Научная статья на тему 'Особенности изображения женского национального характера в романе г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»'

Особенности изображения женского национального характера в романе г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
908
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ЯХИНА / ПРОЗА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / МАТЕРИНСТВО / ПСИХОЛОГИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изображения женского национального характера в романе г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»»

чением и самообманом - оно было попыткой обрести позитивную онтологию не в судорожном, как в футуризме, но в радостном слове и маршевом ритме стиха, распорядителем которых оставался сам художник» (там же).

Конечно, не всё послереволюционное творчество поэта сводится к социалистическому примитивизму. За его пределами -драматичная интимная лирика, поэма «Про это» (1923), стихотворения «Тамара и Демон» (1924), «Сергею Есенину» (1926), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) и др., отмеченные глубоким трагизмом и суицидальными мотивами: «Убежденность в абсолютной правоте своей мечты освобождала от сомнений, разрушение мечты, напротив, подрывало волю к существованию и поэта, и человека» (там же).

Т.Г. Юрченко

2020.03.018. ЖУЛЬКОВА К.А. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ Г. ЯХИНОЙ «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА». (Обзор).

Ключевые слова: Г. Яхта; проза; национальный характер; женский образ; материнство; психологизм.

Роман «Зулейха открывает глаза» (2015) - дебют Г.Ш. Яхи-ной, получивший высокую оценку как читательской аудитории, так и профессионального сообщества. Роман был удостоен нескольких литературных премий («Книга года» (2015), «Большая книга» (2015), «Ясная Поляна» (2015)).

По определению Л. Улицкой: «Роман Гузель Яхиной, вне всякого сомнения, женский. О женской силе, женской слабости, о священном материнстве не на фоне английской детской, а на фоне трудового лагеря, адского заповедника, придуманного одним из величайших злодеев человечества»1.

Это мнение разделяют авторы статьи «Художественные особенности изображения женского национального характера в условиях несвободы (на примере произведения Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза")» М.Ю. Чотчаева, И.В. Ключникова (Ставрополь) [4]: «Абсолютно по-женски, в полном согласии со своей, изна-

1 Цит. по: Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза. - М.: АСТ, 2016. - С. 6.

чально присущей женщине созидательной функцией, Зулейха пытается видеть во всем духовное начало, провозглашая человечность в нечеловеческих условиях» [4, с. 39].

Ответ на вопрос «Что помогает выжить героине помимо ее женской природы в сложных условиях?» авторы статьи находят в особенностях национального характера, в ментальности тюркских народов, к которым относятся крымские татары, помноженной на исламскую концепцию смирения.

Однако Т.А. Герасимова и Г.Н. Божкова (Елабуга) в статье «Репрезентация национального характера в романе Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза"» [1] утверждают, что наиболее полно национальный характер открывается в образе мужа Зулейхи, Мур-тазы, являющегося главой семьи, любящим сыном, строгим мужем, трудолюбивым хозяином, и его матери. В образе Муртазы и Упырихи показаны нежные материнско-сыновние отношения, характерные для ислама, который приравнивает материнство к подвигу («рай находится под ногами матерей»), и для всей татарской культуры. В то время как национальный характер Зулейхи, по мнению авторов статьи, спорен: «Она, как татарская женщина, покорна, терпелива, трудолюбива, скромна, в ней развит материнский инстинкт, однако ее языческие наклонности, способность воровать продукты у своей семьи (пусть даже с благородными, на ее взгляд, целями), и страсть к мужчине, не являющемуся мужем, вызывают несогласие и отторжение ее как национального героя в душе татарского читателя» [1].

Словно вступая в дискуссию с этой точкой зрения, М.Ю. Чотчаева и И.В. Ключникова в статье «Особенности психологизма главной героини романа Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза"» [5] замечают: «Зулейха, как и всякая женщина, неоднозначна и противоречива: она абсолютное дитя своего народа, носительница характерной для него идеологии и морали, но силы характера у Зулейхи хватает на то, чтобы бросить вызов традиционным народным ценностям. В чем основа этой силы духа? Что делает ее свободной и мужественной вопреки традиционным ментальным и религиозным постулатам? Гузель Яхина рисует Женщину, со всеми ее недостатками и достоинствами, женщину, в основе личности которой лежат материнские ценности. Именно

материнство дает силы для существования в пространстве несвободы - физической, психологической, ментальной» [5, с. 98].

Особенностью психологизма главной героини, по мнению авторов статьи, является постановка множества риторических вопросов, при помощи которых Зулейха пытается «найти свой путь и место в стремительно меняющемся мире»1: «Я умру?»2, «А вдруг Упыриха ошиблась?»3, «Что же будет на этот раз?»4. Также «стоит отметить, что главная героиня "в минуты тягостных раздумий" вспоминает о своих предках (матери): "Как там мама говорила?"»5 [5, с. 99].

Н.Н. Михайлова и С.М. Калашникова (Ростов-на-Дону) [2] видят в материнстве точку сближения Зулейхи и Упырихи. Исследователи отмечают, что Зулейха и ее свекровь только на первый взгляд совершенно разные. Если подробнее рассмотреть двух главных героинь, которых изначально можно назвать противниками, антагонистами, то обнаружится, что они - двойники.

В начале текста «Упыриха», «старая ведьма», «старая карга» -такими экспрессивными, эмоционально окрашенными словами именует свою свекровь Зулейха - предстает как однозначно отрицательный персонаж, несущий в себе много негативных черт. Однако, «рассмотрев образ более детально, можно выявить общее -то, что роднит ее с Зулейхой и делает их своеобразными двойниками, а не противниками»: «Во-первых, это семейный уклад, взаимоотношения с мужем, строгое повиновение и соблюдение условий патриархального быта. Во-вторых, обе они являются воплощением женщины-матери» [2, с. 126].

Образ свекрови национально-архетипичен, он наполнен искренней любовью к сыну, однако статичен. Она - «яркий представитель своей культуры, вероисповедания, образ века, эпохи, выступающий идеалом вечных законов традиционного патриархального уклада и национальной самобытности» [2, с. 126].

1 Кумышева Л.Ч., Кучукова З.А. Этногендерный аспект романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Литературное обозрение: История и современность. - 2016. - № 6. - С. 19-21.

2 Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза. - М.: АСТ, 2016. - С. 42.

3 Там же. - С. 43.

4 Там же. - С. 44.

5 Там же. - С. 43.

Образ Зулейхи динамичен. Этот персонаж эволюционирует на протяжении всего повествования. Если в начале романа Зулейха -лишь «тень» мужа, мир ее ограничен семейным кругом, вся внешняя жизнь безлика, бездейственна, характерна для «маленького человека», «маленькой женщины», то впоследствии она предстает «центром мира, центром бытия, вокруг которого вращаются события романа» [2, с. 125].

Сменив роль рабыни мужа на роль рабыни режима, пройдя череду предначертанных ей испытаний, она наконец становится свободным человеком, сильной женщиной. По мнению Н.Н. Михайловой и С.М. Калашниковой, «героиня обретает себя благодаря трем вещам: пользе людям, материнству, любви к мужчине» [2, с. 126].

Эту точку зрения поддерживают М.Ю. Чотчаева и И.В. Ключникова, подчеркивая, что «материнство, несомненно, повлияло на эволюцию женского национального характера» [4, с. 40] и что любовь стала для Зулейхи некой силой, которая не только изменила отношение к жизни, но и способствовала становлению личности. Только в тяжелых условиях лагеря героине удалось обрести любовь, совсем незнакомую ей до этого. Доказательством взаимности чувств стало решение, которое принял Игнатов, помогая сыну Зу-лейхи Юзуфу уехать. Этот момент является очень важным в цепочке повествования, поскольку сама Зулейха делает сложный выбор, жертвуя своими материнскими чувствами, а Игнатов доказывает ей свою верность и преданность.

Любовь героини к отрицательному (как он, казалось бы, должен восприниматься) персонажу - «красноордынцу» Игнатову Е.В. Сергеева (Санкт-Петербург) [3] также считает не случайной, объясняя ее умением этих героев тонко чувствовать. В статье «"Традиционная" образность как критерий художественности литературного текста (на материале романа Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза")» исследовательница замечает, что традиционные, трансформированные и индивидуальные художественные средства употребляются в романе в зависимости от того, сквозь призму мировосприятия какого персонажа читатель видит мир.

Фрагменты виртуальной реальности, которые видит читатель через призму восприятия Зулейхи, особенно ярки и насыщены красками оригинального и свежего мировосприятия человека

скромного и незаметного, но сильного и неординарного, умеющего понимать красоту и величие жизни (например: «Снег... хрустит... сочно - как свежая капуста»1; «солнечно-желтое, звонкое на морозе зерно»2; «раскинувшаяся внизу равнина кажется гигантской белой скатертью, на которой рука Всевышнего разметала бисер деревьев и ленты дорог») [3, с. 262].

Так же тонко умеет чувствовать окружающий мир Игнатов («мелкая солнечная рябь горит на воде жарко, огненной чешуей»3; «длинный и черный, с хищными усами антенн и выпученными глазищами фонарей катер, вдруг нарисовавшийся на темно-синем зеркале воды»4).

По утверждению М.Ю. Чотчаевой и И.В. Ключниковой, Г. Яхина, используя художественные особенности повествования современной прозы, рисует поистине уникальный образ главной героини, позволяя рассмотреть жизнь в пространстве несвободы в изображении судьбы обычной женщины: «Гузель Яхина создает произведение, которое синтезирует картину личного (в данном случае - семейного) и народного исторического прошлого. Рассказывая историю своей семьи сквозь призму общей трагедии депортированных народов, Г. Яхина вносит свой вклад в создание общего полифонического гипертекста, основным предназначением которого является художественное воплощение темы свободы и несвободы человеческой личности» [4, с. 40].

Список литературы

1. Герасимова Т.А., Божкова Г.Н. Репрезентация национального характера в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Аллея науки. - 2019. -Т. 1, № 10 (37). - URL: https://aUey-science.ru/domains_data/fdes/05October2019/ REPREZENTACIYa%20NACIONALNOGO%20HARAKTERA%20V%20ROMA NE%20GUZEL%20YaHINOY%20_ZULEYHA%20OTKRYVAET%20GLAZA_. pdf (Дата обращения: 20.05.2020.)

2. Михайлова Н.Н., Калашникова С.М. Система персонажей в романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Литература в диалоге культур: межвуз. науч. сб. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. - С. 125-129.

1 Яхина Г. Зулейха открывает глаза. - М.: АСТ, 2018. - С. 65.

2 Там же. - С. 67.

3 Там же. - С. 217.

4 Там же. - С. 326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.