэров и заместителей мэров городов, начальников и заместителей начальников округов - 11,9%.

В уездах и городах уездного значения председатели и их заместители постоянных комитетов собраний народных представителей, представители национальных меньшинств достигали 17,3%, а среди начальников уездов, их заместителей, мэров городов и их заместителей -15,16%.

Чтобы органы местной власти могли в полной мере осуществлять свои политические права на управление внутренними делами своих национальностей и своих районов, принимаются различные меры для подготовки кадровых работников всех ступеней, научно-технических кадров и управленцев разных специальностей и профилей из среды нацменьшинств. На конец 2003 г. в стране насчитывалось свыше 2,9 млн. кадровых работников и специалистов из среды нацменьшинств. В районах национальной автономии специально создана сеть университетов и институтов по подготовке национальных кадров, обучение в которых либо бесплатное, либо гораздо дешевле, чем в обычных высших учебных заведениях.

С целью усиления подготовки кадров высшего звена из среды нацменьшинств китайское правительство решило с 2005 г. в опытном порядке ежегодно набирать в национальных районах для учебы в докторантуре и магистратуре 2500 человек, а с 2007 г. - 5000 человек и довести их общую численность до 15 тыс. человек.

Тем не менее в Китае просматривается тенденция ассимиляции малочисленных народов. На официальном уровне активно поддерживается доктрина китайской нации, приоритетное внимание уделяется формированию у граждан государственной идентичности - «я китаец», «я живу в Китае и этим горжусь».

Кадровая политика наряду с национальной политикой отвечает требованиям руководства КНР. Происходит миграция ханьцев в национальные районы под предлогом того, что среди ханьцев высокий уровень кадрового состава. Как закономерное следствие этого, ускоряется процесс ассимиляции ханьцами национальных меньшинств. Так, развитие Тибета осуществляется прежде всего в интересах ханьцев, в частности, жителей Тибета ханьской национальности, которые имеют преимущества по отношению к коренным тибетцам. Они доминируют в новых отраслях промышленности, в то время как тибетцы занимаются бизнесом, связанным с традиционными тибетскими производствами.

Таким образом, китайское общество преобразует свою страну в моноэтническое государство. С помощью миграции руководство Китая реализует курс на ассимиляцию 55 этнических групп.

В китайской этнографии существует теория ассимиляции, выдвинутая ученым Цзянь Боцзан в 1960-х гг. Согласно этой теории высокоразвитый народ, завоевывая менее развитый, способствует не только его прогрессу, но и постепенной ассимиляции. Если же народ-завоеватель слабее завоеванного народа как в цивилизационном, так и в духовном плане, он неминуемо сам растворится в завоеванном этносе.

Теория ассимиляции слабого народа с более развитым вполне правомерна по отношению к историческому развитию самого Китая. В Китае на протяжении длительного времени наблюдается устойчивый процесс консолидации китайской нации и достаточно успешной аккультурации или полной ассимиляции неханьских этнических групп. По мнению большинства китайских этнологов, исторический процесс и рыночная экономика неизбежно приведут к растворению малочисленных народов в китайской нации.

Например, зарубежные исследователи часто говорят о проблеме изменения национального состава некоторых автономных районов в результате государственной политики переселения в них ханьцев и других ранее не проживавших в этих местах национальностей (например, ситуация в Тибете или Синьцзяне). Это - одна из основных причин недовольства меньшинств в этих районах. Фактически китайское руководство не только обеспечивает эти рай-

оны более квалифицированными кадрами специалистов, но и старается обезопаситься от проявлений сепаратизма. При этом нарушаются юридические положения об автономии и кадровые преимущества местных властей. В официальной доктрине эти и другие подобные противоречия, естественно, не отражены.

В целом сегодняшняя политика КНР в отношении национальных меньшинств направлена на ускорение экономического и культурного развития этих народов, на подтягивание национальных районов до уровня развитых провинций страны, что должно способствовать экономическому развитию всей страны, а также консолидировать нацию и предупредить возможные сепаратистские акции. Идеи сплочения национальностей и противодействия сепаратизму являются главными в национальной политике.

Вывод

Проведенный анализ в рамках данной темы показал, что одним из столпов, надежных опор для формирования и ведения грамотной национально-кадровой политики является понимание реального вклада каждой социально-этнической общности в дело сохранения стабильности в республике и надежного тыла для страны в целом. Эта проблема актуальна и для современной России, нацеленной на создание единого сильного многонационального государства.

Библиография

1. http://travel-siberia.ru/int/intbur/966-prisoedinenie-respubliki-buryatiya-k-rossii.html (7 июня 2014 г.)

2. АнтоновВ.И. Рецензия на книгу: В.Н. Бадмаев. Национальная идентичность: дискурс и социальная практика // Философское образование. - 2004. - № 11. - С. 65-67; Антонов В.И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2001. - № 2. - С. 50.

3. Антонов В.И. Как достичь уровня концепции (из выступления на парламентских слушаниях в Народном Хурале РБ) // Правда Бурятии. - 1996, 20 дек. - С. 3.

4. Очирова О.А. Образовательная и экологическая культура бурят: целерациональный и ценностно-рациональный опыт жизнедеятельности // Вестник ВСГУТУ. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. - № 5 (44). - С. 172-177.

5. Алексеева И.Д. Образование этнических групп Китая // Вестник БГУ. - 2012. - № 8. - С. 132.

6. Zhongguo shao shu minzu renkou // Данные всекитайской этнической переписи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.360doc.com/content/13/0401/15/80095 275304522.shtml. кит. яз.

7. Ашигали Ж. Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть? // Экономические стратегии. Центральная Азия. - 2007. - № 5. - С. 73.

8. Материалы Китайского информационного интернет центра [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.china.org.cn/

Bibliography

1. http://travel-siberia.ru/int/intbur/966-prisoedinenie-respubliki-buryatiya-k-rossii.html (June 7, 2014.)

2. Antonov V.I. The book review: V.N. Badmaev. National identity: discourse and social practice // Philosophical education. - 2004. - N 11. - P. 65-67; Antonov V.I. Language and culture: features of ethno-semantic interpretation // Vestnik of Moscow University. Series 7: Philosophy. - 2001. - N 2. - P. 50.

3. Antonov V.I. How to reach the level of concepts (from a speech at the parliamentary hearings in the People's Khural of the Republic of Buryatia) // Pravda Buryatii. - 1996, December 20. - P. 3.

4. Ochirova O.A. Education and ecological culture of the Buryats: celebrationary and value-rational experience of life // Vestnik of ESSUTM. - Ulan-Ude: ESSUTM Publishing House, 2013. - N 5 (44). -P. 172-177.

5. Alexeev I.D. Education of ethnic groups in China // Vestnik of BSU. - 2012. - N 8. - P. 132.

6. Zhongguo shao shu minzu renkou // Data of the national ethnic census [Electronic resource]. - Mode of access: - http://www.360doc.com/content/13/0401/15/80095_275304522.shtml. the whale. lang.

7. Zhannur Ashigali. Small Nations of China. Unknown China. What's to be done? // Economic strategies - Central Asia. - 2007. - N 5. - P. 73.

8. Materials of Chinese Internet information center [Electronic resource]. - Mode of access: http://rus-sian.china.org.cn/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.