Научная статья на тему 'Особенности изображения образа главной героини в романе П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя»'

Особенности изображения образа главной героини в романе П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / НАТУРАЛИЗМ / РЕАЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЗМ / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / ГЕРОИНЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петренко Н.А.

В статье анализируются художественные средства изображения образа главной героини в романе П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя». Отмечено, что роман писателя произведение новаторское. Содержание романа внутренняя жизнь, духовное перерождение Марьи Михайловны определяет форму дневника героини. Форма дневника обусловливает характер изобразительных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEPICTING THE IMAGE OF THE MAIN HEROINE IN P. D. BOBORYKINS NOVEL "THE EVENING VICTIM"

The article analyzes the artistic devices of depicting the image of the main heroine in P.D. Boborykin's novel "The Evening Victim". It is noted that the novel of the writer is an innovative product. Its content is the inner life and spiritual rebirth of Maria Mikhailovna. That is why a writer chooses the appropriate form the heroine's diary. This form determines the character of the pictorial means.

Текст научной работы на тему «Особенности изображения образа главной героини в романе П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя»»

изошло. Директор департамента общественной безопасности Алексей Серенко зачитал позитивный доклад: мол, «загрязнение воздуха за последние годы уменьшилось более чем в 2,5 раза»... (17.12.2014).

По данным газетных текстов, именно чиновники выступают виновниками того, что Омск стал депрессивным регионом: молодежь в поисках лучшей жизни из него уезжает, а те, кто остается верен родному городу, вынуждены взирать на «мерзость запустения». Ограничимся цитатой из статьи известного журналиста С. Шкаева, которая могла бы стать своеобразным реквиемом по Омской области и ее центру - многострадальному Омску: Омская область -погост и выть. Кладбище и часть земли сибирской, где «от хорошей жизни», созданной в предыдущие два десятилетия, воем воют горемычные омичи (18.09.2013). (Анализ фрагмента картины мира, связанной с медиаконцеп-том «Омск» и представленной в текстах С. Шкаева, а также сравнительный анализ метонимических моделей описания прощлого и настоящего города см. в [2].)

Все выделенные семантические доминанты языкового образа Омска, созданного усилиями журналистов «ВО», имеют ярко выраженную отрицательно-оценочную окраску. Скупость журналистов на положительные оценки вполне вписывается в общепризнанную тенденцию: негативное привлекает повышенное внимание, остро воспринимается, поэтому отрицательная оценка имеет преимущественное право на выход в речь.

Вряд ли будет правильным упрекать журналистов «ВО» в избытке внимания к негативу: как говорится, рады бы писать о местных достижениях и победах, да реальное положение дел и журналистская честность не дают (примерно так «ВО» объясняет свою позицию, которая, судя по популярности газеты, симпатична его читателям). Переводя данные рас-

УДК 821.161.1Б-31.091

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В РОМАНЕ П. Д. БОБОРЫКИНА «ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ»

В статье анализируются художественные средства изображения образа главной героини в романе П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя». Отмечено, что роман писателя - произведение новаторское. Содержание романа - внутренняя жизнь, духовное перерождение Марьи Михайловны - определяет форму дневника героини. Форма дневника обусловливает характер изобразительных средств.

Ключевые слова: роман, натурализм, реализм, психологизм, женский образ, героиня.

Творчество П. Д. Боборыкина - известного писателя второй половины XIX века - представляет несомненный

суждения в лингвистическую плоскость, вспомним об отражательной способности языка: создаваемые посредством языка образы мира имеют экстралингвистическую обусловленность (публицистика - один из инструментов создания языковых образов окружающих человека реалий).

И все-таки публикации «ВО» показывают, что в образе города не все так мрачно: Омск - город умных, талантливых, хороших людей. Эта семантическая доминанта противопоставлена всем вышеописанным: омичи заслуживают лучшей жизни, но им постоянно что-то мешает, и поиск этого «чего-то» продолжается: Не тот город? (заголовок). Всегда хотелось посмотреть, что будет, если во главе города будет поставлен человек: а) не чиновник; б) умный и компетентный; в) порядочный. < . . .> Ну что все-таки не так? Плохая команда? Отсутствие революционных методов управления и смелости решений? Привычная апатия чиновников? Недостаток лидерских качеств? Низкие амбиции? Или просто город не тот? (30.09.2015).

Остается надеяться, что, преодолев 300-летний рубеж, Омск в своем языковом представлении не без объективных причин освободится от негативных смыслов и приобретет положительно-оценочные семантические доминанты.

1. Вагенляйтнер Н. В., Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI века: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 160 с.

2. Малышева Е. Г. «Город мертв»: концептуализация негативного в медиаобразе Омска // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 50-59.

© Никитина Л. Б., 2016

Н. А. Петренко N. A. Petrenko

PECULIARITIES OF DEPICTING THE IMAGE OF THE MAIN HEROINE IN P. D. BOBORYKINS NOVEL "THE EVENING VICTIM"

The article analyzes the artistic devices of depicting the image of the main heroine in P.D. Boborykin's novel "The Evening Victim". It is noted that the novel of the writer is an innovative product. Its content is the inner life and spiritual rebirth of Maria Mikhailovna. That is why a writer chooses the appropriate form - the heroine's diary. This form determines the character of the pictorial means.

Keywords: novel, naturalism, realism, psychologism, female image, heroine.

интерес для читателей и исследователей, поскольку этот автор в своих произведениях проповедовал общечелове-

ческие моральные ценности. Степень изученности творчества писателя невелика и носит эпизодический характер. В XX столетии художественное наследие П. Д. Боборыкина изучалось мало и лишь частично было включено в историю русской литературы. Большинство его произведений существует только в изданиях XIX - начала XX века и практически не знакомо читателю. В современном литературоведении поэтика женских образов в творчестве П. Д. Боборыкина анализируется фрагментарно (см., например: [1; 2]). Цель нашего исследования - рассмотреть особенности создания образа главной героини в малоизученном романе писателя «Жертва вечерняя».

Роман П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя» - произведение новаторское. Выводя на первый план эмоциональный женский характер, автор стремился к изображению нового, никем еще не отмеченного женского образа. Сюжет «Жертвы...» связан с постепенным развитием характера главной героини. Боборыкин в первую очередь рассказывает читателю о ее повседневной жизни, описывает социальный фон, который помогает дополнить и всесторонне раскрыть эволюцию центрального образа.

Главная героиня романа, Марья Михайловна, - двадцатидвухлетняя статная красавица, представительница высшего сословия России. Постоянные светские визиты, вечера и балы тяготят ее. Она страдает меланхолией, нервной слабостью и мигренью от тоски, бездеятельности, томится, ищет развлечений: «Ведь если не удариться ни в хозяйство, ни в благочестие, ни в добрые дела, ни в нигилизм, ни в ученость, что же остается? То, что я теперь делаю: танцевать и выделывать коньками свои вензеля? Так ведь это все там, наружу, на людях. А внутри, у себя, дома, перед судом совести? Ничего.» [3, с. 62].

Марья Михайловна с ужасом вспоминает свою жизнь с супругом: «Никогда я не помню, чтобы мы с ним о чем-нибудь толковали серьезно. Это была какая-то "белиберда"... Выезжали, целовались. Ни одной мысли, ни одного умного слова. Так, как какие-то животные.» [3, с. 5]. Поэтому она стремится проводить время в обществе умных людей, начинает читать европейские журналы, пытается разобраться в философии Б. Спинозы, размышляет о женщинах - «синих чулках» и «нигилистках».

Содержанием романа «Жертва вечерняя» является внутренняя жизнь, самонаблюдение, духовное перерождение Марьи Михайловны. Внимание писателя полностью сосредоточено не на том, что она делает, а на том, о чем думает, какие чувства испытывает, как оценивает себя и других. Именно поэтому П. Д. Боборыкин выбирает соответствующую форму - дневник героини.

Образ Марьи Михайловны в основном создается методом «прямого» психологического анализа. Это молодая женщина с богатыми душевными задатками и запросами, склонная к раздумьям и самоанализу. Критик М. Протопопов верно отмечает: «.сложная, вся созданная из мучительных противоречий, нравственная природа женщин этого сорта представляет любопытный материал для анализа. Боборыкин придает этому типу большое общественное значение» [4, с. 143]. С. Венгеров обращает внимание на то, что писатель «.с большим мастерством обрисовал психологию своей героини.» [5, с. 231].

В русской литературе принято оценивать нравственный потенциал героев по их отношению к любимому человеку и детям. О роли матери в жизни ребенка писали Е. Кон-ради («Исповедь матери»), Н. Дмитриева («На перепутье»), Н. Хвощинская («Большая медведица»), Л. Толстой («Семейное счастье») и др. Актуальная проблема воспитания детей волновала и П. Боборыкина.

Во второй половине XIX века после рождения ребенка женщины высшего сословия отдавали его кормилице. По их мнению, кормящая мать после бессонных ночей плохо выглядела, теряла свой соблазнительный вид, у нее ухудшалось здоровье. В романе П. Боборыкина «Жертва вечерняя» главная героиня сама заботилась о ребенке, кормила грудью своего сына, и, заметим, ей это доставляло удовольствие: «Я кормила Володьку и, слава Богу, ни пред кем не рисовалась этими приятными обязанностями (выделено нами - Н. П. )» [3, с. 56]. Но Марья Михайловна не воспитывает сама своего ребенка, а отдает его заграничной няне.

Героиня полностью поглощена удовольствиями, развлечениями: «Я хочу быть как вольная птица.» [3, с. 163]. Она даже не подозревает, что собственный ребенок может дать ей богатую внутреннюю жизнь. Постепенно Марья Михайловна осознает, что для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, приносить пользу обществу, не обязательно отрекаться от детей, семьи. Боборыкин так фиксирует ее изменения представлений о материнстве: «Я человек свободный, меня никто не стесняет в выборе дела, я не то, что какая-нибудь Елена Семеновна, которая должна была бросить родных, чтобы жить для любви и добра. Володька мне не помеха» [3, с. 267].

Маша видит, что ребенку нужны ее любовь, забота, внимание. Она ужасается своих прежних взглядов: «К чему драпироваться в свои материнские добродетели? Начать с того: что за чин такой - быть матерью?» [3, с. 57]. Ругая себя за безразличие к маленькому сыну, Марья Михайловна вспоминает: «Да, как он держан? Видела ли я его раз в неделю, в последнее время?... Кое-когда я слышала из детской его хныканье. Вот и все» [3, с. 195]. Такие описания проникнуты тонким лиризмом и производят сильное эмоциональное впечатление. Внутренний монолог Маши во время болезни сына передает ее переживания и чувство вины: «А кто будет виноват? - Я. Разве я следила за тем, как он растет, что ему нужно?.. Собралась я готовить себя к развиванию Володи, а не умела даже оградить его здоровье. » [3, с. 292]. Боборыкин показывает, что для героини семья становится основным жизненным фактором и дает ощущение уверенности. Марья Михайловна стыдится своих прежних взглядов, понимая, что ее прошлая жизнь была такой безрассудной потому, что она никогда серьезно не задумывалась об истинном назначении женщины. Эти трансформации составляют эволюцию ее мировоззрения.

По мере развития действия романа увеличивается степень индивидуализации образа героини. Марья Михайловна сама отмечает, что ее восприятие окружающего мира существенно меняется: если раньше ей было незнакомо чувство материнства и ответственности, то позже ее страдающая душа раскрывается для этого чувства. Процесс духовного обновления Маши с каждым днем становится интенсивнее.

Событийную сторону жизни Марьи Михайловны можно представить как ломаную линию (падение и взлет). Иначе происходит процесс ее духовного и нравственного развития:

1) тлетворное влияние среды, искушение, ежедневные визиты, великосветские вечера, маскарады;

2) моральная деградация героини, разгульная порочная жизнь, отказ от единственного сына;

3) нравственное возрождение, осуждение пустой жизни светского общества, самоубийство.

Образ Марьи Михайловны вызвал множество противоречивых суждений среди критиков. Оценивая образ главной героини, М. Е. Салтыков-Щедрин указывает, что она «принадлежит к числу тех обыкновенных русских досужих женщин, у которых с ранней молодости все помыслы направлены к "срыванию цветов удовольствия"» [6, с. 39]. Критик Д. Д. Минаев, высказываясь по поводу «Жертвы вечерней», также дает негативную оценку образу Марьи Михайловны, иронично замечая: «Главная героиня этого романа из пустой, светской женщины... в один месяц, по капризу романиста, превращается чуть не в святую женщину. и ездит по разным вертепам для спасения падших женщин. Очень правдоподобно.» [7, с. 147-148]. К. Ф. Головин несправедливо называет Марью Михайловну «довольно пустенькой светской дамой» [8, с. 391]. Эти несколько грубые, оскорбительные, однозначные оценки представляются нам неверными, так как критики полностью оценивают образ героини по ее опрометчивым поступкам, обращают внимание лишь на слабые стороны ее характера. Они не рассматривают эволюцию Марьи Михайловны, ее нравственное возрождение, не учитывают позицию самого П. Боборыкина.

Иным было мнение М. Протопопова, автора статьи «Беллетрист-публицист», посвященной творчеству писателя. Он дает положительную оценку поведения главной героини, указывая на то, что «чистая, как кристалл, душа Марьи Михайловны, ее горячее сердце, которому некого любить, ее тонкий и светлый ум, которому не о чем думать, вся ее нравственная личность, способная не только к деятельности, но и к подвигу» [4, с. 146]. Подобная мысль несколько позже была высказана одним из первых исследователей художественного наследия автора А. Лининым. В своей монографии «К истории буржуазного стиля в русской литературе (Творчество П. Д. Боборыкина)» он отмечает, что писатель изобразил «.женщину с натурой глубокой, с ясным умом и хорошим сердцем. Это. лучшая представительница своей среды» [9, с. 59]. Линин считает, что в страданиях и «падении» Марьи Михайловны виновно прежде всего общество. Современная исследовательница Л. Сараскина высказывает мнение, что «.героиня как человеческий тип не имела перспектив: слишком чувственная, она оказалась падкой до большого разврата; слишком порядочная, она была им непоправимо отравлена, утратив не только вкус к чистым отношениям, но и к жизни» [1, с. 213].

Разногласия в трактовке характера главной героини «Жертвы вечерней» побуждают к более объективной и справедливой его оценке. По нашему мнению, тип этой героини достоверный. Это сложный, динамичный, лишенный схематизма образ. Боборыкин дает подробный социально-психологический портрет молодой женщины, видит в ней

личность, наделенную большими душевными силами, глубоко понимает ее женскую душу, ее страдания. Романист освещает проблемы эмансипации женской личности как будто с позиции самой женщины, обращает внимание на такие особенности ее психологии, которые обычно мужчины-писатели не замечают, например, описывает состояние женской влюбленности, муки совести, зависть, ненависть, материнские чувства и т. д.

Марья Михайловна ищет жизненную цель, которая доставит ей внутреннее удовлетворение и заполнит пустоту в ее жизни: «Меня надо толкнуть туда, где женская любовь обращена на все то, что есть самого святого на свете! .чтоб я тратила каждый день все, что у меня только осталось в душе человеческого!..» [3, с. 207]. Она не прочь оказать помощь любому человеку, но пока у нее не было подходящего случая.

Наконец после длительных поисков верного пути к нравственному обновлению Марья Михайловна начинает новую и, главное, деятельную жизнь. Именно в активной деятельности она видит свое спасение, протестует против праздного, бесцельного существования, стремится к труду и знаниям: «Встаю я теперь в шесть часов и тотчас. засаживаюсь за азы. Ничего-то я не знаю. Хотелось бы все сразу обнять» [3, с. 311]. Марья Михайловна, размышляет над тем, что женщины получают очень поверхностное образование: «Да, теперь я начинаю только понимать, как возмутительно глупо держат нас в девицах. Возьму я книгу, прочитаю отдельную фразу и не могу отдать себе отчет ни в одном слове.» [3, с. 311]. Она осознает, что для того, чтобы стать действительно образованной женщиной, нужно серьезно учиться. Марья Михайловна начинает читать «Басни» Лафонтена, «Гамлета» Шекспира, произведения Тургенева, которые развивают не чувственность, а мысль. Такое искреннее желание получения знаний, настоящего дела, с нашей точки зрения, свидетельствует о сознательных стремлениях героини и имеет непосредственное значение для понимания самой постановки и решения женского вопроса в творчестве П. Д. Боборыкина.

Постепенно Марья Михайловна осознает, что спасение падших женщин от нравственной смерти нельзя ограничить лишь добрым словом, евангельской проповедью и «мистической силой любви» [3, с. 280]. Она знает, что нужен хороший приют и нормальные бытовые условия. Об этом ей говорит и ее брат, Степан Николаевич. Маша думает создать благотворительное общество, которое займется оказанием помощи падшим женщинам. В отличие от героини романа С. И. Смирновой-Сазоновой «Огонек», Клавдии Ракитиной, у которой не было денег, чтобы помочь бедным людям, у нее есть материальная возможность содержать приют. Но мечты героини разбиваются при первом же соприкосновении с реальной действительностью. Марья Михайловна с горькой иронией описывает свое разочарование, увидев, что все ее старания спасти падших женщин тщетны: «.я рассмеялась. Контраст был. крупный. Фигура фельдшера, обнимавшего толстую и курносую девушку, хохотавшую во все горло, после вчерашних, евангельских слез!...» [3, с. 265]. Она понимает, что несчастных русских девушек на путь порока толкает не только ужасающая бедность и нищета. «Чтобы бороться с падением, надо знать,

чем оно вызвано» [3, с. 246], - записывает Марья Михайловна в своем дневнике.

Каждому человеку от природы свойственны как положительные, так и отрицательные качества. Зачастую биологическая наследственность оказывается сильнее качеств, привитых хорошим воспитанием. Так, Боборыкин показывает нам ученицу Марьи Михайловны, «милую, симпатичную» [3, с. 268] Аннушку, которая после реабилитационного периода возвращается в дом терпимости. «Ни работа, ни книжки, ни божественное мне в голову не йдут. Сразу никак невозможно нам отстать от прежнего житья. Въелось оно в нас. Окаянное наше тело опять на волю просится. Отпустите вы меня, Христа ради, недельки на три погулять. Коли не пустите, я на себя руки наложу» [3, с. 269], - говорит она Маше. Здесь писатель мотивирует поведение девушки не социальными обстоятельствами, а ее биологической природой. Осознает это и Марья Михайловна: «Все эти женщины очень хорошо понимают свое положение. Видно, что каждая из них поступает сознательно» [3, с. 247]. Эту мысль Маши подтверждает и Степан Николаевич: «В одном слое погибших женщин вопрос чисто хозяйственный. в другом - к нему прибавляется еще вопрос темперамента» [3, с. 278]. Внимание писателя к физиологии, инстинктам и наследственности свидетельствует о чертах натурализма в его творчестве.

Перед героиней проходит целая галерея француженок, немок, англичанок, которые приехали в Петербург специально для того, чтобы заработать денег на обеспеченную жизнь. Прибегая к приему контраста, Боборыкин характеризует жизнь падших женщин и возможность их возрождения к новой жизни. Так, Марья Михайловна, посещая публичные дома, видит, что «в шикарном доме мадам полное довольство; в дешевых и грязных русских домах - трагический загул. Там - мертвое царство, здесь - возможность обновления» [3, с. 248].

В душе главной героини происходит сложный процесс. Она не верит в иллюзии и понимает, что каждый ее шаг на пути к возрождению поражен беспомощностью и неумением: «На меня нападает какое-то тихое унынье. Ничем я не удовлетворяюсь» [3, с. 264]. Марья Михайловна перестает верить в свои силы, боясь не справиться с неудачами: «Боже ты мой! Опять я одна - одинехонька на перепутье (выделено нами - Н. П.)» [3, с. 271]. Героиня находится в поиске истины. Перепутье для нее символизирует двойственность чувств, ее колебания. Марья Михайловна переживает глубокое разочарование в жизни, поэтому умирает. Этим она близка героиням романов Н. Дмитриевой «На перепутье», Н. Лескова «Некуда», А. Писемского «В водовороте».

Перепутье, поиски жизненного пути, «блуждание» Марьи Михайловны являются символическими. Героиня не уверена в себе, в своих силах: «Я решительно теряюсь» [3, с. 268], «Глубокое уныние и усталость напали на меня. Я на каждом шагу спотыкаюсь.» [3, с. 270], «.мне сделалось страшно» [3, с. 153], «я вся вздрогнула» [3, с. 331]. Повторяя несколько раз слова Маши о безвыходной ситуации, автор указывает на моральную дезориентацию и мучительный поиск утраченного равновесия не только героини романа, но и всего общества.

В «Жертве вечерней» можно отметить не только эпическое, но и драматическое начало. Героиня романа, Марья Михайловна, находится в мучительном поиске новых жизненных истин. Автор показывает, что ее мечтам не суждено было сбыться. Даже близкие люди сомневаются в успехе начинаний героини. Безрассудный поступок Марьи Михайловны постоянно ее мучит, влечет за собою угрызение совести и чувство недовольства собой. Как сильный человек, она старается исправить ошибку. Боборыкин указывает, что в душе Маши еще живы понятия честности, самопожертвования, инстинкт материнства, поэтому она может выбраться из сетей греха. Однако за каждым ее движением, каждой ее мыслью просматривается душевная драма женщины, лишенной полноценной жизни. Внутренняя безысходность положения обрекает героиню на самоубийство.

Одним из ведущих в романе «Жертва вечерняя» П. Боборыкина является мотив смерти. Марья Михайловна неоднократно говорит о смерти как о единственно возможном избавлении от страданий. Так, в ее дневнике появляется такая запись: «.мысль о смерти почему-то вдруг представилась мне, да так ясно, так убедительно, что меня даже дрожь пробрала. внезапная, очень дикая, болезненная мысль, что я никогда больше не увижу этих комнат, пронизала меня, точно каким раскаленным прутом» [3, с. 299]. Маша предчувствует неминуемый трагический финал своей жизни, ощущает пустоту в душе. В первый раз после долгих тяжелых размышлений о дальнейшей жизни сердце героини радостно забилось, когда она услышала строки из трагедии В. Шекспира «Гамлет» о смерти: «Как такой развязки не жаждать?» [3, с. 323]. Строки из монолога Гамлета Маша вспоминает и перед своей смертью: «Вот исход многожеланный!» [3, с. 388]. В смерти Марья Михайловна найдет окончательную свободу и победу. Она, как и Гамлет, борется с ложью, но ей не хватает сил, веры и энтузиазма на пути к достижению своей цели.

Марья Михайловна с волнением и интересом смотрит в театре драму А. Островского «Гроза». Она предвидит смерть Катерины и внутренне восклицает: «Возьми меня с собой. кинь и меня в реку, дай ты мне хоть на одно мгновение твою смерть. Ты так хорошо покончила!» [3, с. 369]. Маша сравнивает себя с Катериной: «.мне просто стало жалко этой женщины: она шла слепо, как и я же (выделено нами - Н. П.), к роковому концу» [3, с. 367]. По мнению современной украинской исследовательницы Н. А. Колосовой, П. Боборыкин «обладал литературоведческим даром, его анализ "Грозы" Островского, произнесенный от лица героини, наверное, лучшие страницы романа "Жертва вечерняя"» [10, с. 400].

Марья Михайловна описывает также свое волнение при чтении Степаном пьесы Ф. Понсара «Шарлотта Кордэ»: «Я сидела выпрямившись и смотрела в самое себя, видела в себе всякую жилку, всякий фибр, точно по частям разнимала себя. Пускай мое бедное тело будет поругано! Я вижу и слышу, что делают с ним. рвут на части мою безумную жизнь» [3, с. 373]. Она сравнивает героиню пьесы, Шарлотту, с собой: «И у нее так же свои книжки, как у меня (выделено нами - Н. П.), люди и опыты над собой.» [3, с. 372].

Думается, что обращение П. Боборыкина к текстам произведений А. Островского и Ф. Понсара было связано

с коренной переработкой образа главной героини, которая закончит свою жизнь самоубийством. В моменты просмотра драмы «Гроза» в театре и чтения пьесы «Шарлотта Кордэ» Марья Михайловна переживает большое эмоциональное потрясение. Она не случайно сравнивает себя с героинями этих произведений, так как заведомо знает, что ее жизнь «оборвется». Таким образом, литературные реминисценции становятся смысловым лейтмотивом романа «Жертва вечерняя».

Нам представляется, что Марья Михайловна приходит к самоубийству, ощутив полное бессилие хоть что-либо изменить. Она теряет интерес к жизни, чувствует свою бесполезность и вину, постоянно размышляет о смерти. Так, героиня записывает в дневнике: «Я вижу во всех моих поступках, мыслях, словах, увлечениях одни только инстинкты. Я ничего в себе не воспитала.» [3, с. 361-362]. Маша сознательно уходит из жизни, о чем свидетельствует предсмертная запись в дневнике. Она находит в себе силы покончить с собой, в отличие от главной героини повести П. Боборыкина «Обречена».

Критик М. А. Протопопов утверждает, что таким неестественным финалом писатель «конец повести испортил. покарал ее (героиню - Н. П.) за что-то» [4, с. 150] ужасной и неестественной смертью. «Роман Боборыкина испорчен своим искусственно придуманным пессимистическим заключением.» [11, с. 23], - вторит критик начала XX века З. Вен-герова.

По нашему мнению, жизненный финал Марьи Михайловны знаменателен. Ее отчаянный поступок - это вызов лжи, лицемерию, ханжеству. Боборыкин не изображает ее «новой» женщиной, которая занимается активной деятельностью, но она поднимает бунт против общественных нравов и доказывает свою самодостаточность. Писатель дает нам понять, что путь Марьи Михайловны - самоубийство -не выход из сложившегося положения. Но трагическая гибель незаурядной личности была обвинением консервативному обществу.

Отметим, что Боборыкин не делает Марью Михайловну идеальной героиней, однако показывает ее как натуру исключительную, как лучшую представительницу своей среды, которая стремится вырваться из тяжелых оков безнравственности, обмана, лести, ничтожества, гнили бесцельной прозябающей жизни. «Счастье самообмана не дано мне в удел» [3, с. 365], - говорит она, подводя итог своего жизненного пути. Героиня не мирится с миром умственной и нравственной слепоты. Именно трагическим финалом жизни Марьи Михайловны автор идеализирует ее, подымает выше среды пустого светского общества.

Практически все самоубийцы перед последними мгновениями жизни пишут исповеди. Маша диктует Степану Николаевичу завещание, в котором объясняет причину своей смерти и просит прощения у родных людей. Заметим, что в последние минуты жизни героиня не находится в бреду и не подвержена расстройству умственных способностей, принимает решения мгновенно, без колебаний. Мысли и чувства, выраженные в ее предсмертном послании, указывают на твердость духа и уверенность в своей правоте. Боборыкин не изображает сцен борьбы жизни и смерти. Марья Михайловна записывает в дневник свои ощущения

при приближении смерти: «.я не нервничаю.» [3, с. 383], «Я почувствовала, что меня начинает разбирать» [3, с. 385], «.я улыбалась. Мне ни капельки не страшно. Во мне так много любви, что дико было бы думать о себе, да еще в такую минуту.» [3, с. 386], «Через четверть часа меня не будет» [3, с. 388]. Следует указать, что последние минуты жизни Маши полны противоречий. Она говорит о судьбах человечества, но не думает о дальнейшей судьбе своего маленького сына.

На гибельный путь главную героиню приводят внешние условия жизни: праздность, скука, безделье, апатия, однообразие. Лицемерие и пошлость светского общества способны лишь погубить человека. Именно этой мыслью оправдан сюжетно неожиданный финал романа: накануне счастливой семейной жизни с любимым человеком Марья Михайловна, молодая женщина, полная энергии, воли и здоровья, заканчивает жизнь самоубийством. «Она изломана, изуродована своей собственной погоней за разного рода ощущениями, когда приходит любовь, то святость искреннего чувства уже бессильна возродить ее, а напротив того наносит ей последний удар» [11, с. 21], - верно отмечает З. Венгерова.

Таким образом, художественная структура романа подчинена раскрытию образа главной героини. Остальные персонажи сгруппированы вокруг нее не только сюжетно-композиционно, но и психологически, помогают выявить все грани внутреннего мира Марьи Михайловны. Но вместе с тем второстепенные персонажи имеют важное самостоятельное значение и непосредственно влияют на ход событий, необходимы для выражения главной идеи произведения.

1. Сараскина Л. И. Модный писатель в салоне и дома // Знамя. 1998. № 4. С. 205-219.

2. Щеблыкин С. И. Художественное новаторство романа П. Д. Боборыкина «Жертва вечерняя»: учеб. пособие по спецкурсу. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005. 53 с.

3. Боборыкин П. Д. Жертва вечерняя // Боборыкин П. Д. Сочинения: в 12 т. СПб.; М.: Изд-во Т-ва М. О. Вольф, 1885. Т. 5. 388 с.

4. Протопопов М. А. Беллетрист-публицист (Романы и повести г. Боборыкина) // Русская мысль. 1892. № 11. С. 131-152.

5. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней): в 6 т. СПб.: Семеновская Типолитография И. А. Ефрона, 1889. Т. 4: Боборыкин - Богоявленский. 1895. С. 191-241.

6. Салтыков-Щедрин М. Е.Новаторы особого рода // Собрание сочинений: в 20 т. Т. 9: Критика и публицистика (18681883). М.: Художественная литература, 1970. С. 36-47.

7. Минаев Д. Д. С Невского берега // Дело. 1868. № 5. С. 140-157.

8. Головин К. Ф. Русский роман и русское общество. СПб.: Изд. тип. А. А. Пороховщикова, 1897. 472 с.

9. Линин А. М. К истории буржуазного стиля в русской литературе (Творчество П. Д. Боборыкина). Ростов н/Д: Изд-во Ростовского-на-Дону пед. ин-та, 1935. Т. 6. С. 51-135.

10. Колосова Н. А. Полифонизм Ф. М. Достоевского в ракурсе видения «фотографизма» П. Д. Боборыкина. Разговор с тенью // Колосова Н. А. Метаморфозы времени. От полифонии А. С. Пушкина до полифонии А. Белого. Киев : ПЦ «Фолиант», 2006. С. 372-419.

11. Венгерова З .П. Из жизни и литературы. П. Д. Боборыкин (к сорокалетию его литературной деятельности) // Образование. 1900. № 12. С. 18-27.

© Петренко Н. А., 2G16

УДК 801 091

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ОТДЕЛЬНЫХ СОКРАЩЕННЫХ АНГЛИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

В статье рассматривается история создания и функционирование отдельных английских сокращенных терминов подъязыка экономики. Посредством реализации социолингвистического подхода выявляются нелингвистические причины формирования рассматриваемых терминов, объясняется их влияние на процессы происхождения терминов и на изменение их графических оболочек, формулируются основные тенденции в формировании, развитии и становлении значений исследуемой лексической группы.

Ключевые слова: сокращенные английские экономические термины, социолингвистика, формирование термина, расшифровка термина, история создания термина.

fl. r. npocBupHUHa L. G. Prosvirnina

SOCIOLINGUISTIC STUDY ON HISTORY OF CERTAIN ENGLISH ABBREVIATED ECONOMIC TERMS

The article is devoted to the history of the establishment and functioning of certain English abbreviated terms of the sublanguage of economics. The application of sociolinguistic approach enables us to identify the non-linguistic causes of formation of the discussed terms, explain their impact on processes of the terms origin and changing their graphical forms, as well as identify the main trends in the formation, development and formation of the meaning of the studied lexical group.

Keywords: English abbreviated economic terms, sociolinguistics, formation of the term, deciphering of the term, history of the establishment of the term.

Процесс формирования термина происходит в основном в соответствии с законами общего языка, однако часто бывает обусловлен различными обстоятельствами и факторами внешнего, нелингвистического происхождения. Разобраться в этом процессе нам помогает социолингвистический подход, который подразумевает углубление в историю [1, с. 26] и рассмотрение самых разнообразных предпосылок возникновения и формирования рассматриваемых терминов. Формирование гармоничной личности, компетентной в профессиональной сфере языка [2, с. 41], возможно только на основе знания законов развития, причин и обстоятельств, обусловивших появление тех или иных терминов.

Сокращенные английские термины в сфере экономики появляются в связи с большой линейной протяженностью исходного варианта полнозначного термина и неудобством его использования. После завершения процедуры свертывания термина одним из известных способов его сокращенный вариант начинает функционировать и изменяться как внешне, так и внутренне, т. е. изменять свое семантическое наполнение в зависимости от внешних, экстралингвистических обстоятельств, однако в соответствии с общими языковыми нормами.

Рассмотрим историю происхождения сокращенного английского экономического термина NAFTA, который расшифровывается как North American Free Trade Agreement, что в переводе на русский язык означает Североамериканское

соглашение о свободной торговле. Данное соглашение охватывает Канаду, Мексику и США, делая NAFTA крупнейшей в мире зоной свободной торговли с точки зрения ВВП. Концепцией NAFTA является содействие экономическому росту, облегчая движение товаров и услуг между США, Канадой и Мексикой.

Несмотря на то, что закон о зоне свободной торговли вступил в силу с 1 января 1994 г., история данного термина началась намного раньше. Соглашение о создании NAFTA является итогом более чем полувекового сотрудничества стран и стремлением США и Канады к торгово-экономическому и политическому объединению. На протяжении всего XX столетия границы между США и Канадой постепенно размывались экономически и путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы.

Начальные предпосылки к подписанию соглашения возникли в первой половине XX века, когда в 1947 г. был принят «План Эббота», целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики.

Следующим шагом можно назвать Соглашение о совместном военном производстве, принятое в 1959 г. с целью внедрения американских стандартов в канадское производство военной техники.

Необходимость стимулирования интеграции многих других отраслей и стремление к либерализации рынка товаров и капитала привело к подписанию Соглашения о либера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.