Научная статья на тему 'Особенности изучения охраны труда в системе безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи'

Особенности изучения охраны труда в системе безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / LABOUR PROTECTION / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ACCIDENTS / ТРАВМАТИЗМ / INJURIES / ИНСТРУКТАЖИ / BRIEFINGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Надеина Лариса Евгеньевна

Данная статья посвящена вопросам проведения всех видов инструктажей по охране труда в системе формирования безопасной жизнедеятельности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the issues of conducting all kinds of briefings on labour protection in the system of forming safe life of youth.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения охраны труда в системе безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи»

Надеина Лариса Евгеньевна,

ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:331.4

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

PECULIARITIES OF THE STUDY OF LABOUR PROTECTION

IN THE SYSTEM OF SAFETY OF LIFE OF STUDENT YOUTH

Данная статья посвящена вопросам проведения всех видов инструктажей по охране труда в системе формирования безопасной жизнедеятельности молодежи.

Ключевые слова: охрана труда, несчастные случаи, травматизм, инструктажи.

This article is devoted to the issues of conducting all kinds of briefings on labour protection in the system of forming safe life of youth.

Key words: labour protection, accidents, injuries, briefings.

Важнейшим компонентом безопасности жизнедеятельности является безопасное поведение дома, на работе, в транспорте, в общественных местах. А показатель безопасности, в свою очередь, - это уровень травматизма.

Международная статистика свидетельствует, что в наше время травматизм может быть приравнен к эпидемии. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний, причем преимущественно гибнут трудоспособные люди в возрасте до 40 лет.

По оценкам Международной организации труда, каждый день в мире в среднем около 5 тысяч человек умирают в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, суммарно достигая за год от 2 до 2,3 миллиона случаев производственно обусловленной смертности. Из этого числа около 350 тысяч случаев составляют несчастные случаи со смертельным исходом и около 1,7-2 миллионов смертей, вызванных заболеваниями, связанными с условиями труда. Кроме того, ежегодно работники страдают приблизительно от 270 миллионов несчастных случаев на производстве, которые ведут к временной потере трудоспособности, и порядка 160 миллионов случаев болезней без смертельного исхода [1].

В довоенное время в Украине на 1000 работающих травмировалось 3-4 человека, а в угольной отрасли каждый 1 млн. т. угля уносил 3-4, а в иные годы - до 8 жизней шахтеров.

В военное время в нашей Республике работники гибнут не только в бою, но и на предприятиях. На протяжении 11 месяцев 2016 года в ДНР

травмировано 525 работников на предприятиях, что на 57 случаев меньше, чем за аналогичный период 2015 года (11 месяцев 2015 года - 582). При этом допущено 19 несчастных случаев со смертельным исходом.

Целью настоящей работы является - использование анализа травматизма и мероприятий по его снижению в изучении вопросов охраны труда в системе безопасной жизнедеятельности молодежи.

Все разнообразие несчастных случаев можно подразделить по месту происшествия и по тяжести полученной травмы. Несчастные случаи могут быть связанными с производством, несвязанные с производством и бытовые [5]. Производственные несчастные случаи происходят в рабочее время на рабочем месте и при выполнении производственных заданий. Травматизм на производстве не только приносит много горя и страданий конкретным людям, их родным и близким, но и непосредственно влияет на экономику страны. Так, личные трагедии сливаются в большие общественные потери и негативно сказываются на уровне жизни населения.

Непроизводственные несчастные случаи могут происходить на рабочем месте, на территории предприятия при нарушении трудовой дисциплины, при использовании в своих личных целях машин и оборудования предприятия без разрешения работодателя, при совершении преступления, которое установлено обвинительным приговором суда и т.п.

Бытовой травматизм является наиболее распространенным видом травматизма. Бытовыми являются травмы, полученные при несчастных случаях, которые произошли в доме, квартире, во дворе, на приусадебном участке в нерабочее время, в выходные и праздничные дни. Основной причиной этих травм (около 30% случаев) может быть выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т.п.

Именно в быту и на отдыхе человек максимально расслабляется и перестает соблюдать элементарные правила техники безопасности при обращении с колюще-режущими предметами, электричеством и иными источниками повышенной опасности.

В структуре травматизма повреждения, полученные в быту и на улице, преобладают над всеми остальными травмами. Уровень бытового травматизма составляет около 50%, уличный травматизм составляет в общей структуре травматизма до 25-30%, третье место занимает производственный травматизм - до 10-15%, уровень транспортного и спортивного травматизма составляет примерно 3-5%.

Структура травматизма по месту получения травм характеризуется, как у юношей, так и у девушек, преобладанием бытовых и уличных повреждений (таблица 1). На долю повреждений, полученных в стенах дома, во дворе и на улице приходилось в среднем по стране свыше 80% всех травм, полученных молодежью.

Таблица 1

Структура травматизма молодежи (до 18 лет) по видам в Российской

Федерации в 2011 г., %

Структура травматизма, %

бытовой уличный транспорт. школьный спорт. прочий

Юноши 49,8 33,3 1,0 6,6 5,1 4,2

Девушки 53,0 31,5 1,1 6,5 3,3 4,6

Оба пола 51,1 32,6 1,0 6,5 4,4 4,4

Структура травматизма по его видам и характеру повреждений, как у взрослых, так и у молодежи, сохраняет свою картину на протяжении всего периода изучения и не зависит от показателя травматизма [1]. Необходимо отметить значительное снижение доли производственных травм в общей структуре травматизма среди взрослого населения, что объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в стране.

На долю молодежи (18-30 лет) приходится почти треть всех несчастных случаев. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией. Для его представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Не являясь производительной частью населения и не участвуя в производстве товаров и услуг, студенчество имеет желание и возможности трудиться. Следовательно, необходимо рассматривать студенчество как одного из важных объектов системы государственного строительства [4].

Государственная политика в поддержке студенчества имеет определенную специфику. С одной стороны, студенты - это лишь резервная часть трудового процесса и не может самостоятельно зарабатывать, т.е. обеспечивать себя в полной мере. С другой стороны, - это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп.

В настоящее время большое внимание уделяется созданию условий для получения профессионального образования студентов, прохождения практики на производстве, в организациях и учреждениях. В Российской Федерации, Республике Беларусь и в других государствах развитие деятельности студенческих отрядов, волонтерства является приоритетным направлением патриотического воспитания молодежи путем привлечения к общественно полезному труду, приобретению профессиональных и управленческих навыков.

В Донецкой Народной Республике, несмотря на военные действия, необходимо учитывать опыт волонтерства и молодежных строительных

отрядов России, который не только воспитывает студенческую молодежь в духе патриотизма, но и дает возможность молодежи получить рабочую профессию и опыт организации безопасного труда, обучения вопросов охраны труда. В нашей Республике разрушено большое количество жилых домов в сельской и городской местности, школы, больницы, и другие объекты инфраструктуры, отстраивать и ремонтировать которые крайне необходимо в ближайшее время. В авангарде этой работы, т.е. экономического восстановления, должна выступать студенческая молодежь.

В период обучения студенческая молодежь, изъявившая желание в свободное от учебы время участвовать в производственной деятельности, зачастую не имеют требуемой профессиональной подготовки для выполнения работ, к которым они могут привлекаться. Также она не проходит необходимого обучения, стажировки, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда для безопасного выполнения работ. Данное обстоятельство может послужить причиной травмирования участников студенческих и волонтерских отрядов.

Как показала практика в России, при привлечении студенческой и других категорий молодежи к выполнению работ в различных организациях не всеми работодателями обеспечивается соблюдение требований законодательства по охране труда.

Так, в 2015 году 20 июля при выполнении работ по уборке строительного мусора в зоне, где работали промышленные альпинисты, смертельные травмы получил работавший по договору несовершеннолетний работник (17 лет) [3]. Причинами несчастного случая в основном явились нарушения в области охраны труда:

• отсутствие допуска работников к работам промышленного альпинизма;

• отсутствие проверки знаний по вопросам охраны труда;

• невыполнение работодателем запланированных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда на строительном объекте в части наличия ограждений опасной зоны;

• нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда;

• отсутствие безопасных условий работы на строящемся объекте.

Следующий несчастный случай подтверждает недостаточный уровень

или вообще отсутствие подготовки молодых работников и студенческой молодежи по вопросам охраны труда.

Смертельные травмы получил работник (18 лет) частного торгово-производственного предприятия «ЗаготЛесТорг» при падении верхней части спиленного дерева. Причинами несчастного случая явились:

• отсутствие необходимых теоретических и практических навыков по охране труда;

• нарушение потерпевшим инструкции по охране труда.

И таких подобных случаев производственного травматизма - масса.

При этом случаи производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности можно предотвратить благодаря усилиям всех вовлеченных сторон - самого работника, который должен знать и выполнять требования технической безопасности и правила охраны труда, с одной стороны, и с другой, - работодателя и службы охраны труда предприятия, которые ответственны за создание здоровых и безопасных условия труда на рабочем месте.

Но, как показывают статистические данные, большинство случаев травматизма человек получает в быту. При работах в домашних условиях на приусадебном участке могут происходить такие несчастные случаи: падение с высоты, воздействие на человека электрического тока (наружные и внутренние ожоги и другие виды электротравм), получение ушибов, травм от прикосновения к движущимся частям машин и оборудования и т.д.

Выявлено, что разнообразие мер подготовки молодежи по правовым и техническим разделам охраны труда, поиск инновационных форм усвоения методов защиты от воздействия электрического тока, высокой температуры, всех видов излучения и вопросов гигиены труда происходит более успешно на вузовском уровне. Перед началом трудовой деятельности со студентами и молодежью вне учебных занятий (студенческие и волонтерские отряды, прохождение всех видов практик, лагеря труда и отдыха, иные трудовые объединения, сельскохозяйственные, строительные и другие работы) проводится обучение по вопросам трудового законодательства, охраны труда и технической безопасности. Основными видами обучения вопросам охраны труда являются инструктажи.

Выделяют несколько видов инструктажей [2]:

• вступительный - проводится специалистом службы охраны труда в специально оборудованном помещении со всеми вновь прибывшими на предприятие, независимо от стажа и должности;

• первичный инструктаж - проводится на рабочем месте непосредственным руководителем работ;

• повторный - проводится через десять дней после первичного (эти 10 дней считаются стажировкой и работник выполняет работу под руководством более опытного наставника), далее - ежеквартально для работ с повышенной опасностью и один раз в шесть месяцев для других работ;

• внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или пересмотренных нормативов по охране труда, замене технологического процесса или оборудования, нарушении работником нормативов по охране труда, при несчастном случае, профессиональном заболевании и при перерыве в работе более 30 дней для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда, и 60 дней - для других видов работ;

• целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ или работ, не предусмотренных трудовым соглашением, и при ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.

Привлечение к выполнению работ в организации участников студенческих отрядов и волонтеров должно проводиться с соблюдением требований законодательства по охране труда.

Организации, которые привлекают к работам (например, оказанию услуг) студентов и старших школьников, должны проводить их обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями законодательства по охране труда. Они проводят в первую очередь вступительный инструктаж, где знакомят вновь прибывших работников с опасными и вредными производственными факторами и опасными зонами производства, далее на рабочем месте проводится первичный инструктаж непосредственным руководителем работы. А направляющие организации обеспечивают обучение основам законодательства о труде и об охране труда, а также проводят целевые инструктажи со студентами, отбывающими на практику и будущими участниками студенческих и волонтерских отрядов. Невыполнение этих норм приводит к печальным ситуациям, приведенным выше.

Однако, как показали проведенные в 2014 году мобильными группами обследования объектов России, где применялся труд молодежи, работа по обеспечению охраны труда при организации рабочих мест требует постоянного внимания. Государственными инспекторами труда выявлялись многочисленные нарушения требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, создающих угрозу травмирования. При обследовании рабочих мест, где применялся труд учащихся, были установлены факты нарушения требований «Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» в части не обеспечения членов студенческих отрядов средствами индивидуальной защиты. Также установлено, что некоторыми работодателями, в нарушение «Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих», осуществлялся допуск студентов и учащихся учреждений образования без прохождения медицинского осмотра.

Так, имели место случаи, когда студенческая молодежь не имела требуемой профессиональной подготовки для выполнения отдельных видов работ, к которым она привлекалась, а также, в нарушение требований «Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», не проходили необходимого обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда для безопасного их выполнения [3].

Исходя из выше сказанного, следует, что предупреждение бытовых травм во многом зависит не только от соответствующих структур, обеспечивающих безопасную жизнь, быт и отдых граждан, но и от самих граждан, от их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья.

Конечно, дать рекомендации на все случаи жизнь невозможно, но есть ряд аспектов, зная о которых, можно уменьшить риск бытовых травм.

В повседневной жизни:

• следить за исправностью электропроводки и электроприборов;

• строго соблюдать инструкции по пользованию домашней бытовой техники;

• правильно подбирать коврики для туалетных комнат, кухонь, где пол покрыт линолеумом или плиткой, следить, чтобы полы в комнате не были скользкими, что особенно опасно для пожилых людей, которым следует ходить по квартире в домашней обуви на резиновой подошве;

• после каждого пользования газовой плитой закрывать краны на плите и на вводящей трубе, перед уходом из дома, квартиры проверить, закрыт ли доступ газа;

• научить детей правильному обращению с отопительными приборами и соблюдению правил пожарной безопасности зимой в домах, где нет парового отопления, не допускать игры детей со спичками, все лекарственные средства хранить в недоступных для детей местах;

• вести здоровый образ жизни, не злоупотреблять алкоголем, помнить о том, что в состоянии опьянения легко получить травму и отравление;

• взрослые и дети должны всегда знать и помнить, что соблюдение «Правил дорожного движения» помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.

Необходимо, на государственном уровне, прежде всего:

• консолидация действий органов образования, правопорядка, общественности в целях предупреждения и снижения всех видов травматизма, в том числе и бытового;

• проведение комплекса практических мероприятий организационно-методической, воспитательной и разъяснительной направленности с различными категориями населения;

• разработка инновационных методов обучения вопросам охраны труда; использование компьютерных технологий для создания ситуационных задач и игр на занятиях школьников и студентов по охране труда;

• создание в дошкольных и учебных заведениях сети учебных кабинетов, уголков по безопасности движения, ремонтно-строительных мероприятий и реконструкции улиц и дорог, пешеходных переходов, игровых и спортивных площадок во дворах;

• оборудование мест для отдыха и обеспечения безопасности в районах рекреации и т.п.

На занятиях по безопасности жизнедеятельности и охране труда студенты изучают различные виды вредных и опасных факторов, которые могут быть не только в рабочей зоне, но и в домашних условия. Это такие факторы, как электрический ток, химические вещества, их классификация по опасности воздействия на человека, различные виды излучений и их

действие на организм человека. При успешном усвоении материала этих дисциплин у студентов формируется представление о безопасности жизнедеятельности, что способствует уменьшению несчастных случаев и травм на рабочем месте и в быту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голухов Г.Н., Редько И.А. Травматизм взрослого населения / Г.Н. Голухов, И.А. Редько // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 49-51.

2. Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда» принят постановлением Народного Совета 03.04.2015 № 31-IHC.

3. Еремкин А.И. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях / А.И.Еремкин // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 3. -54-58 с.

4. Муртазин Р.А. Студенчество как особая социально-психологическая и возрастная категория / Р.А.Муртазин // Инновационное управление социально-экономическими системами в регионах: Сбор. статей междун. науч.-практ. конф. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. - 313 - 318 с.

5. «Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве» от 27августа 2015 № 355 Приказ Государственного Комитета Гостехнадзора ДНР.

Некрылов Иван Викторович

Старший преподаватель кафедры охраны здоровья ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:614.2:(796.1)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

THE IMPORTANCE OF ASSESSING THE LEVEL OF HEALTH OF CHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION

В статье рассмотрены методы проведения оценки уровня здоровья; значение их использования при занятиях физической культурой детей в дошкольных учреждениях и школах.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, спорт, оценка уровня здоровья.

In the article methods of the assessment of the level of health are considered; the importance of their use in the physical education of children in pre-school institutions and schools.

Key words: Health, physical culture, sports, health assessment.

Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.